Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Гуманитарные науки Филология (Литература)

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Самопрезентация автора в текстах современного российского репа

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 


ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. Феномен рэп-поэзии: зарождение и основные проблемы изучения………………………………………………………………………….7

1.1. Фольклорные истоки русского рэпа……………………………………… .7

1.2. Рэп-поэзия в контексте литературной традиции………………………… 12

1.3. Жанрово-стилистические и тематические особенности рэп-текста…… 26

Выводы по 1 главе………………………………………………………………26

ГЛАВА 2. Особенности создания авторского «я» в современных рэп-текстах (на примере текстов Моргенштерна) ………………………………………….28

2.1. Формы и способы речевой самопрезентации автора в рэп-текстах……..28

2.2. Особенности самопрезентации в текстах Моргенштерна……………….37

Выводы по 2 главе………………………………………………………………46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….48

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……….51

  

Введение:

 

ВВЕДЕНИЕ

Данная выпускная квалификационная работа посвящена исследованию форм и способов самопрезентации автора в современных рэп-текстах.

Современное искусство часто вступает в противоречие с традициями и тенденциями прошлого. Говоря о поэзии, чаще всего новое в ней связывают с формой стихосложения, с классическим вариантом которой прочно ассоциируются такие поэты, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев и другие. Даже такие поэты ХХ века, как В.В. Маяковский, М. И. Цветаева и И.А. Бродский, считавшиеся в свое время новаторами стиха, сейчас воспринимаются как классики.

В современной поэзии интересно такое явление, как рэп, или хип-хоп. Несмотря на то, что рэп, безусловно, является музыкальным направлением, важную смысловую функцию в нем играет именно текст. Строчки рэп-текстов расходятся на цитаты среди молодежи, как когда-то это делали строки великих поэтов.

В лирике, в отличие от других родов литературы, важнейшим является взгляд на мир уникальной личности – поэта. «В поэтической самопрезентации функции речевого жанра совпадают с художественными задачами лирического произведения — самопрезентация авторской индивидуальности» (Садыкова Н.А.). Рэп-тексты, как правило, изобилуют этим.

Актуальность данной работы заключается в том, что рэп уже не находится в позиции контркультуры, как это было в 90-е годы ХХ века, а напротив, стал одним из самых популярных явлений как в мировой, так и в отечественной культуре.

Целью нашего исследования является изучение и выявление особенностей самопрезентации автора в текстах современного российского рэпа.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— изучить литературу и источники по выбранной теме;

— выявить традиции и первые проявления рэпа в России;

— исследовать взаимосвязи между рэпом и классической поэзией;

— изучить основные формы и способы самопрезентации авторов в рэп-текстах;

— отобрать и проанализировать тексты Моргенштерна с целью выявления в них особенностей самопрезентации;

— сделать вывод о проявлениях «я-образа» в текстах Моргенштерна.

Объектом данной работы являются тексты российских рэп-исполнителей.

Предметом – формы и способы речевой самопрезентации в текстах Моргенштерна.

Материалом нашего исследования послужили тексты как западных, так и отечественных рэп-исполнителей, главным образом, тексты Моргенштерна.

Методологической базой исследования являются теоретические труды отечественных исследователей: «Что скрывает русский рэп? Тематическое моделирование текстов русскоязычной хип-хоп сцены» Бойченко А.Е. и Жучковой С.В., «Фольклорные истоки русского рэпа» Дороховой Е.А., «Русская рэп-культура: специфика научного анализа» Завалишина А.Ю. и Костюриной Н.Ю., «Русский рэп и литературная традиция» Карпова Д.Л., «Самопрезентация как речевая тактика» Садыковой Н.А. и др.

Для реализации поставленных задач были использованы следующие исследовательские методы: метод наблюдения над языковыми явлениями и фактами, описательно-аналитический метод, сравнительно-сопоставительный анализ.

Теоретическая значимость. В данном исследовании сделана попытка охарактеризовать рэп-тексты как новое литературное течение – с акцентом на специфических для этого явления современной литературы способах самопрезентации автора. Полученные результаты могут стать базой для дальнейшего изучения творчества рэп-исполнителей.

Практическая значимость. Материалы исследования могут быть применены для дальнейшего изучения текстов современных авторов рэпа, а также использованы при подготовке учебных программ и пособий для студентов-филологов, изучающих проблемы современного литературного процесса.

Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе научного исследования удалось выполнить все поставленные задачи. Итоги этих задач выражены в выводах к главам данной работы.

В результате работы над первой главой мы пришли к следующим выводам:

1. Понятия «рэп» и «хип-хоп» часто путают:

1) Рэп является инструментом, манером чтения текста в музыкальной композиции. Он может встречаться в различных музыкальных жанрах.

2) Хип-хоп — музыкальный жанр родом из США, для которого характерны криминал, освещение социальных проблем и использование рэпа.

3) В России «рэп» и «хип-хоп» часто воспринимаются как синонимы.

2. Корни русского рэпа имеют фольклорную традицию. Из США русский рэп перенял лишь тематическую направленность и внешнюю атрибутику.

3. Темы и жанры рэпа в России многогранны: от танцевальных и расслабляющих композиций, до социальных и лирических текстов.

4. Рэп тексты и литературу сближают следующие черты:

1) Наличие лирического героя;

2) Наличие сюжета;

2) Использование особенностей языка и средств художественной выразительности.

В результате работы над второй главой мы пришли к следующим выводам:

1. Самопрезентация – это процесс представления себя в отношении социально и культурно принятых способов действия и поведения. Самопрезентация важна в деловом и личном общении, но она не менее важна и в творческой сфере.

2. Поэты и писатели разных эпох и стран также создавали в своих текстах представление о самих себе, формировали свой образ, «авторское Я».

3. В поэтической самопрезентации функции речевого жанра совпадают с художественными задачами лирического произведения – самопрезентацией авторской индивидуальности. Рэп-тексты, как правило, изобилуют этим.

4. Проанализировав такие понятия, как «автор», «лирический герой», «я-образ», мы установили, в частности, что «я-образ» тесно связан с «я-концепцией». Я-концепцией в психологии называют систему представлений индивида о самом себе. Ученые выделяют несколько я-концепций:

1) Реальное-я. Это связь представлений индивида о самом себе с тем, каким он является на самом деле.

2) Зеркальное (социальное). Представления индивида о том, как его видят другие.

3) Идеальное-я. То, каким индивид хочет себя видеть.

5. Для Моргенштерна характерна зеркальная я-концепция, то есть взгляд на себя глазами других.

6. Для реализации этой концепции Моргенштерн представляет себя, с одной стороны, как маргинала, использующего нецензурную лексику, и этим сближающегося со своими слушателями-подростками, а с другой, рисование себя как неординарной исключительной личности – богатея, «аристократа». Это и делает его кумиром молодежи: он такой, как ты, но он и необыкновенный, достигший высот, к которым следует стремиться всем его слушателям.

7. У Моргенштерна мы выделили несколько характерных выразительных приемов самопрезентации:

1) Это помпезные и пафосные эпитеты, не имеющие ярких художественных особенностей и указывающие в основном на материальное благосостояние.

2) Использование элементов биографии и рассказ о собственных предпочтениях, причем в форме ведения блога, что является как раз яркой чертой нашего времени: как и многие исполнители, автор начал карьеру именно с этого.

3) Нецензурная лексика, которую Моргенштерн чаще всего использует в адрес кого-то иного, очень редко в собственный адрес.

4) Повторы и обильное использование указательных слов.

5) Яркие сравнения.

6) Использование английских слов и выражений.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. ФЕНОМЕН РЭП-ПОЭЗИИ: ЗАРОЖДЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ИЗУЧЕНИИ

1.1. Фольклорные истоки русского рэпа

Целью этой главы является рассмотрение различных аспектов такого явления словесной культуры, как рэп.

Есть разные подходы к определению сути рэпа.

В Большом энциклопедическом словаре дается такое определение:

«РЭП (от англ. rap – резко говорить, выкрикивать) – жанр поп-музыки, ритмический речитатив рифмованного текста на остроактуальную тему. Возник на основе негритянского фольклора» [БЭС].

Определение рэпа в Энциклопедическом словаре следующее: «1. Декламация, речитативное исполнение стихов под ритмическую музыку. Читать рэп. Исполнять рэп на чьи-л. стихи. 2. Танец под такую музыку. Танцевать рэп…» [Энциклопедический словарь].

Таким образом, рэпом называют особую технику произношения текстов, как поэтических, так и эстрадных. Особое отличие этих текстов от обычных стихотворных заключается в соблюдении четкого ритма.

Его часто путают с хип-хопом или же наделяют конкретными стилистическими особенностями, вроде обязательного изображения преступных реалий или их романтизации. Однако рэп – это именно манера прочтения текста и его произнесения.

Рэп, как было отмечено выше, имеет отношение и к музыке как виду искусства, и к литературе. То, что сближает и скрепляет оба искусства в контексте наших размышлений о рэпе, это ритм.

Ритм – это «повторность тех или иных сходных явлений через определенные соизмеримые промежутки» [Словарь литературоведческих терминов].

Корни рэпа традиционно ищут в Западной Африке, где принято рассказывать историю под барабанные ритмы. Это характеризует, например, музыкальную традицию гриотов – африканскую касту музыкантов. Эта

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы