Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Символика художественного пространства в повестях и романах А.И. Куприна в свете её изучения на уроках литературы СОШ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СИМВЛИКИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА В ПОВЕСТЯХ И РОМАНАХ А.И.КУПРИНА» 7
1.1 Понятие «художественного пространства» в литературоведении 7
1.2 Специфика художественного пространства в произведениях 16
А.И. Куприна 16
2. СВОЕОБРАЗИЕ СИМВОЛИЧЕСКОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ МИРА И ЧЕЛОВЕКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.И. КУПРИНА 25
2.1. Особенности символики в повести «Поединок» 25
2.2. «Знаковые» воплощения бытийных ценностей в романе «Колесо времени» 36
ГЛАВА 3 МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СИМВОЛИКИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА В ПРОИЗВЕДЕНИИ А.И.КУПРИНА С ИНОСТРАННЫМИ УЧЕНИКАМИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ 49
3.1 Коллаж как наглядное средство и эффективная техника работы с иностранными учащимися при изучении символики художественного пространства 49
3.2 Изучение символики художественного пространства в произведении Куприна «Колесо времени» с применением техники коллаж 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 76
Введение:
Александр Иванович Куприн, один из известнейших писателей Серебряного века и Русского зарубежья, создал немало произведений, вошедших в классику русской литературы. Это такие повести и рассказы, как «Гранатовый браслет», «Олеся», «Поединок» и многие другие. Особенность творчества писателя состоит в том, что начал писать он в России, однако многие произведения пришлось создавать в других странах, прежде всего, во Франции. Так в судьбе Куприна проявились те сложности, через которые прошла Россия в первой трети ХХ века. Но, хотя писатель и уехал в 1916 году за границу, там он продолжил писать о России, или по-прежнему делал героями произведений русских людей. Возможно, по этой причине интерес к творчеству Куприна в России не потерян до сих пор. Его произведения в разное время исследовали такие ученые, как А.А. Волков, Р.В. Епанчинцев, Я.В. Иконникова, В.А.Келдыш, О.М. Михайлов, К.И.Чуковский и др.
В последние годы появилось несколько статей по творчеству Куприна: работы С.К. Акимовой, М.А. Жирковой, Е Ломовой. Есть исследования, которые посвящены вопросу художественного пространства в прозе Куприна (С.А. Ташлыков и др.). Для любого внимательного читателя, любовь Куприна к пространству очевидна, в его произведениях место действия исключительно конкретно и наглядно. Это может быть армейская казарма, цирковая арена, рыбацкая деревня или захудалая гостиница, но пространство у Куприна всегда вещественно и проявляет себя через предметы. Пространство сопровождает героя. При этом Куприна с полным правом можно назвать представителем неореализма: в его прозе синтезированы элементы классического реализма и других художественных течений и направлений рубежа веков. Однако пока в литературоведении процесс изучения творческого наследия писателя именно с этой позиции только начался, и нет отдельного исследования, посвящённого символики пространства Куприна в аспекте её школьного изучения, чем определяется новизна выпускной квалификационной работы. Кроме того, современное литературоведение стремится к углублённому структурированному изучению художественных текстов, в том числе через изучение стоящей за описанием символики, чем обосновывается актуальность ВКР; она подкрепляется важностью описания методических приёмов при изучении символики художественного пространства в повестях и романах Куприна на уроках литературы средней школы.
Многие ученые (Л.А. Исаева, Н.А. Купина, В.А. Кухаренко и др.) предлагают систему филологического анализа текста, однако для учащихся 9-10 класса такие приёмы зачастую оказываются слишком сложными, они с ними не справляются. Учащимся средней школы, тем более иностранным учащимся, нужны простые и наглядные способы представления замысла писателя, поэтому предложенные в данной работе методы и приёмы в организации изучения символики художественного пространства в произведении Куприна «Колесо времени» направлены на развитие читательской культуры учащихся через применение наглядных способов.
Целью работы является анализ символики художественного пространства в повестях и романах А.И. Куприна, а также методических приемов её изучения на уроках литературы средней школы.
Объектом исследования является символика художественного пространства в повестях и романах А.И. Куприна.
Предмет исследования – изучение символики художественного пространства в повестях и романах А.И. Куприна в свете её изучения на уроках литературы средней школы
Задачи:
1) проанализировать понятие «художественного пространства» в литературоведении;
2) выявить специфику художественного пространства в произведениях А.И. Куприна;
3) рассмотреть особенности символики в повести «Поединок»;
4) проанализировать «знаковые» воплощения бытийных ценностей в романе «Колесо времени»;
5) рассмотреть коллаж как наглядное средство и эффективная техника работы с иностранными учащимися при изучении символики художественного пространства;
6) провести изучение символики художественного пространства в произведении Куприна «Колесо времени» с применением техники коллаж.
Для достижения поставленной цели в работе использованы следующие методы:
1) герменевтический метод исследования, позволяющий интерпретировать рассказы в определённом русле для выявления их символического смысла;
2) методы классификации и обобщения для построения типологии символов в повестях и романах А.И. Куприна;
3) метод моделирования, который позволяет спланировать изучение символики художественного пространства в произведении А.И. Куприна «Колесо времени» с применением техники коллаж.
Практическая значимость работы заключается в возможности применения техники коллаж при изучении художественных произведений в средней общеобразовательной школе, и в возможности использования в практике работы по изучению романа А.И. Куприна «Колесо времени».
Результатом работы является методическая разработка по изучению символики художественного пространства в произведении А.И. Куприна «Колесо времени» с применением техники коллаж.
Содержание глав. В первой главе работы нами анализируется понятие художественного пространства в литературоведении, выявляется специфика художественного пространства в произведениях А.И. Куприна, на примере некоторых его произведений. Во второй главе рассматриваются и анализируются особенности символики художественного пространства в повести «Поединок» и романе «Колесо времени», повесть написана в России, а роман создавался уже за рубежом. В третьей главе исследования рассмотрен методический приём коллажа как наглядное средство и эффективная техника работы с иностранными учащимися при изучении символики художественного пространства, проведено изучение символики художественного пространства в произведении Куприна «Колесо времени» с применением техники коллаж.
Заключение:
В литературоведении анализ художественного пространства является частью филологического анализа текста. Художественное пространство играет большую роль в литературном произведении, являясь частью сюжета и участвуя в раскрытии замысла писателя. Строя текст, писатель не может не продумывать то, где и когда будет происходить описанное действие. При этом место действия, хотя оно и может быть выбрано относительно случайно, способно расширить смысловое пространство текста за счёт ассоциаций.
А.Н. Куприна можно отнести к числу самых известных русских писателей начала ХХ века, и его произведения не потеряли своей значимости. Прежде всего, Куприна отличает особое многообразие в построении своих сюжетов: местом действия у писателя может выступать всё, что угодно. Главные герои у Куприна могут принадлежать к совершенно разным мирам, на чём строится сюжет и проблематика произведения. Художественное пространство произведений Куприна часто делится на открытый и на замкнутый мир, при этом свобода перемещения героя в пространстве становится способом показать силу характера героя, внутреннюю энергию персонажа, его духовную глубину. По Куприну, внутренне свободный человек раскован и непринуждённо выбирает себе цели для своих путешествий. Никакие условности и границы не удерживают героя, он свободен от них. Герой проверяется способностью адаптироваться к новому открытому миру: сильные люди у Куприна могут преодолевать ограничения в пространстве, а слабые от перемены места пребывания погибают.
Повесть «Поединок» Куприна посвящена непростой проблеме положения человека в армейской среде с её бессмысленной муштрой, необоснованной и дикой жестокостью, пьянством скучающих в глуши офицеров. Повесть описывает процесс взросления молодого офицера. Поручик Ромашов оказывается в чужом для него пространстве, где все лучшие качества его характера оказываются бесполезными и даже нелепыми. Сила этого образа в том, что писателем воспроизводятся все этапы самосознания героя. Сначала писателем показывается степень разложения армии. Затем мечтательная душа Ромашова инстинктивно вступает в конфронтацию с этой средой, идущей в условиях отдалённого нищего городка, а в тексте отчётливо звучат мотив пути, дороги, поиска путеводной нити. К несчастью, нить эта оказывается в руках интриганки, жертвующей влюблённым в неё поручиком ради карьеры собственного мужа, офицера Николаева. Возвышенные мечты Ромашова, поиски им своего дома, своего места в жизни наталкиваются на суровую реальность – и заканчиваются смертью офицера. Пространство повести представляется противоречивым, оно одновременно закрыто, акцентирует неизбежность кончины мягкой натуры в подобном жёстком мире. Тем не менее, Куприн даёт возможность выхода из, казалось бы, тотально тупиковой ситуации. Ромашов находит свой путь: путь самопознания и осознания проблем окружающего мира.
Роман «Колесо времени», написанный в 1929 году, относится к эмигрантскому периоду творчества Куприна. Её героем является русский эмигрант, в образе которого можно рассмотреть черты Ромашова из «Поединка» – это романтичность, слабость характера, способность к сильному чувству. Роман представляет интерес тем, что внутри текста писатель создаёт целый ряд пространственных оппозиций: Россия и Франция, квартира Марии и квартира Михаила, море и дом, прошлое и настоящее. Море как вольная стихия противостоит в повести замкнутому пространству дома: дом описан как временное пристанище, нечто зыбкое и неустойчивое. Атрибуты дома – лестница, двери – символизируют перепады отношений между возлюбленными, барьеры между ними. Несмотря на все социальные, культурные и психологические отличия, герои тянутся друг к другу, но преодоления пространства не происходит.
В третьей главе работы нами рассмотрена методика анализа романа Куприна «Колесо времени» с иностранными учащимися. В методической литературе предлагаются различные способы работы, при этом отмечается польза и эффективность наглядных средств обучения. В частности, коллаж выступает как наглядное средство и эффективная техника работы с иностранными учащимися. Эта техника вполне может быть применима при изучении символики художественного пространства.
В заключительном параграфе исследования описана методика действия учителя при анализе с иностранными учащимися текста романа Куприна «Колесо времени». При подготовке к анализу текста в классе, учитель и ученики готовят изображения, картинки, наглядные показывающие основные символы текста, такие как дом, море, лестница и другие. Учителем подчёркивается, что главный герой приехал из России, он эмигрант, в то время как встреченная им женщина принадлежит миру французской аристократии, хотя и не общается с семьёй. Как это часто случается у Куприна, герои произведения принадлежат к двум совершенно разным мирам, но тянутся друг к другу, несмотря на обстоятельства. Тем не менее, преодолеть конфликт двух миров они не могут, несмотря на все попытки и на взаимную симпатию. Эмоциональность и непредсказуемость Михаила наталкивается на решимость и силу характера Марии, это подмечает умный и критичный по отношению к себе Михаил. Его симпатия к Марии никуда не исчезает. Для аргументации названных положений учитель обращается к тексту романа, при этом ориентируясь на выделенные символы. Результатом работы становится коллаж, который становится опорой для понимания иностранными учащимися текста и построения ими высказываний.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СИМВЛИКИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА В ПОВЕСТЯХ И РОМАНАХ А.И.КУПРИНА»
1.1 Понятие «художественного пространства» в литературоведении
Согласно мнению многих исследователей, все существующие тексты в самом общем виде подразделяются на логические и художественные типы. Под логическим текстом понимается такой, который содержит фактическую информацию и не является попыткой оказать воздействие на читателя, под художественным текстом понимается единое целое, включающее в себя фактическую и эмоциональную информацию, созданное с намерением повлиять на читателя .
Основная особенность художественных произведений состоит в том, что они основываются на образном восприятии мира, автор не отражает реальный мир, а создает собственную субъективную реальность. Разумеется, художественное произведение связано с существующей реальностью, но это не прямая связь, а опосредованная личностью автора. Инструментом создания такой реальности выступает художественный образ, который А.И. Фёдоров определяет как «наглядное представление о каком-либо явлении, факте действительности, выраженное в художественной форме» .
Художественный образ содержит фактическую сторону, но в него добавлены преувеличения, искажения, несуществующие детали, аллюзии и другие дополняющие реальность черты. Такое искажение действительности не является самоцелью, оно необходимо для того, чтобы писатель мог точнее выразить свою мысль, донести свой замысел до читателей произведения.Все особенности образности художественного произведения зависят от писателя, его взглядов на творчество. В целом, любое художественное произведение содержит в себе позицию автора, и В.В. Виноградов именно наличие такого авторского взгляда считает главной чертой всех художественных текстов .
Для того, чтобы создать образ, писатель отбирает соответствующие лексические средства, это могут быть слова, фразеологизмы, тропы. Соединяясь вместе по законам грамматического строя определённого языка, они создают особый образ, такое умение является необходимой частью таланта писателя. В языке нет строгих правил, по которым можно было бы создавать образы, поэтому далеко не всегда даже сам писатель может объяснить, как он пишет. Основными характеристиками образа можно назвать наглядность и индивидуальность, образы писателя можносебе вообразить, и они отражают индивидуальный, авторский взгляд на действительность. В художественном произведении множество образов, и среди них необходимо выделить художественное пространство – место действия, которое, как и всё в произведении, является особым индивидуальным отражением реального мира.
Н.А. Купина выделяет ряд художественных образов, среди которых художественные образы времени и пространства. Они не менее важны для произведения, чем образы персонажей, и филологический анализ текста невозможен без их анализа .
Художественное пространство прозаического произведения – это вопрос, который уже привлекал к себе внимание многих исследователей (М.М. Бахтин, П.А. Флоренский, Ю.М. Лотман и др.). Это связано с тем, что пространство играет важную роль в художественных произведениях. Любая сюжетная линия неизбежно должна разворачиваться в том или ином географическом месте, а персонажи находятся в определенном социальном пространстве (квартира, гостиница, поезд, лес и др.). Интерес исследователей любого произведения связан с тем, в какой пространственной среде разворачиваются события.
Если обратиться к классическим работам, посвящённым исследованию художественного пространства прозаического произведения, то большой вклад в изучение этой проблемы внесли труды М. Хайдеггера. Кроме того, для понимания проблемы важен семиотический подход, который реализован в работах П.А. Флоренского. Оба учёных создали основу для анализа особенностей художественного описания места действия в произведениях различных писателей.
Но определяющую роль в разработке этой проблемы сыграли работы М.М. Бахтина и Ю.М. Лотмана. Так, М.М. Бахтин считает, что внутри художественного текста есть неделимая связь пространства и времени – «хронотоп» произведения. М.М. Бахтин отмечает, что хронотоп произведения лежит в основе всего художественного текста, определяя всю систему образности и язык писателя .
Особенности построения художественного пространства зависят от времени написания текста. В средневековой литературе пространство было статичным. В дальнейшем в художественном пространстве стали проявляться динамические характеристики, герой начал перемещаться, двигаться, пространство стало зависеть от изображаемых явлений .