Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Экономические науки Финансовые рынки и банки

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Российский рынок кредитных карт: современное состояние, проблемы и перспективы развития

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты рынка кредитных карт 5

1.1. Понятие и виды кредитных карт 5

1.2. Роль и значение кредитных карт в рыночных отношениях 12

Глава 2. Современное состояние российского рынка кредитных карт 17

2.1. Статистический анализ российского рынка кредитных карт 17

2.2. Практические аспекты функционирования рынка кредитных карт 22

Глава 3. Проблемы функционирования российского рынка кредитных карт и возможные пути их решения 40

3.1. Актуальные проблемы российского рынка кредитных карт 40

3.2. Перспективы развития российского рынка кредитных карт 53

Заключение 63

Список использованной литературы 70

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. В наше время в структуре денежно-кредитного и финансового хозяйства страны происходят серьезные изменения. Возникает множество новых видов кредитно-финансовых операций, модифицируется система отношений между банками, клиентами, происходят существенные изменения в функционировании банков. Расширяется диапазон совершаемых действий, улучшаются и создаются новые функции, повышается эффективность и качество обслуживания и предоставления банковских услуг.

В современных условиях для осуществления как крупных, так и повседневных покупок, которые нет возможности совершить сразу, не обязательно откладывать деньги и ждать. Кредитные продукты банков позволяют приобрести все необходимое без длительного периода накоплений и ожиданий. Но кредитные карты и потребительские кредиты в разных ситуациях несут разную выгоду для потребителя.

Преимущества, как и недостатки, есть у обоих вариантов. Лишь детально рассмотрев каждый из этих банковских продуктов можно определить, когда выгоднее оформить кредитную карту, а когда не обойтись без потребительского кредита.

В России на необеспеченные потребительские кредиты приходится 69% неипотечного кредитования, на втором месте идут кредитные карты, на которые приходится почти 10% всего рынка кредитования физических лиц. Во многих странах именно кредитная карта, а не потребительский кредит, — основной способ получения кредита. При этом значительная часть клиентов пользуется этим кредитом бесплатно, укладываясь в беспроцентный период. В России это уже около 18% кредитов, за исключением ипотеки. И эта доля в структуре неипотечных кредитов только растет. В перспективе в России именно кредитные карты, скорее всего, заменят потребкредиты в качестве главного вида краткосрочного кредита, как это случилось во многих странах.

Актуальность работы состоит в том, что банковские кредитные карты являются динамично развивающимся продуктом на рынке кредитования.

Кредитные карты позволяют интегрироваться в мировую систему банковских услуг, поднять деловой имидж банка, завоевать рынок и привлечь клиентов, увеличить скорость расчетов.

Объектом исследования является рынок кредитных карт.

Предмет исследования – современное состояние, проблемы и перспективы развития рынка кредитных карт.

Целью исследования является анализ теоретических и практических аспектов, а также анализ современного состояния, проблем и перспектив развития рынка кредитных карт.

Задачи исследования:

— рассмотреть понятие и виды кредитных карт;

— определить роль и значение кредитных карт в рыночных отношениях;

— осуществить статистический анализ российского рынка кредитных карт;

— проанализировать практические аспекты функционирования рынка кредитных карт;

— выявить актуальные проблемы российского рынка кредитных карт;

— определить перспективы развития российского рынка кредитных карт.

В работе использованы методы системного анализа, стратегического анализа, наблюдение, изучение периодических изданий.

Структура исследования включает введение, три главы, разделенные на параграфы, заключение и список использованных источников и литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, в ходе настоящего исследования была достигнута цель и решены поставленные задачи.

В первой главе раскрыты понятие, виды, а также роль и значение кредитных карт в рыночных отношениях.

Кредитная карта – банковская платёжная карта, предназначенная для совершения операций, расчёты по которым осуществляются за счёт денежных средств, предоставленных банком клиенту в пределах установленного лимита в соответствии с условиями кредитного договора.

В результате проведенного сравнительного анализа кредитных карт таких банков как Сбербанк, Альфа банк, Кредит Урал банк (КУБ), ВТБ, Банк Хоум Кредит можно сделать вывод, что наиболее востребованы кредитные карты от Сбербанка.

Кредитные карты от «Альфа банк» кредитуют граждан с 18 лет и плюсом дают привилегии, такие как безлимитный интернет, поездки на такси бизнес классом со скидкой 15% и т.п. Карты от «Сбербанк» выдаются лицам от 21 года, но тоже имеют свои плюсы – к примеру, бонусы «Спасибо».

Банк «ВТБ» эмитирует карты, которые будут выгодны для их пользователей – 200 дней без процентов на покупки, 10% кэшбэк в первые 30 дней. «ВТБ» выдаёт карты для неработающих пенсионеров, максимальный кредитный лимит которых составляет 100 000 рублей. «Банк Хоум Кредит» выдаёт кредитные карты заемщикам от 22 лет. У этого банка плюсы заключаются в бесплатном обслуживании, в кэшбеке до 30% у партнеров, а также льготный период до 2-х месяцев.

Исходя из всех банков, можно сделать вывод о том, что каждый может найти себе тот банк, которым ему более выгодно и удобно пользоваться. У каждого банка есть множество разновидностей кредитных карт, благодаря которым каждый клиент сможет выбрать удобный ему лимит, а также рассчитать кэшбек, ставку, которые будет более выгодными. Для молодых пользователей от 18 лет будут удобны больше карты от «Альфа банка», а для пенсионеров от «ВТБ». Если пользователю важен кэшбек, то ему больше подойдет «Банк Хоум Кредит», либо «Сбербанк» с бонусами «Спасибо».

Во второй главе проведено исследование современного состояния российского рынка кредитных карт, в том числе, осуществлен статистический анализ российского рынка кредитных карт, а также рассмотрены практические аспекты функционирования рынка кредитных карт.

Было отмечено, что несмотря на современные вызовы рынку кредитных карт, например, пандемийный кризис или активное развитие сервисов BNPL, кредитные карты стали востребованным и актуальным банковским продуктом, и показатели практически вернулись к допандемийным. Объем предоставления россиянам кредитных карт существенно увеличился в период 2019-2021 гг.

До марта 2022 года сегмент кредитных карт развивался очень динамично. Но в связи с последними событиями, в результате введения санкций можно ожидать сильного спада в кредитовании, который можно сравнить с вышеупомянутыми событиями периода пандемии. Чтобы этого избежать, банки стараются предпринять определенные меры для оказания поддержки заемщикам и «сгладить» негативные последствия санкционного давления.

В третьей главе были выявлены актуальные проблемы российского рынка кредитных карт, а также определены перспективы развития российского рынка кредитных карт.

В результате исследования практики карточного кредитования сделан вывод о новых тенденциях его развития, анализ которых позволяет российским банкам адаптировать свои стратегии в области карточного кредитования к современным реалиям экономической жизни и тенденциям цифровизации.

Вместе с тем, был выявлен ряд проблем, негативно влияющих на развитие рынка кредитных карт:

1. Первая проблема заключается в том, что карты платежных систем Visa и MasterCard, которые выпущены за пределами Российской Федерации, на территории нашей страны функционировать не будут. Однако карты, выпущенные банками России, будут продолжать работать до истечения их срока действия. При этом приобретать такие карты становится невыгодно, потому что их приобретение предназначено для оплаты за границей.

2. Мошенничество является одной из самых критичных проблем рынка кредитных карт. Именно риски мошенничества являются основной причиной, по которой население, не имеющее платежных карт, выражает недоверие к ним, а уже действующие держатели карт опасаются проводить операции по ним.

3. Не менее важной является и проблема недостаточной вовлеченности населения в рынок кредитных карт.

4. Также существует проблем появления конкурентных сервисов для кредитных карт. Такими сервисами являются, например, BNPL и различные финтех-решения.

Популярность BNPL резко возросла во время пандемии Covid 19, и многим молодым покупателям нравится его удобство. Однако вряд ли это заменит кредитные карты. BNPL лучше всего подходит для заимствования небольших сумм на короткий срок и не предлагает гибкости погашения или кредитных лимитов, характерных для кредитных карт.

Вместе с тем кредитные карты являются мощными инструментами для создания кредита и могут предоставить доступ к широкому спектру финансовых продуктов и услуг.

Большинство новых финтех-решений выпускаются с целью помочь потребителям получить больший контроль над своими финансами. Например, новые приложения для мобильного банкинга предлагают такие функции, как составление бюджета и инструменты международных переводов.

В то время как кредитные карты по-прежнему считаются наиболее распространенным способом оплаты, новые цифровые решения быстро набирают популярность. Инструменты Fintech, включая устройства Интернета вещей и приложения для мобильных платежей, способствуют упрощению, безопасности и удобству платежей.

Развивающиеся технологии, такие как цифровые кошельки и платформы одноранговых цифровых платежей, также поддерживают цифровую трансформацию финансовой индустрии.

Финтех-решения способствуют развитию новых финансовых ниш, в том числе банковского обслуживания как услуги (BaaS) и банковского обслуживания как платформы (BaaP).

Но в то время как эти сектора развиваются беспрецедентными темпами, большинство потребителей, особенно тех, кто хочет повысить свой кредитный рейтинг, ищут кредитные карты, которые позволяют им сократить расходы, бюджет и получить контроль над своими финансами.

Для решения обозначенных проблем, а также в целях более эффективного развития рынка кредитных карт, были предложены следующие рекомендации:

1. Для борьбы со скиммингом (мошенничеством) банкам следует активнее использовать следующие способы:

— Физический мониторинг, который представляет собой осмотр банкоматов на их целостность и наличие на нем нештатных устройств. Осуществлять данные действия необходимо несколько раз в неделю. Важно отметить, что большое количество банкоматов стоят автономно, т.е. вне отделений банков. Тут риск скимминга намного более ярко выражен, поэтому следует особое внимание уделить именно таким банкоматам.

— Активный антискиммер, который представляет собой установку антискиммера внутрь банкомата. Он позволяет сразу выявить попытку установить несанкционированное устройство. К тому же такой антискиммер может создавать помехи для передачи данных на посторонние электронные устройства. На данный момент такими устройствами, в основном, оснащаются только новые банкоматы в то время, как старые устройства (которых подавляющие большинство), остаются уязвимыми для скимминга. Получается, что одним их важнейших этапов в борьбе с мошенничеством является именно совершенствование оборудования и его своевременная диагностика. К сожалению, не все банки следуют этому, не все могут это себе позволить. Даже Сбербанк с его огромными возможностями не всегда обновляет свое оборудование до нужного уровня, не говоря уже о малых и средних игроках.

— К тому же законодательным органам необходимо внести поправки в закон, представить правовую регламентацию мошенничества в интернете и с банкоматами и подробно описать виды, особенности, меры борьбы и ответственность за данный вид мошенничества с пластиковыми картами.

2. Для решения проблемы недостаточной вовлеченности населения в рынок кредитных карт необходимо создавать все более благоприятные условия для функционирования банковских карт, особый упор делая на зарплатные проекты, потому что именно таким способом и происходит подавляющее большинство подключений новых клиентов. Также стоит развивать систему семейных проектов, благодаря чему появляются новые клиенты даже вне зарплатных проектов, в том числе и достаточно молодые клиенты.

Необходимо проводить активные маркетинговые кампании, нацеленные на привлечение новых клиентов. В этих кампаниях необходимо убедить людей в удобности и выгоде использовании банковских карт, а также изменять представления людей о безопасности карт в положительную сторону.

Уменьшение процентных ставок по кредитным картам позволит увеличить притягательность этого варианта платежного инструмента, что повысит обилие выпущенных карт и операции по ним, а значит, сможет повысить доходность банковской организации. Эффективным инструментом привлечения новых клиентов являются кобрендинговые проекты. Расширение списка партнеров и предлагаемых программ может послужить хорошим стимулом для распространения не только дебетовых, но и кредитных карт.

3. Далее следует отметить, что Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» в довольно высокой степени сфокусирован на кредитах, которые используются заемщиком единоразово (installment loans по западной терминологии). В то же время он не обеспечивает надлежащего уровня защиты заемщиков по возобновляемым кредитным линиям (open-end credits по западной терминологии) от произвольного урезания их кредитного лимита или даже полного закрытия кредитной карты.

Поэтому видится целесообразным предложить новый сбалансированный подход к урегулированию данной проблемы, который должен учесть интересы и кредиторов, и заемщиков.

В частности, предлагается предусмотреть гарантированный кредитный лимит по карте, основания, по которым он может быть сокращен, порядок переоценки ситуации заемщика, переходный период для добросовестных заемщиков на тот случай, если банк решил полностью закрыть их кредитную карту. При этом не следует исключать внедрения аналогичных защитных механизмов по кредитным линиям индивидуальных предпринимателей, коммерческих предприятий малого бизнеса.

Таким образом, рассматривая дальнейшие перспективы развития кредитных карт и технологий, сейчас основная цель банков — это прилечь как можно больше клиентов. Сегодня банки стараются активно развиваться и совершенствоваться, пытаются изменить свой первоначальный образ консервативных учреждений. Чтобы быть конкурентоспособными и идти в ногу со временем, главная задача для банков – это стать не просто кредитными организациями, а некой системой, где можно совершить различные действия. Кредитные организации, которые, будут делать акцент на инновационные технологии и социальные нужды общества, будут завоевывать доверие большего числа потребителей, и обеспечат себе светлое будущее.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты рынка кредитных карт

1.1. Понятие и виды кредитных карт

В современных условиях развития экономики широкое распространение, как в развитых, так и в развивающихся странах, получили безналичные формы расчетов, благодаря которым ускоряется оборот средств в народном хозяйстве, достигается значительная экономия издержек обращения .

Банковские кредитные карты имеют несколько отличительных черт от обычных дебетовых карт . Главное преимущество кредитных карт – это возможность не отчитываться перед банком о его использовании и отсутствие целевого характера кредита.

Согласно теоретической части платежные карты — это платежный инструмент, в пластиковом, металлическом или виртуальном виде, предназначенный для оплаты товаров и услуг, пополнения счета в банке, перевода денежных средств на другие карты, а также для совершения других операций с денежными средствами. На данный момент заметно значительное развитие платежных карт, у каждого клиента банка оформлена как минимум одна платежная карта, поэтому банки, находясь в конкурентной среде, вводят все более удобные условия для своих клиентов.

Виды пластиковых карт делятся на следующие категории: стандартные, серебряные и золотые. Стандартные оформляются для рядовых потребителей товара или услуг. Серебряные карты присваиваются ИП и представителям организации. Золотые оформляются для состоятельных потребителей.

В настоящее время все больше людей прибегают к использованию такого вида банковского кредитования, как кредитные карты. Кредитная карта – банковская платёжная карта, предназначенная для совершения операций, расчёты по которым осуществляются за счёт денежных средств, предоставленных банком клиенту в пределах установленного лимита в соответствии с условиями кредитного договора.

В современной экономической литературе термин «кредитная карта» чаще всего используется в прикладных исследованиях, посвященных анализу и оценке состояния и тенденций развития рынка банковских услуг вообще и отдельных его сегментов, в частности . Отличием кредитной карты от традиционного потребительского кредита является то, что у данного финансово-кредитного инструмента нет сроков погашения: до тех пор, пока заемщик вносит минимальный платеж, банк восстанавливает кредитный лимит клиента, что позволяет пользоваться картой длительный период времени, исчисляемый годами .

К основным критериям выбора кредитных карт необходимо отнести следующие:

1) Грейс-период — срок, в течение которого банк не начисляет проценты на сумму долга. Для выполнения этого условия необходимо ежемесячно вносить минимальные платежи. Сбербанк предлагает льготный период – до 50 дней, Альфа Банк и Кредит Урал Банк выпускают карты с грейс-периодом вплоть до 100 дней, Банк ВТБ предлагает кредитную карту с первым беспроцентным периодом в 200 дней.

2) Процентная ставка. Как правило процентная ставка по кредиту превышает 20% годовых.

3) Стоимость обслуживания. Альфа банк – первый год – бесплатно, потом 590 руб., банк ВТБ – бесплатно, Cбербанк – от 0 до 3500 руб. в зависимости от вида карты.

4) Кредитный лимит – максимальная сумма, которую заёмщик может использовать в качестве кредитных ресурсов. Ее величина определяется, в том числе, кредитоспособностью заёмщика и начинается от 10 000 руб. до нескольких миллионов.

5) Кешбэк – некоторые банки возвращают часть потраченного по кредитке. Альфа банк обещает своим клиентам вернуть до 33% за покупки у партнеров, Кредит Урал Банк от 2 до 50%, банк ВТБ – до 20%. Сбербанк предлагает кэшбек в виде бонусов от партнёров через программу «Спасибо».

Кредитная карта может быть полезной, но этот финансовый инструмент подойдет не всем категориям заемщиков.

Кредитование на основе пластиковых карт может осуществляться в следующих основных формах:

— овердрафт по дебетовой или расчетной карте;

— предоплата расчетной карты за счет кредита;

— расчетная карта рассрочки платежа;

— кредитная карта.

Все эти формы кредитования предполагают в качестве механизма своего осуществления установление:

— лимита по сумме карточной задолженности (крайне редко – по сумме выдач);

— лимита по сроку задолженности;

— лимита использования карты без взимания процентов за пользование кредитом (грейс-период).

Вопрос выбора наиболее выгодной кредитной карты очень актуален, т.к. на сегодняшний день различные банки России предлагают огромное количество кредитных карт различных видов.

Кредитные карты можно разделить на несколько видов по следующим признакам:

• По техническому устройству — чиповые, магнитные, магнитно-чиповые, виртуальные;

• По платежной системе — международные (Visa, MasterCard. American Express, UnionPay, JCB) и местные (МИР);

• По бонусным программам — кобрендовые, с кэшбэком (деньгами, баллами, милями), с рассрочкой, благотворительные;

• По статусу в системе — электронные, классические, золотые, платиновые, премиальные, элитные.

В период очередных сложностей в российской экономике и банковском секторе из кредитных продуктов меньше всего пострадал сегмент кредитных карт. И хотя на карте заемные средства, в период турбулентности кредитка стала своего рода «подушкой безопасности». В последние месяцы растет и количество вновь оформленных кредитных карт. Июль показал прирост почти на треть к аналогичному периоду за 2021 год.

Повышение ключевой ставки с 9,5% до 20% в феврале 2022 года сделало привычный многим потребительский кредит дорогим, и многие впервые обратили внимание на кредитную карту. Процентная ставка по кредитным картам также выросла, но в отличие от нецелевого кредита, карта имеет беспроцентный период, который позволяет в этот срок не платить банку за пользование деньгами.

В кризисный период россияне оценили такой банковский продукт. С конца зимы 2022 года мы наблюдали нестабильность на рынке труда вместе со стремительным ростом цен на многие необходимые товары, автозапчасти, бытовую технику. В это время многие задумались о финансовой подушке.

Сейчас ключевая ставка снизилась до 8%, процентные ставки по кредитам упали, однако можно с уверенностью сказать, что переход заемщиков с потребкредитов на кредитные карты придал продукту дополнительную волну популярности. За несколько месяцев клиенты смогли оценить и преимущества льготного периода, и финансовую уверенность в виде нескольких зарплат на банковской карте, который можно использовать при необходимости и ничего за это не платить.

В первом полугодии 2022 рынок кредитных карт оказался самым устойчивым среди розничных кредитных продуктов. Интерес клиентов к продукту был на стабильно высоком уровне, несмотря на волатильность процентных ставок. Это обусловлено тем, что у кредитных карт есть ключевое преимущество – беспроцентный период, который также дает клиентам чувство спокойствия и защищенности.

Например, в Сбербанке фиксируют увеличение спроса на бесплатную кредитную СберКарту с льготным периодом до 120 дней. «Сейчас ставка по нашей кредитке составляет 9,8% на категорию «Здоровье» и СберМегаМаркет и 25,4% на все остальные операции, включая снятие наличных.

Большая часть трат по кредитке приходится на повседневные покупки, а не приобретение крупных товаров. Доля транзакций в магазинах одежды и обуви снижается, начиная с февраля 2022 года.

Интересно, что в марте был всплеск доли расходов по кредиткам на товары для дома и ремонта – до 17,5% при среднем 15,2% в предыдущий период. Такие данные привели в Сбербанке.

Эксперты связывают эту тенденцию с рядом причин, в том числе с тем, что россияне, которые уже запланировали ремонт, опасались удорожания товаров для дома и строительных материалов из-за роста курса валют и возможного на тот момент ухода с российского рынка лидеров сегмента.

Во время пандемии мы наблюдали резкий рост покупки нового жилья, в том числе ипотечного кредитования. Покупка квартир в качестве актива является частой практикой и на перепродажу, и на сдачу. Ввиду сложившихся экономических изменений в марте произошел резкий скачок на покупку строительных материалов для отделки и товаров для дома, поскольку владельцы опасались продавать свои последние активы в виде квартир и нашли более выгодное решение — сдача жилья. Данное решение более экономически выгодное при вложении в отделку и мебель, ведь в среднем квартиры с мебелью сдаются дороже на 15-20%.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы