Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Гуманитарные науки Русский язык

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Семантическое поле «Чувственное восприятие» у С. А. Есенина

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1.
Теоретические основы понятия «лексика восприятия» в русском языке  7

1.1. Аспекты лексико-семантического
восприятия. 7

2.2. Различные
значения и функции лексики восприятия. 15

1.3
Языковая репрезентация чувственного восприятия: перцептивность как
семантическая категория. 27

ГЛАВА 2. Лексика
чувственного восприятия в лирике С.А. Есенина. 35

2.1. Выявление в
художественном тексте лексики чувственного восприятия. 35

2.2. Концепция сем «Запах» и
«Тактильные ощущения» их отражение в лирике С.А. Есенина. 37

2.3. ЛСГ «цвет» и «звуки» в лирике
С. А. Есенина. 51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 64

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 66

  

Введение:

 

Назрела необходимость целостного
филологического анализа произведений С. Есенина с использованием современных
лингвистических единиц С. Есенина с использованием современных лингвистических
методов, при опоре на теоретическую базу не только языкознания и литературоведения,
но и смежных наук. Результатом такого исследования может стать системная
пофрагментная реконструкция индивидуализированной языковой картины мира (ЯКМ)
С. Есенина как русской языковой личности (ЯЛ) в аспекте средств номинации и
предикации, во взаимосвязи с национальной спецификой языка — основами
национального мышления и довлеющего индивидуально-специфического начала
творческой личности.

Выбор темы данного исследования
обусловлен интересом к чувственному фрагменту русской языковой картины мира, к
средствам его экспликации как зеркалу индивидуальной языковой картины мира
(ИЯКМ) и роли этих средств в создании образности в лирике С. Есенина.
Чувственный фрагмент ЯКМ является интегрирующим началом, объединяющим
разнообразные пласты смыслов созданных авторов текстов, эксплицирующих разные
уровни ЯЛ. В силу этого поэзия Есенина «проникает» в читателя, апеллируя
непосредственно к ощущению, восприятию и чувственным представлениям, что дает,
в свою очередь, импульс к эмоциональному восприятию, а затем и осмыслению
прочитанного, его концептуализации.

Развитое чувственное начало, вобравшее в
себя неповторимость национального и исконно человеческого восприятия жизни,
представляется нам основой мироощущения С. Есенина. Оно проявилось в интенциях
его творчества и стало вектором, установившим направление формирования языковой
картины мира (ЯКМ) истинно русского поэта. Данная языковая картина мира (ЯКМ)
воплотилась в адекватных идейно-художественному замыслу произведений
поэтических картинах, детерминировала систему символических смыслов, круг
ассоциаций, сказалась на выборе средств экспликации концептуального содержания
— единиц лексико-семантического уровня (их реализованных лексико-семантических
вариантов (ЛСВ)), входящих в различные парадигматические объединения.

Основная цель работы— полиаспектное описание лексики восприятия и
чувственного представления как средства репрезентации чувственного фрагмента
индивидуализированной языковой картины мира С. А.Есенина -русской языковой
личности.

Объект
исследования:

Предмет
исследования — лексика ощущения, восприятия и
чувственного представления, рассмотренная в составе важнейших АСП: «Цвет»,
«Запах», «Осязание», «Звук» в лирике С.А. Есенина.

Цель исследования предполагает решения
ряда задач:

1.Рассмотреть теоретические основы
понятия «лексика восприятия» в русском языке

2. Проанализировать АСП «Цвет», «Запах»,
«Осязание», «Звук» в лирике С.А. Есенина.

Материал исследования: картотека
составляет около 1600 контекстов, в которых на лексико-семантическом и
ассоциативном уровнях актуализируется семантика «ощущение», «восприятие» или
«чувственное представление».

Гипотеза
исследования: лексика ощущения, восприятия и чувственного
представления при рассмотрении ее в аспекте номинации и предикации
демонстрирует эволюцию творческого мышления, творческого метода С. Есенина,
являя собой значительный набор чувственных идиолектем, демон стрирующих
постоянство, фундаментальность, эстетическую весомость, связь с креативными
основами мышления автора, проявляющуюся в художественном отображении и оценке
мира и человека.

Новизна
исследования определяется тем, что впервые тексты поэм С.
Есенина анализируются в аспекте номинации и предикации, с привлечением опыта и
достижений лингвокультурологии, этнопсихолингвистики, ассоциативной
лингвистики, семиотики, концептологии. В научный оборот вводится не
исследовавшийся в трудах по языку и стилю Есенина в полном объеме и в указанном
аспекте языковой материал, обработанный по ассоциативным, толковым, системным,
частотным, этимологическим и др. словарям и другим информационным источникам,
классифицированный.

Степень
изученности и методология:

Эти новые лингвистические подходы, а
также и некоторые традиционные направления, например,
сравнительно-типологическая лингвистика, изучают и отдельные конкретные
перцептивные значения: перцептивные признаки, формы восприятия, обозначения
органов восприятия и т.д. (Э.К. Александрова, О.М. Альчикова, Ю.Ю. Архипова,
Т.С. Борейко, Ю.П. Вызова, А. Вежбицка, И.В. ДомбровскаяА.В. Кравченко, Г.Е.
Крейдлин, A.A. Кретов, Г. А. Кривозубова, JI.B. Крюкова, Г.И. Кустова, С.Ю. Лаврова,
Л.В. Лаенко, О.Г. Лещинская, С.А. Моисеева, Н.Ю. Муравьева, Е.В. Падучева, С.Я.
Пименова, И.Г. Рузин, Т.И. Семенова, Е.А Слободан, Е.В. Урысон и др.).

Большая часть этих исследований
посвящена конкретным значениям и узким проблемам, связанным с языковой
репрезентацией восприятия. Они не предполагают многоаспектного рассмотрения
перцептивной семантики -сочетания различных исследовательских методик
реконструкции плана содержания языковых единиц.

Методы
исследования и подход к материалу избраны с учетом
поставленной цели. Помимо общенаучных методов анализа и синтеза, главным в
диссертации стал метод системного описания лексики, при использовании ряда
частных методов и методик работы с материалом: сплошной выборки,
лингвистического описания с элементами компонентного анализа, семантико-стилистический,
статистического подсчета. Привлечение концептуального анализа связано со
спецификой изучения ЯКМ. Антропоцентрический подход утвердился в лингвистике
как наиболее продуктивный при изучении ЯКМ. В центре исследования оказывается
ЯЛ С. Есенина как «носителя, пользователя и творца языка» (см.: Логунов М. Л.,
1998).

Теоретическая
значимость исследования состоит в разработке на
конкретном материале аспекта актуальной для современной лингвистики проблемы
отражения картины мира ЯЛ; в дальнейшем изучении проблемы использования и
преобразования лексических ресурсов родного языка в ИЯКМ в процессе авторской
номинации и предикации.

Практическая
значимость. Полученные результаты могут быть использованы
при характеристике поэм С. Есенина, дальнейшем изучении особенностей
поэтического метода и стиля автора. Установленный в ходе исследования
коэффициент использования цветовой, световой и другой чувствен ной лексики,
отражающий специфику языкового сознания автора, возможно учитывать при анализе
его произведений других жанров. Чувственные образы языкового сознания автора
представлены в приложении-словнике и могут привлекаться в целях
сравнения-сопоставления с другими парадигмами образов и иными идиостилями.
Результаты анализа лексики ощущения, восприятия и чувственного представления,
включая зоны чувственной неопределенности в языковой ткани поэм, могут быть
использованы при создании словаря языка автора, словаря образных средств
русской поэзии, при сопоставительном анализе лексики ощущения и восприятия в
лирике поэта.

Полученные в ходе написания работы
данные можно использовать при разработке спецкурсов и спецсеминаров по
проблемам анализа поэтического текста, языка художественной литературы в целом,
исследования особенностей поэтической картины мира. Фактический материал
представляется полезным для специалистов, преподавателей школы, поклонников
таланта Есенина, интересующихся феноменом его творчества.

ВКР состоит из Введения, двух глав:
теоретической и практической, Заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В первой части ВКР нами были
рассмотрены основные аспекты

Разнообразие векторов развития семантики
восприятия не бесконечно, а ограничено не очень большим количеством целостных
значений и отдельных сем, отражающихся в словарных статьях или проявляющихся в
функционировании перцептивной лексики. И язык обладает определенной
избирательностью в выборе не только направлений развития семантики восприятия,
но и самих значений, соответствующих по содержанию той или иной форме перцепции.
Например, глаголы зрения и слуха закономерно развивают значения ментальных
действий (видеть суть), а лексика осязания — значения материальной реальности
предмета и окружающего мира (осязаемая синь) и т.п., семантика способности к
восприятию становится базой для развития. значений морально-нравственных
качеств человека (зрячая душа). Именно эти направления (обозначение
психологических, социальных и онтологических категорий) определяют специфику
языковой репрезентации восприятия и отражают системность формирования
перцептивной семантики.

Во второй части ВКР нами были
проанализированы АСП «Цвет», «Запах», «Осязание», «Звук» в лирике С.А. Есенина.

Основное назначение колоративов в творчестве С. Есенина – прямое,
номинативное, в составе именных сочетаний, выполняющих описательную функцию.
Наиболее частотно использование цвета при описании явлений природы: красный –
цвет солнца на восходе или закате, синий и белый – цвет неба и разливающегося
тумана. Есенин создаёт неповторимые эпитеты и метафоры, нарочито народные, но в
то же время удивительно точные и глубокие, отличающие его стиль:

В большинстве случаев Сергей Есенин использует «звенеть»
и «звучать» и производных от этих слов. Благодаря индивидуально-авторской
сочетаемости исследуемых слов неспособные издавать звон, наделяются глаголом:
звонко чахнут тополя; звенит песок.

Окказиональная мотивация в большинстве стихотворений представлена
метонимией. Можно заметить, что слова «звенеть», «звон» в поэзии Сергея Есенина
наделены эврисемичностью, то есть широкозначностью.

Анализу цветовых прилагательных в лирике С.А. Есенина посвящено много
работ. Исследователи анализируют символику цвета, любимые оттенки поэта, даже
частотность употребления колоративов. Мы поставили перед собой задачу
проанализировать лексико-семантическую группу слов, обозначающих цвет, с точки
зрения сочетаемости с другими словами в стихотворениях С.А. Есенина.

В семе «Тактильного восприятия» чаще других встречаются такие глаголы,
как зацеловать, ласкать. Прижать, им всем в противовес стоит глагол бить.
Эмпирическое поле С.А. Есенина как будто сложено из противовесов, его внутренне
восприятие переходит из крайности в крайность, тянувшись к теплу, со временем
он приходит к холоду, от поцелуя к удару. Этим пронизано все его творчество он
в поиске и нахождении, его стихи отражают состояние его чувственного
столкновения с внешним миром.

Все выше сказанное подтверждает нашу
гипотезу, что лексика ощущения, восприятия и чувственного представления при
рассмотрении ее в аспекте номинации и предикации демонстрирует эволюцию
творческого мышления, творческого метода С. Есенина, являя собой значительный
набор чувственных идиолектем, демон стрирующих постоянство, фундаментальность,
эстетическую весомость, связь с креативными основами мышления автора,
проявляющуюся в художественном отображении и оценке мира и человека.

Таким
образом, можно утверждать, что все задачи, поставленные в ВКР были выполнены.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. Теоретические основы понятия
«лексика восприятия» в русском языке

1.1. Аспекты лексико-семантического восприятия

Как известно, человек познает мир в основном через органы чувств. «Зачем
нам чувства? Познакомьтесь с окружающим миром, получите максимально точную
информацию о внешнем мире, об изменениях, которые в нем происходят. Это
восприятие называется чувственным восприятием. "

Чувственное восприятие определяется как «переживание, осознание истинно
объективного (принадлежащего как внешнему миру, так и внутреннему миру) с
помощью внешних ощущений или непосредственно с помощью «внутренних» ощущений.

В то же время важно, что «ассимилировать, увидеть мир, воспринять его,
вывести его из объективного или субъективного мира (мира духовного
производства)» может быть только то, что соответствует зрителю и является
доступная ему тема представляет его интерес и деятельность ". [1, c.160]

Восприятие как важная составляющая ориентации человека в мире изучается
прежде всего наукой психологией. С точки зрения психологии, восприятие – это:
[16, c.627]

а. Субъективный образ объекта, явления или процесса, непосредственно
влияющего на анализатор или систему анализаторов (также используются термины
«перцептивный образ», «перцептивный образ»);

2. Сложный психофизиологический процесс формирования перцептивного
образа (также используются термины «восприятие», «перцептивный процесс»).
Иногда термин «восприятие» обозначает систему действий, направленных на
знакомство с объектом, влияющим на чувства, то есть сенсорную исследовательскую
деятельность наблюдения».

Для психологии различие между восприятием и ощущениями имеет большое
значение. Под ощущениями понимаются отдельные сигналы, исходящие от объектов
окружающего мира и позволяющие оценить их как горячие или холодные, сладкие или
соленые и т. д. Под восприятием понимается «синтез ощущений, который
формируется в процессе активного отражения объективно существующего целостного
объекта». [2, c.140]

Основными качествами восприятия являются такие качества, как
«объективность, целостность, постоянство, категоричность, избирательность». С
психологической точки зрения следует различать преднамеренное и
непреднамеренное восприятие. Ученые-психологи также рассматривают восприятие
времени, восприятие пространства, восприятие устной речи, восприятие человека
человеком как отдельные виды восприятия. Однако в узком смысле зрительные,
слуховые, тактильные, вкусовые и обонятельные восприятия относятся к сенсорным
восприятиям, в зависимости от того, какой из органов чувств (анализаторов)
является лидером.

Именно благодаря органам чувств в сознании человека (и любого живого
существа) формируется перцептивный образ объекта, а также образ мира в целом,
ср. он получает ценнейшую и полезную информацию для жизни и адаптации к
окружающей среде. А образ мира одних может быть совершенно несопоставимым с
образом мира других». [3, c.256]

В русском языке есть специальная лексика для обозначения процесса
чувственного восприятия. В основном он включает такие слова, как восприятие, чувство,
сенсорный, сенсорный, перцептивный. Основным средством лексического обозначения
этого процесса является словесное восприятие. Вернемся к словарным трактовкам
восприятия лексемы. Для этого мы изучили следующие словари: Словарь
современного русского литературного языка 1951-1965 гг .; Словарь русского
языка 1981-1984 гг .; Толковый словарь русского языка 1935-1940 гг .; Ожегов
1988; Лопатин, Лопатина 2009, а также Первая пояснительная БЭС 2006. В словарях
восприятие лексемы различают по одному-двум значениям.

Четвертое: «Восприятие таково:

1. Усвоение чего-либо. Восприятие впечатлений. Психический процесс
отражения предметов или явлений действительности, полученных в результате
воздействия внешней среды на органы чувств.

2. Устаревший. Принимать, принимать» (Словарь современного русского
литературного языка 1951-1965 гг.);

«Восприятие — 1. действие за ценность. глагол воспринимать.

2. Психология, философия. Отражение в человеческом сознании предметов и явлений материального
мира, воздействующих на органы чувств в определенный момент времени, включая их
понимание и понимание на основе предыдущего опыта. "Как видите, восприятие
слова занимает центральное место в значении, связанном с восприятием человеком
окружающего мира через органы чувств.

Слово чувство в русском языке многозначно (в словарях до 7 значений), но
нас интересует значение, связанное с работой органов чувств. В словарях в
первую очередь указывается:

«Чувство — 1. Способность живого существа чувствовать, воспринимать
внешние впечатления» (Словарь современной русской литературы 1951-1965 гг.);

«Чувство» — 1. Способность живого существа воспринимать внешние
впечатления, чувствовать, что-то переживать. Ч. Видение, слух, обоняние,
осязание, дегустация. Органы чувств. … Материя — это то, что вызывает чувство
в наших чувствах … Ленин» (Толковый словарь русского языка 1935-1940 гг.);

«Чувство, -а, ср. — 1. Способность чувствовать, переживать, воспринимать
внешние воздействия, а также одно и то же ощущение »(Ожегов 1988). Восприятие с
помощью органов чувств называется сенсорным. Слово« чувственный »также имеет
несколько значений (до трех) в словари. Для целей нашего исследования подходит
значение, которое сначала дается в словарях.

Четвертое: «Чувственное — 1. Сформированное, реализованное через органы
чувств, ощущений, восприятий» (Словарь современного русского литературного
языка 1951-1965 гг.);

«Чувственный — 1. Кандидат наук. Воспринимается органами чувств
(видимыми, осязаемыми и т. Д.), Реализуется с их помощью. Сенсорное восприятие
»(Ожегов 1988);

«Чувственное — 1. Полное. f. Воспринимается органами чувств (видимыми,
осязаемыми и т. Д.), Реализуется с их помощью. Чувственное восприятие
»(Лопатин, Лопатина, 2009).

Кроме того, в русском языке употребляются слова чувственный и
перцептивный, также выражающие схожее значение.

«Сенсорное — связано с чувствами, с чувствами. Сенсорная реакция.@

 «Сенсорный – Чувствительный,
чувствующий, относящийся к ощущениям» (Словарь русского языка 1981–1984);

«Сенсорный – Чувствительный, чувствующий, относящийся к органам чувств, ощущениям.
От лат. sensus – восприятие, чувство, ощущение» (Первый толковый БЭС 2006).

«Восприятие — это психол. Восприятие, прямое отражение объективной
реальности органами чувств. Перцептивное — связано с восприятием». Известно,
что человек познает мир с помощью пяти чувств. В соответствии с этим выделяют
пять типов сенсорного восприятия: зрительное, слуховое, тактильное,
обонятельное и вкусовое. Как отмечает Е.В. Урысон, «чувства — это общее слово
для лексем: зрение, слух, вкус, 35 осязание и обоняние». [4, c.396]

Для каждого из этих типов восприятия в языке есть свой словарный запас,
представленный разными частями речи. Самый важный тип восприятия для человека —
визуальный. Ср: «Для большинства людей мир в основном состоит из визуальных образов».
«Четкость и «живопиность» изображений картины мира связана с тем, что более 90%
информации о мире человек получает через зрительные ощущения и живое
созерцание», — В.И. Постовалов. Словарь со значением зрительного восприятия так
широко представлен в языке и явлениях. [6, c.284]

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы