Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Роль СМИ в формировании общественного мнения жителей на примере города Калининграда.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА ПОСРЕДСТВОМ СМИ…. 5
1.1 Сущность и специфика процесса формирования общественного мнения жителей города 5
1.2 Понятие, функции и значение СМИ в жизни общества 9
1.3 Инструменты и методы влияния СМИ на общественное мнение 12
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА РОЛИ СМИ В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА 35
2.1 Социально-экономическое положение города Калининграда. Образ Калининграда в сознании жителей 35
2.2 Анализ методов формирования общественного мнения с использование ресурсов СМИ 53
2.3 Разработка рекомендаций по совершенствованию методов взаимодействия с СМИ для формирования положительного общественного мнения жителей города Калининграда 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
Введение:
Актуальность темы исследования определяется множеством факторов. Во-первых, той ролью, которую играют средства массовой информации (печать, телевидение, радио) в формировании мнений населения об органах власти.
Во-вторых, актуальность темы связана с тем, что в настоящее время мало научные работы, в которых бы анализировались не только роль средств массовой информации в условиях переходного периода, но и формы взаимодействия средства массовой информации и власти.
В-третьих, сегодня органы власти совершенно четко осознают ту роль, которую играют средства массовой информации в обществе.
Цель работы – на основе анализа в обществе изучить характер взаимодействия между органами государственной власти и средствами массовой информации, определить особенности этих отношений.
Для реализации цели исследования поставлены следующие задачи:
-изучить сущность и специфику процесса формирования общественного мнения жителей города;
-рассмотреть понятие, функции и значение СМИ в жизни общества;
-рассмотреть инструменты и методы влияния СМИ на общественное мнение;
-дать характеристику социально-экономическому положению города Калининграда и образу Калининграда в сознании жителей;
-проанализировать методы формирования общественного мнения с использование ресурсов СМИ;
-разработать рекомендаций по совершенствованию методов взаимодействия с СМИ для формирования положительного общественного мнения жителей города Калининграда.
Объект исследования – формы взаимодействия средств массовой информации и власти.
Предмет исследования – отношения, складывающиеся между органами власти и средствами массовой информации в процессе взаимодействия.
Методологическую основу исследования составил системный подход, согласно которому коммуникационная подсистема и ее составляющие (телевидение, пресса, радио и другие) рассматриваются не как изолированная подсистема, а во взаимном влиянии на нее других подсистем или факторов. В частности, институциональной (органы власти), нормативной (регулирование деятельности средств массовой информации органами законодательной и исполнительной власти) и другой.
Необходимо отметить, что на сегодняшний день проблема взаимодействия органов государственной власти и средств массовой информации недостаточно освещена в современных изданиях. Фиксируется лишь существующее положение дел.
Теоретической основой исследования стали труды как российских, так и зарубежных авторов таких как: Н. С. Будникова, М. М. Васильева, З.С.Гельманова, Д. А. Григорянц, М. Р.Душкина, Ю. Н. Егоров, О.Н. Жильцова, В. А. Коноваленко, В. Л. Музыкант, А. Н. Чумиков и др.
При написании работы были использованы следующие методы исследования: метод совместного анализа; формально-правовой метод; метод сравнительного анализа; метод традиционного анализа документов; метод наблюдения; контент-анализ прессы.
Эмпирическую базу исследования составили нормативно-правовые акты как федерального, так и регионального уровня.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем обобщены различные формы взаимодействия органов исполнительной власти и средств массовой информации в России и за рубежом, а так же даны рекомендации для совершенствования данной работы.
Работа состоит из введения двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Заключение:
В первой главе работы были исследованы теоретические основы формирования общественного мнения жителей города посредством СМИ. По итогам проведенного исследования можно сделать следующие вводы:
СМИ (средства массовой информации) – это совокупность периодических печатных изданий, теле-, радио-, видеопрограмм, а также иных форм периодического публичного распространения информации.
Общественное мнение — это совокупное оценочное суждение, в котором выражается отношение социальной общности, коллектива к различным явлениям и событиям действительности.
Такая проблема, как влияние СМИ на общественное мнение остается актуальной на протяжении длительного периода времени.
Массовая коммуникация стала отображением информационной среды общества, а СМИ – важнейшим общественным инструментом воздействия.
Главными аспектами влияния средств массовой информации на общественное сознание являются воздействие на все группы населения, изменение сознания при помощи повторения какой-то определенной информации, уменьшение личного пространства человека.
Есть несколько приемов и механизмов психологического воздействия на аудиторию. Это убеждение, внушение, психическое заражение, прием завоевания аудитории, прием аргументации. Большинство приемов, используемых СМИ, не корректны и не этичны. Кроме того, независимых СМИ не существует, они все имеют владельцев, а также спонсоров, которые преследуют собственные интересы и цели.
Достаточно часто общественное мнение подвергается негативному влиянию со стороны СМИ. Но общественное мнение в то же время может взять на себя контрольные функции и защитить общество от потока негативной информации.
Общественное мнение всегда находится под влиянием. Со стороны политики, средств массовой информации или маркетинга. И цели преследуются по-разному.
Некоторые методы, которые позволяют вам влиять на общественное мнение:
1. Внушение;
2. Инфекция;
3. Подражание;
4. Убеждение.
У. Липпман — американский писатель, журналист, политический комментатор, автор оригинальной концепции общественного мнения, считал «общественное мнение продуктом целенаправленного информационного воздействия» и использовал понятие «стереотип» в качестве отправной точки для анализа общественного мнения.
Как метод воздействия, стереотип включает в себя следующие особенности.
1. Возникновение на основе определенного восприятия мира.
2. С помощью стереотипов передаются привычки и традиции.
3. Стереотип оказывает влияние на формирование нового опыта.
4. Стереотип — это определенная оценка эмоционального отношения к объекту.
5. Как правило, стереотип всегда ассоциируется с устойчивостью, с групповыми ценностями и нормами.
6. Стереотипы направлены на единство группы.
В современном обществе место и роль СМИ обусловлены двумя значимыми факторами.
Во-первых, СМИ являются мощным инструментом воздействия на общественное сознание и формирования общественного мнения, а значит, несут ответственность перед обществом за свою деятельность по созданию и распространению массовой информации.
Во-вторых, являясь частью социальной и политической системы в целом со всеми присущими им правами и обязанностями, они участвуют в управлении обществом и регулировании политических, социальных, правовых, экономических, культурных и других отношений.
Во второй главе работы была проведена оценка роли СМИ в формировании общественного мнения жителей города Калининграда.
Из проведенного анализа методов формирования общественного мнения с использование ресурсов СМИ были выявлены следующие проблемы:
1. Отсутствие локальной «сайтовой» поисковой системы, что не позволяет эффективно и быстро находить необходимые документы и другую информацию на сайте администрации.
2. Недостаточно внимание уделяется ведению социальных сетей.
Для устранения выявленных в ходе анализа недостатков следует:
1. Оптимизировать сайт: внедрить на сайт «сайтовую» поисковой системы, внедрить чат-бот для получения обратной связи от граждан.
2.Нанять SEO-специалиста для продвижения и оптимизации сайта.
3. Нанять SMM-специалиста для продвижения имеющихся страниц в социальных сетях и создания новых.
Сумма затрат на реализацию предложенных мероприятий составит 1986 тыс. руб.
Помимо, предложенных выше мероприятий основанных на проведенном анализе можно предложить еще ряд рекомендаций для улучшения общественного мнения об Администрации города Калининграда.
1. Система изучения общественного мнения в регионе нуждается в развитии. Результаты опросов общественного мнения должны стать широкодоступны как населению, так и представителям власти, которые обязаны работать с общественным мнением, прислушиваться к результатам его исследования для выстраивания конструктивного диалога и повышения эффективности социальной политики (результаты опроса можно опубликовывать на сайте Администрации, а проводить в социальных сетях и на улицах города).
2. Также необходимо использовать данные экспертных опросов, в которых может быть дан адекватный прогноз развития событий в регионе. Во избежание манипулирования общественным мнением социологические исследования должны проводиться профессиональными социологами из независимых служб.
3. Проводить опросы общественного мнения каждые полгода по квотной выборке на тему изучения социального самочувствия граждан города, степени их удовлетворенности действиями власти и т.д.
Таким образом, для формирования положительно имиджа в глазах населения города необходимо быть в постоянном диалоге с гражданами.
Данные мероприятия позволят Администрации города Калининграда наиболее эффективно управлять общественным мнение, привлекая его к вопросам, имеющим для города значение и повысить лояльность горожан к муниципальной власти.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА ПОСРЕДСТВОМ СМИ
1.1 Сущность и специфика процесса формирования общественного мнения жителей города
Общественное мнение – это тип состояния массового сознания, которое содержит в себе скрытое или явное отношения общества или его части к проблемам, событиям и явлениям действительности.
Субъект общественного мнения – общности различного уровня, а объект – событие, явление, процесс и социальный факт.
Выделяют три основных этапа формирования общественного мнения:
1. Зарождение, предполагает формирование интереса к явлению, факту и процессу; индивидуально-групповая оценка объекта, который вызвал интерес; стремление субъекта достичь источника информации.
2. Непосредственное формирование общественного мнения: обмен индивидуальным и групповым мнением и формирование общественного мнения.
3. Функционирование общественного мнения: мнение-оценка выступает суждением большинства; переход общественного мнения от вербальной, то есть словесной формы, к поведенческой [3, c. 33].
Социологами выделено три необходимых условия развития и функционирования общественного мнения:
общественная значимость, актуальность проблемы, темы и события;
дискуссионность обсуждаемых вопросов, то есть предмет рассмотрения общественности – вопросы, которыми допускается многозначность толкования и различных оценочных суждений;
необходимый уровень компетентности – подразумевает понимание общественностью содержания обсуждаемых проблем, ее осведомленность по данному вопросу».
Иными словами, общественным можно считать не любое мнение, а только соответствующее критериям социальной значимости, компетентности и дискуссионности.
Общественному мнению присущи следующие черты:
сфера охвата, то есть масштабность;
субъективная распространенность;
направленность, то есть полярность;
поляризованность;
социальный ареал;
устойчивость;
интенсивность;
скорость формирования и непротиворечивость [4, c. 18].
В качестве основных источников формирования и развития общественного мнения выступают:
непосредственное наблюдение за окружающим, одобрение или порицание определенных действий и решений;
СМИ, которые целенаправленно воздействуют на мнение и поведение людей.
На основании содержания высказывания, общественное мнение может быть выражено оценочными, аналитическими и конструктивными суждениями, в зависимости от знака высказывания — позитивными и негативными суждениями. Этот феномен по структуре своей может быть монистический и плюралистический. В последнее десятилетие набирает силу мировое общественное мнение, предмет которого – глобальные вопросы сохранения жизни на планете.
На сегодняшний день в стране работает более двух десятков центров, направленных на изучение общественного мнения. Наиболее известными среди них являются:
ВЦИОМ – Всероссийский центр изучения общественного мнения;
Фонд «Общественное мнение»;
РОМИР (Российское общественное мнение и исследование рынка;
Санкт-Петербургский Центр А. Киссельмана.
Способы воздействия на личность:
Манипулирование – это способ воздействия на личность с целью изменения ее представлений, вкусов, поведения в направлении, которое задается манипулятором. Манипулирование преимущественное воздействует на подсознание человека. Особое внимание уделяют не столько содержанию информации, сколько ее форме. СМИ, которые активно участвуют в становлении общественного мнений, формируют образ социального мира, давая возможность передачи больших объемов информации на колоссальные по числу людей аудитории, чем оказывают значительное воздействие на массы людей.
Убеждение – метод воздействия на сознание личности посредством обращения к ее собственному критическому суждению. Основой метода является отбор, логическое упорядочивание факта и выводов в соответствии с единой мировоззренческой концепцией конкретного человека. Убеждение достигают усилением ранее созданных установок [5, c. 16].
СМИ осуществляют с целью убеждения самостоятельный отбор и формирование распространяемых в обществе сведений. Действия людей зависят от того, какая информация к ним приходит.
Выделяют несколько приемов распространения информации, которые помогают убедить человека в истинности представляемых ему суждений: