Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Региональное управление в сфере культуры
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ
КУЛЬТУРЫ… 7
1.1 Система регионального
управления в сфере культуры.. 7
1.2 Целевые программы как
инструмент государственной поддержки развития культуры.. 17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРИНЯТОЙ ПРАКТИКИ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
СФЕРОЙ КУЛЬТУРЫ… 24
2.1. Характеристика структуры,
принципов управления, механизма функционирования Министерства культуры и
туризма Рязанской области 30
2.2
Анализ управленческих процессов в сфере
регионального управления сферой культуры.. 35
2.3
Совершенствование регионального управления сферой культуры.. 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 75
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 81
Введение:
Актуальность темы исследования. Важнейшим фактором
динамичного развития страны и российского общества, развития общественных
отношений выступает эффективная
государственная политика в сфере культуры, выступающая в качестве
самостоятельного направления государственной деятельности, которым обусловлено
формирование социальных условий инновационного развития страны.
Управление
в сфере культуры современной России сегодня является одной из самых актуальных
тем. Государство обращает особое внимание на оптимальное развитие культуры,
непрерывно стремясь модернизировать систему управления. Утверждение
государством приоритетной позиции культуры призвано обеспечить более высокое
качество общества, его способность к гражданскому единству, к определению и
достижению общих целей развития, главными условиями реализации которых является
формирование нравственной, ответственной, самостоятельно мыслящей, творческой
личности и создание эффективной системы управления сферой культуры.
Региональная культура – это неисчерпаемое поле для
осмысления и развития. Известно, что она никогда не имела того отдельного
статуса и пафосного значения, которым обладали культура столичных и областных
центров. При этом культура вплетена в ткань региональной истории достаточно
естественно и сильно. Региональная культура имеет свое приобретает полноценное
содержание и смысл.
Современное
состояние государственной политики в сфере культуры может быть характеризована
через использование значительного числа регуляторов. Сложность государственного
управления сферой культуры определена тем, что полномочия в сфере культуры большей частью отнесены к
органам власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В
XXI веке политика в сфере культуры нашей
страны проводится в условиях принципиально новой общественной системы, трансформации
представлений о ценностях, поляризации расслоения общества, отсутствия
консолидирующей общенациональной идеи. В силу этого значение культуры и духовности,
не только отдельного индивидуума, но и всего в целом общества неизмеримо повышается.
Как раз культура, являющаяся социальным институтом, может обеспечить
консолидировать общества и государство на решение самых главных национальных задач,
общественную стабильность.
Изучение
современных научных публикаций по данной теме показывает на отсутствие
комплексного исследования имеющихся проблем государственного управления в сфере культуры и отсутствие поиска
направлений совершенствования государственного управления в ней. Выбор темы выпускной
работы обусловили актуальность этой проблематики, ее высокая практическая значимость,
а также ее слабая научная разработанность. Важность управления сферой культуры
на всех уровнях и определяет актуальность темы исследования.
Степень
научной разработанности проблемы. Вопросам управления сферой культуры на государственном
и муниципальном уровне уделяли внимание
известные авторы: Мухаев Р.Т., Шедько Ю.Н., Роик В.Д., Канаев О.А., Угрюмов
А.А., Шарков Ф.И., Мамедов О.Ю., при этом следует заметить, что большинство
авторов рассматривают структуру управления культурой, уделяя внимание органам
управления и их функциям, а также уделяют внимание законодательному
регулированию, при этом в специальной литературе отсутствует анализ
практических методов управления сферой
культуры на уровне регионов и муниципальных образований.
Практическим
методам управления на региональном и муниципальном уровнях управления уделяется
внимание в актуальных публикациях в средствах массовой информации.
Недостаточное
внимание к управлению региональной сферой культуры позволяет считать тему
исследования достаточно актуальной.
Объектом исследования в работе является Министерство
культуры и туризма Рязанской области.
Предмет исследования: региональное управление
сферой культуры.
Цель исследования: разработка мероприятий по совершенствованию регионального
управления сферой культуры Рязанской области.
Для
достижения поставленной цели, в работе решаются следующие задачи:
1. Охарактеризовать составляющие системы регионального
управления в сфере культуры.
2. Исследовать целевые программы как инструмент
государственной поддержки развития культуры.
3. Охарактеризовать структуру, принципы управления и
механизм функционирования Министерства культуры и туризма Рязанской области.
5. Проанализировать управленческие процессы в сфере регионального
управления сферой культуры.
6.
Предложить мероприятия по совершенствованию регионального управления сферой
культуры.
Для исследования использованы методы исследования:
индукции, дедукции, обобщений, расчетный и графический методы, метод опроса.
Информационную базу исследования составили законодательные
источники: Конституция РФ, Закон «Основы законодательства Российской Федерации
о культуре», «О библиотечном деле», «О музейном фонде РФ и музеях в Российской
Федерации», Национальный проект «Культура» на 2019-2024 гг., труды российских
теоретиков государственного управления: Мухаева Р.Т., Васильева В.М., Гимазовой Ю.В., Басалаева О.Г., Каменец А.В., публикации в специальных СМИ авторов: Адамовой
О.В., Гулян С.К., Чочиевой И.И., Махошевой С.А., Тупольской А.И. и других.
Эмпирическую базу работы составляют законодательные акты Рязанской области,
документы Министерства культуры и туризма, отчетность органов управления
культурой, материалы и отчетность, размещенные на официальном сайте
Министерства культуры и туризма Рязанской области.
Практическая значимость исследования состоит в
разработке мероприятий, направленных на решение проблем, сложившихся в
управлении сферой культуры Рязанской области.
Структура работы
включает введение, две взаимосвязанных главы, заключение, библиографический
список, приложения.
Во введении обосновывается актуальность
темы, оценивается степень научной разработанности проблемы, формируются цели и
задачи, раскрываются методологические основания, характеризуется практическая значимость выпускной
квалификационной работы.
Первая глава дипломной работы «Теоретико-методические
основы управления сферой культуры» посвящена исследованию сущности системы регионального
управления в сфере культуры, а также изучению целевых программ как инструмента
регионального развития в сфере культуры.
Во второй главе исследования «Анализ принятой
практики регионального управления сферой культуры» особое внимание уделено характеристика
структуры, принципам управления, механизму функционирования Министерства
культуры и туризма Рязанской области. Проведен анализ управленческих
процессов в сфере регионального
управления сферой культуры. Разработаны мероприятия по совершенствованию регионального управления
сферой культуры.
В
заключение представлены основные выводы по исследованию.
Заключение:
В соответствии с задачами выпускной работы, в первой
главе проведено теоретическое исследование, которое позволяет сделать выводы о
том, что в настоящее время региональное
управление развитием
культуры является составной
частью и логическим продолжением государственного управления социальной сферой, которая необходима для
продвижения гуманистических идеалов, которые позволяют выявлять склонности
и способности граждан, способствуют
удовлетворению индивидуальных
потребностей и интересов, позволяют развиваться человеческому фактору.
Основная
задача государственной политики в сфере
культуры состоит в формировании
условий, которые способны обеспечить
социальную стабильность. Сегодня всем понятно, что развитие сферы
культуры в Российской Федерации невозможно
без системного и комплексного
подхода.
Основным законодательным актом в сфере культуры
является закон «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» — нормативный документ,
которым определены правовые, организационно-экономические и социальные факторы развития сферы культуры.
Указанным законом приняты главные
принципы развития отечественного
законодательства в сфере культуры.
Органы управления при помощи нормативных правовых актов
регулируют порядок содержания имеющихся на территории учреждений культуры,
осуществляют реконструкцию и ремонт этих сооружений, осуществляют проведение
массовых культурных и зрелищных мероприятий.
Комплексным подходом в управлении сферой культурой является
программно-целевой метод, который используется на всех уровнях управления.
Использование программно-целевого управленческого подхода в развитии
сферы культуры выступает важным и современным фактором развития, поскольку
он базируется на выборе и поддержке развитие основных направлений сферы
культуры. Использование программных инструментов позволяет значительно улучшить
эффективность управления сферой и
способствует формированию благоприятных условий привлечения граждан местного
сообщества к духовному и творческому
развитию.
Таким
образом, рассмотрение управления сферой культуры Рязанской области позволяет
сделать выводы.
Для управления сферой культуры в Правительстве Рязанской
области создан орган управления, выполняющий полномочия по управлению сферой
культуры – Министерство культуры и туризма. Основная задача политики в сфере
культуры является создание условий для поддержания оптимальной творческой
активности граждан всех возрастов.
Руководит министерством культуры и туризма Министр, который
осуществляет руководство органом управления через функциональных заместителей.
Финансирование осуществляется из бюджета Рязанской области.
У Министерства культуры и туризма имеется сеть подведомственных учреждений культуры. Кроме
того, политика в сфере культуры реализуется через сеть муниципальных учреждений
культуры Рязанской области.
Приоритетом управления
в сфере культуры является формирование и сохранение единого культурного
пространства региона.
С целью управления сферой культуры Министерством культуры и
туризма используются административно-распорядительные, экономические,
социально-психологические и программно-целевой методы управления.
В 2021 году разработан проект Стратегии развития культуры в
Рязанской области до 2030 года, основными
задачами которой является решение кадровых проблем, формирование полноценной
инфраструктуры отрасли, внедрение передовых информационных и творческих
технологий в культурную деятельность, создание системы широкого информирования
населения о культурной жизни общества, поддержка некоммерческих организаций
сферы культуры.
Управленческая
деятельность в сфере культуры Рязанской области реализуется с учетом
сложившихся культурных традиций.
В
управлении культурой региона внимание сосредоточено на реализации комплексного подхода
для решения основных вопросов и задач в части развития культуры Рязанской
области. Важным методом управления является программно-целевой. В Рязанской
области реализуется государственная программа «Развитие культуры и
туризма в Рязанской области» главная цель которой — вовлечение граждан в культурную деятельность,
повышение востребованности нематериального культурного наследия, услуг в сфере
искусства.
Изучение результатов управления позволяет сделать выводы о
том, что имеются результаты развития сферы культуры: имеется расширение
масштаба театральной и музейной деятельности, хороший охват населения услугами
театрально-зрелищных, музейных учреждений; имеется положительная динамика
развития библиотечной деятельности. Ведется работа по реализации национального
проекта «Культура» в части развития материально-технической базы
образовательных организаций сферы культуры. В рамках реализации НП «Культура» в
Рязанской области работают региональные проекты «Творческие люди», «Нарядная
губерния», «Культура малой Родины», «Создание арт-центров сети «Грибница», в
рамках которых реализуется большой комплекс мероприятий разного уровня.
Проведенный анализ позволяет выделить проблемы в управлении
сферой культуры Рязанской области:
1. Отсутствие
развития культуры на основе активного волонтерского движения.
2. Отсутствие
оценки качества предоставляемых услуг учреждениями культуры.
3. Развитие
достаточного уровня цифровизации в учреждениях культуры.
Для развития управленческой деятельности в сфере управления
культурой предложен комплекс мероприятий.
Предлагается реализация Программы развития волонтерского
движения, которая включает создание
и реализацию курса «Навигатор волонтера» для работников учреждений сферы
культуры, открытие «Школы волонтера» для
привлечения и обучения граждан, желающих стать волонтерами. В рамках программы
предлагается открытие информационного портала «Волонтеры культуры».
Кроме того, в качестве начала активного волонтерского движения в работе
предложена реализация пилотных волонтерских проектов: «Культурный
квест», «Поэтический автобус», «Раскрась свой город», «Событийный туризм на
селе».
С целью повышение качества услуг, предоставляемых учреждениями культуры и досуга Рязанской
области предложено создание портала культуры Рязанской области. В работе
предложена структура нового портала и дано описание наполнения его страниц.
Информация для наполнения портала будет собираться командой портала, в которую
войдут представители учреждений и волонтеры, желающие работать для региона.
Наличие подобного портала будет
способствовать повышению активности населения, которое будет оперативно
получать информацию от учреждений, быть в курсе их достижений, кроме того, на
портале предусмотрена возможность оценки качества предоставляемых муниципальных
услуг, в результате анализа которых Министерство культуры и туризма сможет корректировать свою работу учреждений,
работающих в сфере культуры.
В работе предложен механизм проведения независимой оценки
качества услуг на портале культуры, через формирование специального ресурса, на
котором каждый желающий может сделать оценку качества услуг, предоставляемых
ему на территории Рязанской области.
Еще одним мероприятием в сфере развития культуры предлагается активное использование
цифровых технологий в деятельности библиотек.
Предлагается библиотекам развивать интернет- присутствие в
сети через открытие личных кабинетов пользователей. Предложены варианты
наполнения сервисов для кабинета пользователя и пути развития услуг библиотек в
виртуальном пространстве.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ КУЛЬТУРЫ 1.1 Система регионального
управления в сфере культуры В
общем виде современная культура выступает отражением исторически сложившегося
уровня развития общества, проявляющийся в формах и видах реализации способностей и творческих сил человека, а
также в созданных человеком культурных ценностях.
Политика
в сфере культуры представляет собой основанную на общественном согласии
систему представлений о надлежащем состоянии культурной жизни, формирование
возможностей по исполнению собственных законов культурного развития на
основании неких критериев общественных ресурсных возможностей на всех
исторических этапах[1].
Из
представленного определения следует выделить основную цель государственной
политики в сфере культуры – обеспечение благоприятных условий, всесторонняя
помощь функционированию и развитию производства, потребления, распространения
и сохранения культурных ценностей, другими словами, всесторонняя поддержка
культурной деятельности, ведущая к её развитию и решению проблем.
Российское
общество определено наличием огромного количества культурных потребностей,
социальных групп, формирующих спрос на услуги, которые порождают многообразные
типы культурных организаций.
Кроме
того, проведение государственной политики предусматривает некоторую
особенность, заключающуюся в том, что реализация культурных услуг допустима
только при наличии соответственных организаций, которые способны предоставлять
эти самые услуги[2]. [1] Басалаева,
О. Г. Основы государственной культурной политики Российской
Федерации : учебное пособие для вузов / О. Г. Басалаева,
Т. А. Волкова, Е. В. Паничкина. — М.: Юрайт, 2021 С.68. [2] Государственное и муниципальное управление : учебник и практикум для
вузов / С. Е. Прокофьев [и др.] ; под редакцией С. Е. Прокофьева, О. В.
Паниной, С. Г. Еремина, Н. Н. Мусиновой.
– М.: Юрайт, 2020. С.347