Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Рисование с натуры как средство развития предметных результатов младших школьников на уроках изобразительного искусства.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление Введение. 3
Глава 1. Теоретические
основы развития предметных результатов младших школьников на уроках
рисования с натуры.. 7
1.1. Проблема формирования
предметных результатов у младших школьников на уроках изобразительного
искусства. 7
1.2. Рисование с натуры как одно из
средств развития предметных результатов у младших школьников. 10
1.3. Педагогические условия развития
предметных результатов у младших школьников на уроках изобразительного
искусства. 16
Выводы по 1 главе. 21
Глава 2. Эмпирическое исследование
по развитию предметных результатов младших школьников на уроках рисования
с натуры.. 22
2.1. Диагностика
уровня развития предметных результатов младших школьников на уроках
изобразительного искусства. 22
2.2. Система работы по развитию
предметных результатов младших школьников на уроках рисования с натуры.. 32
2.3. Результаты
опытно-экспериментальной работы.. 39
Выводы по 2 главе. 43
Заключение. 44
Список литературы.. 46
Приложение
Введение:
Введение Актуальность исследования обусловлена тем, что рисование с натуры выступает в качестве
главного вида изобразительной деятельности для овладения учащимися на уроках
простейших азов реалистического рисунка, изобразительной грамотности. Умение
рисовать, возможность реализовать себя и достигать положительного результата –
это основной источник мотивации к изобразительной деятельности. При отсутствии
такой мотивации могут быть причины для отказа от указанного творчества. В том
случае, если учащиеся в младших классах не получат соответствующих знаний, не
будут вооружены требуемыми навыками, то в будущем наступит разлад между тем,
что они хотят выразить и тем, что умеют.
Освоение учениками простейшей грамоты
изобразительного искусства при рисовании с натуры – есть залог того, что со
временем им удастся реально оценить не только глубину содержания художественных
произведений, но и сложность их выразительных изобразительных средств. Чем
больше ученик знает о том, как рисовать явления и предметы мира, которые его
окружают, тем больше желания заниматься изобразительным искусством,
самоутверждаться через творчество.
Отметим, что изобразительное
искусство развивает умение анализировать, наблюдать творческие способности, художественный
вкус, эстетические чувства, воображение, помогает познать окружающий мир,
сформировать гармонически развитую личность, развивает органы чувств и
зрительное восприятие. Также рисование с натуры является средством развития
предметных результатов младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Проблемой рисования
с натуры на уроках изобразительного
искусства занимались Е.А. Кибрик, Т.С.
Комарова, В.С. Кузин, Б.М. Неменский, Р.В. Паранюшкин,
Н.Н. Ростовцев, Б.А. Соловьёва, Н.М. Сокольникова и другие.
Стоит сказать, что в младшем школьном
возрасте учебная деятельность стоит на первом месте. Развитие, формирование в
учебной деятельности предметных результатов на уроках изобразительного
искусства в процессе рисования с натуры – это основа развития познавательных
процессов, основа качественных изменений их формы и содержания.
Но, несмотря на то, что имеется
множество хороших исследований, пока что в педагогической, психологической
литературе слабо проработана проблема развития предметных результатов на уроках
рисования с натуры. Проблема развития предметных результатов не может быть
разрешена потому, что у психологов, педагогов не имеется единого мнения
относительно того, какие методы, приемы и средства для этого нужно
использовать; по каким критериям судить об эффективности достижения
поставленных целей. До сих пор остаётся мало изученным вопрос рисования с натуры на уроках изобразительного
искусства, где особая роль принадлежит развитию предметных результатов младших школьников.
Проведенный анализ данной
проблемы позволил выявить противоречие
между растущей потребностью развития предметных
результатов младших школьников в
процессе рисования с натуры на уроках
изобразительного искусства и
недостаточной разработанностью этого вопроса в психолого-педагогической
практике.
Цель исследования: теоретически
обосновать и экспериментально проверить эффективность уроков рисования с натуры в развитии предметных результатов младших школьников.
Объект исследования: процесс развития предметных результатов младших школьников.
Предмет исследования: процесс развития предметных результатов младших школьников на уроках рисования с натуры.
Гипотеза исследования: предполагаем,
что уроки рисования с натуры будут способствовать эффективному развитию предметных
результатов младших школьников, если
соблюдать педагогические условия:
— систематический и целенаправленный контроль
за изобразительной деятельностью школьников;
— использование
педагогами технических средств обучения, особенно видео- и
аудиоаппаратуры, и специальных наглядных пособий;
— сочетание на уроках
изобразительного искусства коллективных и индивидуальных форм работы;
— введение в структуру урока игровых
элементов и художественно-дидактических игр, использование элементов
соревнования.
В
соответствии с целью и гипотезой исследования были определены задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития
предметных результатов младших школьников на уроках
изобразительного искусства.
2. Рассмотреть педагогические
условия развития предметных результатов у младших школьников на уроках изобразительного искусства в процессе рисования с
натуры.
3. Выявить исходный уровень развития предметных результатов младших
школьников на уроках изобразительного искусства.
4. Разработать
и апробировать уроки по развитию предметных результатов
младших школьников на уроках рисования с натуры и проследить динамику уровня развития предметных результатов младших школьников.
Теоретико-методологическую основу исследования
составили: теории Л.С. Выготского, Э.В. Маклаевой, А.Э. Симановского, Х.М. Кадаяс, И.С.
Якиманской и др., раскрывающих проблему
развития предметных результатов младших
школьников; труды В.Н.
Ветрова, Г.Виноградовой, А.С. Галанова, В.С. Кузина, Н.П. Никаноровой, Н.М.
Сокольниковой и др., изучающих особенности
рисования с натуры на уроках изобразительного
искусства; исследования Т.С. Комаровой, Н.Г.
Ли, Н.Н. Ростовцева, Е.Е. Рожковой, Е.В.
Шорохова и др.,
рассматривающих возможности развития
предметных результатов младших школьников на уроках изобразительного искусства
в процессе рисования с натуры.
В работе использовались следующие методы исследования:
— теоретические: анализ психолого-педагогической
литературы по проблеме исследования, обобщение, систематизация;
— эмпирические:
педагогический эксперимент, наблюдение;
— методы обработки
экспериментальных данных: количественный, качественный анализ результатов
эксперимента.
Практическая
значимость исследования состоит в том,
что подобранный диагностический материал по выявлению уровня развития предметных
результатов младших школьников,
разработанный и апробированный комплекс уроков рисования с натуры, направленный
на развитие предметных результатов младших школьников на уроках
изобразительного искусства могут быть использованы при разработке уроков и внеурочной деятельности
в
образовательной практике начальной школы и в процессе повышения квалификации учителей начальных классов.
Опытно-экспериментальная база исследования: СОШ №12,
г.
Арзамас, Нижегородской области. В эксперименте принимало участие 20 учеников 2 класса, в возрасте
8-9 лет.
Структура
работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы,
приложения.
Заключение:
Заключение В первой главе рассмотрели
теоретические аспекты развития предметных результатов младших школьников на
уроках рисования с натуры. Пришли к выводу, что в условиях внедрения ФГОС ООО
под предметными результатами понимается освоение обучающимся в ходе изучения
учебного предмета опыта специфической для данной предметной области
деятельности по получению новых знаний, их преобразованию и применению в
учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование
научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах
отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и
приемами.
Предметные результаты образовательной
деятельности выражаются в усвоении детьми конкретных элементов социального
опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета – знаний, умений и
навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей.
Формирование и оценивание предметных
результатов младшего школьника в настоящее время является предметом пристального
изучения многих учёных-педагогов, психологов, методистов. Наиболее актуальным
остается вопрос, связанный с учетом индивидуальных и возрастных особенностей
младших школьников в контексте оценивания результатов предметных компетенций и
недостаточными материалами по научно-методическому сопровождению в данной
деятельности, на которое учитель начальных классов мог бы опираться в
собственной деятельности, направленной на индивидуальное развитие младшего
школьника.
Рисование с натуры является ведущим
разделом обучения, наглядным методом обучения, который дает прекрасные
результаты не только в деле обучения рисунку, но и деле общего развития
ребенка. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести
наблюдение, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает
ребенка к дальнейшей учебной работе. Для успешной организации уроков
изобразительного искусства необходимо создание специальной системы
педагогических условий, непосредственно влияющих на развитие предметных
результатов школьников.
Во второй главе провели эксперимент, целью которого
являлось повышение уровня развития предметных результатов на уроках
изобразительного искусства у детей младшего школьного возраста. Результаты
эксперимента показали, что проведенные нами уроки рисования с натуры
способствовали повышению уровня развития предметных результатов учащихся. Высокий
уровень значительно вырос в сравнении с первичными результатами: 45%, что на 30%
больше, чем при первичном тестировании. Детей с низким уровнем уменьшилось до
0%. Количество учащихся со средним уровнем
стало 55% и уменьшилось на 15%.
Таким образом, полученные данные о развитии предметных
результатов учащихся на основе правильной организации изобразительной деятельности,
во время формирующего эксперимента убедительно показывают, что разработанные и
проведенные уроки рисования с натуры эффективны и подтвердили результативность
данного подхода к организации учебного процесса.
Фрагмент текста работы:
Актуальность проблемы формирования
предметных результатов связана, прежде всего, с тем, что с введением
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования (ФГОС НОО) кардинальным образом изменилось отношение к оцениванию
результатов деятельности младшего школьника [56].
Формирование и оценивание предметных результатов
младшего школьника в настоящее время является предметом пристального изучения
многих учёных-педагогов, психологов, методистов. Наиболее актуальным остается
вопрос, связанный с учетом индивидуальных и возрастных особенностей младших
школьников в контексте оценивания результатов предметных компетенций и
недостаточными материалами по научно-методическому сопровождению в данной
деятельности, на которое учитель начальных классов мог бы опираться в
собственной деятельности, направленной на индивидуальное развитие младшего
школьника.
В условиях внедрения ФГОС ООО под
предметными результатами понимается освоение обучающимся в ходе изучения
учебного предмета опыта специфической для данной предметной области
деятельности по получению новых знаний, их преобразованию и применению в
учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование
научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах
отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и
приемами [56].
Предметные результаты образовательной
деятельности выражаются в усвоении детьми конкретных элементов социального
опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета – знаний, умений и
навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей.
Новые требования к результатам
образовательной деятельности предполагают новый подход к организации учебного
процесса. Основными методическими принципами современного урока являются:
— субъективация (ученик становится
равноправным участником образовательного процесса);
— метапредметность (у детей
формируются универсальные учебные действия);
— деятельностный подход
(учащиеся самостоятельно добывают знания в ходе поисковой и исследовательской
деятельности);
— рефлексивность (учащиеся ставятся в
ситуацию, когда необходимо проанализировать свою деятельность на уроке);
— импровизационность (учитель
должен быть готов к изменениям и коррекции «сценария урока» в процессе его
проведения) [56].
Система оценки предметных результатов
освоения Учебной программы по предмету ИЗО с учётом уровневого подхода,
принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как
точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной
работы с обучающимися [41, с.93].
Предметные результаты освоения
изобразительного искусства в начальной школе: — формирование первоначальных
представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека; — формирование основ художественной
культуры, потребности в художественном творчестве и в общении с
искусством; — овладение практическими умениями и
навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; — овладение элементарными
практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности
(рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в
специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ; — развитие способности к созданию на
доступном уровне сложности выразительного художественного образа [42, с.118].
Деятельность, связанная с рисованием,
одна из самых эффективных для детей младшего школьного возраста, так как
способна глубоко взволновать ребенка, заставить его прочувствовать свое творение,
вложить в него душу. Она способствует наиболее интенсивному формированию
предметных компетенций у ребенка в этом возрасте. Изобразительная деятельность
— это специфическое эстетическое познание действительности [36, с.53].