Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Роль ШОС в организации сотрудничества в современной архитектуре безопасности в Центральной Азии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 4
1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА.. 11
1.1. Предпосылки
и международные условия создания Шанхайской организации сотрудничества. 11
1.2. Основные направления
функционирования и развития Организации 16
2. ШОС
КАК КЛЮЧЕВОЙ ЭЛЕМЕНТ СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ.. 31
2.1. Современная система безопасности
центральноазиатского региона и место в ней ШОС.. 31
2.2. Алгоритмы сотрудничества
государств-членов ШОС в области безопасности в регионе Центральная Азия. 37
2.3. Укрепление и совершенствование
архитектуры региональной безопасности, как основная деятельность ШОС.. 43
3. ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ШОС В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И СТАБИЛЬНОСТИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ.. 51
3.1. Региональные и международные
угрозы безопасности ЦАР и пути их урегулирования на уровне ШОС.. 51
3.2. Перспективы развития и основные
направления сотрудничества в рамках ШОС в области укрепления региональной
безопасности. 59
3.3. Факторы повышения эффективности
и усиления влияния Шанхайской организации сотрудничества в интересах укрепления
безопасности в Центральной Азии. 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ… 75
Введение:
Актуальность
исследования. Вопросы обеспечения безопасности занимают
важнейшее место в современной трансформирующейся системе международных
отношений. В условиях роста конфликтов, усиления противостояния между ведущими
державами мира, прежде всего, США, с одной стороны, и Россией и Китаем, с
другой, вопросы обеспечения международной и региональной безопасности
актуализируется на повестке дня глобальной и региональной политики.
В этих условиях интерес
представляет формирование новых механизмов обеспечения безопасности,
формирующихся уже в условиях постбиполярного мира. Особое внимание вызывают те
международные структуры, которые развиваются как альтернативные доминирующей
после окончания холодной войны западно-ориентированной повестке дня.
Одной из таких
международных организаций стала Шанхайская организация сотрудничества. Интерес
к ее изучению обусловлен тем, что она объединяет ведущие незападные державы –
Россию, Китай, Индию и Пакистан, а также страны Центральной Азии, которые
совместно объединяют значительную часть Евразии и в качестве международной
организации представляют собой определенный противовес сложившейся после
холодной войны системе, в которой наиболее слышимым во многих случаях был голос
Запада.
ШОС представляет собой
структуру, в которой приоритетное внимание изначально уделялось Центральной
Азии, и не случайно ее государства являются учредителями этой структуры.
Безопасность Центральной Азии является актуальной задачей не только самих
государств региона, но и таких держав, как Россия или Китай. Для Российской
Федерации государства Центральной Азии являются частью особого постсоветского
пространства, и обеспечение региональной безопасности представляется актуальной
задачей в контексте обеспечения национальных интересов и безопасности самой
России.
Степень изученности
проблемы. Среди работ отечественных ученых, посвященных теме
исследования, можно выделить труды Р. Алимова о роли ШОС в укреплении
безопасности[1],
Е. Алексеенковой о новых форматах сотрудничества в Центральной Азии[2], М. Конаровского о
тенденциях деятельности ШОС как структуры, альтернативной западным проектам[3], Д. Лицкай,
анализировавшей перспективы ШОС в контексте ее расширения[4], И. Якубова о перспективах
афганского урегулирования[5], и др.[6]
Среди работ зарубежных
исследователей отметим А. Рафи, изучавшего региональную безопасность
Центральной Азии и деятельность ШОС[7], А. Хайдари, рассматривавшего перспективы
мирного урегулирования в Афганистане[8], А. Сиддика,
анализировавшего роль ШОС в контексте интересов Пакистана[9], К. Риц, осуществившего
сравнительный анализ ШОС и «Большой семерки»[10], Ф. Дханак, изучавшего
отношения ШОС с внешним миром[11], Э. Алберт,
рассматривавшей ШОС в контексте последних тенденций , связанных с пандемией и
китайско-индийскими отношениями[12], Дж. Хиллман,
анализировавшего изменения в деятельности ШОС после вступления в нее Индии и
Пакистана[13],
М. Лантейн, изучавший угрозы безопасности в рамках ШОС в контексте расширения
организации и ее потенциала[14], С. Хашими, рассматривавшего
роль ШОС в меняющейся архитектуре безопасности Центральной Азии[15], и др.[16]
В целом значительное
число работ подчеркивает актуальность темы, однако последние тенденции в
деятельности ШОС требуют дополнительного изучения.
Цель работы
заключается в выявлении роли ШОС в организации сотрудничества в современной
архитектуре безопасности в Центральной Азии.
Задачи
исследования. Достижение цели предполагает решение
следующих исследовательских задач:
— определить предпосылки,
международные условия создания Шанхайской организации сотрудничества и правовые
аспекты, основные направления ее функционирования и развития;
˗ выявить современную систему
международной безопасности и место в ней ШОС;
— определить алгоритмы
сотрудничества и вопросы укрепления архитектуры региональной безопасности государств-членов
ШОС в контексте региональных и международных угроз безопасности ЦАР;
— вывить перспективы развития сотрудничества в
рамках ШОС в области укрепления региональной безопасности в контексте изучения
факторов повышения эффективности и усиления влияния Шанхайской организации
сотрудничества.
Объект исследования
– региональная безопасность Центральной Азии.
Предмет исследования.
Предметом исследования является роль ШОС в организации сотрудничества в
современной архитектуре безопасности в Центральной Азии.
Научная гипотеза
исследования. ШОС трансформировался в один из ключевых
элементов обеспечения региональной безопасности в Центральной Азии и, шире,
значительной части Евразии. В архитектуре региональной безопасности у ШОС своя
уникальная ниша, благодаря которой она не дублирует ни одну из действующих в
регионе структур, а за счет вступления Индии и Пакистана открывает новые
возможности развития сотрудничества.
Методология и методы
исследования. При работе над данной
темой использовались теория политического реализма, которые позволяет
проанализировать роль ШОС в системе региональной безопасности и сквозь призму
национальных интересов государств и их роли в современном мире, и теория
политического либерализма, в рамках которой рассматривается специфика
многостороннего сотрудничества в условиях глобализации.
Отдельные положения обеих
теорий послужили основой для рассмотрения тенденций развития ШОС как
инструмента региональной безопасности, которые сосредотачиваются на
динамической связи между более широким контекстом, в рамках которого
осуществляется политическая деятельность.
Кроме того, при написании
данной работы большое внимание уделяется структурному анализу для изучения
внутренней структуры и закономерностей функционирования ШОС, системному
анализу, в рамках которого использовался структурно-функциональный метод для
обследования угроз, актуальных для Центральной Азии.
Научная
новизна. В работе предпринята попытка
комплексного анализа роли ШОС в архитектуре региональной безопасности с учетом
современных тенденций и региональной и международной динамики.
Также,
рассмотрены факторы повышения эффективности и усиления влияния ШОС в интересах
укрепления безопасности в Центральной Азии.
Практическая
значимость заключается в
осмыслении современных приоритетов сотрудничества ШОС в укреплении региональной
безопасности, выявлении тенденций и особенностей многостороннего сотрудничества
в Центральной Азии. Результаты проведенного исследования позволяют лучше понять
отдельные аспекты функционирования и развития ШОС.
Структура работы. Данная
работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных
источников и литературы.
В первой главе
раскрываются предпосылки, история создания и основные направления деятельности
ШОС
Вторая глава посвящена
анализу ШОС как ключевого инструмента современной архитектуры безопасности в
Центральной Азии.
В третьей главе изучены тенденции
и перспективы развития ШОС в области обеспечения безопасности и стабильности в Центральной
Азии. [1] Алимов Р. Роль Шанхайской организации сотрудничества в
противодействии угрозам мира и безопасности. [Электронный ресурс] URL:
https://www.un.org/ru/chronicle/article/21818 (дата обращения: 15.12.2020);
Алимов Р.К. Шанхайская организация сотрудничества: глобальный профиль в
международных отношениях / Рашид Алимов. — Москва: Весь Мир, 2018. — 399 c. [2] Алексеенкова Е. Сравнительный анализ деятельности созданных в
Центральной Азии форматов «5+1» (с участием США, Южной Кореи, Японии и ЕС).
[Электронный ресурс] URL:
https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/sravnitelnyy-analiz-deyatelnosti-sozdannykh-v-tsentralnoy-azii-formatov-5-1-s-uchastiem-ssha-yuzhnoy/
( дата обращения: 15.02.2021) [3] Конаровский М. Бонус для «Большой восьмерки» в Циндао: к некоторым
итогам саммита ШОС. Российский совет по международным делам. 13.06.2018 —
Электронный ресурс] URL:http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/bonus-dlya-bolshoy-vosmerki-v-tsindao-k-nekotorym-itogam-sammita-shos/?sphrase_id=20831422(дата
обращения: 15.12.2020) [4] Лицкай Д. Шанхайская организация сотрудничества
на пороге расширения. [Электронный ресурс] URL:. — https://interaffairs.ru/jauthor/material/1240(дата обращения: 15.12.2020) [5] Якубов И. Реален ли мирный процесс в
Афганистане? [Электронный ресурс] URL:
https://cabar.asia/ru/realen-li-mirnyj-protsess-v-afganistane (дата обращения: 15.02.2021) [6] Андреещев Р. ШОС сегодня и завтра.
Надежды и заботы стран-членов организации // Азия и Африка сегодня. 2008. №1.
С.10-14; Болятко А. В. Вопросы дальнейшего развития ШОС в области безопасности.
Шанхайская организация сотрудничества: взаимодействие во имя развития/ Сост. А.
Ф. Клименко, М.: ИДВ РАН, 2006. С. 59-68; Клименко А. Ф. О некоторых
организационных мерах в военной области по подготовке ШОС к нейтрализации
вызовов и угроз// Россия и Китай в Шанхайской организации сотрудничества. М.:
ИДВ РАН, 2006. С. 185-210; Лукин А. В. Шанхайская организация сотрудничества —
что дальше? // Россия в глобальной политике. 2007. №3. С. 23-24; Лузянин С.Г.
ШОС и проблемы политических отношений в регионе Центральной Азии после 11
сентября 2001 г. Проблемы становления Шанхайской организации сотрудничества и
взаимодействия России и Китая в Центральной Азии. М., 2005. С. 32-37; Лузянин
С. Г. Китай, Россия и Центральная Азия: разграничение региональных интересов //
Китай в мировой политике. М.: РОССПЭН, 2001. С. 311-335; Ларин А. Г. Россия,
Китай и США: перспективы сотрудничества в Центральной Азии// Россия и Китай в
Шанхайской организации сотрудничества. M.: ИДВ РАН, 2006. С. 29-42; Матвеев В.
А. Состояние и перспективы экономического развития стран Центральной Азии —
членов ШОС// Шанхайская организация сотрудничества: взаимодействие во имя
развития/Сост. А. Ф. Клименко. М.: ИДВ РАН, 2006. С. 20-59; Мясников B.C. О
Российско -китаиских отношениях в XXI веке. Владивосток, 2001. 112 с.; Суюнбаев
М. Н. Проблемы идентичности, пределов целесообразности интеграции и
неодновременности ее процесса// Проекты сотрудничества и интеграции для
Центральной Азии: сравнительный анализ, возможности и перспективы/ под ред.
Князева. — Бишкек, 2007. С. 43-50; Сыроежкин К.Л. Мифы и реальность этнического
сепаратизма в Китае и безопасность в Центральной Азии. Алматы: Дайк-Пресс,
2003. — 736 с.; Тихонов А. "Шанхайская шестерка": сложение сил//
Профиль. 2007. №32. С. 28-32. [7] Amna
Ejaz Rafi. SCO and Regional Security. [Электронный ресурс] URL:
https://ipripak.org/sco-and-regional-security-2/#:~:text=Shanghai%20Cooperation%20Organization%20(SCO)%20is,regional%20security%20and%20anti%2Dterrorism.
(дата обращения: 15.02.2021); Богданов Ю. Китай берет пример с России в борьбе
с терроризмом // Взгляд. 28.12.2015. URL: [Электронный ресурс] URL:
http://www.vz.ru/world/2015/12/28/786230.html (дата обращения: 15.02.2021); Конаровский
М.А. Россия-ШОС: некоторые элементы стратегии. [Электронный ресурс] URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/rossiya-shos-nekotorye-elementy-strategii
(дата обращения: 15.02.2021); Кузьмина Е. Пекин развивает маршруты в Европу и
Иран // Спутник Казахстана. 2016. 13 окт.. [Электронный ресурс] URL:
http://ru.sputniknews.kz/analytics/20161013/827790/pekin-razvivaet-marshruty-v-evropu-i-iran.html
(дата обращения: 15.02.2021); Кузьмина Е. Возможные перспективы по соглашению о
сотрудничестве между Китаем и Евразийским экономическим союзом // Российский
совет по международным делам. 2016. 26 июня.. [Электронный ресурс] URL:
http://russiancouncil.rn/analytics-and-comments/analytics/vozmozhnye-perspektivy-po-soglasheniyu-o-sotrudnichestve-mezh/
(дата обращения: 15.02.2021); Лукин А.В. ШОС: итоги российского
председательства // ИнфоШОС. [Электронный ресурс] URL: htp://www.infoshos.ru/ru/?idn=5012
(дата обращения: 15.02.2021); Орлов А. (ред.) Исламское государство: феномен,
эволюция, перспективы: аналитические доклады ИМИ МГИМО (У) МИД России.
[Электронный ресурс] URL: http://mgimo.ru/ upload/2016/01/an-doc-1(45)_2016.pdf
(дата обращения: 15.02.2021); Гордиенко Д.В. Влияние мирового
финансово-экономического кризиса на изменение уровня экономической безопасности
России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 35. С.
46-68; Евстафьев Д., Привалов К. Евразия: Новые горизонты интеграции.
Экономический очерк. М: Первая образцовая типография, 2015. 127 с.; Ивашенцов
Г. Путь к мирной Евразии // Российский совет по международным делам.
[Электронный ресурс] URL: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/put-k-mirnoy-evrazii/?sphrase_id=
1016229 (дата обращения: 15.02.2021); Бергер Я.М. Эволюция геополитических
взглядов в Китае // Проблемы Дальнего Востока. 2010. № 4. С. 23-37; Воробьёв
В.Я. О китайской идее построения «экономического пространства Великого
Шелкового пути // Россия в глобальной политике. 2014. № 3. С. 142-151; Гордиенко
Д.В. Оценка уровня экономической безопасности восточных регионов России. В кн.:
Проблемы безопасности в Северо-Восточной Азии. М.: Изд-во ИДВ РАН, 2012. С.
124-155; Гордиенко Д.В., Лузянин С.Г. Оценка уровня безопасности стран
Северо-Восточной и Центральной Азии: монография. М.: Изд-во ИДВ РАН, 2013. 88
с.; Жилкина Ю.В. Международная безопасность в эпоху глобализации мировой
экономики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 25. С.
62-67; Клименко А.Ф. Российско-китайское сотрудничество в борьбе против
терроризма. В кн.: Стратегический партнерский диалог между Россией и Китаем.
Современное состояние, проблемы и предложения. М.: Форум, 2014. 256 с.; Клименко
А.Ф. Стратегия развития Шанхайской организации сотрудничества: проблема обороны
и безопасности. М.: Изд-во ИДВ РАН, 2009. 348 с.; Клименко А.Ф. Возможные шаги
России во взаимодействии с Китаем по обеспечению безопасности на пространстве
ШОС // Китай в мировой и региональной политике. Вып. ХХ. М.: ИДВ РАН, 2015. С.
88-103; Клименко АФ. О налаживании взаимодействия ОДКБ и ШОС // Стратегия
развития Шанхайской организации сотрудничества до 2025 года: исходные реалии и
фактор российско-китайского партнерства / под ред. С.Г. Лузянина, Е.И.
Сафроновой. М.: ИДВ РАН, 2015. С. 129—140; КлименкоА.Ф. Направленность
деятельности и основные функции Шанхайской организации сотрудничества //
Современная жизнь. 2009. № 7-8. С. 17-34; Лукин А.В. Идея «экономического пояса
Шелкового пути» и евразийская интеграция // Международная жизнь. 2014. № 7. С.
84-98; Лузянин С.Г. Безопасность в Восточной Азии: только по американскому
рецепту? В кн.: Проблемы безопасности в Северо-Восточной Азии. М.: Изд-во ИДВ
РАН, 2012. С. 5-15.
Лузянин
С.Г., Морозов Ю.В. ШОС: возможные пути развития // Азия и Африка сегодня. 2010.
№ 4. С.41-45; Лузянин С.Г. Внешняя политика Китая: от регионального к
глобальному. В кн.: Российско-китайское сотрудничество в Северо-Восточной Азии.
М.: Изд-во ИДВ РАН, 2012. С. 31-55; Лузянин С.Г. Владивосток — 2012: измерения
АТЭС // Азия и Африка сегодня. 2012. № 11. С. 2-11; Морозов Ю.В. Влияние
ближневосточного кризиса на национальные интересы государств ШОС // Проблемы
Дальнего Востока. 2013. № 2. С. 27-41; Морозов Ю.В. Стратегия Запада в
Центрально-Азиатском регионе в начале XXI века. М.: Изд-во ИДВ РАН, 2016. 376
с.; Морозов Ю.В. Американская политика и стратегия в локальной войне в
Афганистане и их влияние на региональную безопасность. М.: Изд-во Ин-та США и
Канады РАН, 2015. 200 с.; Транспортные коридоры на территории Казахстана //
Nexttransport. 2016. 25 мая. [Электронный ресурс] URL:
http://www.nexttransport.ru/neds-734-1.html (дата обращения: 15.02.2021) [8] Ashraf
Haidari How China and India Can Help Secure the Peace in Afghanistan. [Электронный ресурс] URL:
https://thediplomat.com/2018/08/how-china-and-india-can-help-secure-the-peace-in-afghanistan/
(дата обращения: 15.02.2021) [9] Arhama Siddiqa. Significance of the
Shanghai Cooperation Organization (SCO) for Pakistan. Institute for Strategic
Studies (Pakistan), June 09, 2016 — [Электронный ресурс]
URL:
http://issi.org.pk/wp-content/uploads/2016/06/Final-Issue-brief-arhama-dated-09-6-2016.pdf(дата обращения:
15.02.2021) [10] Catherine
Putz. A West in Crisis, an East Rising? Comparing the G7 and the SCO. The Diplomat. June 12, 2018 — [Электронный
ресурс] URL: https://thediplomat.com/2018/06/a-west-in-crisis-an-east-rising-comparing-the-g7-and-the-sco/(дата обращения: 15.12.2020) [11] Fatima
Dhanak. Shanghai cooperation organization (SCO) — external relations and focus
on regional cooperation. [Электронный
ресурс] URL: https://www.ifimes.org/en/9628. (дата обращения: 15.02.2021) [12] Eleanor
Albert. Xi Champions Multilateralism at SCO Amid COVID Concerns and Sino-Indian
Tensions [Электронный ресурс] URL:
https://thediplomat.com/2020/11/xi-champions-multilateralism-at-sco-amid-covid-concerns-and-sino-indian-tensions/
(дата обращения: 15.02.2021) [13] Jonathan
E. Hillman. India and Pakistan Join the Shanghai Club. Center for Strategic and
International Studies (CSIS, USA), June 8, 2017 —
https://www.csis.org/analysis/india-and-pakistan-join-shanghai-club(дата обращения: 15.12.2020) [14] Marc
Lanteigne. Security Challenges in the Shanghai Cooperation Organisation:
Widening vs Deepening [Электронный ресурс] URL:
https://www.ispionline.it/en/pubblicazione/security-challenges-shanghai-cooperation-organisation-widening-vs-deepening-21831
(дата обращения: 15.02.2021) [15] Sana Hashmi. Changing
Regional Security Architecture: Role of Shanghai Cooperation Organisation. [Электронный ресурс] URL:
http://earp.in/en/changing-regional-security-architecture-role-of-shanghai-cooperation-organisation/
(дата обращения: 15.02.2021) [16] Timothy Craig. The Shanghai Cooperation
Organization: Origins and Implications. — Storming Media, 2003. 73 p.; Weiqing
Song. China’s Approach to Central Asia. The Shanghai Co-operation Organisation–
Routledge, 2018. 182 p.; Ashok
Sajjanhar. SCO comes to India. [Электронный
ресурс] URL: https://www.orfonline.org/expert-speak/sco-comes-to-india/ (дата
обращения: 15.02.2021); Asoke Mukerji. India and the Shanghai Cooperation
Organisation. [Электронный
ресурс] URL: https://www.orfonline.org/expert-speak/india-shanghai-cooperation-organisation/
(дата обращения: 15.02.2021); Phunchok Stobdan. China-India
Tensions Put New Delhi at the Margins of the SCO [Электронный ресурс]
URL: https://thediplomat.com/2020/09/china-india-tensions-put-new-delhi-at-the-margins-of-the-sco/
(дата обращения: 15.02.2021); McBride
J. Building the New Silk Road // Council on foreign relations. 2015. 25 May. [Электронный ресурс] URL:
www.cfr.org/asia-and-pacific/building-new-silk-road/p36573 (дата обращения:
15.02.2021)
Заключение:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Обобщая
вышеизложенное, можно сделать следующие выводы. Образование ШОС было
обусловлено комплексом причин, важнейшими из которых было стремление КНР и
граничащих с ней стран СНГ урегулировать вопрос границ и создать основу для
новых, доверительных отношений.
Успешный
ход переговоров позволил странам создать неформальный форум «Шанхайская
пятерка», на котором обсуждался все более широкий круг вопросов. Наконец, в
2001 году, в условиях осложнения ситуации в сфере региональной безопасности в
Центральной Азии, и с учетом намерения Узбекистана стать участником этой
структуры, было принято решение о создании ШОС.
С
самого начала государства-участники ШОС поставили перед собой задачу развития
всестороннего сотрудничества, охватывающего самые разные направления, от
военно-политического до культурно-гуманитарного взаимодействия.
В
своем развитии ШОС зарекомендовала себя в качестве достаточно авторитетной
организации, занимающей собственную позицию по всем основным вопросам
центральноазиатской или международной повестки дня. О развитии ШОС говорят
становление институтов наблюдателей и партнеров, появление Контактной группы ШОС-Афганистан,
вступление в состав организации Индии и Пакистана.
За
годы своей деятельности ШОС была разработана внушительная нормативно-правовая
база сотрудничества в сфере безопасности. Ее основами стали Хартия ШОС,
Декларация о создании ШОС, Шанхайская конвенция, Соглашение о создании РАТС
ШОС.
Региональная
антитеррористическая структура является основным органом, ответственным за
реализацию сотрудничества в сфере безопасности, включая обмен информацией и
проведение конкретных мероприятий по противодействию тем или иным угрозам и
вызовам
Архитектура
безопасности Центральной Азии включает в себя ключевые внерегиональные акторы
Россию и КНР, многосторонние инструменты сотрудничества, такие как ОДКБ, СНГ,
Евразийский союз, Организация экономического сотрудничества, и другие.
Среди
них ключевую роль играет ШОС. Она объединяет четыре из пяти государств
Центральной Азии и двух ведущих внешних акторов, а после присоединения Индии и
Пакистана возросла и вовлеченность ведущих стран Южной Азии, обладающих ядерным
оружием и мощным экономическим и транспортно-коммуникационным потенциалом.
Сотрудничество
в рамках ШОС развиваются военное направление, борьба с терроризмом,
наркотрафиком, экономическое развитие как фактор противодействия угрозам
региональной безопасности, а также информационная безопасность. Формируется
тенденция расширения ответственности ШОС в сфере безопасности от трех зол –
терроризма, экстремизма и сепаратизма – к более масштабным и глобальным
подходам.
ШОС
занимает активную позицию по вопросам укрепления региональной безопасности в
Центральной Азии. Ее уникальная позиция дает возможность в новых условиях
оказывать большее влияние на решение основных проблем региональной
безопасности, особенно связанных с афганским конфликтом и укреплением экономического
сотрудничества между странами-участницами в рамках Евразийского союза и
Экономического пояса Шелкового пути.
На
современном этапе Центральная Азия сталкивается как с традиционными для нее
вызовами и угрозами, в основном исходящие из Афганистана и представляющие
перспективу расширенного вовлечения ШОС, так и с угрозами, исходящими из
слабости государственных институтов и государственности республик Центральной
Азии. Данный тип конфликтов представляет собой принципиально новый угроз, с
которыми, возможно, также придется столкнуться странам ШОС в рамках обеспечения
безопасности.
В целях дальнейшего
повышения роли ШОС в вопросах укрепления региональной безопасности
представляется важным актуализировать вопрос урегулирования афганского
конфликта, более активного участия в Контактной группе, и рассмотреть потенциал
организации по урегулированию конфликтов, в первую очередь, Китая и Индии.
Перспективы ШОС напрямую связаны с расширением
организации и вытекающими отсюда такими
факторами, как развитие отношений со ведущими странами Южной Азии, более
близкие отношения с государствами региона, между КНР, РФ, Индией и ИРП,
развитие прямого диалога и балансирование отношений между КНР, Индией и
Пакистаном, а также качественное улучшение борьбы с терроризмом.
Исходя из
вышеизложенного, можно подчеркнуть целесообразность дальнейшего роста
вовлеченности в рамках ШОС с учетом ее потенциала урегулирования конфликта в
Афганистане и возможностей снижения напряженности в отношениях между КНР и
Индией, Индией и Пакистаном.
В целом, исследование
подтвердило гипотезу о том, что ШОС трансформировался в один из ключевых
элементов обеспечения региональной безопасности в Центральной Азии и, шире,
значительной части Евразии. В архитектуре региональной безопасности у ШОС своя
уникальная ниша, благодаря которой она не дублирует ни одну из действующих в
регионе структур, а за счет вступления Индии и Пакистана открывает новые
возможности развития сотрудничества.
Фрагмент текста работы:
1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА 1.1. Предпосылки и международные условия создания Шанхайской
организации сотрудничества Образование
Шанхайской организации сотрудничества стало одним из крупных событий конца XX –
начала XXI века. Этот процесс был достаточно длительным, что было обусловлено
становлением республик Центральной Азии в качестве новых независимых государств
и постепенным налаживаем отношений с быстроразвивающейся Китайской Народной
Республикой.
В
наследство от советско-китайских отношений граничащим с КНР странам СНГ
достался комплекс нерешенных пограничных проблем. Для относительно небольших
республик Центральной Азии – Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана – решение
вопроса границ стало бы крупным внешнеполитическим достижением.
Российской
Федерации урегулирование старых пограничных споров означало бы не только
открытие новой страницы в отношениях с Китаем, но и подтверждением ее статуса
как главного внешнего актора на пространстве Содружества, поскольку для
переговоров с КНР РФ и центральноазиатские республики сформировали общую
позицию.
Истоки
группы уходят корнями в давнюю напряженность между Советским Союзом и Китайской
Народной Республики, наиболее интенсивно проявлявшуюся на их общей границе, что
стало многосторонним вопросом с обретением независимости бывших советских
республик Центральной Азии.
Еще
в ноябре 1992 года Китай, Россия, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан начали
переговоры по безопасности и мерам доверия на границах. Основная цель переговоров
заключалась в снижении возможной напряженности на границах после окончания
холодной войны.