Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Семья как один из основополагающих факторов предупреждения девиантного поведения среди несовершеннолетних.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Содержание: Введение. 3
Глава 1.
Теоретические основы профилактики девиантного поведения у подростков. 5
1.1.
Девиантное поведение как психолого-педагогическая проблема. 5
1.2.
Формы, методы и средства профилактики девиантного поведения подростков 12
Глава 2.
Анализ влияния семьи на предупреждение девиантного поведения подростков. 19
2.1. Семья
в современном обществе. 19
2.2.
Сущность и содержание влияния семьи на формирование правовой культуры и
предупреждение девиантного поведения подростков. 27
Глава 3. Семейное
воспитание как фактор профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. 35
3.1.
Семейные формы воспитания как фактор предупреждения девиантного поведения
несовершеннолетнего. 35
3.2.
Взаимодействие семьи и школы в деятельности по профилактике девиантного
поведения несовершеннолетнего. 43
Заключение. 56
Список
использованной литературы.. 59
Введение:
Введение Актуальность. Актуальность
данного исследования обусловлена существенным ростом числа подростков с
девиантным поведением. Сложившийся в нашей стране продолжительный социально –
экономический кризис, подверг многие семьи к неблагополучному существованию
что, соответственно, привело к разнообразным искажениям в личностном развитии и
поведении детей в особенности подростков.
Основным институтом социализации ребенка считается семья, она
является ключевым условием оптимального социального и психосоциального
развития. Только семья способна заложить в ребенке огромный социальный опыт,
посредством межличностного общения, взаимозаботой, ежедневной полезной
деятельностью, привить морально-нравственные ценности, идеалы и дать правильные
жизненные установки. Другие же институты социализации индивида: школа, СМИ,
конфессиональные институты, группы сверстников наравне с семьей формируют и
оказывают модифицирующее влияние на его поведение и деятельность. Однако, для
эффективной трансляции этих социальных норм, правил и эталонов нужно иметь
стабильное и устойчивое общество, и ребенок, формирующийся в такой среде,
благополучно усвоит все социальные ценности, воспроизводимые данным обществом.
Напротив, имея нестабильное общество, мы получим неблагополучную семью, которая
будет формировать поколение детей с девиантным поведением: с нарушениями
возрастного психического развития, аутогагрессивного и суицидального поведения.
Поэтому для всей страны важной задачей должна стать
профилактика десоциализации и девиаций в подростковом возрасте и оптимизация
системы воспитания и детско-родительских отношений с учетом задач развития и
сложившихся тенденций в семье. Организовать в соответствующих государственных
органах систему совместной работы, как с детьми, так и с родителями, независимо
имеет семья ребенка с отклоняющимся поведением или обычного ребенок.
Организовать центры поддержки родителей консультационными услугами в виде
психологической, педагогической помощи для правильной социализации ребенка.
Объект исследования
– общественные отношения, возникающие в процессе профилактики девиантного
поведения несовершеннолетних.
Предмет исследования
– значение семьи в предупреждении девиантного поведения
несовершеннолетних.
Цель исследования
— выявить влияние особенностей воспитательной практики родителей, направленной
на профилактику девиантного поведения у подростков.
Исходя из цели сформулированы задачи исследования:
1. Исследовать особенности и причины девиантного поведения
несовершеннолетних как психолого-педагогическую проблему.
2. Изучить формы, методы и средства профилактики девиантного
поведения подростков.
3. Провести анализ влияния семьи на предупреждение девиантного
поведения подростков.
4. Рассмотреть семейные формы воспитания как фактор
предупреждения девиантного поведения несовершеннолетнего.
5. Проанализировать взаимодействие семьи и школы в
деятельности по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних.
Методологическая основа
— теоретический анализ литературы по теме исследовательской работы, анализ и
синтез полученных результатов.
Структурно настоящая работа состоит из введения, трех глав,
объединяющих шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы и
приложения.
Заключение:
Заключение Девиантное поведение подрастающего поколения – одна из самых
сложных и важных проблем современного общества. Многообразие факторов, влияющих
на девиантность поведения, необходимость социализации и реабилитации
представителей подросткового возраста с девиацией, способствует росту исследований
теоретического и практического характера, среди которых значимое место
отводится педагогике и психологии в связи с необходимостью профилактики девиантного
поведения подростков.
В соответствии с актуальностью, разработанностью темы было
выявлено, что в современных условиях большое значение приобретает изучение
проблемы девиантного поведения в контексте саморегуляции жизнедеятельности
подрастающего поколения, а также путь психолого-педагогической профилактики
отклоняющегося от норм поведения.
Проанализировав психологические характеристики подросткового
возраста, выявлено, что подростковый возраст рассматривается как один из
наиболее опасных для формирования девиантного личностного развития. Анализ
литературы позволил сформировать определение девиантное поведение подростков,
под которым мы понимают поведение, отклоняющееся от морально-нравственных и
правовых норм человеческого общества, проявляющееся в различных формах
социальной патологии – аддиктивные формы девиантного поведения, делинквентные
формы девиантного поведения, суицидальный риск.
Рассматривая профилактику девиантного поведения выявлено,
что психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения должна
представать собой комплексное явление, включающее в себя мониторинг всех
факторов риска, просветительскую деятельность с семьей подростка и ближайшим
социальным окружением, а также активную психолого-педагогическую деятельность,
направленную на развитие личностных ресурсов подростков с применением таких
методов работы, как – тренинг, лекция, групповые задания, дискуссия, мозговой
штурм, ролевые игры.
Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних по
большей степени направлена не на подростков, уже проявляющих девиантное
поведение, а на тех, кто имеет склонность к девиантному поведению. В последнем
случае профилактическая деятельность может предотвратить проявление девиантного
поведения. Именно поэтому следует уделить внимание диагностике, выявлению
несовершеннолетних, имеющих склонность к девиантному поведению.
На наш взгляд, для того чтобы профилактическая деятельность
имела хороший результат, нужно направить ее на формирование активной жизненной
позиции, устойчивых интересов к какой-либо деятельности, будь то спорт,
искусство или образование. И информировать несовершеннолетних не о вреде
курения, алкоголя или наркотиков, а о пользе спорта, важности здорового образа
жизни.
Важным в формировании личности несовершеннолетнего является
организация свободного времени. Полагаем для того, чтобы снизить девиантность в
подростковой среде, нужно предоставить несовершеннолетним альтернативные формы
активности. Сделать более доступными занятия в различных спортивных секция,
творческих кружках. Но чтобы все это было востребованным, необходимо, чтобы у
подростка были сформированы установки на здоровый образ жизни. Здесь уже важную
роль играет социальное окружение, в первую очередь семья.
Дисгармоничные взаимоотношения родителей и подростков,
проявляющиеся во враждебности, недоверчивости, безразличии, игнорировании
духовного мира мальчиков, присущи подавляющему большинству родительских семей
девиантных подростков. В этих семьях существуют так называемые формальные
взаимоотношения, когда функции отца и матери сводятся к выполнению элементарных
обязанностей: материальному обеспечению (одежда, пища, предметы обихода) и
санкциям. Однако и это они не всегда выполняют (например, во время запоев и т.
д.). Кроме того, большинство родителей девиантных подростков проявляют
равнодушие к своему ребенку, совершенно не интересуясь его будущим, уклоняются
от контроля за поведением детей. Все это приводит к тенденции все большего
распространения саморазрушающего поведения у подростков. Данное исследование
согласуется с представлением о саморазрушающем поведении, возникающем под
влиянием деструктивных тенденций микросоциума, как о нарушении иерархии связей
между элементами личности подростков. Одним из условий, необходимых для
формирования прочных духовных контактов между родителями и детьми, является их
высокий уровень информированности, который становится фундаментом гармоничных,
доброжелательных взаимоотношений. Такие семьи дают позитивный жизненный опыт
формирующейся личности подростка, способствуют адекватному познанию мира и
своего места в нем, формированию морально-этических норм поведения в социуме.
Большинство социально адаптированных подростков выросло именно в таких семьях.
Результаты исследования приводят к выводу о том, что не
существует прямолинейных и однозначных корреляций девиантного поведения только
с факторами социальной среды. Следует отметить роль биологических механизмов, в
значительной степени ответственных за то, что духовное содержание, высокая
нравственность, моральная ответственность, благоприятная семейная обстановка в
отдельных случаях не срабатывают. Следовательно, нарушения поведения в
подростковом возрасте с их динамичностью и изменчивостью, нестойкостью и
обратимостью представляют собой междисциплинарную проблему, так как ведут к
комплексной дезадаптации: педагогической, медицинской, юридической и социальной.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы профилактики
девиантного поведения у подростков 1.1. Девиантное поведение как
психолого-педагогическая проблема
Исследованию девиантного поведения как психолого-педагогического
феномена за последние 30 лет посвятили свои научные труды многие российские и
зарубежные ученые. Основные трактовки определений, типологию и характеристики
можно найти у таких авторов, как Е.А. Байер, З. Фрейд, Е.В. Змановская, В.Д.
Менделевич, Ю.А. Клейберг, Э. Дюркгейм и др[1].
Девиантологию и психологию девиантного поведения исследуют и
применяют в своей практике не только возрастные и клинические психологи,
психиатры, неврологи, но также преподаватели, юристы, социологи. Особое
внимание направлено на методы профилактики и коррекции девиантного поведения в
детском и подростковом возрасте.
На основе анализа понятий, представленных у вышеуказанных
авторов, можно выявить общее определение девиантного поведения в психологии как
устойчивого (повторяющегося) поведения, которое отклоняется от норм, признанных
в обществе.
Стоит отметить также, что существуют и иные понятия
девиантного поведения. Так, социология под девиантным поведением подразумевает
фактическую угрозу для социального и физического выживания индивида в ближайшем
окружении и определенной социальной среде. Под девиациями в данном случае
понимаются нарушения культурных ценностей и социально-нравственных норм,
отклонения от процесса их усвоения и формирования. Не во всех случаях действие
человека будет повторяющимся – это может быть единичный случай, противоречащий
нормам общества. [1] Веденкина
Л.В. Девиантное поведение несовершеннолетних как нарушение процесса
социализации // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2011. № 22. С. 49-53.