Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Дефектология

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Роль внеклассной работы в развитии речи учащихся с нарушением интеллекта

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ 7

1.1. Речь как фактор развития личности учащегося 7

1.2. Особенности речевого развития учащихся с нарушением интеллекта 15

1.3. Возможности внеклассной работы в развитии речи учащихся с нарушением интеллекта 24

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ 36

2.1. Исследование состояния речи учащихся с нарушением интеллекта (констатирующий этап) 36

2.2. Система коррекционно-логопедической работы по развитию речи учащихся с нарушением интеллекта во внеклассной работе (формирующий этап) 46

2.3. Оценка эффективности коррекционно-логопедической работы по развитию речи учащихся с нарушением интеллекта во внеклассной работе (контрольный этап) 54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66

ПРИЛОЖЕНИЯ 77


  

Введение:

 

Актуальность проблемы исследования обусловлена следующим. «Конвенция о правах ребенка» 32, федеральный закон «Об образовании в Российский Федерации» 63 гарантируют каждому ребенку право на воспитание, развитие и образование в соответствии с его индивидуальными возможностями, в том числе и детям с интеллектуальной недостаточностью. За последние годы значительно увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья, при этом, значительное место среди данной категории занимают дети с нарушением интеллекта. Так, в городе Томске в общеобразовательных учреждениях в 2020-2021 учебном году обучалось 4897 детей с ОВЗ [50], в Томской области на уровнях начального, основного и среднего общего образования по адаптированным основным общеобразовательным программам в 2019/20 учебном году обучалось 15 043 ребенка с ОВЗ и инвалидностью, из них 2375 детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в 2020/21 учебном году обучался 16 971 ребенок с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) и инвалидностью, из этого числа 3210 детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [17]. Данная ситуация требует поиск средств, которые помогут изменить сложившуюся ситуацию. Дети с интеллектуальной недостаточностью требуют особого внимания, поскольку к ним используется кардинально другой подход в развитии по сравнению со здоровыми детьми. Успешная социализация школьников с нарушениями интеллекта связана с их включением в общество и созданием специальных условий обучения и воспитания, в которых дети смогут взаимодействовать, общаться со сверстниками на равных.

Проблема развития речи у младших школьников с умственной отсталостью является актуальной и социально значимой. Огромный интерес к различным ее аспектам обусловливается исключительно важной ролью данного процесса в организации коррекционно-развивающей работы в образовательных учреждениях. В практике учителей-дефектологов существует острая потребность в эффективных психолого-педагогических средствах формирования и развития речи у школьников с интеллектуальными нарушениями.

С учетом важности решения актуальной проблемы сформулирована тема выпускной квалификационной работы: «Роль внеклассной работы в развитии речи учащихся с нарушением интеллекта».

Объект исследования: учащиеся с легкой степенью умственной отсталости.

Предмет исследования: внеклассная работа как средство развития речи учащихся с нарушением интеллекта.

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать систему коррекционно-логопедической работы по развитию речи учащихся с нарушением интеллекта во внеклассной работе.

Задачи исследования:

1) изучить теоретические основы развития речи учащихся с нарушением интеллекта во внеклассной работе;

2) разработать и апробировать систему, коррекционно-логопедической работы по развитию речи учащихся с нарушением интеллекта во внеклассной работе;

3) оценить эффективность коррекционно-логопедической работы по развитию речи учащихся с нарушением интеллекта во внеклассной работе.

Гипотеза исследования. Предполагается, что развитие речи младших школьников с интеллектуальными нарушениями в условиях обучения в образовательной организации будет протекать эффективнее при включении элементов театрализованной деятельности во внеклассную работу.

Теоретико-методологическая основа исследования.

Теоретической основой исследования послужили научные труды и публикации ученых и практиков об исследуемой проблематике.

Особенности развития детей с нарушениями интеллекта изучали А.Д. Виноградова [10], А.М. Катаева [29], Е.Н. Моргачева [43] и др.

Значительный вклад в исследования, связанные с развитием речи учащихся с нарушениями интеллекта внесли исследователи Э.Р. Алиева и Н.С. Сухонина [2], С.В. Андреева [3], Т.В. Богуцкая [7], И.С. Боровик [8], М.Е. Буслаева [9], Е.Н. Каширина [30], Э.С. Малынова [39], Н.В. Мишанина [41], И.В. Темаева [59] и др.

Значение внеклассной работы в развитии речи учащихся с нарушениями интеллекта исследовали А.И. Иванова [25], Д.А. Иценкова и Л.Ш. Абибуллаева [27], Н.А. Кузь [36] и др.

Методологической основой исследования являются положения ведущих отечественных дефектологов и психологов Л.С.Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и других ученых, об общности основных закономерностей психического развития в норме и патологии, о сензитивных возрастах, о соотношении коррекции и развития, об актуальном и потенциальном уровнях развития (зоне ближайшего развития), о соотношении обучения и развития, о значении деятельности в развитии и т. д. Методологической основой речевого развития является возрастной и деятельностный подходы, в рамках которых осуществляется овладение речью (Выготский Л. С.).

Методы исследования:

− анализ психологической, педагогической литературы;

− обобщение педагогического опыта;

− педагогический эксперимент;

− методы математической обработки и качественной интерпретации полученных данных.

Проведенное исследование имеет практическую значимость – результаты проведенного исследования можно будет использовать при организации образовательного процесса в условиях образовательной организации.

Базой и выборка исследования определено муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7» г. Колпашево (МАОУ «СОШ № 7), фактический адрес: Томская область, г. Колпашево, мкр. Геолог, 20. В МАОУ «СОШ № 7 в начальной школе обучается 15 учащихся с нарушениями интеллекта. В исследовании приняли участие 8 учащихся первого коррекционного класса-комплекта с диагнозом легкая степень умственной отсталости.

Структура и содержание работы.

Структура выпускной квалификационной работы выстроена в соответствии с целями, задачами и гипотезой исследования и представлена введением, в котором рассматривается актуальность выбранной темы, выделяется объект и предмет исследования, ставятся цели и основные задачи исследования, выдвигается гипотеза.

В первой главе раскрываются теоретические основы коррекционно-развивающей работы по развитию речи учащихся с нарушением интеллекта во внеклассной работе.

Вторая глава содержит прикладные аспекты изучения развития речи учащихся с нарушением интеллекта во внеклассной работе (констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент).

В заключении сделаны выводы по итогам проведенного исследования.

Список используемой литературы содержит 70 источников.

Работа содержит шесть приложений, содержащие пояснительный материал.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По итогам проведенного исследования сформулированы следующие выводы.

Речь служит средством достижения общечеловеческой практики – главного фактора развития личности, также речь является уникальным видом общения и в качестве необходимого аспекта для людей при организации их совместной деятельности, в общественной среде, в процессе обмена информацией, а также в образовании и познании. Отмечена тесная взаимосвязь речи с развитием мышления и формированием сознания.

Речь является основным средством общения, которым определяется социальное благополучие учащегося и любые нарушения речи в той или иной степени отрицательно влияют на психическое развитие ребенка, его эмоционально-волевую сферу, отражаются в его деятельности и поведении, вызывая специфические изменения и способствуя порой развитию отрицательных качеств характера.

Развитие речи занимает одно из важнейших мест на всех этапах индивидуального развития ребенка. Успешность в обучении, в овладении той или иной деятельностью зависит в значительной степени от развития речи ребенка, поскольку речь является основой любого успешно протекающего психического процесса Овладение речью является показателем развития личности, уровня формирования его эмоциональной, психологической, нравственной сферы, как отражения отношения человека к окружающему миру и самому себе. Именно в младшем школьном возрасте начинается сознательное овладение речью и навыками чтения, и связано это, прежде всего, с началом процесса обучения детей. Развитая речь ребенка характеризуется богатым словарным запасом, грамматически правильно оформленными, связанными и содержательными по своей структуре высказываниями.

В структуре интеллектуального нарушения умственно отсталых учащихся с легкой степенью большое место занимает речевое недоразвитие, характеризующееся целым рядом особенностей. При нарушении интеллекта речь нарушается как целостная функциональная система, речевые дефекты отличаются стойкостью, тяжелым устранением и сохраняются вплоть до старших классов. Сложность структуры речевого нарушения заключается в первичном дефекте – органическом поражении головного мозга.

Развитие речи детей с нарушениями интеллекта следует рассматривать как одно из приоритетных коррекционных задач.

Организация внеклассной работы с учащимися, имеющими интеллектуальные нарушения способствует развитию речи данной категории учащихся.

Внеклассную работу следует понимать как личностно – ориентированное взаимодействие педагога и обучающегося, целью которого является обеспечение условий развития ребенка, становление его как личности в школьные годы. Отмечена тесная взаимосвязь всех направлений с учебной деятельностью.

Системность в организации внеклассных занятий обеспечивает овладение учащимися навыков, жизненно необходимых, самостоятельной работы, развитию речи, а также конструктивному общению между сверстниками.

Опытно экспериментальная работа по проверке гипотезы, выдвинутой в начале исследования, проводилась в три этапа:

1. Первичная диагностика уровней речевого развития у младших учащихся с умственной отсталостью (констатирующий эксперимент).

2. Второй этап – формирующий эксперимент включает в себя разработку и реализацию педагогической системы развития речи у учащихся с нарушениями интеллекта в легкой степени посредством организации и проведения внеклассных занятий.

3. На третьем этапе организована контрольная диагностика (повторная) – по окончании формирующего эксперимента, направленная на определение эффективности системы развития речи у учащихся с нарушениями интеллекта посредством организации и проведения внеклассных занятий.

По итогам констатирующего эксперимента нами был сделан вывод о необходимости коррекционно-развивающей работы по развитию речи у учащихся с нарушениями интеллекта посредством организации и проведения внеклассных занятий. В ходе формирующего эксперимента реализована педагогическая система развития речи у учащихся с нарушениями интеллекта посредством организации и проведения внеклассных занятий а, включающая в себя следующие блоки:

 Цель;

 Задачи;

 Принципы;

 Функции;

 Технологии;

 Диагностический блок;

 Формы внеклассных занятий коррекционно-развивающей работы;

 Результативность системы.

Определены психолого-педагогические условия успешной реализации коррекционно-развивающей работы по развитию речи у учащихся с нарушениями интеллекта посредством организации и проведения внеклассных занятий:

 следование принципам развития и коррекции высших психических функций; единства развития речи и других психических функций;

 учет индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся; опора на принцип систематичности и последовательности в обучении учащихся с легкой степенью умственной отсталости.

Гипотеза, выдвинутая в начале исследования, нашла подтверждение опытно экспериментальным путем.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ

1.1. Речь как фактор развития личности учащегося

Важным показателем успешной адаптации человека в обществе является его умение воспринимать и передавать полученную информацию посредством речи. Речь, как общественно-историческое явление, сопровождает все стороны бытия человека, обеспечивая успешность ее адаптации, интеграции и социализации. Речь позволяет осваивать достижения общечеловеческой практики – главного фактора развития [68, с. 411].

Речь – это средство познания мира, выражения деятельности сознания человека (когнитивное средство), формирования мировоззрения, вкусов, это коммуникативное средство, средство и условие совместной трудовой деятельности людей, связи поколений, средство социальной и возрастной идентификации человека, выявления уровня его мышления и общей культуры [1, с. 27].

Е.Ю. Солодунова отмечает: речь выступает в качестве уникального вида общения и в качестве необходимого аспекта для людей при организации их совместной деятельности, в общественной среде, в процессе обмена информацией, а также в образовании и познании. Одной из функций речи является обогащение человека духовными качествами, также речь выступает в качестве предмета искусства [56, с. 113].

Анализируя общие подходы к раскрытию речи как объекту научного исследования, отметим, что рассматривать ее можно как исторически сложившуюся форму общения, которая опосредована языком, как речевую деятельность, выступающую и в виде целостного акта деятельности, и в виде речевого действия, которое включено в неречевую деятельность (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, A.А. Леонтьев, И.А. Зимняя), как процесс пользования языком, процесс общения посредством языка, процесс психического отражения (С.Л. Рубинштейн), как способ пользования языком, способ реализации речевой деятельности (И.А. Зимняя), процесс выражения чувств, мыслей, волеизъявлений в процессе общения посредством языка (С.Л. Рубинштейн, B.А. Артемов), как акт индивидуального пользования языком (Ф. де Соссюр). Из анализа указанных подходов, которые характеризуют речь с различных точек зрения, выделяются общие особенности речи как объекта научного изучения.

Во-первых, речь – это процесс применения языка в действии. Речевая деятельность субъекта включает язык и речь как внутренние средства и способы ее реализации.

Во-вторых, речь – это психическое явление, как достояние личности, имеющее индивидуальные характеристики, развивающееся в конкретных условиях межличностного взаимодействия людей, в отличие от языка – явления социального, достояния народа, развивающегося в общественно исторических условиях [22, с. 249-250].

Речью является вид деятельности человека, который выражается посредством языка, с целью производить общение с другими людьми. Речь также может выступать набором знаков, символов и правил. Под речью предлагается понимать как процесс говорения (речевая деятельность), так и его результат (речевые произведения, которые фиксируются памятью либо письмом). Речь рассматривается как вид психической деятельности, включающий в себя:

1) создание условий для осуществления процесса коммуникации, а именно: установление соответствия между содержанием, мотивом и формой деятельности, между структурой и элементами выражения;

2) осуществление процесса обучения, целью которого является формирование языковой личности, обладающей способностью к восприятию и созданию текстов, различных по степени структурно-языковой сложности, по глубине отражения действительности, имеющих определенную целевую направленность [33, с. 99].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы