Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Роль городских легенд в формировании культурной памяти города Красноярска.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Содержание Введение. 3
Глава 1. 8
1.1 Подходы к изучению культурной памяти в рамках
культурологии. 8
1.2 Подходы к изучению культурной памяти в урбанистике. 26
1.3 Изучение городских легенд и значение подобных
исследований. Методы их исследования. 35
Глава 2. 44
2.1 Городские легенды города Красноярска. 44
2.2 Анализ нескольких городских легенд г. Красноярска и
того, как они формируют культурную память жителей. 53
Заключение. 58
Список использованной литературы.. 59
Введение:
Актуальность. В
современной культурологии также, как и в городских исследованиях (“urban
studies”), все более востребованными со стороны ученых становятся символические
практики, которые, как оказалось, перманентно воздействуют на коллективные
представления о городе. Особенно актуальной данная проблематика становится в
век конкуренции территорий за ограниченные и мобильные ресурсы, когда города
стремятся сформировать устойчивый и позитивный образ, который может стать
символической основой притяжения инвестиций, туристов, талантливой молодежи. В
связи с этим растет и научный интерес к процессу формирования символических
ресурсов города, поскольку они определяют то, как мы осмысляем или воображаем
город. Например, востребованными на сегодняшний день становятся результаты
исследований того, как люди представляют и воспринимают города в эпоху
глобализации
Между тем, сам процесс
символической репрезентации города в сознании горожан и в глазах представителей
внешней среды весьма сложен и многогранен. Он сочетает в себе не только
стихийные, но и целенаправленные действия, влияющие на репертуар и ценность символических
ресурсов города. Одним из тех социокультурных детерминантов, которые определяют
данный процесс, является и культурная память города. Концепция культурной
памяти появилась в научном дискурсе благодаря работам немецкого исследователя
Яна Ассман. На материале древних культур он не только выявил ее роль в развитии
общества, но и показал важность изучения культурной памяти, продуцируя тем
самым мощный импульс гуманитарных исследований в данном направлении.
Объектом исследования городские легенды как феномен
культуры. В предмете: городские легенды г. Красноярска и их роль в формировании
культурной памяти горожан
Предметом исследования городские легенды г. Красноярска и
их роль в формировании культурной памяти горожан
Обзор литературы. Первые попытки собирания и изучения городского
фольклора в России были сделаны еще в конце XIX — начале XX в. С начала 30-х
годов XX в в России изучение городского фольклора прекратилось, исследования
возобновились лишь в 1980-х годах. Разворачивается собирательская деятельность,
проводимая учеными, журналистами и просто любителями.
Среди
отечественных авторов необходимо отметить в первую очередь С. Ю. Неклюдова, чьи
исследования внесли большой вклад в изучение современного фольклора и
повлияли на развитие сегодняшней фольклористики в целом. Работа по изучению
феномена современной городской легенды ведется в Институте высших гуманитарных
исследований РГГУ под руководством С.Ю. Неклюдова и А.Ф. Белоусова.
Сравнительно недавно, по итогам работы одноименного
семинара, был подготовлен большой сборник статей «Современный городской
фольклор». И.А. Разумова исследует современную семейную фольклорную традицию, с
точки зрения ее функционального значения, семантики и структуры текстов. К.А.
Богданов в своих исследованиях изучает повседневную жизнь современного
горожанина с фольклористической и культурно-антропологической позиции.
Работы Ю. Ланской и Д. Чубалы посвящены общим вопросам
теории и определения термина «городская легенда». Т.Е. Калашникова, так же как
Г.И. Кабакова на примере вариаций одного легендарного сюжета исследует проблему
мифологизации отдельной части городского пространства.
Необходимо упомянуть некоторых современных исследователей
городского фольклора ДК Равинский на материале петербургского и московского
фольклора обращается к проблеме реконструкции мифологического образа города как
особого социального организма[1]
ИА Разумова исследует современную семейную фольклорную традицию, с точки зрения
ее функционального значения, семантики и структуры текстов[2]
КА Богданов в своих исследованиях изучает повседневную жизнь современного
горожанина с фольклористической и культурно-антропологической позиции
Работы Ю Ланской и Д Чубалы посвящены общим вопросам теории
и определения термина «городская легенда» Т Е Калашникова[3]
, так же как Г И Кабакова[4]
на примере вариаций одного легендарного сюжета исследует проблему мифологизации
отдельной части городского пространства
Исследование С. И. Дмитриевой направленно на выявление общих
мотивов между традиционными деревенскими быличками и современными городскими
рассказами о сверхъестественном[5].
Е.Е. Левкиевская рассматривает мифологические составляющие религиозных
представлений, в том числе нашедших свое отражение в современных городских
легендах[6]
Среди отечественных исследователей городского фольклора
особо хотелось бы отметить работы И С Веселовой, которая рассматривает феномен
современного городского нарратива[7]
И С Веселова выделяет основные функции городской несказочной прозы,
направленные на ориентацию человека в пространстве, времени и социуме, подробно
и обстоятельно рассматривает вопрос о том, каким образом происходит фольклорное
картофафирование Москвы, какие части городского пространства приобретают
«отрицательную» или «положительную» маркировку.
Несмотря на столь активную работу по изучению городского
фольклора отечественными исследователями, многое еще не сделано Не существует
общей терминологической базы, не выработана методика собирания современного
устного народного творчества На сегодняшний день нет еще сколько-нибудь полного
собрания городского фольклора, отвечающего требованиям современной науки.
Целью исследования
является определение роли городских легенд в сложении культурной памяти жителей
города Красноярска.
Исходя из поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
— определить сущность понятия «культурная память» в рамках
культурологии и урбанистики;
— выявить значение городских легенд как исторического
источника и методику их исследования;
— собрать материал, содержащийся в различных печатных,
архивных источниках, а также записать легенды, бытующие в устной традиции в
настоящее время в г. Красноярске;
— провести анализ городских легенд г. Красноярска,
определить из значение для культурной памяти города.
Методы исследования.
В работе использовались общенаучные методы: эволюционный метод, сравнительно – исторический, структурно-функциональный метод,
структурно – функциональный метод позволяющие решать конкретные задачи внутри
данной работы. Исследование носило междисциплинарный характер, поскольку
анализируемый корпус городских легенд сочетает в себе свойства как устных, так
и письменных исторических источников, при этом данный источник анализируется и
с точки зрения культурологии. В связи с этим в основу исследования были положены
принципы комплексного источниковедения. При сборе легенд, при выборе
информантов, в процессе устной беседы, при фиксации текстов и их расшифровке
автором применялись принципы и методы работы, выработанные в фольклористике и в
рамках устной истории, такие как метод включенного и не включенного наблюдения,
формальной и неформальной беседы, а также интервью.
Гипотеза. Предполагается, что городские легенды
являются важной составляющей феномена городской культуры, а потому влияют на
процесс формирования культурной памяти городских жителей. Выдвинутая гипотеза
будет проверена на примере городских легенд г. Красноярска.
Апробация. Структура работы. Работа
включает введение, две главы, 5 параграфов, заключение и список использованной
литературы. [1] Равинский Д К Городская
мифология // Современный городской фолькчор М, 2003 С 409-420, Он же Городская
мифология как часть городской культуры // Мифология и повседневность Мат-лы
науч конф , 18-20 февраля 1998 года СПб, 1998 С 54-60 [2] Разумова И А Несказочная
проза провинциального города // Современный городской фольклор М, 2003 С
544-559, Она же Потаенное знание современной русской семьи Быт Фольклор История
М, 2001 [3] 8 Калашникова ТЕ Судьба
легенды [4] Кабакова ГИ Высотные
здания в свете мифологии // Живая старина М,1997 №3 С 13 [5] Дмитриева С И
Мифологические представления русского народа в прошлом и настоящем (Быличка и
рассказы об НЛО) // Современная российскаямифология М,2005 С 133-158 [6] Левкиевская ЕЕ Москва в
зеркале православных легенд // Живая старина М,1997 №3 С 15-17 [7] ВеселоваИС Жанры
современного городского фольклора С 12-13, Онаже Заметки С 10-11, Онаже Логика
С 98-118
Заключение:
В заключение отметим, что визуальные носители культурной
памяти города являются теми элементами городской среды, с которыми постоянно сталкивается
горожанин или гость города; поэтому они формируют то, что современные учёные
называют «urban imaginary» (дословно – «городское воображаемое»). Воображение
города во многом становится результатом его коллективного представления с
помощью фотографий, видео, изображений в самых разных средствах массовой
коммуникации. Мир сегодня стремится быть видимым, фотографируемым, снятым на
кино- и фотоплёнку и, в конечном счёте, быть спроецированным на экране.
Подобная ситуация подтверждает необходимость исследований
проблемы визуальной проекции города, конфигурация которой во многом зависит от
работы визуальных носителей культурной памяти города. Как следует из того, что
сказано выше, особенностями визуальных носителей культурной памяти города
следует назвать следующие аспекты:
а) визуальные
носители за счёт материальной формы способны жёстко фиксировать и надёжно
передавать культурные смыслы;
б) объективация таких
носителей призвана постоянно напоминать о прошлом города, нередко оживляя,
выразительно транслируя и эмоционально насыщая актуальные слои городской
памяти;
в) визуальные
носители культурной памяти города могут отличаться по характеру символической
функции, которая может быть либо дополнительной (например, памятники
архитектуры), либо непосредственной (например, бренд города);
г) создание визуальных носителей культурной памяти или их
актуализация в коммуникативных практиках города маркирует городское
пространство, формирует визуальный символический код города, передающий
информацию о его духе и стиле;
д) визуальный код носителя памяти, в отличие от вербального,
более многогранен по подаче культурного смысла (визуальные образы косвенно
передают символическую информацию), потенциал для интерпретации фрагментов
прошлого здесь более вариативен и зависим от культурных условий.
В ходе работы мы пришли к выводу, что городские легенды —
ценнейший источник для изучения исторической памяти и исторических
представлений горожан, а также для изучения мифологического образа города В
диссертации были выявлены актуальные для москвичей середины XIX — начала XX в и
конца XX — начала XXI в исторические эпохи, события и герои Установлены
мифологические образы и стереотипные характеристики исторических личностей
разных периодов, сохранившиеся в исторической памяти москвичей Выявлен круг
популярных тем и сюжетов легенд, а также установлена взаимосвязь тематики
легенд с социальными и половозрастными характеристиками респондентов.
Кроме того, в диссертации была предпринята попытка раскрыть
причины появления некоторых легендарных сюжетов и проследить их развитие и
изменения в процессе бытования Таким образом, впервые в историографии была
предпринята попытка реконструкции исторических представлений москвичей середины
XIX — начала XXI в на материале московских городских легенд, с использованием
междисциплинарных подходов к их изучению.
Городские легенды — это художественно оформленные
повествования, отражающие разнообразные проблемы современного мира и
преподносимые в качестве реальных тем слушателям, для которых характерны
переживания опосредованной причастности к их последствиям.
Склонность верить легенде зависит не только и не столько от
уровня образования, сколько от представлений о существующих в мире «агентах
зла» и источниках опасности. Если эти представления актуализируются, то наши
городские легенды — короткие, леденящие душу истории, претендующие на
достоверность — начинают снова и снова циркулировать в обществе, обращая
внимание своей аудитории на источник угрозы рядом с нами, например, на
зараженные иглы в метро, профиль Троцкого в торте или черную машину, ворующую
детей.
Циркуляция таких легенд никогда не начинается просто так —
каждый раз она cвязана с той или иной социальной, экономической или
политической причиной. Но не стоит думать, что легенда напрямую отражает
некоторые социальные условия. Часто вызванные этими условиями страхи
«закодированы» в легенде довольно сложным образом, а связь между текстом и его
триггером совершенно не очевидна. Собственно, именно этому вопросу — отношениям
между поведением человека и текстом городской легенды — и посвящен первый номер
журнала «Фольклор и антропология города». Удалось ли нам ответить на этот
вопрос — судить вам, дорогой читатель.
Городская легенда нарушает еще одну установку исследователей
классической фольклористики. До недавних пор российских собирателей сельского
фольклора учили, что если потенциальный информант имеет хорошее образование, то
его тексты малопригодны для исследования, потому что фольклорный текст — это
замена знанию, получаемому в процессе институционального обучения. Более
того, наличие современных реалий и практически полное исключение
сверхъестественной тематики привели к тому, что терминологически городскую легенду
стало трудно отличить от слуха.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. 1.1 Подходы к
изучению культурной памяти в рамках культурологии Исследования городской памяти как междисциплинарного
направления социальных наук выросли, прежде всего, из многочисленных работ
последних десятилетий, посвященных формам памяти прошлого, и в то же время из
общественного и академического интереса к вопросам организации, устройства и
реконструкции городского и городского пространства. дачные пространства. В
интервью о «преобразовании памяти» в историографии величайшие теоретики
исторического знания вынуждены признать, что различные исследователи «трактуют
вопрос о взаимосвязи между памятью, знанием прошлого и историей как
неоднозначно неоднозначный»[1].
С одной стороны, это связано с общим состоянием
академической исторической науки, в которой, по мнению И.М. Савельевой,
стратегия «живого беспокойства» была отклонена по ряду причин, ставя под
сомнение гносеологическую основу существующих теоретических подходов. без
предоставления эквивалентной компенсации[2].
Хотя горячие споры о так называемых
«постмодернистских» подходах к написанию истории ушли в прошлое, идея этого
интеллектуального движения предполагает, что нет никакой «реальной» истории, а
есть только дискурсивные конструкции различных образов. мир. прошлое продолжает
стирать дисциплинарные границы истории и приближает ее к культурным [1] Репина Л. П. Память
о прошлом в пространстве культуры // Диалог со временем. 2013. Вып. 43.
С. 197. О разных научно-философских подходах к отношениям истории и памяти
см.: Савельева И. М., Полетаев A. B. «Историческая память»: к
вопросу о границах понятия // Феномен прошлого. М.: ГУ-ВШЭ, 2005. С.
170–220; Репина Л. П. Социальные кризисы и катаклизмы в
исторической памяти: теория и практика исследований // Труды Отделения
историко-филологических наук РАН. 2008–2013 год. М.: Наука, 2014. С. 206–231. [2] Савельева, И. М.
Что случилось с «Историей и теорией?»: препринт WP6/2011/03. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. С. 17.