Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему «Система формирования иностранными СМИ информационных фейков, направленных на население конкретных стран (на выбор)»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретико-методологические
основы медиасистемы американских СМИ 8
1.1. Система современных американских СМИ:
структура, элементы, функции 8
1.2. Особенности печатных изданий и их роль
и значение в современной медиасистеме. 19
Выводы по главе 1. 23
Глава 2. Информационные
фейки как инструмент формирования общественного мнения. 25
2.1. Теоретические аспекты
феномена «фейк» новостей в современных медиа 25
2.2 Факторы формирования
фейк-ньюз. 34
Выводы по главе 2. 37
Глава 3. Информационные фейки в
практике современных американских СМИ (на примере газет «The Washington Post» и «The New York Times») 38
3.1. Информационные фейки и их роль в
медиасистеме. 38
3.2. Сравнительный анализ
особенностей освещения информационных фейков в газетах «The Washington Post» и «The New York Times». 44
Выводы по главе 3. 60
Заключение. 62
Список использованной литературы.. 64
Список источников. 70
Приложение 1. Примеры информационных
фейков о Д. Трампе из газеты «The Washington Post». 75
Приложение 2. Примеры информационных
фейков о Д. Трампе из газеты «New York Times». 83
Приложение 3. Сопоставительная
таблица различий представления информационных фейков в «The Washington Post» и «New York Times». 90
Введение:
Актуальность работы заключается в растущем количестве зафиксированных случаев использования
в СМИ и других каналах массовой коммуникации информационных фейков,
направленных на достижение определенных целей. Феномен фейковой новости в
современном медиапространстве стал настолько популярным, что к этой методике
прибегают и пользователи социальных сетей, и издания с серьезной репутацией.
Стоит отметить, что исторически СМИ являются
силой, способной изменить представление общественности о любой сфере
жизнедеятельности. В современном обществе СМИ выступают одним из главных
инструментов формирования общественного мнения, становится все сложнее
определить, где достоверная информация, а где – неподтвержденная.
Объектом исследования является медиасистема американских
СМИ.
Предметом исследования являются информационные фейки в
практике современных американских СМИ (на примере газет «The Washington Post» и
«The New York Times»).
Хронологические рамки исследования – предвыборная кампания на пост Президента США ( 2020 – 2021
гг. ).
Цель исследования состоит в том, чтобы рассмотреть
особенности системы создания и распространения информационных фейков в
американских СМИ (на примере газет «The Washington Post» и «The New York Times»).
Поставленная цель подразумевает решение следующих задач:
1. выявить
характерные особенности современной американской медиасистемы;
2. рассмотреть роль и место печатных
изданий в современной медиасистеме;
3. обозначить
ключевые аспекты феномена информационных фейков в современной медиасистеме;
4. рассмотреть
факторы формирования феномена информационных фейков в современных СМИ;
5. обозначить
место информационных фейков в медиасистеме;
6. провести
сопоставительный анализ особенностей репрезентации информационных фейков в
газетах «The Washington Post» и «The New York Times».
Теоретическая база исследования включает в себя работы следующих
исследователей: А.Д. Дедюхина, Е.Н.
Добросклонская, Т.Г. Добросклонская, Б.А. Калягин, Е.И. Кузнецова, В.В.
Прозоров, В.И. Сапунов, A. Briggs, S.M. Kirchhoff, P.J. Fourie и др.
Степень научной разработанности темы. Исследованию проблемы
информационных фейков посвящены труды отечественных и зарубежных ученых, представляющих
различные научные направления и школы, специалистов по информационным
технологиям, журналистике, социологии, психологии, связанных с изучением
глобализации, постинформационного общества, места медиасферы и аудитории в
глобальном пространстве.
Среди зарубежных авторов, которые внесли большой вклад в исследование
фейковых новостей, следует отметить Дж. Джонсона и С. Восоги.
Проблематику, связанную с изучением самого феномена фейковых новостей и
информационных фейков исследуют отечественные учёные: А.В. Белоедова, Е.Л.
Вартанова, Ю.М. Ершов, С.Н. Ильченко, А.П. Суходолов и др.
Вопросам влияния информационных фейков на общественное мнение посвящены
работы С.В. Богданова, А.В. Веснина, А.В, Манойло, М.Н. Орешко, И.Е.
Поверинова, А.И. Соловьева и др.
Глубокий анализ проблемы искажения достоверности в информационных фейков
представлен в работах А.В. Бейненсон, М.И. Шварц и др. Анализ научной разработанности темы
позволяет сделать следующие выводы:
1. накоплена
большая научная база, представленная теоретическими разработками и
эмпирическими исследованиями в области фейковых новостей в современной
журналистике, однако недостаточно разработаны вопросы, связанные с
функционированием информационных фейков в СМИ с репутацией качественных
изданий;
2. степень
научной разработанности проблемы функционирования фейковых новостей в
современной медиасистеме в качественных изданиях не в полной мере соответствует
объективным потребностям современной журналистики. Данные обстоятельства предопределили
выбор темы, объекта, предмета, цели и задач исследования.
Методологическую основу исследования составили такие инструменты, как анализ и
обобщение научной литературы, контент-анализ, необходимый при изучении фейковых
публикаций в американской прессе, а также описательный метод и сравнительный
анализ для выявления характерных черт формирования фейковых новостей.
Теоретическая база исследования состоит из фундаментальных трудов
отечественных и зарубежных ученых по вопросам изучения особенностей современной
медиасистемы, фейковых новостей, материалов научных статей по теме работы.
Эмпирическую базу исследования составляют публикации политических
новостей на сайтах газет «The Washington Post» и «The New York Times».
Гипотеза исследования
состоит в том, что
информационные фейки в печатаных изданиях в современной медиа системе
американских СМИ выступают инструментом формирования общественного мнения не
только в своей стране, но и за рубежом.
Заключение:
Подводя
итог, необходимо отметить, что современная медиасистема США характеризуется
своей многообразностью. Она подверглась значительному влиянию технологизации,
что сделало ее еще более доступной для аудитории. У СМИ в обществе есть
несколько определенных функций, среди которых и развлекательная, и
аналитическая, и рекламная. Многообразие функций СМИ указывает на то, что СМИ
оказывают глубинное и многоаспектное влияние на общество. В основе влияния СМИ
на аудиторию лежит фактор доверия той информации, которая передается через
перечисленные каналы. В современных средствах массовой информации существуют
различные методы воздействия СМИ на аудиторию, среди которых – сенсационность, методы
запугивания, фрагментации информации и т.д., что, с одной стороны, формирует
интерес аудитории к СМИ, а с другой – позволяет СМИ определенным образом
манипулировать своей аудиторией. Стоит отметить, что в рамках американской
медиасистемы традиционно наиболее влиятельными являются издания «The Washington
Post» и «The New York Times».
Важным аспектом изучения
в рамках исследования была проблема фейковых новостей. Стоит отметить, что сам
феномен искажения информации существовал всегда и преследовал различные цели.
Фейковые новости имеют практически неограниченный потенциал в рамках
политического и экономического противостояния, а также для достижения целей
средствами манипуляции общественным сознанием и пропаганды. Факторами
формирования фейковых новостей являются личные цели или политические либо
экономические задачи, которые наиболее эффективно решаются посредством
дезинформации. Факторами распространения фейковых новостей являются всеобщая
распространенность технологий, отсутствие критического мышления, уверенность
аудитории в искренности СМИ. В современном медиапространстве информационные
фейки позволяют решать широкий перечень задач. Они настраивают общественное
мнение в отношении того или иного феномена, общественного или политического
деятеля либо государства. Факты манипуляции общественным сознанием силами и
средствами официальных СМИ, которые традиционно считаются крайне авторитетными,
посредством использования информационных фейков указывают на то, что в
современном медиапространстве информация – средство достижения целей, средство
дискредитации противника. Проведенный анализ показал, что
тематически и «The Washington Post»,
и «New York Times»
основывали информационные фейки о Д. Трампе на текущей повестке дня. За основу
обоими рассмотренными изданиями берется актуальная повестка дня, что
подразумевает наибольший эмоциональный отклик со стороны аудитории. Важнейшей
темой 2020 года стала мировая пандемия коронавируса, которая, с одной стороны,
вызывала панику среди населения, а с другой стороны, была беспрецедентной по
масштабу принятия решений правительствами. Анализ также позволил установить
структурные различия между газетными статьями с информационными фейками от Д.
Трампе в рассмотренных изданиях. В «New York Times»
уже в первом абзаце приводится ключевая идея статьи, содержащая искажение
фактической информации. В некоторых случаях такая информация содержалась в
подзаголовке. Далее по тексту журналисты приводили мнения экспертов и
статистические данные, тем не менее, ключевой коммуникативный посыл статьи –
дискредитация Трампа – проявлялся уже в первых строках текста. В «The Washington
Post»
информационные фейки представлены как обычные новостные статьи: в них есть
вводная часть, которая представляет основную информацию по теме статьи, есть
цитаты, есть источники. Фейковыми эти сообщения делает их коммуникативная
направленность: они призваны искажать реальность, дезинформируя не только
аудиторию страны, на которую они направлены, но и зарубежную.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.
Теоретико-методологические основы медиасистемы американских СМИ 1.1. Система
современных американских СМИ: структура, элементы, функции Современный
мир не может существовать без СМИ и технических средств, которые служат для их
распространения. Люди пользуются печатными изданиями, Интернетом, включают
телевидение и радио, чтобы узнать новости или отдохнуть.
Традиционное
понимание феномена СМИ подразумевает, что их базовыми компонентами являются
печатные и аудиовизуальные средства массовой информации. В современной
медиасистеме свою важную роль играет и Интернет, поскольку, ввиду
компьютеризации человеческой цивилизации, многие привычные аудитории издания
ушли в Сеть, а также было создано множество новых СМИ, которые функционируют
непосредственно в Интернете, находя при этом свою аудиторию [Кузнецова 2008, С.
93].
Инфраструктура
СМИ – это несколько секторов производства содержания, которое впоследствии
распространяется посредством традиционных каналов СМИ. Информационные агентства
собирают и распространяют новости, использующиеся печатными и аудиовизуальными
медиа [Сапунов 2007]. Студии звукозаписи выпускают пластинки, кассеты,
компакт-диски – основу программ для большинства радиостанций. Производители
телепрограмм, видео- и киностудии – это своего рода фабрики производства
содержания для телевизионных каналов.
Особую группу
формируют сегодня Интернет — СМИ – предприятия, распространяющие контент в
цифровой интерактивной среде Интернета. Они могут рассматриваться одновременно
как часть группы электронных СМИ, поскольку во многом действуют по тем же
экономическим, организационным и профессиональным принципам, что и телевидение,
и радиовещание [Лукина 2005, С. 36].
С другой
стороны, Интернет является техническим каналом для распространения разного рода
содержательных продуктов – контента. Для многих предприятий традиционных СМИ он
выступает своего рода инфраструктурой, предоставляющей постоянно обновляемые
новости, дополнительную аналитическую информацию, иллюстративный материал
[Савастенко 2013]. Не случайно, поэтому многие информационные агентства
используют Интернет в качестве нового технологического канала распространения
своих материалов [Сапунов 2007, С. 21].
Стоит
отметить, что современная медиаиндустрия, которая, с одной стороны, опирается
на технические достижения, а с другой – черпает содержательные компоненты из
традиционных СМИ [Дедюхина, 2009, С. 115], формирует, по сути, новые продукты,
поскольку посредством Интернета пользователь получает любой тип медиаконтента
через самый современный и самый далекий от традиционных СМИ канал.
В современном
мире США занимают ведущие позиции в информационной сфере, что делает систему
СМИ этой страны крайне многообразной. Тем не менее, стоит отметить, что
американская пресса – и электронная, и печатная – отличается высокой степенью
коммерциализации [Одегова 2007, С. 72; Калягин 2015]. Тем не менее, в США
свободна слова и СМИ – важнейшее условие нормального функционирования общества.
Это зафиксировано в первой поправке к конституции США, которая, в частности,
гласит, что Конгресс США не будет принимать законы, ограничивающие свободу
слова или прессы. Поэтому американские СМИ позиционируют себя как хранителя
норм демократического государства. Но одновременно это и сила, способная
манипулировать общественным мнением. Не случайно ее называют «четвертой
властью» [Fourie 2010, С. 221].
В США нет специального закона о прессе. Отношения с
печатью регулируются на основе первой поправки к конституции, которая, как мы
уже отметили, предусматривает ее свободу. Но существуют факторы, которые могут
ограничивать эту свободу. Среди них можно назвать самоцензуру, особенно корпоративную,
требования рынка, влияние и нажим на журналистов со стороны владельцев,
издателей СМИ. Фактическая цензура может осуществляться в кабинете главного
редактора СМИ [Briggs
2009, С. 110].
Необходимо более подробно рассмотреть классификацию
СМИ, которые в совокупности формируют современную медиасистему.
В современных исследованиях СМИ представлены различные
классификации, в основу которых положены различные критерии, например, СМИ
могут быть классифицированы следующим образом:
1. по форме собственности (государственные,
частные, корпоративные);
2. по широте распространения (центральные
(государственные) и региональные СМИ);
3. по стилю (деловые, бульварные или
массовые, желтые или скандальные СМИ и т.д.);
4. по периодичности (ежедневные ежнедельники
и т.д.);
5. по жанрам (общественно-политические,
отраслевые, рекламные и т.д.) [Дугин
2017, С. 63-65].
Кроме того, СМИ могут
разделяться и на более масштабные категории, которые, в свою очередь, имеют
более детальные типологии: все СМИ делятся на три большие группы: печатные,
электронные и информационные агентства [Жилавская 2020].
Первая группа — печатные СМИ — подразделяются на:
1. газеты,
которые в свою очередь, подразделяются на:
· государственные и частные (New York Post, Los Angeles Times,
USA Today, The Wall Street Journal, The New York Times);
· ежедневные
(The Washington Post) и еженедельные (Long Island
Herald, Salt Lake City Weekly);
· серьезные
(The Washington Post, The New York Times) и массовые (US weekly);
· общественно-политические (The New
York Times) и тематические (San
Francisco Bay Times, Boom Magazine);
· региональные
(New York Post, Los Angeles Times) и центральные (USA Today, The Wall Street Journal, The New
York Times).
2. журналы,
которые делятся на:
· государственные
и частные (Forbes, Bloomberg Businessweek, Time);
· еженедельные
(Bloomberg Businessweek, Entertainment Weekly) – ежемесячные (National Geographic, the New
Yorker) – ежеквартальные
(Fact, California Magazine, CBS Watch);
· серьезные
(Bloomberg Businessweek, the New Yorker) и массовые (Cosmopolitan);
· общественно-политические (the New
Yorker) и тематические (Car and
Driver, Better Homes & Gardens Scientific American);
· региональные
(Alabama Heritage Magazine, Colorado Review) и центральные (Time, People, Rolling Stone).
3. бюллетени,
справочники.
Электронные
СМИ разделяются на следующие подкатегории:
1. радио:
радиоканалы разделяются на:
· государственные
(National Public Radio) и частные (CBN News, VPM News) ;
· региональные
(Houston
Blues Radio) и центральные (Bloomberg Radio);
· средне-
и коротковолновые – FM (Fox News Talk, USA Dance Radio);
· информационные
(NYC House Radio) и развлекательные (Reggae 141);
2. телевидение:
телевизионные компании подразделяются на:
· государственные
и частные (CBS, NBC, Fox, ABC);
· региональные
(Fox 4 News Dallas) и центральные (FOX, CNN, NBC);
· социально-политические
(CNN) –
специализированные (PetsTV, RecipeTV) – развлекательные (Game Show, Pix);
3. Интернет:
· интернет
— СМИ (официальный сайты всех основных газет, журналов, телеканалов: New York Times, CNN);
· информационные
(USA Today, NBC) и информационно-образовательные (News Skills Academy) порталы;
· представительские
сайты учреждений (mit.edu), предприятий (apple.com), общественных и национальных
организаций (senate.gov) [Жилавская 2020].
Информационные
агентства работают опосредованно, то есть исключительно через прочие СМИ, не
взаимодействуя напрямую с потребителями информации [Lievrouw 2006, С. 273].
Существующие в США информационные агентства: Associated Press, United Press
International.
Кроме того,
необходимо кратко охарактеризовать основные средства массовой информации,
сделать акцент на их сильных и слабых сторонах.
Газеты
характеризуются тем, что они, с одной стороны, отличаются гибкостью и
своевременностью, обладают высоким уровнем доверия аудитории, однако, с другой
стороны, они сиюминутны, рассказывают только о текущей повестке дня.
Телевидение
отличается тем, что оно имеет широкий охват аудитории низкую стоимость
получения контента, представляет собой сочетание изображения, движения и звука,
что позволяет воздействовать на эмоциональное состояние аудитории. Среди
недостатков телевидения можно выделить перегруженность рекламой, а также низкую
степень избирательности аудитории.
Среди
преимуществ радио можно выделить высокую информативность на локальном уровне,
высокую географическую и демографическую ориентированность аудитории, низкие
затраты на пользование контентом. К недостаткам радио относится то, что оно подразумевает
только звуковое представление контента, а также фрагментированный характер
аудитории.