Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Семейное чтение
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Введение:
Процесс формирования читателя начинается задолго до того, как ребенок попадает в систему образования и становится формально грамотным, и семья с самого рождения играет решающую роль в подходе к миру чтения, Важно также отметить, что в некоторых библиотеках проводятся мероприятия, направленные на сближение родителей и детей с книгой и чтением, ассоциируя их с досугом, способные повысить интерес и раннюю осведомленность читателей. Эти мероприятия работают на нескольких уровнях, сотрудничая в обучении родителей в повышении осведомленности о пользе чтения, выборе книг и качественных произведений, укреплении семьи и аффективных отношений и содействии более здоровому и сбалансированному росту детей.
Изученность проблемы. Труды Л.А. Докучаевой («Семейное чтение в системе социокультурного развития личности»), Е. Чередовой («Проектирование технологии эффективного взаимодействия школы и семьи в процессе воспитания подростка»), А.С. Павловой («Методика изучения семейного чтения»), Е.М. Харлановой («Семья как сфера духовно-нравственного становления личности подростка»), М.Н. Недвецкой («Педагогические условия активизации читательской деятельности подростков в учебно-воспитательном процессе»), Н.М. Никитиной («Родительское собрание «Семейное чтение»: методические рекомендации»), А.А. Чуприной («Семья как сфера духовно-нравственного становления личности подростка»), Ж.Г. Куповых («Психологические особенности «образа Я» подростков при различных стилях детскородительских отношений») и др.
Цель исследования – изучить и проанализировать организацию семейного чтения в библиотеках МБУК «Мухоршибирская централизованная библиотечная система» (ЦБС).
Объект исследования: родители дошкольников и учеников 1-4 класса – читателей и тех, кто не является читателем (анкеты были распространены в школе и детском саду села Харашибирь).
Предмет исследования: семейное чтение.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
1. изучить в теоретическом аспекте истоки и современное состояние семейного чтения в России;
2. выявить роль библиотек в организации семейного чтения;
3. изучить практику организации семейного чтения в российских библиотеках, библиотеках Бурятии и МБУК «Мухоршибирская ЦБС»;
4. обобщить опыт деятельности сотрудников МБУК «Мухоршибирская ЦБС» в организации семейного чтения;
5. выявить проблемы в организации семейного чтения в МБУК «Мухоршибирская ЦБС».
Интерпретация понятий:
Семья — это сообщество, основанное на браке супругов, помимо которых включает и их детей (собственных и усыновленных), связанных духовно, общностью быта и взаимной моральной ответственностью [15].
Семейное чтение – это совместная читательская деятельность в условиях творческого общения ребенка с родителями, направленная на нравственно-эстетическое развитие личности [19].
Чтение — это автоматизированная способность воспринимать, озвучивать печатный текст, понимать его идейно-художественное содержание и выражать свое отношение к прочитанному. Чтение состоит из двух сторон — смысловой, которая обеспечивается процессом осмысления прочитанного, и технической, подчиненной первой и обслуживающей ее [8].
Виды чтения: ознакомительное, просмотровое ознакомительное-поисковое, ознакомительное чтение [3].
Гипотезы исследования:
1. У современных семей отсутствуют традиции семейного чтения.
2. Родители не считают необходимым посещение ребенком библиотеки, а книгу рассматривают преимущественно только как источник знаний.
Для решения поставленных задач и проверки гипотез использовались следующие методы исследования:
1. анализ теоретических публикаций по проблемам семейного чтения.
2. сравнительный – обобщение и сравнение методов работы библиотек по организации семейного чтения.
3. социологический – анкетирование, обработка статистической информации. 4. обобщение и систематизация полученных материалов.
База исследования:
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключения, список использованных источников и приложения.
В первой главе определяется значительная роль семьи и традиции семейного чтения для формирования личности, выявляются истоки этой традиции, дается определение терминам «читательская компетентность», «компетентный читатель», «семейное чтение».
Во второй главе представляются результаты анкетирования взрослых членов семьи и детей на предмет сохранения в семье традиций чтения и отношения к книге в целом. Отдельный параграф главы посвящен формам стимулирования интереса подростка в условиях семьи, в частности, предложены такие приемы как аннотирование, использование ресурсов интернет-порталов, просмотр фильмов по сюжетам прочитанных книг, буктрейлеров, прослушивание аудиокниг.
В заключении формулируются основные итоги и краткие выводы по исследуемой проблеме, а также намечаются перспективы дальнейшего исследования.
Заключение:
Дети, участвующие в этом проекте, не подвергались формальной оценке, поэтому мы не можем показать конкретные улучшения в их читательской компетенции. Тем не менее, дети и учителя неоднократно рассказывали об особой связи между участниками и книгами. Проект был направлен на развитие компетенций начинающей грамотности, особенно в группе детей, готовящихся к чтению, в частности, в отношении мотивации, развития устной речи, создания позитивных и конкретных представлений и значимого опыта, связанного с книгами и чтением.
Возможность обсудить и обменяться мнениями и точками зрения возникала регулярно, с целью стимулирования конкретных релевантных лексических областей, особенно тех, которые связаны с миром вокруг ребенка (например, цвета, животные, буквы, одежда, части тела и игрушки).
Основополагающим принципом, на котором базируется проект, является преемственность и создание особой групповой динамики, включая изменение традиционного восприятия библиотеки, которая стала личным и знакомым местом для детей и их семей. Связи сопереживания между членами каждой группы и сотрудниками библиотеки создают возможности для дальнейших предложений и рекомендаций по чтению, даже вне времени официальных сеансов чтения. Однако, возможно, наибольшее влияние это оказывает на саму семью, создавая обогащающий опыт, который вращается вокруг книг и родителей, читающих больше своим детям. Контакт с книгами происходил на каждом сеансе, а также обмен опытом чтения детей с их семьей дома.
Чтению и письму придавалось дополнительное значение на встречах, детей поощряли и хвалили, когда они брали книги домой и высказывали свое мнение о прочитанных книгах. Создание обогащенной литературной обстановки в контексте библиотеки и, как следствие, дома, способствует развитию чтения и положительно укрепляет эти виды деятельности, которые ассоциируются с радостью, благополучием, эмоциями и игрой, создавая привычки, которые, надеюсь, будут способствовать постепенному и длительному развитию привычки к чтению, очень часто еще до того, как дети познакомились с книгами в школе. Этот проект, несомненно, оказал положительное влияние на местное сообщество, создав преданных членов библиотеки разных поколений и вызвав их восторженный отклик.
Фрагмент текста работы:
1 глава. Возникновение и становление семейного чтения в России
1.1 Анализ основных терминов по теме
Семья — это особый социальный институт, который приобщает ребенка к миру культуры, в том числе к чтению. Первое знакомство человека с книгой происходит в семье.
Семья является основным социальным институтом в обществе. Она функционирует как основная ячейка, которая производит будущие поколения и обеспечивает любовь и привязанность к детям. В обязанности семьи входит экономическое обеспечение своих членов и содействие процессу социализации. Дети учатся придерживаться определенных социальных ценностей в обществе в основном через семью.
Процесс обучения на протяжении всей жизни начинается вскоре после рождения. Благополучие детей в значительной степени является частью ответственности семьи в обществе. Однако традиционная роль семьи в обществе резко изменилась в последнее время из-за ряда взаимосвязанных факторов [14].
Процесс обучения на протяжении всей жизни начинается вскоре после рождения. Поскольку новорожденные слышат, видят, обоняют, чувствуют вкус и ощущают тепло, холод и боль, они постоянно ориентируются в окружающем мире. Люди, как члены семьи, составляют важную часть их социального окружения. Люди удовлетворяют потребности младенца, кормя, очищая, нося и утешая его. Традиция семейного чтения — важный аспект воспитания. На протяжении веков книги были досугом, который развивал и воспитывал ребенка. Однако сегодня телевидение и компьютер отодвинули чтение не только на задний план, но и гораздо дальше. Существует множество компьютерных программ, которые развивают память, помогают выучить иностранный язык, любой пробел в образовании можно восполнить, сделав поиск в Google. И все же семейное чтение ничем не заменить, ведь оно направлено на нравственное воспитание как ребенка, так и взрослого.