Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Религиозные верования и культы на Боспоре в VI — IV вв. до н.э.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 РЕЛИГИОЗНЫЕ КУЛЬТЫ СКИФОВ 8
1.1. Из истории исследования скифской религии 8
1.2. Религия и культура скифов 17
ГЛАВА 2 РЕЛИГИОЗНЫЕ КУЛЬТЫ ГРЕКОВ 22
2.1. Верования и культы древних греков 22
2.2. Особенности религии древних греков 26
ГЛАВА 3 ПОГРЕБАЛЬНЫЕ РИТУАЛЫ НАСЕЛЕНИЯ БОСПОРА 35
3.1. История религиозной жизни Боспора VI-IV вв. до нашей эры 35
3.2. Хтонические культы населения Боспора 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 60
Введение:
Актуальность темы дипломной работы «Религиозные верования и культы на Боспоре в VI — IV вв. до н.э.» на наш взгляд заключается в том, что важнейшим источником для изучения духовной культуры населения является погребальный культ.
Этот термин используется для обозначения комплекса погребальных обрядов и связанных с ними представлений о загробной жизни.
Похоронный обряд представляет собой совокупность действий человека, объединяющую такие элементы, как сооружение погребального сооружения определенной конструкции, использование гробов, различного подстилки и подстилки, захоронение останков, состав и характер сопровождающего инвентаря, сооружение надгробий и, наконец, комплекс погребальных обрядов, лежащих в основе их верований.
Религиозно-магические представления, связанные с загробным миром, воплощены в погребальных памятниках, которые являются важнейшим источником для их изучения и реконструкции. На основе этого материала можно восстановить картину религиозных воззрений на Боспоре.
В основу данного исследования положен принцип системного подхода к анализу всех компонентов погребальной культуры на Боспоре в античный период. Религиозные представления боспорского населения о смерти изучены недостаточно.
Авторы изучили некоторые проблемы, а реставрацией греческого погребального культа на Боспоре, насколько нам известно, никто не занимался. Поскольку археологи посвятили свою работу результатам практического труда, философы, филологи и искусствоведы — духовной и художественной культуре, мы считаем, что необходим всесторонний анализ погребальной культуры Боспора в целом. В этом смысле настоящая работа на основе накопленного материала позволяет всесторонне проанализировать греческую традицию в погребальном культе Боспора VI-II вв. до н.э.
Многочисленные исследования ученых привели к выводу, что основное влияние на формирование загробного культа населения Боспорского государства оказали греки.
Наша данного исследования — обосновать эту гипотезу на новом материале, с методическими разработками. Мы основываем наши рассуждения на факте ритуализированной задачи всей жизни человека древнего общества.
Вполне вероятно, что верования, связанные с погребальным культом, хранят в себе остатки очень древних мировоззрений и передаются из поколения в поколение практически в неизменном виде. Именно этот консерватизм в первую очередь играет особенно важную роль в выявлении этнокультурной принадлежности населения, т.к. позволяет проследить традиционные, устойчиво повторяющиеся компоненты культуры, являющиеся наиболее характерными чертами этноса.
О погребальном обряде и представлениях о смерти в Греции мы узнаем из сообщений античных авторов, содержащихся в гомеровскую эпоху, в греческом романе («Повесть о любви Герея и Каллироя» Харитона), трагедии («Альцеста» Еврипида) и философская литература. Федон «Платон») и др. Письменные источники дополняют материал раскопок в виде остатков погребений, тризн, жертвоприношений.
История и культура Боспора привлекали особое внимание ученых еще в XIX веке.
Первые раскопки курганов проходили в форме охоты за сокровищами. В 1858 году для раскопок системы была создана Императорская археологическая комиссия, и археологи смогли изучить большую часть захоронений.
Начиная с 1859 года издаются отчеты ИАК, с 1901 г. в «Известиях ИАК» печатаются полные отчеты с иллюстрациями находок.
Огромный вклад в накопление источников и их изучение внесли археологи дореволюционного времени А. Б. Ашик, А. Е. Люценко, Ф. И. Гросс, В. В. Шкорпил, Ю. Ю. Марти.
В начале XX века были изданы работы, не потерявшие актуальности до сих пор, — сборник эпиграфических надписей «ИОСПЭ», изданный В. В. Латышев, «Старинная декоративная живопись на юге России» (1914 г.), «Скифия и Боспор» (1925 г.) М. И. Ростовцева.
В советское время на Керченском и Таманском полуостровах активно проводились археологические раскопки, в результате которых наши знания о материальной и духовной культуре жителей Боспорского царства значительно пополнились.
Обобщающими трудами, охватывающими все стороны политической и культурной жизни населения Боспора, стали монографии В. Ф. Гайдукевича «Боспорское царство» (1949), В. Д. Блаватской «Пантикапей. Очерки истории боспорской столицы» (1964 г.).
В 1965 г. был издан Корпус боспорских надписей, удвоивший IOSPE. В 1955 и 1984 гг. изданы итоговые сборники статей авторского коллектива «Древние государства Северного Причерноморья», отдельные главы которых посвящены Боспорскому государству.
В 1950-х годах были опубликованы обобщающие работы по материалам боспорских некрополей: В. Ф. Гайдукевич «Некрополи некоторых боспорских городов», Е. Г. Кастанаяна «Почвенные некрополи боспорских городов V-IV вв. до н. э. и их местные особенности», Л. Ф. Силантьева «Нимфейский некрополь», Э. Г. Кастанаяна «Обряд тризна в боспорских курганах».
Традиционно большое внимание уделялось локальным особенностям культуры племенного населения Боспора, полное обобщение научного материала по этой теме содержит докторская диссертация Е. В. Яковенко «Скифы на Боспоре (греко-скифские отношения в VII-III вв. до н.э.)».
Все перечисленные выше работы сохраняют свою актуальность и сегодня, но исследования последних десятилетий ввели в научный оборот новые археологические и эпиграфические источники, в первую очередь дающие возможность более полно осветить погребальный обряд на Боспоре.
На основе изученного материала рассмотрим религиозные представления о Боспоре. Памятники погребальной культуры дают возможность реконструировать картину религиозных представлений греков о смерти. Для решения этой проблемы мы обратились к трудам искусствоведов и филологов.
Концепцию воплощения мифа об авангардном искусстве разработал Л. И. Акимова — «К проблеме «геометрического» мифа: шахматный орнамент», Д. Ю. Молок — «Черты имплицитной мифологии в надгробиях греческих классиков», С. И. Финогенова — «Миф о Дионисе (по вазовым рисункам VI-V вв. до н. э.)» и др.
Тема дипломной работы: Религиозные верования и культы на Боспоре в VI — IV вв. до ашей эры.
Объект исследования: эпоха Боспорского царства в VI — IV вв. до н.э.
Предметом исследования данной работы являются особенности и значение религиозных верований и культы на Боспоре в VI — IV вв. до н.э.
Цель исследования: изучить особенности и значение религиозных верований и культы на Боспоре в VI — IV вв. до н.э.
Задачи дипломной работы:
1. Изучить религиозные культы скифов.
2. Рассмотреть религиозные культы греков.
3. Проанализировать погребальные ритуалы населения Боспора.
Методологическая основа дипломного проекта предполагает комплексное исследование проблемы в тесной связи с общественно-¬политической и культурной жизнью боспорского общества, основанного на использовании всего сохранившегося круга источников.
Методы исследования: методы анализа научной, исторический, исследовательский методы литературы по теме исследования, исторический, аналитический, типологический и хронологический методы.
Научной и методологической базой дипломной работы стали следующие труды таких зарубежных и отечественных исследователей по рассматриваемой нами проблеме изучения особенностей и в первую очередь значения религиозных верований и культы на Боспоре в VI — IV вв. до н. э., как: Анфимов Н. В., Артамонов М. И., Блаватский В.Д., Бондаренко М. Е., Булава Л. А., Бунин Д. С., Виноградов Ю. А., Ельницкий Л. А., Емец И. А., Завойкин А. А., Кругликова И. Т., Марченко И. Д., Масленников А. А., Молева Н. В., Молева Н. В., Молева Н. В., Пичикян И. Р., Русяева А. С., Рыпенко Ю. Р., Сапрыкин С. Ю., Сокольский Н. И., Сорокина Н. П., Толстиков В. П., Цветаева Г. А., Шауб И. Ю., Шелов Д. Б., Шталь И. В. Штительман Ф. М., Яйленко В. П. и многих других.
Хронологические рамки исследования охватывают основной период Боспорского царства в VI — IV вв. до н.э.
Научная новизна данной работы определена исследованиями религиозных верований и культов на Боспоре в VI — IV вв. до н.э., включая историю погребальных ритуалов населения Боспора на основе изучения источников.
Практическая ценность исследования состоит в том, что его материалы и выводы могут быть использованы при разработке проблем греческой культуры, религии и общественно-политической-жизни в общем курсе истории Древней Греции, а также для создания учебных пособий, подготовки и чтения общих и специальных курсов и семинаров.
Структура дипломной работы: исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и источников (60 наименований) и приложения (1).
Содержание работы изложено на 50 страницах.
Структура данной дипломной работы обусловлена темой, целью, задачами исследования, и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении представлена актуальность рассматриваемой проблемы, её научная разработанность, теоретические основы данной работы, обозначены объект, предмет, цель и поставлены задачи.
Первая глава посвящена обзору основных историко-теоретических религиозных культов скифов, также дан обзор истории исследования скифской религии, религии и культуры скифов.
Во второй главе исследования нами описаны религиозные культы греков, исторические подходы к изучению особенности религии древних греков, а также анализ верования и культы древних греков.
В третьей главе раскрыты погребальные ритуалы населения Боспора, изучена история исследования религиозной жизни Боспора VI-IV вв. до н. э., описаны хтонические культы населения Боспора
В заключении данного дипломного исследования представлены основные выводы, сделанные в ходе работы.
Заключение:
Итак, результаты дипломного исследования свидетельствуют о достижении его основных целей и предполагаемых задач, в соответствии с которыми нами был проделан ряд существенных и взаимосвязанных выводов.
В ходе изучения научной литературы по теме исследования, мы выяснили, что изучение различных аспектов духовной культуры Боспора как одного из периферийных государств древности представляется своевременным и актуальным. Сакральные комплексы региона, открыто и систематически изучаемые в последние десятилетия, позволяют выявить особенности мировоззрения боспорских греков и воссоздать основные элементы культовой и обрядовой практики.
Решение проблемы лежит в русле современного интереса исторической науки к вопросам духовной жизни общества, мировоззренческим структурам, специфике мировоззрения человека, сфере идеологии и религии в целом.
Культ и обряд, система религиозных верований являются важной составляющей культуры, которая до недавнего времени была изучена в гораздо меньшей степени, чем экономические и социально-политические структуры.
Изучение этого круга проблем приобретает особое значение для выявления общих закономерностей исторического процесса. Религиозные верования позволяют представить атмосферу эпохи; выявить механизмы взаимодействия экономических, социальных и идеологических институтов; выявить особенности представлений об окружающем мире, присущие данному историческому периоду.
Таким образом, своеобразие развития боспорской культуры обусловлено историческими условиями существования государства, имеющего ярко выраженный греко-варварский характер. Многочисленные взаимодействия, наблюдаемые во всех сферах жизни греческого и местного населения, нашли отражение в верованиях боспорцев. Одним из наиболее дискуссионных вопросов в современном боспороведении является признание греческой основы или синкретической формы боспорских культов.
Однако возникновение нового типа государства и культуры предполагает формирование особого типа религии, в которой основные составляющие элементы переплетаются настолько органично, что создают целостный, качественно иной комплекс, своеобразную инновацию под названием «боспорская религия». «.
Тема работы позволяет сместить акценты, посмотреть на проблему изучения сакральной жизни боспорских городов с этой позиции, выявить определенные тенденции в эволюции религиозных представлений с VI по Iвв до н.э
В ходе исследования можно также можно было выявить факторы, оказавшие принципиальное влияние на формирование взглядов боспорчанина — типа мировоззрения, представляющего собой периферийный вариант, одну из составляющих феномена античной культуры.
Так, скифская религия достигла стадии развитого политеизма. Это племенная религия с тенденцией к созданию национально-государственной религии. Раннегосударственный этап характеризуется высоким развитием таких форм религии, как культ героев и вождей, племенного бога-воина.
Тем не менее, преобладающей формой религии был культ племенного бога-воина, отражавший значение племени как военной и социальной единицы, а также могущество племенной военной знати. В скифской религиозной системе существовал общегосударственный пантеон верховных богов, возглавляемый триадой богов. Высокий статус древних женских божеств свидетельствует о матриархальных пережитках религии.
Скифская религия в целом была иранской, но по внешнему виду сильно отличалась от персидской. В ней наиболее ярко выражены черты периода индоиранской и индоевропейской общности, видимо, вследствие слияния с религиозными верованиями доскифского населения Северного Причерноморья.
Скифская религия — религия кочевников-скотоводов, что находит отражение в слабой развитости обрядов и богатой зооморфной символике искусства. Однако на скифов во время предазиатских походов, несомненно, повлияли новые представления о власти над оседлым населением, новые традиции и новые символы. Эта тенденция усилилась к IV в. до н.э.
К этому времени «естественная демократия» кочевого общества была сильно подавлена деспотическими порядками. Распад родовых связей отразился в почитании героев и вождей, распространении среди знати мистических учений.
Уровень развития скифской религии соответствовал развитию антропоморфных представлений о мире.
Во-первых, антропоморфизация затронула образы и сюжеты скифских царей, утверждением которых было в целом антропоморфное искусство.
Воплощение местных религиозных представлений, находившихся на относительно высоком уровне развития, характеризуется использованием готовых иконографических схем греко-восточного искусства.
Более того, скифские и синдо-меотские культовые изображения в ряде случаев являются древнейшими из подобных памятников синкретического иранского искусства.
Интерес представляет сходство некоторых иконографических схем с памятниками культового искусства Кавказского круга и луристанскими бронзами, что подтверждает мнение о кавказской направленности важнейших культурно-исторических связей в формировании скифской религии.
Греческая культура и религия неотделимы от античной цивилизации, поэтому нельзя однозначно сказать, повлияло ли появление одной из величайших цивилизаций древности на развитие собственной религии, или же, наоборот, на формирование религии и мировоззрения древних греки мир. Религия Древней Греции была одной из самых сложных религиозных систем древности, так как включала в себя веру в безличных божеств, а также в человекоподобных божеств, полубогов, демонических существ, героев, а также ряд культов и традиций, связанных с поклонением богам и герои.
Древние греки считали верховным божеством, вопреки распространенному мнению, вовсе не Зевса, а абсолют (космос). По их мнению, абсолют — это разумное, всеохватывающее и всемогущее сверхсущество, сотворившее землю, человека и породившее божества. Несмотря на это убеждение, у древних греков практически не было культов, посвященных абсолюту, так как они считали необходимым прославлять отдельных божеств, олицетворяющих и воплощающих идеи абсолюта на земле.
Двумя основными характеристиками, описывающими и отличающими религию Древней Греции от верований других древних народов, считаются политеизм и антропоморфизм. Отметим также, что политеизм или многобожие – это вера в существование многих богов, а в древнегреческой вере многобожие просматривается ярче всего, так как греки считали, что почти каждый природный элемент и каждое социальное явление имеет своего бога или богиню.
Второй характеристикой религии древних греков, антропоморфизмом или гуманизацией богов, было то, что греки приписывали своим богам человеческие качества и привычки. Боги древних греков жили на горе Олимп, заводили семьи, вместе работали и заботились о людях, а иногда ссорились и воевали между собой.
Еще одной особенностью древнегреческой веры была вера в постоянное взаимодействие людей с богами. По мнению жителей Греции, боги не только были незнакомы со всем человеческим, но и сами часто спускались на Землю с Олимпа и даже вступали в контакт с людьми.
Таким образом, результатами этого соединения стали герои — полубоги, полубоги, дети божества и человека, не бессмертные, но обладающие великой силой. Одним из самых известных героев греческой религии был Геракл, сын бога Зевса и земной женщины-алхимика. Вопреки верованиям и традициям древних египтян, обожествлявших своих правителей и считавших жрецов высшей кастой, греки не относились к министрам с особым уважением.
Большинство обрядов и религиозных обрядов совершалось отдельно в каждой семье или общине главами домохозяйств или уважаемыми в обществе людьми, а оракулы (так греки называли своих жрецов), служившие при храмах, отвечали за совершение только самых крупных обрядов, требующих подготовки и специальных знаний.
Однако нельзя сказать, что оракулы считались в греческом обществе выше других людей — несмотря на некоторую обособленность их жизни и возможность общения с богами, закон и право греческого общества распространялись в равной степени и на мирян, и на верующих. У древних греков, как и у других народов, религия возникла из страха перед силами природы.
Когда первобытнообщинный строй греков стал заменяться рабством, религия отразила появление неравенства и появление знати. В Греции, как и в других древних странах, религия укрепляла господство угнетателей над угнетенными.
Мифологические сюжеты, связанные с культом Диониса, воспроизводились в мистических действиях и обрядах, исполнители которых как бы уподоблялись богам. Представление об этих культовых обрядах дает ряд представлений на так называемых ленейских вазах. Мы видим на них спутников Диониса — сатиров, силен, менад. Непременными атрибутами этих сцен являются небрида (шкура пантеры), опилки (посох Диониса) и столб, обвитый плющом, маска, козел как жертвенное животное Диониса.
Внешняя обрядовая сторона культа представлена в изображениях ваз, а внутреннее его содержание сводится к отождествлению умершего с умирающим и воскресающим богом Дионисом.
Изображение обрядов инициации, таинств почиталось греками как самое приличное и достойное украшение для ваз, используемых при погребении. Это было стремление освободить умершего от бремени земной жизни, от злого духа, который якобы сопровождал умершего от колыбели до могилы. При этом сюжеты росписи должны были свидетельствовать о том, что умерший был посвящен в таинство и удостоился вечного блаженства в загробной жизни.
Дионисийский и элевсинский символизм говорит о посвящении усопших в таинства жизни и смерти и возрождающей функции Матери-Земли. Образы Афродиты и ее фиаса готовятся к священному браку на другой стороне жизни. Сцены сражений: троянский цикл, гераномахия, амазономахия и др., воплощают идею вечной борьбы не на жизнь, а на смерть, в которой ни одна из этих сил не может одержать до конца победы.
Так, для погребального обряда боспорского населения характерны кремация и погребение, тризна как во время, так и после похорон, принесение в жертву хтоническим богам домашних животных, птиц и рыб, возведение курганов, типичных для древних греков и местных племен. Северное побережье Черного моря. Оказавшись на благодатной почве, эти черты сохранились на Боспоре до конца античности.
Некоторые обычаи сохранились и по сей день. Так, «Харон Оболь» встречается в погребениях на Керченском полуострове вплоть до XIX века.
В наши дни принято хоронить незамужнюю девушку в свадебном платье, как бы готовя ее замужество с божеством. Похороны по усопшему также проводятся в день похорон, девятый день отмечает годовщину его смерти.
Похороны – это, прежде всего, публичное действо, в котором важную роль играло социальное положение умершего и членов его семьи. Такие обряды, как траур, самобичевание, вывешивание стрижки на дверь в знак того, что умерший находится в доме, носили публичный характер и были направлены на демонстрацию почитания умершего как члена гражданского общества.
Соответственно, погребальный обряд должен был соответствовать положению умершего в обществе, этим можно объяснить строительство грандиозных погребальных сооружений и приношение богатых даров.
Таким образом, данные археологических исследований подтверждают сходство погребального обряда на Боспоре с эллинской погребальной традицией. Остатки захоронений подтверждают сведения о погребальном обряде древних греков, содержащиеся в письменных источниках греческих авторов. Последние, в свою очередь, иллюстрируют погребальный обряд и дают ценные подробности, дополняя данные археологии.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 РЕЛИГИОЗНЫЕ КУЛЬТЫ СКИФОВ
1.1. Из истории исследования скифской религии
Религиозные представления в древних доклассовых и раннеклассовых обществах обычно не составляли замкнутых догматических систем, но являлись органической частью общественного сознания.
Как древнейшая и наиболее удалённая от базиса форма идеологической надстройки религия была «фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, — отражением, в котором земные силы принимают форму неземных.
Фантастические образы, в которых «первоначально отражались только таинственные силы природы, приобретают теперь также и общественные атрибуты и становятся представителями исторических сил» .
Отметим также, что религия долгое время оставалась единственной формой выражения эстетических потребностей, моральных и этических норм, попыткой объяснения мира. Религиозные воззрения воплощены не только в верованиях и обрядах, но и в народных обычаях, праздниках, памятниках литературы и произведениях народного искусства.
Поэтому исследование религиозных представлений неразрывно связано, прежде всего, с исследованием иных надстроечных явлений, в частности социальной и этнической историей общества .
Исторически так сложилось, что скифская культура относится к числу наиболее ярких культур стенной полосы Евразии, поэтому интерес именно к вопросам идеологии скифских племён вполне закономерен, тем более, что в последнее время с открытием новых археологических памятников появилась возможность дополнить или по-новому осветить религиозные воззрения скифов.
В первую очередь, назрела необходимость обобщить и переосмыслить материал с точки зрения последних достижений в области изучения древних религий индоевропейских народов.
Как известно, ирано-язычие скифов доказано лингвистами ещё в прошлом столетии такими исследователями, как Ф. Мюллер, К. Мюлленгоф, В.Ф. Миллер. Все это дает нам возможность сегодня сравнивать религию скифов с древней религией иранских племён, отражённой в Авесте, древнеиндийской религией Вед, а также религией предков осетин, оставивших нартский эпос.
Таким образом, все перечисленные и последующие исследования лингвистов придали скифологии более надёжные основания. Особенно велико значение работ В.И. Абаева, собравшего обширный сравнительно-исторический материал и восстановившего на основе современного осетинского языка древнюю грамматику и словарный состав этого североиранского языка, родственного скифскому .
Не менее важно, что лля изучения скифской религии сегодня ученые не располагают собственно письменными источниками, т.е. текстами, написанными на скифском языке, что чрезвычайно затрудняет исследование.
Некоторые сведения имеются у античных авторов, которые, естественно, не могли с большой точностью передать чуждые им обычаи, поскольку писали о них с чужих слов. Это так называемые нарративные источники.
Из них наиболее ценные сведения о скифской религии содержатся в IV книге «Истории» Геродота, в отрывках из сочинений Псевдо-Гиппократа «О воздухе, водах и местностях», «Исторических библиотек» Диодора Сицилийского, в некоторых новеллах Лукиана, в «Аргонавтике» Валерия Флакка .
Немаловажным источником является и археологический материал, происходящий главным образом из захоронений. Погребальный культ у скифов был чрезвычайно развит, а поскольку в обрядах похорон отражались представления, связанные не только со смертью, но и прежде всего, с ритуалами «перехода» — венчанием, инвеститурой, посвящением, они могут служить источниками для исследования различных религиозных представлений .
Религиозные представления относятся к наиболее консервативной сфере идеологии, поэтому данные о скифской религии можно извлечь, как показывают исследования, из материалов, далеко отстоящих по времени от скифской эпохи. Это источники времён индоевропейской общности, в основном реконструируемые на основе более поздних (до середины II тыс. до н.э.), и древнеиранские.
Последние, конечно, представляют наибольшую ценность. Назовём, прежде всего, Авесту — свод религиозных гимнов, молитв и различных предписаний, записанный в среднеиранский период, но содержащий много древних, иногда периода индоиранской общности, представлений.
Некоторые сведения о религиозно-мифологических представлениях древних иранцев, прежде всего, можно извлечь из древнеиндийских ведических сочинений, в особенности Ригведы, и относящихся к ним Упанишад и Брахман .
Отметим также, что более поздние индийские и иранские религиозные тексты, и эпические произведения также содержат интересующие нас сведения, но они чаще всего могут быть выявлены специалистами лишь путём тщательного анализа текстов.
Реликты древнеиранских верований сохранились до нашего времени у ираноязычных народов Средней Азии. Особое место среди источников по религии иранцев, дошедших в устной передаче до наших дней, принадлежит, прежде всего, нартскому осетинскому эпосу.
Тем не менее, наряду с общеиранскими чертами в нём содержатся черты, сближающие его с эпосом европейских народов.
Ещё известный Ф. Энгельс писал, что «первоначальные религиозные представления, по большей части общие каждой данной родственной группе народов, после разделения таких групп развиваются у каждого народа своеобразно, соответственно выпавшим на его долю жизненным условиям» .
История изучения скифской религии неразрывно связана с состоянием изученности кардинальных проблем скифологии, прежде всего, происхождения скифской культуры. Долгое время в науке господствовала точка зрения о появлении иранского элемента в Северном Причерноморье с востока, из Ирана и Средней Азии, прежде всего, считавшейся древнейшим центром иранской культуры.
Наиболее полно эта точка зрения отражена в трудах М.И. Ростовцева.
Не менее важно, что в целом его определение скифской религии как иранской и утверждение о том, что скифы заимствовали внешнюю атрибутацию своих богов у восточно- греческого искусства Малой Азии, остаётся в силе.
М.И. Ростовцев на обширном археологическом и сравнительно-историческом материале впервые объяснил важнейшие памятники культового искусства Северного Причерноморья, что повлияло на дальнейшую интерпретацию этих памятников .