Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством нетрадиционных техник рисования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения сенсорного развития
детей раннего возраста и его развития посредством нетрадиционных техник
рисования. 7
1.1 Психологические особенности детей раннего возраста. 7
1.2 Понятие «сенсорное развитие» и особенности сенсорного
развития в раннем детстве. 15
1.3 Нетрадиционные техники рисования как средство
сенсорного развития детей раннего возраста. 22
Глава 2 Результаты экспериментальной работы по сенсорному
развитию детей раннего возраста посредством нетрадиционных техник рисования. 31
2.1 Организация и методы исследования. 31
2.2 Характеристика сенсорного развития детей раннего
возраста на констатирующем этапе эксперимента. 34
2.3 Особенности сенсорного развития детей раннего возраста
на контрольном этапе эксперимента. 40
2.4 Программа сенсорного развития детей раннего возраста
посредством нетрадиционных техник рисования. 49
Заключение. 52
Список литературы.. 56
Приложение…………………………………………………………………………61
Введение:
Актуальность
исследования. Каждый возрастной отрезок имеет
сферу психического развития, формирование которой в этот период характеризуется
наибольшим темпом. Так, ранний возраст как никакой другой период жизни
сензитивен в отношении сенсорного развития. Поэтому актуальность изучения
средств сенсорного развития у детей раннего возраста во многом обусловлена
восприимчивостью данного возрастного этапа в сенсорном отношении.
Познание ребенком окружающего мира начинается
с восприятия предметов и явлений. Мышление, воображение, память – все другие
формы познания – развиваются на базе образов восприятия, выступая, таким
образом, результатом их переработки. В связи с этим, справедливо полагать, что
полноценное умственное развитие индивида детерминировано его способностью к
восприятию, т.е. уровнем сенсорного развития.
Успешность нравственного, эстетического
воспитания также в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития
детей, от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающий
мир. Характер представлений ребенка о мире, их отчетливость, точность, полнота
зависят от степени сформированности сенсорных процессов, обеспечивающих
отражение действительности. Сенсорное развитие – сложный процесс, который
включает такие основные моменты, как усвоение детьми сенсорных эталонов,
выработанных обществом, овладение способами обследования предметов.
Значение сенсорного развития в раннем
возрасте, охватывающем второй и третий год жизни ребенка, трудно переоценить.
Психологические новообразования, которые складываются в этот период, влияют на
все дальнейшее развитие и деятельность личности. Именно этот возраст наиболее
благоприятен для совершенствования работы органов чувств, накопления
представлений.
Сенсорное развитие малышей происходит под
влиянием различных факторов, среди которых первостепенное значение представляет
характер осваиваемых детьми предметных действий, в том числе действий с предметами.
Сенсорное развитие в определенной мере направляется конструктивными
особенностями этих предметов. Однако стихийно этот процесс происходит с малой
эффективностью и не обеспечивает оптимальной подготовки детей к освоению в
дальнейшем сенсорных эталонов и обследовательских действий. В связи с этим
определением условий эффективного сенсорного развития детей раннего возраста занимались
и занимаются исследователи и педагоги – практики.
Изучением специфики сенсорного развития
детей в раннем возрасте занимались выдающиеся специалисты, как отечественной,
так и зарубежной науки. Прежде всего, о важной роли своевременного и
качественного сенсорного развития детей раннего возраста, необходимости
создания среды, совершенствующей зрение, слух и осязание ребенка, писали в
своих работах О. Декроли, М. Монтессори, Е.И. Тихеева, Ф. Фребель и др.
Разнообразные аспекты совершенствования
сенсорной сферы детей в раннем детстве были рассмотрены Ш.А. Абдуллаевой, В.Н. Аванесовой,
Н.М. Аксариной, Л.А. Венгером, А.В. Запорожцем, С.Л. Новоселовой,
Э.Г. Пилюгиной, Н.П. Сакулиной, А.П. Усовой, А.М. Фонаревым и
др.
Несмотря на значительное число тематических
исследований, на практике по-прежнему нередко выявляется недостаточный уровень
сенсорного развития детей раннего возраста. Это можно объяснить недостаточной
методической разработанностью данного процесса, что актуализирует последующую
его разработку.
Объект
исследования: процесс сенсорного развития детей
раннего возраста.
Предмет
исследования: нетрадиционные техники рисования
как средство сенсорного развития детей раннего возраста.
Цель
исследования: теоретически обосновать и
экспериментально проверить результативность программы сенсорного
развития детей раннего возраста посредством нетрадиционных техник рисования.
Гипотеза
исследования: мы предполагаем, что реализация
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной
направленности «Разноцветные ладошки» с детьми 2-3 лет будет
способствовать их сенсорному развитию, а именно позволит обеспечить рост таких
показателей как уровень
восприятия формы, уровень восприятия величины, способность к зрительному
синтезу и пространственному восприятию.
Объект, предмет, цель и гипотеза
исследования обусловили необходимость решения следующего перечня задач:
1. Представить
психологические особенности детей раннего возраста.
2. Охарактеризовать
понятие «сенсорное развитие» и особенности сенсорного развития в раннем
детстве.
3. Рассмотреть
нетрадиционные техники рисования как средство сенсорного развития детей раннего
возраста.
4. Привести характеристику
сенсорного развития детей раннего возраста на констатирующем этапе
эксперимента.
5. Разработать и апробировать программу сенсорного
развития детей раннего возраста посредством нетрадиционных техник рисования.
6. Описать особенности сенсорного развития детей
раннего возраста на контрольном этапе эксперимента.
Методы
исследования:
— анализ литературы по проблеме
исследования;
— анализ педагогического опыта;
— тестирование;
— педагогический эксперимент;
— качественный и количественный анализ
эмпирических данных.
Методики
исследования:
— «Коробка форм» (А.Н. Веракса);
— «Пирамидка» (А.Н. Веракса);
— «Мисочки» (А.Н. Веракса);
— «Разрезные картинки» (А.Н. Веракса);
— «Конструирование по образцу» (Т.В. Лаврентьева).
Эмпирическая
база исследования: муниципальное
дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №136 г.
Комсомольск-на-Амуре. В качестве испытуемых в исследовании выступили две
подгруппы воспитанников первой младшей группы в возрасте 2-3 лет (всего 16
детей, по 8 детей в каждой подгруппе).
Структура
работы. Выпускная квалификационная работа
представлена введением, двумя главами, структурированными на параграфы,
заключением, списком литературы и приложением.
Заключение:
1. Аванесова,
В.Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе /
В.Н. Аванесова. – М. : Просвещение, 2019. – 176 с.
2. Аксарина, Н.М.
Показатели нервно-психического развития детей второго-третьего года жизни /
Н.М. Аксарина, К.Л. Печора // Диагностическое обследование детей
раннего и младшего дошкольного возраста / ред. Н.В. Серебрякова. – СПб. : Каро,
2015. – С. 42–43.
3. Ананьев,
Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. – СПб. :
Питер, 2011. – 272 с.
4. Бакушинский, А.В.
Художественное творчество и воспитание : опыт исследования на материале
пространственных искусств. / А.В. Бакушинский. – М. : Карапуз, 2019. – 302
с.
5. Белкина, В.Н.
Психология раннего и дошкольного детства / В.Н. Белкина. – М. : Гаудеамус
: Академический Проект, 2015. – 254 с.
6. Белякова, Л.Г. Детская
одаренность / Л.Г. Белякова. – М. : МПГУ, 2017. – 104 с.
7. Бондаренко, Н.Н. Сенсорное развитие детей раннего возраста /
Н.Н. Бондаренко // Ребенок в детском саду. – 2012. – № 4. – С. 39–45 ; – №
5. – С. 45–50 ; – № 6. – С. 52–60.
8. Боровик, О.
Коррекционно-развивающие возможности детского рисования / О. Боровик // Обруч.
– 2019. – № 1. – С. 42–43.
9. Васильев, А.А. Теория
и история развития художественного образования / А.А. Васильев. – Краснодар :
Кубанский гос. ун-т, 2017. – 217 с.
10. Венгер, А.Л. Восприятие и обучение : дошкольный
возраст / А.Л. Венгер. – М. : Просвещение, 1969. – 364 с.
11. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры
ребенка : книга для воспитателя детского сада / Л.А. Венгер,
Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. – М. : Просвещение, 1988. – 144 с.
12. Ветлугина,
Н.А. Художественное творчество и ребенок : монография / Н.А. Ветлугина. – М. :
Педагогика, 2012. – 287 с.
13. Волкова, Ю.В. Учимся
рисовать / Ю.В. Волкова // Ребенок в детском саду. – 2009. – № 1.– С. 41–43.
14. Габова,
М.А. Сенсорное развитие ребенка как основа формирования математических
представлений / М.А. Габова // Детский сад : теория и практика. – 2013. – № 12.
– С. 16–29.
15. Галигузова, Л.Н.
Актуальные проблемы в сфере образования детей раннего возраста / Л.Н.
Галигузова, С.Ю. Мещерякова // Психологическая наука и образование. – 2010. – №
3. – С. 89–96.
16. Гибсон,
Дж.Дж. Экологический подход к зрительному восприятию / Дж.Дж. Гибсон. – М. :
Прогресс, 2018. – 464 с.
17. Глушкова,
Г. Использование внегрупповых помещений детского сада в сенсорном развитии
дошкольников / Г. Глушкова // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 9. – С.
82–84.
18. Голубева, Л.Г.
Развитие и воспитание детей раннего возраста / Л.Г. Голубева, М.В.
Лещенко, К.Л. Печора ; под ред. В.А. Доскина, С.А. Козловой. – М. :
Академия, 2012. – 191 с.
19. Диагностика
психического развития детей от рождения до 3-х лет / Е.О. Смирнова, Л.Н.
Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова. – М. : МГППУ, 2012. – 128 с.
20. Жердева, Е.В. Дети
раннего возраста в детском саду : возрастные особенности, адаптация, сценарии
дня / Е В. Жердева. – Ростов н/Д. : Феникс, 2018. – 186 c.
21. Запорожец,
А.В. Условия и движущие причины психического развития ребенка / А.В. Запорожец
// Вестник практической психологии образования / ред. В.В. Рубцов. – 2012.
– №4 (33). – С. 70–72.
22. Зверева, О.Л. Семейная
педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста / О.Л.
Зверева, А.Н. Ганичева, Т.В. Кротова. – М. : Сфера, 2019. – 256 с.
23. Игнатьев, С.Е.
Закономерности изобразительной деятельности детей / С.Е. Игнатьев. – М. :
Академический проект : Мир, 2017. – 156 с.
24. Ирхен, И.И.
Художественное образование в России : системы, динамика, векторы : монография /
И.И. Ирхен. – М. : Искусство в школе, 2018. – 222 с.
25. Комарова, И.В. Особенности сенсорного развития
детей раннего возраста / И.В. Комарова, Л.В. Первышева,
Е.Г. Мартиросян // Педагогика и психология: перспективы развития : сборник
материалов X международной научно-практической конференции. – Чебоксары, 2019.
– С. 145–149.
26. Комарова, С. Как
научить ребенка рисовать / С. Комарова. – М. : Приор, 2019. – 345 с.
27. Королева, Л.В. Ранний
возраст – раннее развитие / Л.В. Королева // Воспитатель дошкольного
образовательного учреждения. – 2011. – № 2. – С. 61–66.
28. Костарева, Л. Учу детей творить / Л. Костарева // Дошкольное
воспитание. – 2016. – № 2. – С. 61–64.
29. Лаврентьева,
Т.В. Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической
деятельности / Т.В. Лаврентьева. – М. : Гном и Д, 2012. – 144 с.
30. Левушкина,
С. Игры и упражнения в сенсорном развитии / С. Левушкина // Дошкольное
воспитание. – 2012. – № 11. – С. 85–87.
31. Лисина, М.И.
Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. – СПб. : Питер,
2019. – 320 с.
32. Мелик-Пашаев, А.А. Ребенок
любит рисовать : как способствовать художественному развитию детей / А.А.
Мелик-Пашаев. – М. : Чистые пруды, 2017. – 32 с.
33. Мосин, И.Г. Рисование.
Для обучения детей в семье, детском саду и далее… / И.Г. Мосин. –
Екатеринбург : Уральская фактория, 2017. – 118 с.
34. Неудахина,
Н.И. Сенсорное развитие в семье : рекомендации родителям младшего дошкольника /
Н.И. Неудахина, А.М. Никишина // Дошкольник : методика и практика
воспитания и обучения. – 2012. – № 6. – С. 63–66.
35. Никитина, А.В.
Нетрадиционные техники рисования / А.В. Никитина. – СПб. : Каро, 2018. –
96 с.
36. Николаенко, Н.Н.
Психология творчества / Н.Н. Николаенко. – СПб. : Питер, 2010. – 136 с.
37. Палагина Н.Н. Ребенок
в раннем и дошкольном детстве / Н.Н. Палагина, Л.В. Ахромеева. – М. :
Просвещение, 2012. – 72 с.
38. Пахомова, А. О
методике преподавания ИЗО / А. Пахомова // Дошкольное воспитание. – 2016.
– № 2. – С. 17–23.
39. Педагогика раннего
возраста / ред. Г.Г. Григорьева, Н.П. Котова, Д.В. Сергеева. – М. :
Академия, 2018. – 336 с.
40. Петухова, Л.В. Нетрадиционные техники рисования
как условия развития художественно-творческих способностей у детей старшего
дошкольного возраста / Л.В. Петухова // Вектор науки Тольяттинского
государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2011. – № 2 (5).
– С. 159–163.
41. Пиаже, Ж. Природа
интеллекта / Ж. Пиаже // Психология мышления : хрестоматия / ред.
Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Ф. Спиридонов, М.В. Фаликман. – М. : АСТ :
Астрель, 2018. – С. 78–88.
42. Пиаже,
Ж. Теория Пиаже / Ж. Пиаже // История психологии. XX век : хрестоматия / ред.
П.Я. Гальперин, А.Н. Ждан. – М. : Академический проект ; Екатеринбург : Деловая
книга, 2013. – С. 717–777.
43. Погодина, С.В. Теория
и методика развития детского изобразительного творчества / С.В. Погодина. – М.
: Академия, 2011. – 320 с.
44. Поддьяков,
Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка : от рождения до 6 лет : новый
взгляд на дошкольное детство / Н.Н. Поддьяков. – СПб. : Образовательные
проекты ; М. : Речь : Сфера , 2010. – 144 с.
45. Полеева,
А.Е. О развитии сенсорных способностей у детей раннего возраста /
А.Е. Полеева // Образование и наука в современных условиях. – 2016. – №
2–1 (7). – С. 179–182.
46. Раннее детство :
познавательное развитие / Л.Н. Павлова, Е.Б. Волосова, Э.Г. Пилюгина.
– М. : Мозаика-Синтез, 2016. – 152 с.
47. Смирнова, Е. Ранний
возраст – важный ответственный этап развития человека / Е. Смирнова //
Дошкольное воспитание. – 2019. – № 8. – С. 18–26.
48. Собянина И.В.
Художественное воспитание / И.В. Собянина. – М. : Карапуз, 2010 – 110 с.
49. Теплюк, С.Н.
Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет / С.Н.
Теплюк. – М. : Мозаика-Синтез, 2010. – 141 с.
50. Янушко,
Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года) / Е.А. Янушко. –
М. : Мозаика-Синтез, 2019. – 68 с.
51. Марцинковская,
Т.Д. Детская практическая психология [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://pedlib.ru/Books/1/0378/1_0378-50.shtml.
– Дата обращения: 17.11.2020.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические аспекты изучения
сенсорного развития детей раннего возраста и его развития посредством
нетрадиционных техник рисования 1.1 Психологические
особенности детей раннего возраста Ранний возраст по возрастной
периодизации охватывает период детства от 1 года до 3-х лет.
Согласно Т.Д. Марцинковской, в этот
период жизни происходят важнейшие изменения в психическом развитии, а именно:
формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, возникают первые
устойчивые личностные качества [51].
Ведущей деятельностью раннего возраста
выступает предметная деятельность, успешность которой определяет как
особенности ребенка с окружающими людьми, так и темпы психического развития.
Предметная деятельность в раннем возрасте возникает из манипулятивной и
орудийной деятельности, свойственной предшествующему возрастному периоду [51].
Согласно Н.М. Аксариной характерными
для раннего возраста особенностями выступают следующие:
— ускоренные темпы развития организма;
— взаимозависимость и взаимосвязь между
состоянием здоровья, нервно-психическим, а также и физическим развитие ребенка;
— эмоциональный фон ребенка;
— основополагающая роль взрослого [2].
Мы можем говорить о следующих
показателях, определяющих психическую зрелость ребенка в раннем возрасте.
Основными
показателями психического зрелости на 2-ом году жизни выступают: а) Коммуникативное поведение
На этом этапе возрастного развития
детское общение становится более содержательным, с деловой точки зрения:
формируется ситуативно-деловая форма общения, которую согласно терминологии,
предложенной М.И. Лисиной, следует назвать «личностно-деловой» [31]. Деятельность,
протекающая совместно с эмоционально близким взрослым, приобретает более
разнообразную, содержательную и индивидуализированную форму. Но при этом
непосредственно-эмоциональные (ситуативно-личностные) формы общения по-прежнему
сохраняют свою высокую значимость. Диалогическое общение с взрослым имеет
отчетливо реципрокный (т.е. взаимововлеченный и согласованный) характер.
Процесс взаимодействия ребенка со значимым взрослым, например, совместное
конструирование, либо творческая игра, сопровождается непродолжительными
коммуникативными эпизодами (либо, согласно терминологии западных ученых,
коммуникативными циклами). Начиная вербальное, либо невербальное общение,
ребенок на короткое время открывает (взгляд в глаза, затем на игрушку,
словесная реплика или вокализация) и закрывает эти циклы (возвращается к
совместной или индивидуальной практической деятельности). С точки зрения
психологической науки, число подобных циклов во время оконченного в смысловом
отношении эпизода игры, либо совместной деятельности увеличивается по мере
взросления:
— 12-16 месяцев – 10-15 циклов;
— 2 года – 20-30 циклов.
Общение с ровесниками обладает
положительной эмоциональной окраской, однако, оно по-прежнему малопродуктивно и
носит формальный характер [31].
б) Эмоциональное поведение
На втором году жизни у здорового
ребенка преобладает эмоционально положительный фон настроения. Однако он весьма
непостоянен и легко может смениться на прямо противоположный, если для этого
есть причины. При нормализации ситуации настроение так же быстро нормализуется.
Значительно расширяется репертуар эмоциональных реакций на события,
происходящие в жизни ребенка [37].
в) Познавательная сфера
Познавательное развитие на данном этапе
происходит, как правило, в области предметной деятельности. Дети осваивают
простейшие стратегии продуктивной и целенаправленной деятельности, которые
строятся на базе универсального алгоритма, который был описан еще Дж. Миллером,
Ю. Галантером и К. Прибрамом, а в дальнейшем и А.Р. Лурией с позиции
нейропсихологии. В структуре деятельности формируется все еще не до конца
сформировавшаяся ориентировочная фаза действия, а также простейшие формы
самоконтроля. Базовой стратегией продуктивной деятельности выступает стратегия
проб и ошибок. Формируется наглядно-действенного мышление, происходит освоение
элементарных форм сенсорных эталонов формы и цвета, а также ориентация на них
на практике [37].
г) Игровая деятельность
Игра, как ведущий тип деятельности,
становится в этом возрасте весьма информативным показателем развития игрового
поведения, фантазии, воображения, но и познавательных способностей тоже. С
первых месяцев второго года жизни можно обнаружить развитие двух видов игровой
деятельности:
— символическую игру;
— предметно-практическую игру.
В современной западной психологии
начало развития символической игры относят к возрасту 1 г. 3 мес. – 1 г. 4 мес.
ее основными проявлениями являются действия «понарошку» с предметом (бытовым
или его игрушечным аналогом) или без него. Средством символизации в этом случае
становится характер действия, совершаемого ребенком, имитирующего функционально
адекватное действие взрослых. Можно выделить 3 этапа в процессе развития этого
вида игры: сначала, например, малыш пустой ложкой как бы ест сам, на следующем
этапе – кормит кого-то из взрослых, на третьем этапе – куклу или игрушечную
зверюшку. Последнее – является одновременно началом развития элементарных форм
сюжетной игры (обычно, во второй половине 3-го года жизни).
Дети во время предметно-практической
игры овладевают адекватными с позиции функциональности действиями с предметами,
как бытовыми, так и игровыми. В результате данного вида деятельности
развиваются навыки: бытовые, либо конструктивные. Согласно методической
литературе посвященной дошкольной педагогике данный вид игры получил название
предметно-отобразительная игра [39].
Показатели
зрелости на 3-ем году жизни
а) Коммуникативное поведение
На третьем году жизни сохраняется, как
ведущее, ситуативное личностно-деловое общение. Однако ближе ко второму
полугодию оно начинает окрашиваться проявлениями кризиса 3 лет: чертами
упрямства, противоборства с близкими взрослыми.
К концу этого возрастного периода
начинается развитие партнерские отношения с ровесниками. Общение со
сверстниками носит более содержательный и продуктивный характер. Данному
процессу способствует формирование в процессе совместной игре способности к
сотрудничеству и взаимодействию. В общении детьми более широко прибегают к
речевым средствам, например, таким как полилог, либо диалог [46].
б) Эмоциональное поведение.