Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Ролевая лирика Марины Цветаевой
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава
1. Ролевая лирика как художественный феномен (проблемы теории) 3
1.1 Видовое разнообразие
лирики. 3
1.2 Ролевая лирика как
синтез двух литературных родов. 3
Глава
2. Театрально-драматургическое начало в наследии М. Цветаевой. 3
2.1 Игра в творческом
поведении М. Цветаевой. 3
2.2
Театрально-драматургические опыты М. Цветаевой. 3
2.3
Театрально-драматургическая составляющая лирики М. Цветаевой. 3
Глава
3. Ролевой диапазон лирики М. Цветаевой. 3
3.1 Манон Леско А.-Ф.Прево и М. Цветаевой. 3
3.2 Личность Марины Мнишек
в интерпретации М. Цветаевой. 3
3.3 Образ Кармен в
интерпретации М. Цветаевой. 3
3.4 Феномен юродства в
поэзии М. Цветаевой периода Гражданской войны.. 3
Заключение. 3
Список
использованной литературы.. 3
Введение:
Заключение:
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Ролевая лирика как художественный феномен (проблемы
теории)
1.1 Видовое разнообразие лирики Лирика (греч. lyrics — поющееся под
звуки лиры) определялась Аристотелем как повествование, в котором «подражающий
остается самим собой, не изменяя своего лица». Другими словами, лирика передает
внутренний мир личности, отражает ее эмоции [11, с. 45]
В лирике предметом изображения являются
единичные состояния человеческого сознания, такие как эмоционально-окрашенные
размышления, волевые импульсы, порывы удивления, вспышки гнева, радость.
Лирические переживания с максимальной энергией выражаются посредством системы художественных
средств и подчиняются раскрытию целостного движения человеческой души.
Л.Я. Гинзбург в монографии о лирике как
роде литературы охарактеризовала специфику лирического способа мышления. В
своем труде исследовательница указала, что лирика является «самым субъективным
родом литературы», что «она, как никакой другой, устремлена к общему, к
изображению душевной жизни как всеобщей». Здесь же Гинзбург отметила: «По самой
своей сути лирика – разговор о значительном, высоком, прекрасном (иногда в
противоречивом, ироническом преломлении); своего рода экспозиция идеалов и
жизненных ценностей человека» [3. с. 7-8].
Лирика – род литературы в особенности
устремленный к общему. Изображение человека в лирике более или менее суммарно,
и лирика вовсе не располагает теми средствами истолкования и обобщения
единичного характера, какими располагает психологическая проза. Сущность в том,
что поэт в ней отражает жизнь путем изображения отдельных состояний
человеческого характера, вызванных окружающей его жизненной обстановкой. Эти
отдельно показанные состояния, проявления человеческого характера позволяют нам
понять ту действительность, которая определила, сформировала именно такие
характеры, именно такие черты.
Лирика отнюдь не замыкается в сфере
внутренней жизни людей, их психологии как таковой. Ее неизменно привлекают
душевные состояния, знаменующие сосредоточенность человека на внешней
реальности. Поэтому лирическая поэзия оказывается художественным освоением
состояний не только сознания, но и бытия. Таковы философские, пейзажные и
гражданские стихотворения. Лирическая поэзия способна непринужденно и широко
запечатлевать пространственно-временные представления, связывать выражаемые
чувства с фактами быта и природы, истории и современности, с планетарной
жизнью, вселенной, мирозданием. При этом лирическое творчество может обретать в
своих наиболее ярких образцах религиозный характер. Оно оказывается
«соприродным молитве» по М.Ю. Лермонтову, запечатлевает раздумья поэтов о
высшей силе бытия и его общение с Богом («Пророк» А.С. Пушкина). Религиозные
мотивы весьма настойчивы и в лирике нашего века: у В.Ф. Ходасевича, Н.С.
Гумилева, А.А. Ахматовой, Б.Л. Пастернака[18, с. 348].
Диапазон лирически воплощаемых
концепций, идей, эмоций необычайно широк. Вместе с тем лирика в большей степени,
чем другие роды литературы, тяготеет к запечатлению всего позитивного
значимого, обладающего ценностью. Состояние человеческого сознания воплощаются
в лирике по-разному: либо прямо и открыто, в задушевных признаниях,
исповедальных монологах, исполненных рефлексии, либо по преимуществу косвенно,
опосредованно, в форме изображения внешней реальности или компактного рассказа
о каким-то событии. Но едва ли не в любом лирическом произведении присутствует
медитативное начало. Медитацией называют взволнованное и психологически
напряженное раздумье о чем-либо. Лирика, говоря иначе, несовместима с
нейтральностью и беспристрастностью тона, широко бытующего в эпических
повествованиях. Речь лирического произведения исполнена экспрессии, которая
здесь становится организующим и доминирующим началом. Лирическая экспрессия
дает о себе знать и в подборе слов, и в синтаксических конструкциях, и в
иносказаниях, и в фонетико-ритмическом построении текста. На первый план в
лирике выдвигаются семантико-фонетические эффекты, в их неразрывной связи с
ритмикой, как правило, напряженно-динамической. При этом лирическое
произведение в подавляющем большинстве случаев имеет стихотворную форму, тогда
как эпос и драма обращаются преимущественно к прозе [18, c. 349].
Лирика стремится главным образом к
малой форме, к предельной сжатости и компактности, хотя в этом роде литературы
существует и жанр лирической поэмы, предполагающий собою объемный стихотворный
текст, в котором воссоздаются человеческие переживания в их симфонической
многогранности: «Про это» В.В. Маяковского, «Поэма конца» М.И. Цветаевой,
«Поэма без героя» А.А. Ахматовой и др. [7, с. 42]
Для лирики можно установить ряд ей
присущих признаков:
1. Изображение характера в его
отдельном проявлении, конкретном переживании;
2. Субъективированность этого
изображения, то, что оно дается не как внешнее событие по отношению к
повествователю, а как его непосредственное переживание.
3. Индивидуализированность этого
переживания, осуществляющаяся в отвечающем ему строе речи и превращающая его в
непосредственно воспринимаемый жизненный факт [16, с. 347].
Лирическим произведениям,
запечатлевающим прежде всего сознание поэта, неизменно присуща субъективность
тона. Лирические высказывания всегда ярко эмоциональны. Лирика несовместима с
чистой описательностью и беспристрастностью тона, которые нередки в эпических
произведениях.
На основе того, что поэт стремится
передать посредством своего произведения, можно выделить 3 вида лирики:
1. Лирика чувства. Такие произведения
представляют собой прямое излияние души: поэт размышляет о собственных
переживаниях, как бы погружая читателя в свой внутренний мир («На холмах Грузии
лежит ночная мгла…» Пушкина, «Я не люблю иронии твоей…» Некрасова, «Вчера еще в
глаза глядел» Цветаевой). Прямые излияния души нередки также в стихах
гражданского и философского характера («К Чаадаеву» Пушкина, «Не жалею, не
зову, не плачу…» Есенина)[14, с. 262].