Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Роль местного самоуправления в социально-экономическом развитии «села» на материалах Емельяновского района Красноярского края
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Теоретические аспекты стратегического управления развитием территорий муниципальных образований 6
1.1Понятие и сущность социально — экономического развития территории 6
1.2 Основы стратегического управления развитием территории 11
Глава 2 Анализ социально — экономического развития муниципального образования Емельяновский район Красноярского края 22
2.1 Характеристика управления в МО Емельяновский район 22
2.2 Современное состояние социально — экономического развития муниципального района 31
2.3 Анализ социально-экономического развития МО Емельяновский район 40
2.4 Стратегия социально — экономического развития муниципального района 50
Глава 3 Проблемы и перспективы социально — экономического развития МО Емельяновский район Красноярского края 59
3.1 Пути совершенствования социально — экономического развития и управления в МО Емельяновский район 59
3.2 Оценка эффективности разработанных предложений 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 90
Введение:
В настоящее время вектор развития страны направлен на осуществление процессов модернизации экономических, политических, социальных и иных основ государственного устройства. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы, связанные с повышением эффективности муниципального управления. Концепции развития территории становятся наиболее динамичным участком теоретических исследований в экономике, и цель таких исследований заключается в разработке комплексного механизма решения проблем, включающего в себя выравнивание уровней отдельных муниципальных образований, а также эффективное использование внутренних резервов. В связи с этим возрастает роль органов муниципального управления в процессе социально-экономического развития. В условиях современности проблема эффективного использования в муниципальном управлении собственного потенциала развития становится особенно актуальной. В этой связи органы муниципального управления нуждаются в повышении эффективности управленческой деятельности, обеспечивающей развитие муниципального образования.
Предмет исследования в работе – социально-экономическое развитие сельских территорий.
Объект исследования – Емельяновский район Красноярского края.
Цель работы – разработка мероприятий по совершенствованию управления социально-экономическим развитием Емельяновского район Красноярского края.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Изучить понятие, сущность и полномочия местного самоуправления.
2. Рассмотреть понятие и сущность социально-экономического развития сельских муниципальных образований.
3. Изучить особенности управления социально — экономическим
развитием сельских муниципальных образований.
4. Охарактеризовать управление в МО Емельяновский район.
5. Изучить современное состояние социально — экономического развития муниципального района.
6. Проанализировать социально-экономическое развитие МО Емельяновский район.
7. Рассмотреть стратегию социально — экономического развития муниципального района.
8. Предложить пути совершенствования управления социально — экономическим развитием МО Емельяновский район.
9. Оценить эффективность разработанных предложений.
Методы исследования — анализ литературных источников, анализ служебной документации, индукция и дедукция, метод экспертных оценок, системный подход, графический и расчетный методы и др.
Теоретическую основу исследования составила специальная литература по теме исследования. Наибольшую помощь в подготовке теоретической части работы оказали труды Барциц И.Н., Ведяевой Е.С., Гребенникова А.А., Жданова В.П., Ильичевой Л.Е., Костюченко Т.Н., Кузнецова В.В., Бондарь Н.С., Моисеева А.Д., а также публикации по теме исследования следующих авторов: Жулябина Д.Ю., Исмаилова М.З., Миленышевой А.И., Томковой Е.А., Чугариной Е.А. и др.
Структура работы состоит из введения, в котором определены актуальность исследования, цель, задачи, предмет и объект исследования, трех взаимосвязанных глав, заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
В соответствии с поставленными в работе задачами, в первой главе изучены теоретические основы, в результате которых сделаны выводы о том, что социально-экономическое развитие – управляемый процесс, в результате которого происходят качественные изменения во всех сферах жизни, а в целом происходит повышение качественных показателей экономической и социальной сферы в целях повышения качества жизни населения территории.
Социально-экономическое развитие включает следующие факторы: рост доходов и производства, изменение социальной и административной структуры общества, изменения в привычках и традициях, изменение общественного сознания.
Для развития территории должны быть разработаны программы социально-экономического развития. В настоящее время единый типовой документ для разработки программ социально-экономического развития отсутствует.
Рассмотренный механизм разработки и реализации стратегии социально-экономического развития территории показывает объективную необходимость учета особенностей имеющегося экономического потенциала и резервов с целью более полного и эффективного использования имеющихся ресурсов. Это, в свою очередь, является базисом повышения уровня жизни населения территории и является основной целью стратегического планирования.
Во второй главе проведен анализ социально-экономического развития Емельяновского района Красноярского района. Район относится к слаборазвитым территориям.
Анализ современного состояния социально-экономического развития Емельяновского района позволяет сделать следующие выводы. Бюджет района дотационный, район постоянно привлекает кредиты для поддержания деятельности. Бюджет является социально ориентированным, наибольшие финансовые средства направляются в сферу образования.
Район проводит активную инвестиционную политику, в 2021 году объем инвестиций в основной капитал составил 4371,7 млн. руб. В районе идет активное строительство жилья.
Ведущее место в экономике района принадлежит сельскому хозяйству, по производству картофеля и овощей, животноводству район занимает одно из первых мест в Красноярском крае.
Положительным фактором развития является рост среднедушевых доходов и среднемесячной заработной платы, кроме того в районе низкий уровень безработицы, в 2021 г – 0,8%.
При этом в социально-экономическом состоянии района имеются многочисленные проблемы: изношенность коммунальной инфраструктуры; в малом бизнесе кадровый голод и скрытая занятость; сосредоточенность предпринимательства в торговле.
В социально-экономическом развитии используется программно-целевой метод управления, в районе реализуются 13 муниципальных программ. Но в применении метода выявлены проблемы: не выполняются целевые показатели программ, отсутствует подразделение, которое отвечает за реализацию программ.
Кроме того, население не принимает активного участия в обсуждении планов и программ развития района, отсутствует инициатива со стороны населения, что объясняется низкими знаниями возможностей участия со стороны граждан в муниципальном управлении.
Для решения проблем в управлении социально-экономическим развитием Емельяновского района Красноярского края предложен комплекс мероприятий по трем направлениям: повышение эффективности программно-целевого метода управления, развитие деятельности и повышение эффективности малого предпринимательства, использование технологий муниципально-частного партнерства, кроме того, предложено проводить обучающую работу с населением района с целью повышения их активности в муниципальном управлении.
Предложено создание проектного офиса и определены основные параметры и направления его работы.
Предложены мероприятия по повышению кадрового потенциала малого и среднего предпринимательства Емельяновского района через использование обучения с привлечением Отдела предпринимательства и туризма департамента экономического развития Правительства Красноярского края, Фонда развития предпринимательства, центра «Мой бизнес». Обучение предложено осуществлять в дистанционном формате. Предложено открытие Школы предпринимательства с организацией обучения на трех уровнях: для руководителей предпринимательских структур, для школьников, которые оканчивают среднюю школу, но пока не выбрали свой путь, на третьем уровне предлагается организация обучения для работников малого бизнеса по наиболее востребованным в районе профессиям.
С целью улучшения состояния муниципальной собственности, привлечения малого и среднего бизнеса к участию в экономике района предложены мероприятия по формированию условий муниципально-частного партнерства. В частности, предложено создание уполномоченного органа, который будет вести работу по МЧП, осуществлять формирование перечня возможных объектов для МЧП и создание информационного ресурса для частных инвесторов по вопросам МЧП, рекомендовано проведение серии семинаров для желающих стать участниками муниципально-частного партнерства.
Для граждан, которые хотели бы активнее влиять на решения органов публичной власти Емельяновского района, участвовать в управлении, предлагается открыть Лекторий муниципального управления для населения. В Лектории в популярной форме осуществлять повышение уровня знаний населения в части взаимодействия, о правах и возможностях, о направлениях взаимодействия с властью. Лекторий позволит повышать правовую культуру населения, повысить взаимодействие в конкретных направления муниципального управления.
Оценка эффективности предложенных мероприятий в работе проведена экспертным методом, где в качестве экспертов выступили руководители структурных подразделений администрации Емельяновского района.
В результате реализации предложенных мероприятий будет улучшена работа по реализации целевых программ, благодаря развитию муниципально-частного партнерства будут модернизированы объекты муниципального хозяйства, на которые в бюджете нет финансовых средств. Кроме того, разъяснительная работа с населением о возможном участии в муниципальном управлении не только повысит лояльность населения к органу власти, повысит открытость, но и позволит получить активных участников муниципального управления.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты стратегического управления развитием территорий муниципальных образований
1.1 Понятие и сущность социально — экономического развития территории
Социально-экономическое развитие – управляемый процесс, в результате которого происходят качественные изменения во всех сферах жизни, а в целом происходит повышение качества жизни населения территории [32, c.380].
Для определения сущности системы управления социально-экономическим развитием рассмотрим трактовку этого понятия, данную разными авторами.
Как комплекс взаимосвязанных мероприятий социально-экономическое развитие представляет Л.Н. Савушкина, она считает, что эти мероприятия проводятся в конкретный период времени и в итоге направлены на достижение конкретной цели развития, улучшение условий жизни населения, проживающего на территории [45, c.109].
По мнению Казанской А.Ю., сущность управления социально-экономическим развитием может быть раскрыта и реализована в тесном взаимодействии населения и органов управления с целью развития общественной, коллективной деятельности [30, c.113].
По мнению Пикулькина А.В., управление социально-экономическим развитием производится с использованием комплексных программ развития всех сфер деятельности, которые связаны между собой общими ресурсами, сроками, приоритетами населения на основе договоров и в рамках действующего законодательства [49, c.218]. То есть, в этом случае под управлением можно понимать деятельность органов муниципального управления по реализации принятых целевых программ.