Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Самопрезентация автора в текстах современного российского репа
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Феномен рэп-поэзии: зарождение и основные проблемы изучения………………………………………………………………………….7
1.1. Фольклорные истоки русского рэпа……………………………………… .7
1.2. Рэп-поэзия в контексте литературной традиции………………………… 12
1.3. Жанрово-стилистические и тематические особенности рэп-текста…… 26
Выводы по 1 главе………………………………………………………………26
ГЛАВА 2. Особенности создания авторского «я» в современных рэп-текстах (на примере текстов Моргенштерна) ………………………………………….28
2.1. Формы и способы речевой самопрезентации автора в рэп-текстах……..28
2.2. Особенности самопрезентации в текстах Моргенштерна……………….37
Выводы по 2 главе………………………………………………………………46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……….51
Введение:
ВВЕДЕНИЕ
Данная выпускная квалификационная работа посвящена исследованию форм и способов самопрезентации автора в современных рэп-текстах.
Современное искусство часто вступает в противоречие с традициями и тенденциями прошлого. Говоря о поэзии, чаще всего новое в ней связывают с формой стихосложения, с классическим вариантом которой прочно ассоциируются такие поэты, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев и другие. Даже такие поэты ХХ века, как В.В. Маяковский, М. И. Цветаева и И.А. Бродский, считавшиеся в свое время новаторами стиха, сейчас воспринимаются как классики.
В современной поэзии интересно такое явление, как рэп, или хип-хоп. Несмотря на то, что рэп, безусловно, является музыкальным направлением, важную смысловую функцию в нем играет именно текст. Строчки рэп-текстов расходятся на цитаты среди молодежи, как когда-то это делали строки великих поэтов.
В лирике, в отличие от других родов литературы, важнейшим является взгляд на мир уникальной личности – поэта. «В поэтической самопрезентации функции речевого жанра совпадают с художественными задачами лирического произведения — самопрезентация авторской индивидуальности» (Садыкова Н.А.). Рэп-тексты, как правило, изобилуют этим.
Актуальность данной работы заключается в том, что рэп уже не находится в позиции контркультуры, как это было в 90-е годы ХХ века, а напротив, стал одним из самых популярных явлений как в мировой, так и в отечественной культуре.
Целью нашего исследования является изучение и выявление особенностей самопрезентации автора в текстах современного российского рэпа.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— изучить литературу и источники по выбранной теме;
— выявить традиции и первые проявления рэпа в России;
— исследовать взаимосвязи между рэпом и классической поэзией;
— изучить основные формы и способы самопрезентации авторов в рэп-текстах;
— отобрать и проанализировать тексты Моргенштерна с целью выявления в них особенностей самопрезентации;
— сделать вывод о проявлениях «я-образа» в текстах Моргенштерна.
Объектом данной работы являются тексты российских рэп-исполнителей.
Предметом – формы и способы речевой самопрезентации в текстах Моргенштерна.
Материалом нашего исследования послужили тексты как западных, так и отечественных рэп-исполнителей, главным образом, тексты Моргенштерна.
Методологической базой исследования являются теоретические труды отечественных исследователей: «Что скрывает русский рэп? Тематическое моделирование текстов русскоязычной хип-хоп сцены» Бойченко А.Е. и Жучковой С.В., «Фольклорные истоки русского рэпа» Дороховой Е.А., «Русская рэп-культура: специфика научного анализа» Завалишина А.Ю. и Костюриной Н.Ю., «Русский рэп и литературная традиция» Карпова Д.Л., «Самопрезентация как речевая тактика» Садыковой Н.А. и др.
Для реализации поставленных задач были использованы следующие исследовательские методы: метод наблюдения над языковыми явлениями и фактами, описательно-аналитический метод, сравнительно-сопоставительный анализ.
Теоретическая значимость. В данном исследовании сделана попытка охарактеризовать рэп-тексты как новое литературное течение – с акцентом на специфических для этого явления современной литературы способах самопрезентации автора. Полученные результаты могут стать базой для дальнейшего изучения творчества рэп-исполнителей.
Практическая значимость. Материалы исследования могут быть применены для дальнейшего изучения текстов современных авторов рэпа, а также использованы при подготовке учебных программ и пособий для студентов-филологов, изучающих проблемы современного литературного процесса.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Заключение:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе научного исследования удалось выполнить все поставленные задачи. Итоги этих задач выражены в выводах к главам данной работы.
В результате работы над первой главой мы пришли к следующим выводам:
1. Понятия «рэп» и «хип-хоп» часто путают:
1) Рэп является инструментом, манером чтения текста в музыкальной композиции. Он может встречаться в различных музыкальных жанрах.
2) Хип-хоп — музыкальный жанр родом из США, для которого характерны криминал, освещение социальных проблем и использование рэпа.
3) В России «рэп» и «хип-хоп» часто воспринимаются как синонимы.
2. Корни русского рэпа имеют фольклорную традицию. Из США русский рэп перенял лишь тематическую направленность и внешнюю атрибутику.
3. Темы и жанры рэпа в России многогранны: от танцевальных и расслабляющих композиций, до социальных и лирических текстов.
4. Рэп тексты и литературу сближают следующие черты:
1) Наличие лирического героя;
2) Наличие сюжета;
2) Использование особенностей языка и средств художественной выразительности.
В результате работы над второй главой мы пришли к следующим выводам:
1. Самопрезентация – это процесс представления себя в отношении социально и культурно принятых способов действия и поведения. Самопрезентация важна в деловом и личном общении, но она не менее важна и в творческой сфере.
2. Поэты и писатели разных эпох и стран также создавали в своих текстах представление о самих себе, формировали свой образ, «авторское Я».
3. В поэтической самопрезентации функции речевого жанра совпадают с художественными задачами лирического произведения – самопрезентацией авторской индивидуальности. Рэп-тексты, как правило, изобилуют этим.
4. Проанализировав такие понятия, как «автор», «лирический герой», «я-образ», мы установили, в частности, что «я-образ» тесно связан с «я-концепцией». Я-концепцией в психологии называют систему представлений индивида о самом себе. Ученые выделяют несколько я-концепций:
1) Реальное-я. Это связь представлений индивида о самом себе с тем, каким он является на самом деле.
2) Зеркальное (социальное). Представления индивида о том, как его видят другие.
3) Идеальное-я. То, каким индивид хочет себя видеть.
5. Для Моргенштерна характерна зеркальная я-концепция, то есть взгляд на себя глазами других.
6. Для реализации этой концепции Моргенштерн представляет себя, с одной стороны, как маргинала, использующего нецензурную лексику, и этим сближающегося со своими слушателями-подростками, а с другой, рисование себя как неординарной исключительной личности – богатея, «аристократа». Это и делает его кумиром молодежи: он такой, как ты, но он и необыкновенный, достигший высот, к которым следует стремиться всем его слушателям.
7. У Моргенштерна мы выделили несколько характерных выразительных приемов самопрезентации:
1) Это помпезные и пафосные эпитеты, не имеющие ярких художественных особенностей и указывающие в основном на материальное благосостояние.
2) Использование элементов биографии и рассказ о собственных предпочтениях, причем в форме ведения блога, что является как раз яркой чертой нашего времени: как и многие исполнители, автор начал карьеру именно с этого.
3) Нецензурная лексика, которую Моргенштерн чаще всего использует в адрес кого-то иного, очень редко в собственный адрес.
4) Повторы и обильное использование указательных слов.
5) Яркие сравнения.
6) Использование английских слов и выражений.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ФЕНОМЕН РЭП-ПОЭЗИИ: ЗАРОЖДЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ИЗУЧЕНИИ
1.1. Фольклорные истоки русского рэпа
Целью этой главы является рассмотрение различных аспектов такого явления словесной культуры, как рэп.
Есть разные подходы к определению сути рэпа.
В Большом энциклопедическом словаре дается такое определение:
«РЭП (от англ. rap – резко говорить, выкрикивать) – жанр поп-музыки, ритмический речитатив рифмованного текста на остроактуальную тему. Возник на основе негритянского фольклора» [БЭС].
Определение рэпа в Энциклопедическом словаре следующее: «1. Декламация, речитативное исполнение стихов под ритмическую музыку. Читать рэп. Исполнять рэп на чьи-л. стихи. 2. Танец под такую музыку. Танцевать рэп…» [Энциклопедический словарь].
Таким образом, рэпом называют особую технику произношения текстов, как поэтических, так и эстрадных. Особое отличие этих текстов от обычных стихотворных заключается в соблюдении четкого ритма.
Его часто путают с хип-хопом или же наделяют конкретными стилистическими особенностями, вроде обязательного изображения преступных реалий или их романтизации. Однако рэп – это именно манера прочтения текста и его произнесения.
Рэп, как было отмечено выше, имеет отношение и к музыке как виду искусства, и к литературе. То, что сближает и скрепляет оба искусства в контексте наших размышлений о рэпе, это ритм.
Ритм – это «повторность тех или иных сходных явлений через определенные соизмеримые промежутки» [Словарь литературоведческих терминов].
Корни рэпа традиционно ищут в Западной Африке, где принято рассказывать историю под барабанные ритмы. Это характеризует, например, музыкальную традицию гриотов – африканскую касту музыкантов. Эта