Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Роль метафоры в создании языковой картины мира в поэзии стихов Ланы Дель Рей
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕТАФОРЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЛИНГВИСТИКИ И ЕЕ СООТНЕСЕННОСТЬ С ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНОЙ МИРА 6
1.1Проблема дефиниции метафоры 6
1.2 Классификации и функции метафоры 14
1.3Языковая картина мира как отражение восприятия реальности 20
1.4 Выводы по главе 1 23
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕТАФОРЫ В ПОЭЗИИ ЛАНЫ ДЕЛЬ РЭЙ 25
2.1 Анализ природоморфных метафор 25
2.2 Анализ социоморфных метафор 35
2.3 Анализ артефактных метафор 37
2.4 Анализ антропоморфных метафор 44
2.5 Выводы по главе 2 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
Введение:
Проблема изучения метафоры всегда занимает важное место в системе лингвистических, стилистических, литературных, прагматических исследований. Метафора рассматривается как с точки зрения ее функций, так и в контексте ее роли в языке в контексте повышения образности текста, что играет первостепенную роль в рамках литературных исследований. В рамках языковой картины мира важную роль играет изучение метафорических концептов, которые, с одной стороны, отражают мировосприятие народа, а с другой – повышают образность произведения.
По этой причине важно изучить особенности проявления метафоры в тексте, объяснять ее природу и причины многообразия ее функция, а также и существующие в лингвокультуре механизмы формирования метафорических значений. В когнитивной лингвистике метафора представляет собой феномен, лежащий в области концептов, посредством использования которого можно обозначать абстрактные, не знакомые в полной мере сферы через призму понятной области.
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена тем, что оно позволяет оценить принципы работы метафоры в рамках текстов песен, выявить место и роль метафоры в формировании и функционировании языковой картины мира конкретного народа в целом и его отдельных представителей. Исследования функционирования метафорических концептов позволяют оценить существующие в лингвокультуре ценности и образы, а также – оценить выразительный потенциал языка.
Объектом настоящего исследования являются метафоры в песенных текстах как отражение языковой картины мира.
Предметом настоящего исследования является функционирование метафор в поэзии американской певицы Ланы дель Рэй.
Цель настоящего исследования: изучить принципы функционирования метафор в поэзии американской певицы Ланы дель Рэй.
Поставленная цель подразумевает решение следующих задач:
1. Изучить принципы дефиниции понятия «метафора» в исследовательской литературе;
2. Рассмотреть подходы к классификации метафор;
3. Обозначить принципы понятия «языковая картина мира»;
4. Изучить роль метафор в отражении языковой картины мира в творчестве американской певицы Ланы дель Рэй;
5. Произвести количественный анализ и выявить наиболее распространенные типы метафор в поэзии Ланы дель Рэй.
Материалом исследования являются тексты песен Ланы дель Рэй.
Методология настоящего исследования содержит в себе такие методы как анализ и синтез при работе с исследовательской литературой. Кроме того, в рамках проведения настоящего исследования были использованы методы контекстуального, типологического, сопоставительного и компонентного при изучении текстов источников. Применение метода семантического анализа обусловлено необходимостью описания и анализа функционирования метафоры.
Теоретическая база исследования включает в себя работы следующих ученых: Н.Д. Арутюнова, Ю.И. Левин, В.П. Москвин, Г.Н. Скляревская, А.П. Чудинов и др.
Научная новизна настоящего исследования обусловлена комплексным подходом к изучению функционирования метафоры в песнях американской певицы Ланы дель Рэй. В работе поднимаются проблемы, связанные с расширительным пониманием роли такого стилистического приема как метафора, с изучением ее места в песенном дискурсе, в контексте формирования и дальнейшего рассмотрения языковой картины мира певицы.
Теоретическая значимость настоящего исследования обусловлена фактом осуществления комплексного анализа метафоры в поэзии Ланы дель Рэй. Рассматриваются функциональные, семантические и образные особенности метафоры в песнях певицы, с учетом их места в ее творчестве.
Практическая значимость настоящего исследования заключена в том, что полученные результаты могут быть полезны в контексте стилистических и литературных исследований, а также в рамках когнитивной лингвистики. Кроме того, оно позволяет оценить особенности языковой картины мира в контексте изучения текстов песен популярной американской певицы Ланы дель Рэй.
Структура настоящего исследования соответствует поставленной цели и задачам. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Введение содержит обоснование актуальности темы исследования, в нем представлены объект и предмет, цель и задачи работы. Кроме того, во введении содержится перечень источников работы, а также приводится теоретико-методологическая база исследования. Более того, введение содержит описание методов, использованных при исследовании, а также описание его теоретической и практической значимости.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты исследования, вторая глава представляет собой практическое изучение семантических и функциональных особенностей метафоры в поэзии Ланы дель Рэй.
Обе главы оканчиваются краткими выводами.
В заключении приводятся основные результаты исследования.
Заключение:
Подводя итог проведенному исследованию, стоит отметить, что метафора представляет собой переосмысление, новое употребление уже существующей в языке лексической единицы для обозначения нового понятия, наделяя его по принципу аналогии дополнительными коннотациями и смыслами, присущими объекту, который лег в основу метафоризации. В исследовательской литературе существует огромное количество определений феномена метафоры. Важно отметить сложность соотношения языковой и речевой метафор в системе языка. Имея между собой сходство, которое состоит в семантических особенностях, то есть, в перенесении характеристики с одного предмета на другой на основании очевидного сходства, они характеризуются множеством различий, причины которых лежат как в стилистической сочетаемости, так и в контекстуальных коннотациях.
Метафора в когнитивном аспекте воспринимается как метод представления знаний и авторской картины мира через призму языка, а также как рутинная концептуализация реальности. Метафоры создают ассоциативные поля, организуют образный подход к изучению и репрезентации мира. Лежащие в основе метафорической картины мира ассоциации также формируют структурированную концептуальную картину мира, основанную на антропоцентрическом восприятии окружающей реальности. Более того, речь идет о факте взаимопроникновения концептуальной, художественной и языковой картин мира в рамках формирования когнитивной метафоры.
При этом, языковая картина мира представляет собой образ сознания окружающего мира, отраженный при помощи языковых средств. Индивид познает язык так же, как и окружающие его события и явления. Говоря о компонентах языковой картины мира, помимо лингвистического и языкового компонентов, она включает в себя компонент культурный, в который входит опыт поколений, восприятие природного и надприродного мира как целого. Языковую картину мира можно определить как представление о мире, трансформированное в языке конкретного народа и отраженное в системе знаний о нем.
В ходе практического исследования были рассмотрены особенности природоморфных метафор в поэзии Ланы дель Рэй. В ходе анализа было установлено, что природа является продуктивным источником для формирования метафорических образов в ее песнях. Ключевые образы, которые выражаются за счет метафор этого типа – описание отношений мужчины и женщины, характеристики мужчины и женщины, а также описание эмоционального состояния людей. Наиболее часто используются образы, основанные на восприятии огня, животных, а также волн. При этом, в текстах песен этой певицы преобладают речевые метафоры, что говорит об эмоциональной составляющей ее текстов, о высокой степени экспрессивности текстов, что важно для формирования запоминающихся, привлекающих внимание аудитории текстов.
Кроме того, были рассмотрены особенности функционирования социоморфных метафор в поэзии певицы. Анализ показывает, что образы этой тематической категории соотносятся с ключевыми общественными феноменами и событиями, такими как война или религия. Использование этих лексических единиц, и так обладающих обширными коннотациями, позволяет сделать образы существенно более выразительными. В этой категории используются речевые метафоры, так как для реализации конкретного авторского замысла переосмысляются общественные феномены.
Также были рассмотрены особенности артефактных метафор в текстах песен Ланы дель Рэй. Анализ позволил установить, что эти метафоры позволяют описать характер человека, его поведение, а также место человека в отношениях с другими людьми. Достаточно часто метафоры этого типа основаны на использовании глаголов в переносном значении, которые соотносятся с обозначением воздействий человека на окружающие его предметы. При этом, характер человека обозначается за счет артефактных метафор, образованных вокруг существительных. Анализ также показал, что для этой категории метафор характерно значительное количество языковых метафор, что подразумевает продуктивность этой предметной области для формирования широко применяемых в английском языке метафорических оборотов.
Более того, были рассмотрены особенности использования антропоморфных метафор в текстах песен Ланы дель Рэй. Анализ показал, что они применяются преимущественно для характеристики людей, а также для описания роли конкретного человека в жизни других людей. Важно указать, что для этой категории метафор одной из наиболее продуктивных сфер для формирования образности является христианская картина мира, которая, как можно предположить, является также и компонентом языковой картины мира Ланы дель Рэй.
Количественный анализ показывает, что наиболее распространенным типом метафор в поэзии Ланы дель Рэй являются природоморфные метафоры. Это свидетельствует о важности природы как источника для формирования образности в ее текстах песен. Также количественный анализ показывает значительное превосходство речевых метафор над языковыми, что отражает важность создания авторских метафор для выражения авторского замысла в текстах певицы.
Проведенный сопоставительный анализ показывает, что в природоморфных метафорах преобладает речевая метафора, что указывает на осмысление природы за счет авторской картины мира и авторских ассоциаций. Для социоморфных метафор характерно отсутствие языковых метафор. В артефактных метафорах незначительно преобладают речевые метафоры, в то время как для антропоморфных метафор характерно большее количество языковых метафор.
В целом, метафоры разных категорий и типов играют важную роль в формировании языковой картины мира Ланы дель Рэй и позволяют ей реализовывать свой авторский замысел при формировании образности в песенных текстах.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕТАФОРЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЛИНГВИСТИКИ И ЕЕ СООТНЕСЕННОСТЬ С ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНОЙ МИРА
1.1 Проблема дефиниции метафоры
Исследования метафоры как языкового и ментального феномена не утрачивают своего значения на протяжении многих эпох. Изучение метафоры началось еще в античности, что указывает на ее важность в языке, в формировании и изложении мысли человека, его опыта рецепции окружающей реальности. Кроме того, важность изучения метафоры также обусловлена и тем, что она применяется в самых разных функциональных стилях речи, что свидетельствует о ее универсальности как стилистического приема в языковой системе. Метафора также имеет и значительный эстетический и выразительный потенциал, что находит свое отражение в художественных произведениях, также наполненных метафорой.
Как отмечает Н.Д. Арутюнова, метафора имеет во многом практическую природу, так как она реализуется как эффективный языковой инструмент для описания феноменов самых разных отраслей. Исследователь подчеркивает универсальный характер метафоры. За счет метафоры человек может выразить свое отношение к окружающей реальности, отразить свои оценки, выявить сходства и различия разных феноменов, что свидетельствует о системном характере как языка, так и человеческого мышления .
Исследователь также указывает, что метафора подразумевает привлечение самых разных аспектов языка, которые отражают семантические процессы, происходящие в языковой системе. За счет метафоры может формироваться полисемия значений слов, расширение выразительности значения отдельных лексических единиц, формирование терминов в рамках метафорического переноса, расширение номинативного потенциала языка в целом и т.д. За счет метафоры, как указывает Н.Д. Арутюнова, человек может реализовать ассоциативно-устроенный потенциал своего сознания, метафора позволяет создавать и выражать новые смыслы .
По сути, метафора представляет собой скрытое сравнение, так как в ее основе лежат ассоциации – основа восприятия реальности человеком, так как они подразумевают поиск подобий . Поскольку эта проблема играет важную роль в лингвистических исследованиях, существуют разные подходы к интерпретации метафоры и ее осмыслению в научной литературе.
Например, Г.Н. Скляревская отмечает, что Аристотель положил начало изучению метафоры. Вслед за античным философом, исследователь воспринимает метафору как одно из важнейших языковых средств для достижения поставленных коммуникативных целей и адекватной номинации феноменов окружающей реальности .
Как отмечает Д.Е. Эртнер, метафору следует рассматривать как специфическое уподобление одного объекта другому, одного феномена другому. При этом, в большинстве случаев эти феномены и объекты принадлежат разным предметным областям, и наименование производится именно по принципу подобия. В основе создаваемого в метафоре уподобления лежит семантическая и ассоциативная близость использованных феноменов. Важно отметить, что сформированные метафоры при этом полностью понятны прочим носителям языка, что указывает на продуктивность и эффективность подобной номинативной стратегии .
Н.Д. Арутюнова указывает, что под метафорой понимается определенный троп, который позволяет употреблять слово с выраженными коннотациями и ассоциациями для целей описания принципиально иных феноменов, для вынесения характеристики, оценки феномена из иной предметной области. Исследователь также подчеркивает первостепенное значение ассоциаций, ассоциативного мышления человека в процессе формирования метафоры в самых разных коммуникативных ситуациях и стилях речи .
Как указывает А.П. Чудинов, метафора представляет собой такую мыслительную операцию, производимую в сознании человека, которая подразумевает объединение разных понятийных характеристик и особенностей, которые соотносятся с феноменами из различных предметных областей. Эта особенность человеческого мышления находить сходства в принципиально разных областях открывает широкий потенциал концептуализации реальности через призму метафорических переносов .
С точки зрения Д.Э. Розенталя, в лингвистических исследованиях метафора рассматривается в целом как стилистический прием, который дает возможность употреблять слова в переносном значении, то есть, способствующий развитию полисемии в значении слов. В основе метафоры, при этом, лежит выявленное человеческим сознанием сходство предметов, явлений, феноменов, ситуаций по определенному признаку, который и положен в основу метафорического переноса. Важной структурной особенностью метафоры остается тот факт, что в ее структуре, в отличие от структуры стилистического приема сравнения, не используются оба сопоставляемых объекта, а употребляется только второй, концептуализируемый объект, что способствует повышению образности текста, в составе которого употребляется метафора .
Метафора как стилистический феномен в языковой системе подразумевает наличие определенных стадий развития. Как отмечает исследователь Д. Купер, изначально метафора создается в языке как субъективно-авторская конструкция, в основе которого лежит личное ассоциативное восприятие реальности конкретным человеком .
Полноценной метафорой такой оборот либо отдельная лексическая единица становится после того, как появилась возможность вычленения определенных признаков предмета, через которые можно выявлять ассоциативный потенциал метафоры, и, как следствие, особенности формируемого таким образом метафорического образа .
В зависимости от стиля речи и контекста употребления метафора может расширять свое значение, может углубляться ее выразительный потенциал, что играет важную роль в достижении коммуникативных целей посредством использования этого стилистического приема в разных функциональных стилях речи. При этом, возможен и обратный процесс, а именно, утрата метафорой своей стилистической яркости, что ведет к формированию т.н. «стертых метафор», близких по своей сути к клише .
Как указывает Дж. Хоббс, метафора в структуре языке переживает следующие стадии развития:
1. На первой стадии метафора в полной мере реализует представление об описываемом феномене, она характеризуется выразительностью и новизной;
2. На второй стадии метафора становится привычной носителям языка, положенные в ее основу ассоциации становятся очевидными, и по этой причине сужается потенциал ее использования;
3. На третьей стадии экспрессивный потенциал метафоры утрачивается;
4. На четвертой стадии метафора присутствует в языке в виде устойчивых выражений, изначальные коннотации не всегда прослеживаются. Формируются идиоматические выражения, клише .