Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Роль таможенных органов РФ в реализации интересов государства в сфере внешней торговли
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности 5
1.1 Нормативно-правовая база регламентирующая ТТР внешнеторговой деятельности 5
1.2 Цели и задачи деятельности Таможенных органов в регулировании внешней торговли 14
1.3 Роль таможенных органов в таможенно-тарифном регулировании внешнеторговой деятельности 22
ГЛАВА 2. Анализ современного состояния и основные направления развития внешней торговли РФ: таможенный аспект 32
2.1. Анализ современного состояния внешнеторговой деятельности в РФ 32
2.2 Основные направления государственной внешнеторговой политики РФ 45
2.3 Влияние таможенных органов на развитие приоритетных направлений внешнеторговой деятельности в РФ 51
Глава 3. Совершенствование организации таможенной инфраструктуры для достижения интересов государства в сфере внешней торговли 70
3.1 Анализ состояния международного сотрудничества РФ 70
3.2 Перспективные направления международного сотрудничества в рамках ЕАЭС и тенденции внешней̆ торговли в период пандемии COVID-19 71
3.3 Направления развития внешней торговли: возможности и перспективы. 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 89
Введение:
Актуальность исследования. Вступление России в ВТО, отмена таможенного контроля на внутренних границах государств-членов Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) обострила проблему обеспечения экономической безопасности страны, которая приобретает все большую актуальность. В Российской Федерации данной проблеме уделяется пристальное внимание. Специалистами экономическая безопасность рассматривается как создаваемые государством условия, гарантирующие недопущение нанесения хозяйству станы непоправимого ущерба от внутренних и внешних угроз.
В работе рассматривается роль таможенных органов РФ в обеспечении экономической безопасности страны с учетом изменяющейся политической и экономической обстановки в Российской Федерации.
Цель работы – исследование роли таможенных органов РФ в реализации интересов государства в сфере внешней торговли.
Для достижения цели работы перед автором ставятся следующие задачи:
— изучить основы деятельности таможенных органов Российской Федерации;
— рассмотреть показатели эффективности деятельности таможенных органов;
— исследовать роль таможенных органов РФ в реализации интересов государства в сфере внешней торговли;
— выявить проблемы деятельности таможенных органов РФ и пути их решения.
Предмет работы – система таможенных органов РФ и их роль во внешней торговле.
Объект работы – внешняя политика РФ.
Методы исследования в работе: наблюдение; сравнение; расчет; измерение; обобщение; абстрагирование; формализация; анализ.
Теоретической и методической основой исследования послужили теоретические положения, методические подходы и концепции, результаты исследований отечественных и зарубежных учёных в области международной торговли и её регулирования.
Информационно-эмпирическую базу составили научные публикации по изучаемой проблеме, материалы Всемирной торговой организации (ВТО), Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Всемирной таможенной организации (ВТамО), Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, Федеральной таможенной службы России, результаты исследований научных учреждений России, данные монографических и коллективных исследований, материалы периодической печати и сети Интернет.
Структура работы состоит из введения, трех основных глав, заключения и библиографического списка.
Ключевые слова: экономическая безопасность, внешнеэкономическая деятельность, таможенные органы, таможенное регулирование, правонарушение, экономическая интеграция.
Заключение:
После проведенного исследования по теме работы можно сказать, что ее цель достигнута. Сделаем следующие выводы.
Эффективность таможенной деятельности следует понимать как меру, характеризующуюся достижением результата или цели таможенной деятельности или степени приближения к ее достижению. Действенность таможенных органов определяется значениями показателей, которые отражают итоговый результат труда, который был достигнут за определенный промежуток времени.
Эффективность реализации таможенной политики определяется деятельностью таможенных органов, эффективность которой в свою очередь обеспечивается управлением. При этом эффективность управления должна рассматриваться с позиции обеспечения достижения поставленных целей в короткий срок при наименьших затратах ресурсов: финансовых, экономических, трудовых и т.д.
В целом экономическая эффективность деятельности таможенных органов выражается показателем, отражающим степень достижения публично заявленных целевых установок таможенной деятельности и осуществления результативного контроля за их уровнем и качеством выполнения за счет максимальной отдачи от имеющихся ресурсов.
Система оценка эффективности деятельности таможенных органов рассматривается в качестве значимого инструмента, использование которого дает возможность ФТС Российской Федерации реализовывать стратегические цели. Оценка результативности таможенного администрирования выполняется ежеквартально в соответствие с критериями эффективности, направленным на достижение конечного результата, так называемым контрольным показателями эффективности деятельности таможенных органов (КПЭД). С их помощью осуществляется достижение целей и решение проблем, стоящих перед Федеральной таможенной службой (ФТС) Российской Федерации и направленных на улучшение таможенного администрирования, а кроме того оценка его текущего состояния. Контрольные показатели эффективности деятельности предоставляют возможность осуществлять контроль над деятельностью таможенных органов в настоящем времени, и в основном их используют с целью определения эффективности работы административно-управленческого персонала. Использование КПЭД предоставляет возможность ФТС дать оценку положению подчиненных таможенных органов и принимать участие в создании как краткосрочных, так и долгосрочных управленческих решений.
Показатели результативности таможенной деятельности могут представлять собой набор индикаторов различного характера. Они могут выражаться как в качественной, так и количественной форме, быть как слабоформализуемыми, так и четко квантифицируемыми. Наиболее распространенной является практика, при которой органы власти устанавливают определенные требования к показателям результативности. При оценке эффективности всегда используют несколько показателей (абсолютные и относительные, общие и частные).
В Российской Федерации показатели эффективности таможенной деятельности ставятся в строгую аналогию со стратегическими целями и тактическими задачами работы Федеральной таможенной службы.
Макроэкономический анализ внешней торговли РФ показал, что динамика показателей экспорта и импорта товаров и услуг сокращается с 2016 г., что обусловлена введение санкций, а затем падением курса российского рубля.
В результате исследования внешней торговли РФ можно сделать выводы, что Россия полностью синхронизировала свое таможенное законодательство с нормами ВТО, перейдя на «связанный» уровень тарифов. Среднеарифметический тариф России в 2019 г. по данным ВТО составлял 7,6%, в том числе по сельхозпродукции 11%, по промышленной продукции – 7,1%.
В вопросах нетарифных мер регулирования, российское законодательство также отвечает современным нормам международной торговой системы взяв за основу при подготовке законов о мерах нетарифного регулирования, международные кодексы многосторонней системы ГАТТ/ВТО.
В структуре нетарифных мер России преобладают санитарные и фитосанитарные методы, квотирование импорта, субсидии и антидемпинговые меры. Особенно следует отметить защиту рынка сельскохозяйственной продукции и сельскохозяйственного машиностроения.
В экспорте продукции необходимо акцентировать внимание на не сырьевом, а высокотехнологическом экспорте, что требует проведения стратегии импортозамещения в машиностроении.
Во II квартале 2020 г. положительное сальдо торгового баланса России существенно снизилось за счет уменьшения физических объемов поставок и экспортных цен на поставляемую Россией продукцию. В апреле – июне наблюдался нетто-отток капитала, который был вызван преимущественно ростом иностранных финансовых активов нефинансового сектора, а также сокращением иностранных обязательств банков. Принятые монетарными властями весной 2020 г. меры по поддержанию финансовой стабильности позволили удержать курс рубля вблизи равновесных значений. В результате во II квартале 2020 г. валютный курс в среднем составлял 72 руб. за доллар.
В соответствии с опубликованной Банком России предварительной оценкой платежного баланса, сальдо текущих операций во II квартале 2020 г. осталось положительным и составило 0,6 млрд долл., что меньше, чем сальдо платежного баланса за II квартал 2019 г. (тогда значение этого показателя находилось на уровне 9,9 млрд долл.) и сальдо текущих операций за I квартал 2020 г. (21,7 млрд долл.).
Финансовый счет во II квартале также оставался дефицитным. Так, отрицательное сальдо финансового счета за II квартал 2020 г. достигло 12,7 млрд долл., тогда как во II квартале 2019 г. наблюдался профицит данного показателя в размере 5,2 млрд долл. Нетто-отток капитала во II квартале 2020 г. связан с ростом иностранных финансовых активов (+11,1 млрд долл. во II квартале 2020 г.) при одновременном снижении иностранных финансовых обязательств (-1,6 млрд долл. во II квартале 2020 г.). Рост иностранных активов был обеспечен операциями прочих секторов, составивших во II квартале 2020 г. 11,8 млрд долл. (0,8 млрд долл. во II квартале 2019 г.). Величина прямых и портфельных инвестиций прочих секторов за рубеж составила 4,3 млрд и 3,7 млрд долл. соответственно (4,4 млрд и -0,2 млрд долл. во II квартале 2019 г. соответственно). Размер выплаченных за рубеж торговых кредитов и авансов во II квартале 2020 г. составил 3,8 млрд долл. (0,1 млрд долл. во II квартале 2019 г.). Объем прочих активов вырос на 0,2 млрд долл. (падение на 1,4 млрд долл. во II квартале 2019 г.). Отметим, что банковский сектор во II квартале 2020 г., напротив, сократил величину иностранных активов на 1,4 млрд долл. (рост на 6,6 млрд долл. во II квартале 2019 г.).
Стратегия развития-2030 ориентирована на создание совершенно нового уровня таможенной службы — на создание интеллектуальной технологической системы, которая по предварительным оценкам качественно повлияет на развитие международной торговли, рост товарооборота, достижение высокого качества таможенного администрирования, создание конкурентных преимуществ для законопослушных участников ВЭД.
Таможенные операции и контроль будут осуществляться автоматизировано, с минимальным участием должностных лиц таможенных органов за счет внедрения в таможенные технологии средств искусственного интеллекта, цифровых систем. При этом, таможенная система не будет «просто машиной», должностные лица таможенных органов будут осуществлять непосредственный контроль, однако уже без фактического присутствия.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Теоретические основы таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности
1.1 Нормативно-правовая база регламентирующая ТТР внешнеторговой деятельности
За последние десятилетия произошли кардинальные изменения во внешнеэкономической деятельности России, отражающие глобальные тенденции, связанные с глобализацией мировой экономики, активным развитием международных таможенных отношений . Между тем криминализация внешнеэкономической деятельности продолжает оставаться негативным фактором, который несет в себе значительную угрозу национальной безопасности государства. Негативное влияние на обеспечение надежной охраны и защиты государственной границы Российской Федерации оказывает недостаточный уровень развития пограничной инфраструктуры и технического оснащения пограничных органов. Создание Таможенного союза, а затем и ЕАЭС привело к отмене таможенного контроля на внутренних границах государств его членов, что создало значительную угрозу роста преступности на внешних границах Союза.
Как показывает анализ компетенции таможенных органов Российской Федерации, их участие в обеспечении безопасности с каждым годом увеличивается, что связано с возникающими политическими и экономическими проблемами как внутри государства и на международном уровне, так и усилением интеграции процессы. В соответствии с критерием масштаба проявления различают три уровня безопасности: международный (безопасность мирового сообщества, его региональные компоненты), национальный (безопасность общества, государства, промышленности, региона страны) и частный (безопасность организации, индивидуальный). В то же время таможенные органы участвуют в процессах снижения угрозы на всех трех уровнях.
Функции таможенных служб в этом направлении достаточно широки и многогранны. Они участвуют в обеспечении финансовой, пограничной, экологической, продовольственной, радиационной, информационной и других видов безопасности. Реализуя свои функции, таможенные органы могут одновременно участвовать в обеспечении нескольких видов безопасности. В связи с этим некоторые эксперты обосновывают необходимость введения в научный оборот понятия «таможенная безопасность», которое предлагается признать независимой структурной единицей категории «национальная безопасность» . В то же время защита экономической безопасности государства является одной из основных задач таможенных органов на протяжении всей истории таможенной службы.
Целью таможенной службы Российской Федерации является повышение уровня экономической безопасности Российской Федерации, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в российскую экономику, полное поступление доходов в федеральный бюджет, защита отечественных производителей, защита интеллектуальных прав. имущества и максимизировать содействие внешней торговле на основе повышения качества и эффективности таможенного администрирования .
Таможенными органами Российской Федерации по административно-правовому статусу являются военизированные и правоохранительные органы. Они осуществляют оперативно-розыскную деятельность, являются органами дознания по делам о контрабанде, уклонении от уплаты таможенных платежей и других преступлениях, производство которых отнесено к ответственности таможенных органов, проводят административный процесс по делам об административных правонарушениях и привлекают люди к административной ответственности (статья 7 Таможенного кодекса Таможенного союза). Федеральная таможенная служба России осуществляет функции контроля и надзора в сфере таможенного дела, функции органа валютного контроля, функции защиты прав на интеллектуальную собственность, функции проведения транспортного контроля на пунктах пропуска через государственную границу. Российской Федерации, а также санитарно-карантинный, карантинный фитосанитарный контроль и государственный ветеринарный надзор, функции по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений в пределах компетенции таможенных органов РФ .
Федеральный закон от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности», который утратил силу, непосредственно приписывает таможенные органы Российской Федерации силам безопасности страны. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности», пришедший на его смену, не устанавливает перечень государственных органов, связанных с силами безопасности страны, но содержит справочную норму. Предоставление в пределах своей компетенции мер по защите национальной безопасности государств в качестве основной задачи (функции) таможенных органов закреплено в основных нормативных правовых актах в области таможенного дела. Тем не менее, отсутствует прямая нормативная ссылка таможенных органов на силы безопасности страны. Следует отметить, что Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» не указывает на то, что таможенные органы являются правоохранительными органами . Указание на правоохранительный статус таможенных органов сохраняется в статье 1 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации» . Однако этот закон имеет другой предмет регулирования и поэтому не может рассматриваться как нормативный правовой акт, устраняющий вышеуказанный пробел. Представляется, что эти законодательные пробелы следует отнести к существенному недостатку в определении правового статуса таможенных органов Российской Федерации . Примечательно, что, в отличие от России, в государствах-членах ЕАЭС статус таможенных органов как правоохранительных органов прямо закреплен либо в базовых документах по таможенным делам (Республика Беларусь, Кыргызская Республика, Республика Армения), либо в законе о правоохранительная служба (Республика Казахстан).
Рассматривая экономические категории «эффективность» и «результативность» в экономической деятельности таможенных органов стоит отметить, что главной целью таможенных органов на сегодняшний день является качественное и своевременное исполнение возложенных на них функций, которые как правило, сложно выразить в цифровых оценках.
Эффективность таможенной деятельности следует понимать как меру, характеризующуюся достижением результата или цели таможенной деятельности или степени приближения к ее достижению. Действенность таможенных органов определяется значениями показателей, которые отражают итоговый результат труда, который был достигнут за определенный промежуток времени.