Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Российско-узбекское взаимодействие в контексте национальных интересов: современное состояние и перспективы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА
1. ОСОБЕННОСТИ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН.. 8
1.1.
Советский период истории Узбекистана и обретение страной независимости 8
1.2.
Специфика геополитических приоритетов современного Узбекистана. 18
ГЛАВА
2. КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ ДВУСТОРОННЕГО СОТРУДНИЧЕСТВА УЗБЕКИСТАНА И РОССИИ.. 30
2.1.
Правовая база двусторонних отношений Узбекистана и России. 30
2.2.
Реализация практических мероприятий в рамках российско-узбекского
взаимодействия. 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 44
СПИСОК
ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 48
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 55
Введение:
Последние
несколько лет стали прорывными в истории отношений России и Узбекистана.
Россия и Узбекистан на протяжении длительного периода
находятся в тесных, взаимовыгодных и развивающихся экономических отношениях.
Узбекистан входит в число ключевых российских торговых партнеров среди стран
СНГ, занимая четвёртое место.
Принятие республикой новой стратегии развития в конце 2016
года позволило обеим странам наладить более активное экономическое
сотрудничество, значительно расширив его в сравнении с предыдущими годами,
когда главенствующее место занимало взаимодействие в топливно-энергетическом
комплексе (ТЭК). Внесенные изменения предоставляют свободу перемещения товаров
и услуг, отсутствие импортных пошлин в торговле Узбекистана со странами
Таможенного союза, понижение акцизных налогов.
В основу дипотношений России и Узбекистана, возникших 20
марта 1992 года, легли Договор об основах межгосударственных отношениях, дружбе
и сотрудничестве (1992), Договор о стратегическом партнерстве (2004) и Договор
о союзнических отношениях (2005), утвердившими основные направления
взаимодействия. Между государствами налажен диалог, происходят регулярные
встречи между главами правительства.
Сегодня
Москва и Ташкент демонстрируют пример многогранного стратегического
союзничества и партнерства. В результате
взаимных государственных визитов глав стран – Владимира Путина и Шавката
Мирзиёева – в 2017-2018 гг., сотрудничество
стран заметно активизировалось.
Сегодня
важным звеном в проведении совместной политики государств являются реформы в
области международных отношений, влияющие и на повседневную жизнь населения
стран.
Это
обусловлено, прежде всего, нестабильной политической обстановкой во всем мире,
повторяющимися циклами экономических кризисов, проникновением в сознание людей
негативных воздействий различных вредных идеологических течений. Во имя сохранения
своих народностей, природных богатств и национальных ценностей, и
одновременного обеспечения безопасного, стабильного развития государств, Россия и
Узбекистан проводят политику планомерного и долгосрочного взаимного
сотрудничества.
Россия и Узбекистан осуществляют активное
взаимодействие в рамках ООН, СНГ, ШОС, ОБСЕ, ЭСКАТО, других авторитетных
международных и региональных структур. Одним из
приоритетных направлений деятельности стран является выработка единой стратегии
на евразийском пространстве для обеспечения безопасности в рамках региональных
объединений. Россия поддерживает предпринимаемые
Узбекистаном важные шаги по содействию мирному процессу в Афганистане.
Объект исследования: российско-узбекское взаимодействие на современном этапе.
Предмет исследования: эволюция, основные направления и особенности современных
двусторонних отношений между Республикой Узбекистан и Российской Федерацией и
их перспективы.
Официальные документы:
Источниковая
база исследования представлена несколькими группами источников
Заключение:
В состав Союза
Узбекистан входил малоразвитым колониальным регионом.
Катализаторов
развития собственной промышленной базы Узбекистана стала эвакуация
промышленности из европейской части в годы войны. К моменту распада СССР
Узбекистан имел конкурентоспособную индустриальную экономику.
Узбекистан
провозгласил независимость 31 августа 1991 г.
Развал
Советского Союза и распад производственных цепочек для всех республик стал
проблемой для всех постсоветстких республик. Но благодаря политике
правительства Узбекистана страна восстановилась, и сегодня об Узбекистане можно
говорить, как о развитой индустриально-аграрной стране.
С момента распада СССР Узбекские
элиты видели себя лидером Центральной Азии, к которой кроме бывших
среднеазиатских постсоветских республик они причисляли Афганистан и Казахстан.
Поэтому после получения независимости политическая элита Узбекистана
воспринимал Россию как главного соперника их ведущей роли в Центральной Азии.
Активом страны являлись уникальное
географическое положение (контроль над Ферганской долиной, где проживает около
15 млн. чел., значительные узбекские диаспоры в странах региона, многовековые
традиции «оседлой жизни», сильнейшая в регионе армия, а также значительные
людские ресурсы.
Но чтобы быть лидером в XXI веке ко
всему этому нужны были еще соответствующий политический курс и мощная
экономика.
Поэтому внимание правительства
Узбекистана сосредоточилось на становлении страны как экономического лидера
региона.
Общественно-политическая
стабильность в Узбекистане и России стала основой для успешного политического
реформирования и обновления общества обеих стран, неуклонно идущих по пути
развития демократического правового государства.
Национальные
интересы общества и государства являются главным фактором социального,
политического и экономического развития общества.
Рассмотрев принципы
внешней политики Узбекистана, можно сделать следующие выводы:
— приоритетным
регионом Узбекистана является Центральная Азия;
— внешняя политика
республики ориентирована в основном на развитие торговли, экономики,
культурного и научно-технического сотрудничества;
— Узбекистан
поддерживает мир и безопасность;
— Узбекистан
прилагает особые усилия для развития своего международного имиджа как надежного
политического и экономического партнера.
Важным приоритетом
внешнеполитического курса Узбекистана является формирование сбалансированной
системы стратегического партнерства и сотрудничества с ведущими государствами
мира.
Для Узбекистана важным партнером по разным направлениям
является Российская Федерация. Но после распада СССР основной вектор внешней политики
Республики Узбекистан был направлен на страны Центральной Азии, и Россия
воспринималась узбекской элитой как соперник их
ведущей роли в Центральной Азии.
Сегодня
важным звеном в проведении совместной политики государств являются реформы в
области международных отношений, влияющие и на повседневную жизнь населения
стран.
С
момента установления в 1992 г. дипломатических отношений межгосударственные
связи развивались поэтапно. За прошедшие четверть века установления дипломатических
отношений между странами наработана солидная договорно-правовая база,
насчитывающая более 200 документов.
Новый импульс связям
между странами придал государственный визит Президента Узбекистана в Россию в
апреле 2017 года и последующего визита в 2018 г. Президента России В.В. Путина
в Ташкент.
Отношения России и
Узбекистана выстраиваются на системной, комплексной основе, исходя из прямой
взаимосвязи социально-экономической и гуманитарной повесток.
Даже в условиях
пандемии товарооборот между Россией и Узбекистаном за 2020 год вырос на15,67%.
В
результате визитов глав стран в 2017-2018 гг., активизировалось сотрудничество
стран в торгово-промышленной сфере.
Отношения России и
Узбекистана выстраиваются на системной, комплексной основе, исходя из прямой
взаимосвязи социально-экономической и гуманитарной повесток.
Даже в условиях
пандемии товарооборот между Россией и Узбекистаном за 2020 год вырос на15,67%.
Главный потенциал
для взаимодействия российского и узбекского бизнеса располагается в регионах.
Со многими субъектами Узбекистана налажены торговые контакты предприятий почти
всех регионов Российской Федерации, тесное взаимодействие налажено с компаниями
Москвы, Санкт-Петербурга, Татарстана и Башкирии, Краснодарского края, Челябинской,
Оренбургской, Новосибирской, Свердловской, Тюменской, Ивановской и Самарской
областей.
Хорошо себя
зарекомендовали как платформы для взаимодействия проходящих каждый год форумов
сотрудничества между регионами, где принимает участие большое количество
предпринимателей из обеих стран.
Немалую роль в
развитии отношений имеет Межправительственная комиссия по экономическому
сотрудничеству между Республикой Узбекистан и Российской Федерацией,
устанавливающая приоритеты сотрудничества в экономической и других сферах.
Хотя уровень
сотрудничества между странами за последние годы заметно вырос, Узбекистан не
стремится попасть в те структуры, которые были созданы либо по инициативе
России, либо с её участием. Исключение составляет ШОС. Такая позиция Ташкента
говорит о прагматизме узбекского руководства, которое свои действия сверяет с
национальными интересами республики.
В целом, взаимовыгодное сотрудничество двух стран заметно
активизировалось в последние годы, что создает благоприятный фон для
дальнейшего взаимодействия России и Узбекистана как в двусторонних
взаимоотношениях, так и на международной арене.
Подводя итог, следует отметить высокую адаптивность экономики
Узбекистана, её глубокую вовлечённость в экономическое сотрудничество с
Россией, а также готовность местного бизнеса работать с иностранными
инвесторами. Правительство республики продемонстрировало умение быстро
реагировать на изменение обстановки и экономически грамотно реагировать на это,
готовность к принятию новых реалий и желание развивать партнерские отношения с
соседями, учитывая и уважая национальные интересы друг друга.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ
ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН 1.1. Советский период истории
Узбекистана и обретение страной независимости Узбекская Советская Социалистическая Республика была создана
27 октября 1924 года (решением сессии ЦИК СССР). В её состав вошли несколько
уездов и волостей Самаркандской, Сырдарьинской и Ферганской областей, а также
некоторые части Хорезмской и Бухарской НСР. До 1929 года в состав Узбекской ССР
входила Таджикская АССР.
Период с 1917 по 1920 годы для Туркестана, в состав которого
входили земли будущей Узбекской ССР, был ознаменован постоянными восстаниями,
переворотами, сменой власти. На территории Туркестана вплоть до 20-х годов шли
стычки с басмачами, которые не признавали советскую власть[1].
Нельзя сказать, что население было настроено однозначно за
или против советской власти. Национальные проблемы внутри Советского Туркестана
обуславливались насаждением новых порядков, противоречащих мусульманской вере и
обычаям, спору по земельным вопросам, недопущением во власть мусульман и
другими. Все это обеспечивало некоторую поддержку басмачам и не давало затушить
конфликт[2].
Упорная борьба привела к тому, что в апреле 1920 года была
провозглашена Хорезмская народная советская республика (ХНСР), а в октябре того
же года Бухарская народная советская республика (БНСР). Недовольство местного
населения проводимой властями продразверсткой грозило очередным переворотом,
поэтому большевики стремились ослабить религиозное влияние на население и не
допустили создания мусульманской армии. Повели республику по коммунистическому
пути развития. Если вначале официальным Бухаре и Хорзему разрешалось сохранить
некоторые религиозные обычаи и традиционные устои, шариатские суды, институт
старейшин, то постепенно устранялись сословия, провозглашалось классовое и
половое равенство. В ходе дальнейшей работы конфисковали земли знати, начали
просветительскую и культурную деятельность, создали промышленность[3].
В 1923 году Хорезм разделили на три автономные области –
Узбекскую, Туркменскую и Киргиз-Каракалпакскую. В 1924 году Узбекская ССР стала
одной из союзных республик[4].
Образование Узбекской ССР было подтверждено соответствующей
декларацией Первого учредительного съезда советов республики (13–17 февраля
1925 года), избравшего Президиум ЦИК и утвердившего состав СНК Узбекской ССР. В
мае 1925 года Узбекская ССР вошла в состав СССР как союзная республика.
Во второй половине 1920-х – 1930-е годов осуществлялась
быстрая индустриализация Узбекистана. Расширился слой национальных рабочих и
служащих, шла борьба с неграмотностью и исламским традиционализмом. Была
осуществлена коллективизация. Республика стала основным поставщиком хлопка в
СССР. В 1936 году в состав Узбекской ССР вошла Каракалпакская АССР. В феврале
1937 года Чрезвычайный Шестой съезд советов Узбекской ССР принял конституцию республики,
согласно которой высшим органом государственной власти являлся однопалатный
Верховный Совет. В Совете Национальностей Верховного Совета СССР Узбекистан был
представлен 32 депутатами. Каракалпакская АССР получила в этом органе
самостоятельное представительство в 11 депутатов[5].
В годы Великой Отечественной войны на территорию Узбекистана
были эвакуированы около ста предприятий и более 1 миллиона граждан из
затронутых боевыми действиями районов СССР. За счёт вновь построенных и
эвакуированных предприятий и интенсификации добычи полезных ископаемых (в том
числе угля и нефти) резко увеличилась промышленная база республики.
В послевоенный период политика индустриализации Узбекистана
была продолжена. Одновременно были увеличены масштабы хлопководства, что потребовало
создания высокоёмкой ирригационной системы и применения ядохимикатов. Отвод
речных вод привёл к экологической катастрофе с тяжёлыми социальными
последствиями – обмелению и отравлению Аральского моря и среднеазиатских рек[6].
Узбекистан сохранил свою культуру, язык, традиции, вместе с
тем приобрел грамотное население (уровень грамотности вырос с 4% в начале 20
века до 99% в 1977 году), созданную с нуля инфраструктуру, эффективную
структуру ВВП[7].
Из отсталого региона Узбекская ССР выросла во вполне конкурентоспособную
индустриальную экономику. Вектор развития, знания, технологии были получены из
Москвы.
Производство основных видов промышленной продукции по
состоянию на 1970 г. выглядело следующим образом[8]:
— минеральные удобрения – 4091 тыс. т;
— уголь – 3747 тыс. т;
— цемент – 3196 тыс. т;
— нефть – 1805 тыс. т;
— хлопок-волокно – 1530 тыс. т;
— сталь – 389 тыс. т;
— прокат черных металлов – 321,8 тыс. т.
Особенности организации управления в СССР и, в особенности, в
его среднеазиатских республиках способствовали росту коррупции (в форме
приписок, взяточничества, непотизма) и появлению организованной преступности
(«мафии»), борьба с которыми в Узбекистане активизировалась в 1983 году после
смерти первого секретаря ЦК республиканской компартии Ш. Рашидова (занимал этот
пост более 20 лет). Наиболее известное в СССР антикоррупционное расследование,
названное «хлопковым делом» (также известно как «узбекское дело»),
осуществлялось следственной группой под руководством Т. Гдляна и Н. Иванова
вплоть до конца 1980-х годов, привело к аресту и осуждению ряда
высокопоставленных советских и партийных руководителей Узбекистана и вскрыло
системный характер коррупции в республике[9].
Во второй половине 1980-х годов в Узбекистане отмечается
подъем под влиянием либерализации советского режима и перестройки исламского
самосознания. В 1988 году было сформировано оппозиционное Народное движение
Узбекистана «Бирлик» («Единство»), со стороны которого звучали обвинения в
адрес СССР в колониализме и преступлениях против узбекского народа, в апреле
1990 года – оппозиционная Демократическая партия «Эрк» («Свобода»).
В мае-июне 1989 года в Ферганской долине (её наиболее бедной
и густонаселённой части) произошли массовые погромы против турков-месхетинцев,
часть из которых была эвакуирована в Россию[10].
Дезинтеграционные процессы, начавшиеся на территории бывшего
Советского Союза, не прошли незамеченными ни для одной из союзных республик. В
случае Узбекистана ситуация подогревалась коррупционными делами, по которым
было арестовано несколько тысяч человек. Местные элиты расценили это как
предательство, поскольку замешаны в этих махинациях были не только
представители Узбекистана[11].
После распада СССР Узбекистан провозгласил 31 августа 1991 г.
свою независимость.
На первых прямых выборах президента победу одержал И. Каримов,
ставший первым президентом независимого Узбекистана. Сразу же в стране
проведены денежная реформа и приватизация части национальных предприятий. Это
привело к либерализации цен и инфляции, экономическому спаду и росту бедности,
что вызвало недовольство населения и множественные демонстрации. Народные
волнения были подавлены полицией, а лидеры оппозиции арестованы[12].
В 1994 году в стране провели первые парламентские выборы. И
Узбекистан приобрел все признаки самостоятельного государства, которое является
полноправным субъектом мировой экономики. [1] Алимова Д.А.
Очерки по истории государственности Узбекистана / Ртвеладзе Э.В. (отв. ред.). –
Ташкент: Шарк, 2001. – 209 с. [2]Мисюков Д.В.С
любовью к Узбекистану. – Орел: ОРЛИК, 2016. – 117 с. [3]Арифханова
З.Х., Абашин С.Н., Алимова Д.А. Узбеки. Монография. / Институт этнологии и
антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН; институт истории АН Республики
Узбекистан. – М.: Наука, 2011. – 688 с. [4]NorlingNiclas. Party Problems and Factionalism in
Soviet Uzbekistan: Evidence from the Communist Party Archives / Evidence from
the Communist Party Archives. Central Asia-Caucasus Institute and Silk Road
Studies Program, – 2017. – 131 р. P. 26-27. [5] Усманов К.,
Садиков М. История Узбекистана (1917-1991 годы): Учебник
для учащихся 1 курса академ. лицеев и проф. колледжей. – Ташкент: Sharq, 2011. –
224 с. [6] Алимова Д.А.
Очерки по истории государственности Узбекистана / Ртвеладзе Э.В. (отв. ред.). –
Ташкент: Шарк, 2001. – 209 с. [7] Там же. [8] Алимова Д.А.
Очерки по истории государственности Узбекистана / Ртвеладзе Э.В. (отв. ред.). –
Ташкент: Шарк, 2001. – 209 с. [9] Алимова Д.А.
Очерки по истории государственности Узбекистана / Ртвеладзе Э.В. (отв. ред.). –
Ташкент: Шарк, 2001. – 209 с. [10] Там же. [11]Внешняя политика
стран СНГ: учебное пособие / Редакторы-составители Д.А. Дегтерев, К.П. Курылев.
– М.: Аспект Пресс, 2019. – 496 с. [12]Weitz R. Uzbekistan’s New Foreign Policy: Change and
Continuity under New Leadership / Central Asia-Caucasus Institute & Silk
Road Studies Program – A Joint Transatlantic Research and Policy Center. –
2018. – 55 р.