Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Иностранные языки Практический курс второго иностранного языка

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему русский фольклор как зеркало картины мира

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. Научные подходы к изучению языковой картины
мира в современной лингвистике  6

1.1. Картина мира и языковая картина мира: основные
концепции и понятия  6

1.2. Основные составляющие языковой картины мира. 14

1.3. Фольклорная составляющая как
элемент отражения русской картины мира  26

Выводы по 1 главе. 35

2. Репрезентация (отражение) картины мира в
русском фольклоре. 37

2.1. Этнокультурная специфика русской картины мира. 37

2.2. Этноязыковая картина мира в текстах русского
фольклора. 45

2.3. Влияние фольклора на языковую личность и развитие
языка. 62

Выводы по 2 главе. 67

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 68

Список
использованной литературы.. 71

  

Введение:

 

Язык
выступает как зеркало национальной культуры, ее хранитель: языковые единицы
фиксируют содержание, восходящее к условиям жизни носителей языка. Сознание и
деятельность народа наиболее полно отражены в устном народном творчестве,
которое является неотъемлемой частью русской культуры. Фольклорный мир представлен
в языке в виде языковой фольклорной картины мира, т. е. фольклорная картина
мира как своего рода общая картина мира, «трансформированный мир реальности»,
была создана в результате семантической перекодировки не фольклорного материала
(мифологического и этнографического) через систему фольклорных кодов путем
обобщения, типизации и перевода культурных смыслов на язык поэтической
символики [3].

В
фольклорной картине мира важно различать две стороны:

1)
связь с ментальностью, отражение культурно-ментальных особенностей этноса,
стереотипов сознания, имеющих свои истоки в мифологии (культурно-исторический
аспект);

2)
связь с языком (языковая фольклорная картина мира).

Истоки
фольклорного мира ищутся в мифологии, предшествовавшей устному народному творчеству.
Мифология – это замкнутая символическая система, объединенная характером ее
функционирования и способом моделирования окружающего мира. Русские фольклорные
тексты имеют общий визуальный и практический тип мышления: особое представление
о причинности, пространстве и времени, числе, персонажах и способах
взаимодействия персонажей, особенно этот тезис прослеживается в русских
народных сказках. В целом фольклор отличает идея двух миров: «этот свет» – «тот
свет», где действуют герои и темные силы.

Актуальность исследования определяется, прежде
всего, его связью с антропоцентрическим подходом к описанию языка фольклора,
поскольку он фокусируется на «человеческом опыте, его отражении и
интерпретации, взаимосвязи и взаимодействии различных видов знаний, сопряжении
индивидуальных особенностей сознания, психики, культуры и поведения человека с
соответствующими коллективными представлениями в различных областях знания»
[10]. Кроме того, сказки, как известно, основаны на определенных фольклорных
традициях, отражающих языковую картину народа, его менталитет, культуру, обычаи
и поведение. Поэтому связь наших исследований с культурным направлением в
лингвистике также актуальна.

Актуальность рассмотрения сказочного дискурса как
репрезентации национальной картины мира и менталитета того или иного народа
обусловлена повышенным вниманием исследователей фольклора к изучению
концептуальной системы народной сказки, в которой сосредоточено богатство
этнокультурного опыта человечества. Поэтому считаем, что плодотворным является
дальнейшее исследование поэтики сказочного дискурса именно как вербально
знаковой символизации культурного опыта человечества в целом и отражение
национальной картины мира и менталитета конкретного народа.

Обращение
же к концептам сказок, актуально в силу того, что позволяет обратиться к
национально- и культурно-специфичным аспектам языковой картины мира русского
народа.

Объектом данной работы выступает русский
фольклор (на примере сказок).

Предмет исследования – отражение
этноязыковой картины мира в текстах русского фольклора.

Цель исследования – проследить
особенности отражения этноязыковой картины мира в текстах русского фольклора.

Задачи
исследования:

1. изучить
основные подходы к понятиям «картина мира», «языковая картина мира», «фольклорная
языковая картина мира»,

2.
определить особенности сказочного дискурса и его места в фольклорной языковой
картине мира,

3.
выделить основные особенности этноязыковой картины мира в текстах русского
фольклора,

4.
определить специфику восприятия сказки иностранными учащимися.

В
работе использовались следующие методы:
описательный метод, метод концептуального анализа, метод интерпретации.

Материалом исследования послужили тексты народных сказок: Народные русские сказки А.Н.
Афанасьева в 3-х томах.

Практическая значимость исследования заключается в
возможности использования его результатов в преподавании русского языка,
особенно РКИ, в лексикографической практике при составлении словаря русских
сказочных концептов.

Работа
состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проблема
языковой картины мира в лингвистике, начиная со времен В. Гумбольдта и
заканчивая настоящим, не полностью решена. Это касается прежде всего ее
фрагментов, связанных с речью. Речь — достаточно сложный с лингвистической
точки зрения процесс, поскольку сочетает в себе все факторы, связанные не
только с осознанием реалий окружающего мира, но и имеет свои оценочные
смысловые коннотации, звуковые, интонационные комплексы и тому подобное. Эти
комплексы, органично сочетаясь и индивидуализируясь, образуют отдельную картину
мира для каждого члена общества. Она имеет фрагментарный характер, поскольку,
организуясь и обобщаясь в определенные смысловые комплексы, универсализирует и
образует национальную, а затем общечеловеческую языковую картину мира.

Итак, картина мира —
это первоначальный глобальный образ мира, который лежит в основе мировоззрения
человека, представляющий основные свойства мира в понимании его носителей и
являющийся результатом всей духовной деятельности человека», «субъективный
образ объективной реальности «, входит в» класс идеала, который, не переставая
быть образом реальности, объективируется в символических формах, не будучи
полностью запечатленным ни в одной из них

Картина мира
выполняет интерпретативные (реализующие видение мира) и регулирующие
(ориентирующие человеческую деятельность) функции. Лингвистическая
картина мира имеет двойственную природу. Условия жизни людей, которые
отражаются в их языковой картине мира. Человек воспринимает мир через формы
своего родного языка, его семантику и грамматику, которая определяет структуру
мышления и поведения. Национально-культурная
специфика менталитета и характера этноса оказывается не только на
лексико-семантическом, но и на морфологическом и синтаксическом уровнях
языковой структуры.

Языковая
картина мира состоит из языковых единиц, которые выражают концепты, понятия, а
также языковых способов и средств выражения связей, существующих в
концептуальной картине мира. Языковая картина мира — мироощущение и
миропонимания, которое выражается с помощью языковых знаков, вербализованные
интерпретации языковым социумом окружающего мира.

Фольклорная лингвистическая картина мира дает богатый
материал для изучения стереотипов мышления людей, закрепленных в лексических
единицах, характерных для определенного языкового коллектива. Более того, «фольклорное
сознание выступает в качестве идеальной системы, предназначенной для примирения
реального мира, который дается извне и независимо от человека, с миром
человеческих желаний и стремлений посредством конструирования определенных
идеальных образов и, как следствие, гармонизации отношений человека с
реальностью.

Обращение
к понятию ключевого концепта в сказках связано с тем, что понятия в нашем
сознании не эквивалентны друг другу по значимости, по характеру отображения и
роли в тексте, по абстрактности и конкретности, по характеру знания и отражения
национальных особенностей и т.д.

Лингвистическое
представление ключевых понятий было сосредоточено на описании различных
сущностей. Понятия «добра и зла» можно охарактеризовать как
духовно-нравственные понятия, «глупость – ум» –как ментальные понятия, «лень –
труд» – как социальные понятия, а понятие семьи – как общекультурное понятие. Их
языковая репрезентация представлена в нашем исследовании на материале народных
и фольклорно-авторских сказок (сказок-интерпретаций). Это позволило нам больше
сосредоточиться на доказательстве гипотезы о взаимосвязи между этими типами
сказок, поскольку оригинальность самих сказок, на наш взгляд, очевидна, не
требует доказательств.

Результаты
анализа показывают, что изобразительно-выразительные средства (тропы) сказочных
текстов являются основными средствами для характеристики содержания различных
типов русских народных сказок и определяют их восприятие и понимание.

Фольклорные
тексты, относящиеся к другой культуре и языку, не могут быть частично или
полностью поняты. Имеющиеся в тексте национальные и специфические элементы,
воспринимаемые посторонним читателем как непонятные, необычные, чуждые,
раскрываются на разных уровнях — как лингвистическом, так и культурном. Поэтому
при определении национальной идентичности народной сказки особое значение
приобретает сравнительный аспект, позволяющий иностранным ученикам понять
сходства и различия в культуре страны изучаемого языка и в отечественной
культуре, что приводит к более глубокому пониманию особенностей образа жизни,
ценностных представлений, социальных норм поведения, характерных для русского
народа.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Научные подходы к изучению
языковой картины мира в современной лингвистике 1.1. Картина мира и языковая картина
мира: основные концепции и понятия Термин «картина мира» (синонимы «образ мира», «модель
мира») начал использоваться в философских работах в начале 17 века, но до
середины 19 века его использование было спорадическим. Изучение картины мира
становится популярным сначала в рамках философского знания (в частности,
онтологии), а затем в социальных и гуманитарных науках.

Выбор понятия картины мира в философии связан с
пониманием процесса познания и различия между реальностью и результатом
научного познания, поэтому ученые часто отождествляют картину мира и научную
картину мира. Под научной картиной мира понимается «целостный образ предмета
научного исследования в соответствии с его основными системными и структурными
характеристиками, формируемый фундаментальными понятиями, идеями и принципами
науки на каждом этапе ее исторического развития» [14, с. 32].

Как глобальный образ, он является основой
мировоззрения и реализуется в различных формах поведения человека, в том числе
в человеческой речи [20].

Термин «картина мира» впервые был использован Г.
Герцем в его работах, которые он посвятил изучению физической картины мира.
Этот ученый трактовал этот термин как совокупность внутренних образов внешних
объектов, из которых можно логически получить информацию о поведении этих
объектов [8]. В работах М. Хайдеггера термин картина мира приобрел такое
значение: «там, где мир становится картиной, там к тому, что существует, обычно
подходят как к тому, к чему стремится человек и что, соответственно, он хочет
представить себе, иметь перед собой» [9].

Отметим, что термин картина мира возник под влиянием
идей В. фон Гумбольдта и А.А.Потебни о внутренней форме речи. На формирование
концепции картины мира оказали влияние теоретические положения американской
этнолингвистики, в частности, гипотеза лингвистической относительности Э.
Сепира и Б. Уорфа [21]. Гумбольдт и его последователи считали, что язык – это «дух
народа»; за ним скрывается особое мировоззрение и особый образ мышления. Язык,
очевидно, является внешним проявлением духа народа.

Л. Вайсгербер отводил языку ведущую роль – роль творца
мира, в то время как окружающему миру, окружающей среде как объективному
фактору в формировании картины мира отводилась менее важная роль. [22].

Э. Сепир и Б. Уорф выдвинули отличную теорию о том,
что язык играет выдающуюся роль в процессе познания, и люди видят мир
по-другому – через призму своего родного языка. Эта теория согласуется с
вышеупомянутой гипотезой лингвистической относительности, согласно которой «язык
полностью переплетен с непосредственным опытом людей» [22].

Развивая теорию В. Гумбольдта, А.А,Потебня предложил
собственную философию языка, сосредоточив внимание на роли слова и доказав, что
само слово является средством восприятия мысли.

Лингвисты традиционно различают концептуальную и
языковую картину мира. Концептуальная картина мира содержит информацию,
представленную в понятиях, в то время как языковая модель основана на знаниях,
зафиксированных в семантических категориях и семантических полях, состоящих из
слов и фраз [46].

Концептуальная картина мира отражает структуру
представления знаний. Хотя содержание понятий концептуальной картины мира и языковой
картины мира совершенно различно, различия между ними весьма условны, поскольку
мы прослеживаем связь между этими картинами мира, как между человеком и языком.

Концептуальная картина мира гораздо шире
лингвистической, поскольку в ее создании участвуют различные типы мышления
[12].

З. Попова и И. Стернин подчеркивают, что в
художественном тексте картина мира создается с помощью соответствующих языковых
средств. Она обладает способностью отражать индивидуальную картину мира в
сознании писателя. В картине мира можно найти понятия, которые присущи
восприятию мира только конкретным автором – индивидуальные понятия писателя
[48].

В современной науке картина мира определяется,
во-первых, с точки зрения онтологии мира (объективного плана), а во-вторых, с
субъективных позиций, в виде картины мира социального объекта. Таким образом,
картина мира представляет все многообразие мира, а также собственное
представление социального субъекта о мире.

Картина мира — это «исходный глобальный образ мира,
являющийся основой мировоззрения человека, представляющий основные свойства
мира в понимании его носителей и являющийся результатом всей духовной
деятельности человека», «субъективный образ объективной реальности», входит в «класс
идеального, которое, не переставая быть образом реальности, объективируется в
символических формах, не будучи полностью запечатленным ни в одной из них» [16,
с. 21].

Картина мира выполняет интерпретирующую (реализующую
видение мира) и регулирующую (ориентирующую деятельность человека) функции. Высокая
степень абстрактности понятия картины мира позволяет рассматривать ее с разных
точек зрения. По предмету формирования знаний различают: картину мира
отдельного субъекта (человека) и картину мира совокупного субъекта (социальной
группы: семьи, национальной общности, цивилизации и т.д.), картину мира
конкретной исторической эпохи (античность, средневековье, Ренессанс, новое
время, современность), картину мира конкретной социально-экономической формации
(рабовладельческие, феодальные, капиталистические, социалистические общества).

По форме и способу отражения реальность разделяется на:

1) идеалистическую, материалистическую, синтетическую
(дуалистическую) картины мира;

2) научную, ненаучную и философскую картины мира;

3) рациональную и иррациональную картины мира.

В зависимости от объекта познания картины мира делятся
на:

1) космологическое, биологическое и социальное
мировоззрение;

2) естественнонаучную и гуманитарную картины мира.

По общности они различаются:

1) общая, фундаментальная, частная и конкретная
картина мира;

2) реальная картина мира и картина реальности.

По способу познания – мифологические, религиозные,
научные и философские картины мира. Последняя классификация может быть
дополнена повседневной, этической, художественной, художественной, медийной и
другими картинами мира. Следует отметить, что художественная картина мира
понимается как «синтетическое панорамное представление, воссозданное всеми
видами искусства о конкретной реальности различных пространственно-временных
диапазонов» [16, с. 151].

Одной из составляющих художественной картины мира является

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы