Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Роль игры при изучении английского языка детьми младшего школьного возраста на начальном этапе обучения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения английского языка детьми младшего школьного возраста на начальном этапе обучения посредством игр 6
1.1. Психолого-педагогические особенности развития детей младшего школьного возраста 6
1.2. Особенности изучения английского языка на начальном этапе обучения 11
1.3. Типы (виды) и методы (принципы) использования игр в образовательном процессе 15
1.4. Специфика использования игр при изучении английского языка на начальном этапе обучения 22
1.5. Особенности использования игр в учебном процессе с детьми младшего школьного возраста 26
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению роли игры при изучении английского языка детьми младшего школьного возраста на начальном этапе обучения 31
2.1. Диагностика уровня иноязычных умений младших школьников 31
2.2. Описание исследования и методология исследования 35
2.3. Анализ результатов исследования 42
2.4. Ограничения (все недостатки и трудности) исследования 47
2.5. Рекомендации и возможности для внедрения в образовательный процесс с детьми младшего школьного возраста 50
Заключение 60
Список литературы 63
Приложения
Введение:
Актуальность исследования. История использования игровых технологий человеком довольно глубока. Можно отметить, что в первую очередь универсальность игры способствует ее широкому применению. Поэтому игровые технологии наделены множеством самых различных функций. В образовании эта функция заключается в развитии определенных качеств учащегося.
Игровая деятельность близка детям младшего школьного возраста. За счет использования данной деятельности активизируется внимание учащихся, и работа протекает намного быстрее. За счет применения игры можно сформировать учебную мотивацию школьников. В процессе игры дети успешно получают новые знания, укрепляя свои знания, они становятся более успешными в самой игре.
Психолого-педагогические особенности развития детей младшего школьного возраста способствуют формированию особого интереса к игре у детей. Кроме того, игровая деятельность будет актуальна и исходя из социально-экономических факторов.
В различное время исследованием особенностей игры и игровых технологий в обучении занимались многие исследователи и авторы. Так, в педагогике игры рассматривали: Л. С. Выготский, А.С. Макаренко, О.Н. Истратова, Е.А. Лукина, Л.А. Сундеева, С. А. Шмаков, В.А. Далингер и т.д.
Многие зарубежные исследователи и мыслители также занимались вопросами изучения игровой технологии — К. Гросс, Ф. Шиллep, Г. Спенсер, К. Бюлер, 3. Фрейд, Ж. Пиаже и другие.
В настоящее время в школьном курсе иностранного языка в начальной школе наблюдаются тенденции к ухудшению качества знаний, умений и навыков учащихся. Исходя из этого, становится достаточно сложным удержать познавательный интерес учащихся к предмету. Это отрицательно сказывается на общем качестве образования, так как изучение курса иностранного языка позволяет сформировать важную составляющую общей культуры человека, реализовать гуманистический потенциал в обучении и воспитании обучающихся.
Вместе с тем хорошие знания по курсу иностранного языка способствуют общему развитию учащихся, формированию их мышления и общей культуры, формированию представлений о мире и природных явлениях, а также способствует развитию коммуникативных навыков и социализации учащихся. Исходя из представленных факторов, можно отметить, что в настоящее время в области начального образования важно определить ту методику обучения, которая позволит решить перечисленные проблемы. В качестве решения перечисленных проблем в образовании могут выступать игры.
Использование дидактических игр в учебном процессе позволяет решать большую группу педагогических задач. Использование игры на уроках иностранного языка в начальной школе в совокупности с различными педагогическими технологиями увеличивают эффективность научного образования и развивают мышление у обучающихся. Игра является отличным источником знаний, который сопровождается при этом высоким уровнем заинтересованности детей и их желанием участвовать в процессе. Наличие таких эмоций и их сопровождение всего игрового обучающего процесса позволяет в полном объеме усвоить новый материал, также осуществляется развитие личности ребенка в целом. Данная специфика использований игры при обучении может рассматриваться как эффективный способ развития личности.
Объект исследования: процесс обучения английскому языку детей младшего школьного возраста на начальном этапе обучения.
Предмет исследования: роль игры при изучении английского языка детьми младшего школьного возраста на начальном этапе обучения.
Цель исследования: теоретически обосновать и на основе опытно-экспериментальной работы выявить роль игры при изучении английского языка детьми младшего школьного возраста на начальном этапе обучения.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогические особенности развития детей младшего школьного возраста.
2. Изучить особенности изучения английского языка на начальном этапе обучения.
3. Рассмотреть типы (виды) и методы (принципы) использования игр в образовательном процессе.
4. Изучить специфику использования игр при изучении английского языка на начальном этапе обучения.
5. Выявить особенности использования игр в учебном процессе с детьми младшего школьного возраста.
6. Выявить уровень иноязычных умений младших школьников.
7. Представить описание исследования и методологию исследования.
8. Проанализировать результаты исследования.
9. Проанализировать ограничения (все недостатки и трудности) исследования.
10. Разработать рекомендации и возможности для внедрения в образовательный процесс с детьми младшего школьного возраста.
Методы исследования: анализ и синтез научно-методической и психолого-педагогической литературы по теме исследования, систематизация, классификация, методы экспериментального исследования, качественный и количественный анализ результатов.
Структура исследования: введение, две главы (10 параграфов), заключение, список литературы и приложения.
Заключение:
Проанализировав различные источники литературы, можно сделать вывод, что в период обучения в начальной школе у учащихся есть свои отличительные психолого-педагогические особенности, на основе которых строится процесс обучения. Психологические особенности учащихся начальной школы подразумевает стремительное развитие всех познавательных процессов. Активно в период обучения в начальной школе развивается внимание, восприятие и память. Улучшается речь, и продолжают формироваться речевые навыки. Внимание учащихся в начальной школе зачастую неустойчивое, кроме того оно отличается слабой произвольностью. Особенности памяти детей в начальной школе заключаются в том, что развит именно наглядно-образный ее тип. Восприятие развивается у детей в этом возрасте на основе ярких элементов, выделяющихся в предмете.
Изучение английского языка начинается со 2 класса. Изучение английского языка не только позволяет расширить мировоззрение младших школьников, но и способствует наиболее глубокому пониманию их собственной культуры. В начальной школе по английскому языку учащиеся развивают свои речевые умения, обучаются говорению. Кроме того, в этот период происходит обучению письму и чтению, а также учащиеся знакомятся с аудированием. Младшие школьники активно пополняют свой лексический запас новыми иностранными словами, а также развивают свои грамматические умения на уроках английского языка в начальной школе.
Можно сделать вывод, что дидактическая игра – это игра, отличающаяся наличием правил, структуры и определенной системы оценивания. Такие игры содержат определённую цель, задачи, оснащены специальными правилами. Активные методы обучения (дидактическая игра, имитирование ситуаций и др.) являются некоторой площадкой, на которой ученики способны продуктивно развивать собственные умения и навыки. Совокупность всех игровых технологий можно разделить на: развлекательные (достижение определенного эмоционального возбуждения); дидактические (получение требуемого когнитивного результата); диагностические (обнаружение отклонений в ходе развития и образования); коррекционные (внесение положительного изменения в ход развития либо воспитания).
Можно сделать вывод, что за счет использования дидактических игр каждый педагог может повысить эффективность образовательной деятельности. Особые возможности имеет игровая деятельность в начальной школе. Поэтому выбрав подходящие игры, создав требуемые условия для их реализации, можно формировать основные качества учащихся начальной школы и продолжать формирование всесторонне развитых личностей.
Психолого-педагогические особенности учащихся начальной школы предполагают успешное использование различных игр в обучении, что будет способствовать повышению мотивации учения и усилению познавательного интереса к предмету. За счет использования игр можно гарантировать благоприятную адаптацию учащихся к школе, оптимизировать образовательную нагрузку на учеников, всесторонне развить учащихся.
В исследовании принимало участие 60 учащихся 2 класса. Младшие школьники были разделены на 2 группы по 30 человек – экспериментальную и контрольную (2 класса). Опытно-экспериментальная работа включала в себя три этапа. Для проведения входной диагностики на констатирующем этапе была разработана контрольная работа по английскому языку, которая включала задания по грамматике, лексике и правописанию.
В результате диагностики проведенной на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы был выявлен недостаточный уровень развития иноязычных умений у учащихся третьего класса.
На формирующем этапе проводилась развивающая работа на уроках английского языка в начальной школе по развитию иноязычных умений посредством дидактических игр.
Проведя формирующий этап опытно-экспериментальной работы, на контрольном этапе исследования нами была проведена повторная диагностика уровня иноязычных умений младших школьников в 3 классе.
Были выявлены следующие изменения в уровне развития иноязычных умений учащихся в экспериментальной группе: количество учащихся с высоким уровнем развития иноязычных умений увеличилось на 14%; количество учащихся со средним уровнем увеличилось на 6%; количество учащихся с низким уровнем снизилось на 20% по сравнению с констатирующим этапом.
Таким образом, в результате проведенного исследования был определен положительный прогресс в повышении уровня развития иноязычных умений учащихся по английскому языку в начальной школе, соответственно формирующая работа является эффективной.
В процессе обучения учащихся начальной школы английскому языку важно учитывать психолого-педагогические и возрастные особенности развития учащихся, важно использовать задания, направленные на повышение учебной мотивации и познавательного интереса учащихся. Одним их эффективных способов повышения интереса и мотивации является дидактическая игра.
Игровая деятельность очень важна для детей младшего школьного возраста. Правильно организованная игра способствует активизации всех интеллектуальных способностей школьников, формированию личностных качеств ребенка. За счет использования игры дети учатся играя. Происходит естественное знакомство с необходимым учебным материалом. В рамках игровой деятельности педагог может решить различные воспитательно-образовательные задачи. Игровая деятельность соответствует требованиям ФГОС НОО. Игровая деятельность в начальной школе строится на практическом и жизненном опыте, знаниях учащихся.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы изучения английского языка детьми младшего школьного возраста на начальном этапе обучения посредством игр
1.1. Психолого-педагогические особенности развития детей младшего школьного возраста
Характеристика младшего школьного возраста в наибольшей степени глубоко и содержательно представлена в исследованиях Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. Л.С. Выготский и Д.Б. Эльконин дают определение младшему школьному возрасту как «возрасту 6-11-летних детей, которые обучаются в 1-4 классах начальной школы, причем границы возраста и его психологические особенности определяются принятой на этот период системой образования, теорией психического развития, психологической возрастной периодизацией» [42, c.56].
Л.С. Выготский основывал периодизацию психического развития детей на понятии ведущей деятельности. На любой стадии психического развития ведущая деятельность обладает решающим значением. В то же время иные типы деятельности не уходят – они существуют, но в параллельности и не являются основными в психическом развитии [5, c. 23].
Начало школьного обучения является переломным моментом в развитии ребёнка. Данное событие является для него особенно важным и значимым. В этот период изменяется социальное положение ребёнка, а также меняется ведущий вид деятельности с игрового на учебный. С точки зрения психологии происходят изменения в личностном развитии ребенка и в его взаимоотношениях с окружающими его людьми.
По Ж. Пиаже мышление учащихся начальных классов развивается и находится на этапе конкретных операций. В то время как дети все еще очень конкретны и буквально мыслят на этом этапе развития, они становятся гораздо более искусными в использовании логики. Эгоцентризм предыдущего этапа начинает исчезать, поскольку дети лучше думают о том, как другие люди могут рассматривать ситуацию [30, c. 78].
В период обучения в начальной школе первостепенной задачей обучения становится обеспечение условий для получения учащимися определенных научных представлений и знаний. При этом к началу обучения в начальной школе учащиеся уже обладают определенным уровнем знаний об окружающих взаимосвязях и взаимоотношениях между предметами и явлениями. В течение периода обучения в начальной школе учащиеся вовлечены в углубление полученных знаний и их расширение. Учащиеся будут расширять знания о конкретных объектах и явлениях, уточнять их параметры и свойства. При этом у учащихся продолжается формирование понятийного мышления за счет обучения школьным учебным предметам. В целом обучение в этом периоде отличается определенной последовательностью, кроме того предусмотрен принцип обеспечения преемственности в образовании [6, c. 78].
В начальной школе ученики изучают значимые качества предметов, обучаются навыкам определения данных качеств и навыка проведения анализа. Исходя из определенных свойств и параметров предметов, дети обучаются установлению определенных логических взаимосвязей. Такие связи определяются на разном учебном материале, включая такие темы как овощи и фрукты, домашние и дикие животные, цифры и числа и так далее. При этом важно отметить, что если не выделять время на начальном этапе обучения формированию логического мышления, то у детей будут сложности с анализом предметов и объектов, выявлением их значимых свойств и параметров, а также с классификацией предметов.
Стоит отметить, что большинство авторов и исследователей сходятся во мнении, что в первые несколько лет обучения в школе (1-2 года) у детей все еще есть большая схожесть с детьми дошкольного возраста. Особенно ярко мышление школьников проявляет себя в конкретно-образном выражении. Другими словами дети, решая определенную задачу или проблему, опираются в это время на определенный конкретный предмет или объект, про который идет речь. Затем, исходя из некоторых фактов этих предметов, дети делают конкретные выводы и умозаключения. Данные особенности составляют основу образовательного процесса в начальной школе. В свою очередь сам образовательный процесс оказывает активизирующее воздействие на формирование абстракций у детей, в особенности при изучении математики. Так как именно на уроках математики дети переходят от определенных предметов к интеллектуальным операциям с цифрами [7, c. 45].
Интеллектуальные процессы у детей в начальной школе начинают свое формирование с внутреннего плана действий. В первую очередь формируется операция обобщения, исходя из незначительных свойств определенного предмета, особенно внешних. При этом в образовательном процессе педагог обучает школьников понимать, за счет чего связываются предметы между собой, что их объединяет. Школьники учатся понимать взаимосвязи, переходя на новый уровень понимания видимых предметов и новый уровень обобщения. Учащиеся получают навыки по освоению различных научных понятий без применения и использования какой-либо наглядности [2, c. 6].
Начало формирования логического мышления у детей этого возраста способствует развитию основных мыслительных операций и пониманию детьми различных абстракций. При этом в процессе решения определенных заданий ребенок исходит не только из того, что перед ним и что он видит, а из внутренних и существенных параметров предметов [4, c. 67].
В период обучения в начальной школе учащиеся знакомятся с абстракцией в различных ее проявлениях. При этом сущность абстракции учащихся начальной школы больше опирается на параметры определенных объектов, а не на какие-то взаимосвязи и взаимоотношения. Сущность самого изучаемого объекта, как правило, в этом возрасте еще не до конца понятна детям, они могут обобщить и понять лишь определенные свойства и параметры объекта [9, c. 79].