Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Шахматы в школьном образовании как средство развития детей младшего школьного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… 3 ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ШАХМАТ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ КАК
СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………………………………. 8 1.1.
Психолого-педагогический аспект развития учащихся младших
классов…………………………………………………………………. 8 1.2.
Возможности применения шахмат в школьном образовании.. 12 1.3.
Роль шахмат в развитии детей младшего школьного возраста.. 14 1.4.
Учет возрастных особенностей детей 7-8-летнего возраста в процессе обучения
шахматам…………………………………………. 17 ГЛАВА 2.
ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ШАХМАТ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ КАК СРЕДСТВО
РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………………………………. 33 2.1. Организация и методы
исследования…………………………. 33 2.2. Реализация работы по развитию детей
с помощью шахмат…. 37 2.3.
Анализ результатов работы по развитию детей с помощью шахмат……………………………………………………………………… 45 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 60 СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………… 66
Введение:
Актуальность заключается в том, что имеющиеся до настоящего времени
устаревшие методики не рассчитаны на современные нормативы работы с детьми 7-8
лет и не содержат новейшей информации. Шахматным педагогам приходится
выискивать материалы из различных источников, на что требуется длительное время
подготовки к занятиям.
В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и
информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность
быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать
её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и
системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению
уровня интеллектуального развития детей, умению концентрировать внимание.
Решать задачи в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие
ситуации и делать выводы.
Начальная подготовка юных шахматистов — длительный и сложный процесс,
связанный с умственным, физическим и социальным развитием ребенка. В условиях
целенаправленного воспитания, предусматривающего возрастные особенности и
возможности ребенка, происходит его физическое совершенствование, формируются
важные свойства мышления, познавательные интересы и способности.
Обеспечение уровня начального практического приобщения к физической
культуре детей младшего школьного возраста, освоение навыков «школы движений»
являются важнейшими задачами, стоящими перед воспитателями и организаторами
физического воспитания. В современных условиях работа по физическому воспитанию
в школе дополнительного образования строится по единой, жестко
регламентированной Программе воспитания и обучения в спортивной школе.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не
отстать в развитии от своих сверстников, особенно тем из них, кто живет в
сельских регионах и обучается в малокомплектной школе, открывает дорогу к
творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа.
Расширение круга общения,
возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям
преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Существует достаточное количество детско-юношеских спортивных шахматных
школ, готовящих профессиональных спортсменов, и наряду с этим постоянно
развивается и апробируется система внедрения шахматных занятий в
общеобразовательных школах и даже детских садах.
Ведущие педагоги признают полезность шахматных занятий для детей, целью
которых является общее интеллектуальное и личностное развитие ребенка на
шахматном материале. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому
же все детские соревнования носят спортивную направленность.
Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее
спортивной форме. Юные шахматисты имеют большие успехи на спортивном поприще.
Спорт вырабатывает в ребёнке ряд необходимых и
требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение,
способность к концентрации внимания
Заключение:
Исходя из возрастной периодизации, в младшем школьном
возрасте, когда ребенок является субъектом учебной деятельности, он развивает
возрастные новообразования — теоретическое сознание и мышление, развивает их
соответствующие способности (рефлексия, анализ, психическое планирование), а
также обучение потребности и мотивы.
Роль игр уменьшается, однако ряд исследований показывает, что
эти игры являются эффективным методом личностного развития младшего школьника.
Следовательно, в младшем школьном возрасте, с переходом
ведущей деятельности с игровой на образовательную, ребенок перестает быть
предметом игры, но автоматически не становится субъектом учебной деятельности,
для этого ему необходимо создавать условия. Благодаря тому, что активные
действия являются основой игровой деятельности, она отлично вписывается в
образовательную, и тогда младший ученик становится не просто объектом, а
предметом учебной деятельности.
Переход к школьному образованию и новый образ жизни,
связанный с позицией учащегося, в том случае, если ребенок внутренне принял
соответствующую позицию, открывает путь для дальнейшего формирования его
личности.
Дети приходят в школу с желанием учиться, узнавать что-то
новое, с интересом к самим знаниям. Более того, их интерес к знаниям тесно
связан с их отношением к обучению, как к серьезной, социально значимой
деятельности.
До 8 лет у детей можно найти только репродуктивные
образы-представления известных объектов или событий, которые не воспринимаются
в данный момент времени, и эти образы в основном статичны.
Продуктивные образы-представления результата новой комбинации
некоторых элементов появляются у детей после 9 лет, и развитие этих образов,
вероятно, связано с началом обучения в школе.
Внимание ребенка 9-10 лет становится произвольным, но в
течение довольно длительного времени, особенно в младших классах,
непроизвольное внимание детей остается сильным и конкурирующим с произвольным .
Уже к 4-му году обучения в начальной школе ребенок формирует
такой уровень объема, устойчивости, переключаемости и концентрации
произвольного внимания, какой присущ и взрослому человеку.
Говоря о переключаемости внимания, можно сказать, что в этом
возрастном периоде она выше, чем у среднестатистического взятого взрослого.
Такое явление связано с молодостью самого организма, а также подвижностью
процессов в центральной нервной системе ребенка младшего школьного возраста.
Ученики младшего школьного возраста делают лучше всего,
начиная с конкретных ситуаций, подробных описаний. Критерием правильного
обобщения является умение привести конкретный пример, соответствующий
полученным знаниям.
Формулирование
целей обучения в современной педагогике является сложной и малоисследованной
задачей. Отметим сначала общую тенденцию в формулировании цели для начального
образования в целом.
Применительно
к концепции шахмат как учебного предмета могут быть также использованы методические
подходы к построению концепций близких к шахматам учебных предметов –
математики и информатики.
Одним из главных факторов, которые влияют на популярность
шахмат среди детей, назовем доступность.
Уже многие педагоги отметили, что дети с удовольствием играют
в шахматы. Главное создать для этого комфортные условия. Современная школа
успешно справляется с этой задачей.
Планомерные, регулярные занятия шахматами и практическая игра
способствуют все более широкому развитию этих качеств у ребенка. И, что особо
нужно отметить, ребенок с каждым занятием начинает понимать, что он что-то
может делать самостоятельно. И чем дальше, тем увереннее. Вот так в каждом
ребенке постепенно утверждается самостоятельность, он раскрывается и зреет как
личность.
Шахматная партия – это небольшая битва. Игрок в шахматы
должен мыслить как стратег и руководитель. Мотивацией деятельности ребенка
становится стремление к победе. Такой мотив, по мнению социальных психологов,
есть только у лидеров. Итак, мы можем утверждать, что шахматы это игра для
лидеров. Дополнительно хочется отметить, что сильный лидер не боится проигрыша,
но всегда стремится к победе.
Для выявления эффективности заданий, направленных
Фрагмент текста работы:
ШАХМАТ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1 Психолого-педагогический
аспект развития учащихся младших классов Исходя из возрастной периодизации, в младшем школьном возрасте,
когда ребенок является субъектом учебной деятельности, он развивает возрастные новообразования
— теоретическое сознание и мышление, развивает их соответствующие способности (рефлексия,
анализ, психическое планирование), а также обучение потребности и мотивы.
Роль игр уменьшается, однако ряд исследований показывает, что
эти игры являются эффективным методом личностного развития младшего школьника.
Следовательно, в младшем школьном возрасте, с переходом ведущей
деятельности с игровой на образовательную, ребенок перестает быть предметом игры,
но автоматически не становится субъектом учебной деятельности, для этого ему необходимо
создавать условия.
Благодаря тому, что активные действия являются основой игровой
деятельности, она отлично вписывается в образовательную, и тогда младший ученик
становится не просто объектом, а предметом учебной деятельности.
Переход к школьному образованию и новый образ жизни, связанный
с позицией учащегося, в том случае, если ребенок внутренне принял соответствующую
позицию, открывает путь для дальнейшего формирования его личности.
Дети приходят в школу с желанием учиться, узнавать что-то новое,
с интересом к самим знаниям. Более того, их интерес к знаниям тесно связан с их
отношением к обучению, как к серьезной, социально значимой деятельности [4, 72].