Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Экономические науки ГМУ

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Реформа местного самоуправления и проблемы ее реализации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 6

1.1. История реформирования местного самоуправления 6

1.2. Сущность, понятие и роль местного самоуправления 14

1.3. Правовое регулирование деятельности местного самоуправления в России 23

2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ 31

2.1. Система и структура органов местного самоуправления 31

2.2. Полномочия органов местного самоуправления в России 37

2.3. Анализ деятельности органов местного самоуправления на примере Администрации Чертковского сельского поселения Ростовской области 45

3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕФОРМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ 56

3.1. Проблемы реформы местного самоуправления в России 56

3.2. Перспективы реформирования местного самоуправления в России 61

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76

  

Введение:

 

На современном этапе развития Российского государства особое внимание уделяется вопросам организации управления территориями. Согласно основному закону — Конституции Российской Федерации , имеет место быть распределение управления между субъектами федерации и местным самоуправлением. Местное самоуправление представляет собой один из важнейших институтов современного общества. Сегодня оно является одновременно формой самоорганизации граждан и — в этом качестве — составной частью гражданского общества, уровнем публичной власти (инструментом демократического участия граждан в управлении общими делами) и элементом рыночной экономической системы, восполняя пробелы рынка в части оказания услуг жителям и координации хозяйственной деятельности). Для граждан Российской Федерации местное самоуправление понимается в качестве весьма объективной и необходимой реальности, что необходимо учитывать. Конституция Российской Федерации гарантирует наличие местного самоуправления на всей территории страны, вне зависимости от региона, что имеет особую практическую значимость.

Местное самоуправление представляет собой одну из форм реализации народом принадлежащей ему власти. Местное самоуправление принято считать именно децентрализованной формой управления, для которой свойственна и некоторая доля самостоятельности. В качестве основного, базисного признака местного самоуправления выделяют автономность местных органов, которые как раз и выступают органами местных самоуправляющих территориальных сообществ. Местное самоуправление основывается на том, что признается свобода полномочий местных сообществ, а также союзов.

Местное самоуправление, являясь относительно новым институтом, представляет собой интерес, как с теоретической, так и с практической стороны. Так, часть исследователей полагают, что положения российского законодательства, регулирующие особенности местного самоуправления в России до сих пор носят весьма поверхностный характер. Кроме этого, на практике весьма часто возникают вопросы, связанные с определением сущности местного самоуправления, а также разграничением полномочий органов местного самоуправления и государственных органов.

Объектом исследования выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, возникающие в процессе реформы местного самоуправления.

Предметом исследования выпускной квалификационной работы является местное самоуправление и проблемы его развития.

Целью выпускной квалификационной работы является комплексный анализ местного самоуправления и обоснование перспектив его реформирования.

Задачи выпускной квалификационной работы:

— изучить историю реформирования местного самоуправления;

— раскрыть сущность, понятие и роль местного самоуправления;

— рассмотреть правовое регулирование деятельности местного самоуправления в России;

— проанализировать систему и структуру органов местного самоуправления;

— охарактеризовать полномочия органов местного самоуправления в России;

— провести анализ деятельности органов местного самоуправления на примере Администрации Чертковского сельского поселения Ростовской области;

— выявить проблемы реформы местного самоуправления в России;

— определить перспективы реформирования местного самоуправления в России.

При исследовании реформы местного самоуправления использовалась совокупность общенаучных (анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, сравнение) и частнонаучных (формально-юридический, системный, функциональный, сравнительный) методов познания.

Автором изучены учебная литература, монографии, материалы конференций, диссертации, научные статьи исследователей, которые в своих научных трудах касались вышеобозначенной проблематики.

Нормативную базу выпускной квалификационной работы составили Конституция РФ, кодексы, международное законодательство, федеральные законы РФ.

Теоретическое значение темы выпускной квалификационной работы состоит в расширении научного представления о современном состоянии реформы местного самоуправления и поисках путей повышения эффективности организационно-правовых основ деятельности органов местного самоуправления, что может способствовать дальнейшему изучению этой проблемы.

Практическая значимость темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что основные положения данной работы были апробированы при чтении лекции в курсе «Органы местного самоуправления».

Структурно выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенное исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых задач позволило сделать основные теоретические и практические выводы и предложения в рамках представленной темы.

1. Местный орган власти возник еще с начала существования российского государства и, конечно же, менялся с каждой эпохой. Очевидно, что и в настоящее время в России местное самоуправление продолжает изменяться и занимать свое определенное место в публичной власти. На наш взгляд, принимая во внимание исторические особенности развития данного института и весь накопленный им за многовековую историю опыт возможно создать эффективную, отвечающую современным потребностям общества структуру местного самоуправления.

2. Органы местного самоуправления — это органы самоуправляющихся территориальных сообществ, каковыми, по сути, являются муниципальные образования. Данные органы формируются непосредственно населением либо представителями населения (представительным органом) и несут ответственность за ненадлежащее осуществление своих полномочий, прежде всего перед жителями муниципального образования. Им принадлежит особое место в демократической системе управления обществом и государством, и оно определяется, прежде всего, тем, что наличие органов самоуправления обеспечивает такую децентрализацию системы управления, которая делает эту систему наиболее пригодной к обеспечению интересов населения на местах с учетом исторических и иных местных традиций.

3. В структуру правовой основы самоуправления входит нормативно-правовые акты различных уровней властей: федеральные, региональные и муниципальные. При формировании правовой основы необходимо учитывать лишь системный подход, так как при ином подходе невозможно будет охватить такое множество законодательных актов.

С принятия ФЗ от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» прошло уже почти 20 лет, однако за это время так остались и не урегулированы вопросы правового обеспечения и правового регулирования местного самоуправления. Данные пробелы рассматриваются как в научном сообществе, так и в правоприменительной деятельности. Это связано с тем, что система местного самоуправления на сегодняшний день далека от совершенства.

4. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в совокупности с другими нормативными правовыми актами устанавливает различные варианты осуществления местного самоуправления, которые будут распространяться на руководителей и органы, которые входят в структуру местного самоуправления. При этом от выбора той или ной деятельности зависит порядок осуществления их полномочий и статуса, который регулируется на законодательном уровне, а также относится к ведению местных сообществ и закрепляется в уставах соответствующих муниципальных образований.

5. По нашему мнению, местное самоуправление сильно ограничено полномочиями высших органов государственной власти, что препятствует совершенствованию муниципального управления, и, следовательно, не дает возможностей к укреплению автономии. Правовая поддержка государства и создание условий для развития системы местного самоуправления должны стать приоритетными в государственной политике, чтобы добиться необходимой сбалансированности системы взаимных прав, обязанностей, полномочий и ответственности федеральных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Для снижения возлагаемой на муниципальные органы дополнительной нагрузки, возникающей в процессе взаимодействия органов государственной власти с органами местного самоуправления, следует установить формы контроля за деятельностью муниципальных служащих со стороны федеральных органов государственной власти. Кроме того, следует наделить федеральные органы государственной власти правом участия в решении ряда обладающих государственной важностью вопросов местного значения и определить пределы государственного регулирования данных вопросов.

6. Администрация Чертковского сельского поселения Ростовской области является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом муниципального района.

Администрация Чертковского сельского поселения Ростовской области обладает правами юридического лица и действует на основании Устава.

В Администрации Чертковского сельского поселения Ростовской области используется линейно-функциональная структура управления с элементами дивизиональной. Руководитель Чертковского сельского поселения Ростовской области осуществляет общее руководство.

С октября 2021 года в Чертковском сельском поселении новый депутатский состав.

7. Сейчас Россия переживает период, когда присутствует множество препятствий для развития местного самоуправления в провинциях Российской Федерации:

— несоответствие существующих полномочий органов МСУ и денежных средств, необходимых для реализации этих полномочий;

— неправильно организованная система оформления вещных прав и договоров, предметом которых выступает земля;

— множество неразрешенных проблем в сфере ЖКХ;

— сдерживание экономического развития МО;

— множество проблем, существующих в окружающей среде.

8. Необходимость в реформе местного самоуправления есть, и ее надо последовательно осуществлять.

Муниципальная власть должна быть максимально приближена к населению, удовлетворять его потребности. Необходимо совершенствовать уже зарекомендовавшие себя и апробированные формы участия населения в местном самоуправлении. Поселенческий уровень очень важен для граждан, границы территорий муниципальных образований должны быть соразмерными и оптимальными для решения местных задач и полномочий. Крепкая власть на местах при поддержке и участии населения — гарантия надежности и опора для государственной власти. В противном случае подобные преобразования могут негативно отразиться на осуществлении истинного местного самоуправления, которое будет находиться уже в единстве с государственной властью, а не с населением.

Важнейшим фактором эффективности функционирования органов местного самоуправления в современных условиях является активизация участия населения в принятии и реализации решений по вопросам местного значения, в связи с чем необходимо ставить целью муниципальной реформы сближение местной власти и населения и претворять ее в жизнь посредством формирования соответствующей правовой базы, поскольку стабильное и сильное местное самоуправление залог развития сильного государства.

Таким образом, эффективному развитию местного самоуправления мешают такие проблемы государственного масштаба как недостаток финансово-материальных ресурсов. Проблема централизованного распределения финансов, сложность формирования внутреннего капитала, отток населения из неперспективных регионов не позволяют решить проблему финансового обеспечения. Проблема развития производства, предпринимательства, экономики является также результатом экономической отсталости регионов.

Многие из проблем возможно решить исключительно на законодательном уровне, однако историческое развитие России показывает, что любое реформирование осуществляется долго и тяжело. Обусловленность же местного самоуправления близостью к власти народа, требует четкой и отлаженной работы этого механизма. Современные тенденции укрупнения регионов, отсталость сельских регионов, некомпетентность кадров в субъектах управления не способствуют развитию местного самоуправления как института народовластия.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

1.1. История реформирования местного самоуправления

В современной науке не сформировалось общего взгляда относительно периодов реформирования отечественного самоуправления. Несколько ученых относят возникновение общинного самоуправления в Российском государстве к периоду развития и формирования коллективного строя у славян, организации производственных общин в союзы, муниципальные селения, распределения правительства на основную и районную.

Главные концепции теорий в российском праве принадлежат В.Н. Лешкову и А.И. Васильчикову. Так, В.Н. Лешковым были взяты за основу идеи самобытности отечественной общины, т. к. община в России имела неотъемлемые права . Ученый активно отстаивал идею независимости местной власти от государства. В ряде случаев с ним можно согласиться, т. к. сам орган имеет самостоятельную функцию и не нуждается в надзоре.

Что касается А.И. Васильчикова, то он противопоставил местное самоуправление государственному порядку, считая последний слишком бюрократическим . Ученый придерживался мнения о чуждости местного самоуправления политике, т. к. у него другая, особая цель и сфера деятельности.

Значительный вклад в развитие общегосударственной концепции внес знаменитый досоветский деятель науки, юрист Н.И. Лазаревский. Местное управление определялось им как система государственного управления, которое является децентрализованным. Причем действенность модели была подкреплена наличием юридических гарантий, задачей которых являлась охрана самостоятельности местной власти, а также обеспечение ее взаимосвязи с населением определенной местности .

Становление местного самоуправление происходило в несколько этапов. Впервые признаки местного самоуправления были отмечены у древних славян при общинном строе. Предшественником общинного строя — родовой строй, смена которого обусловлена следующими факторами:

1. Территориальным. Славяне подвергались частым нападкам со стороны греков и римлян, у которых на тот момент был общинный строй. Постоянный контакт с ними помог славянам осознать необходимость перехода на другой тип общественного устройства.

2. Производственным. Славяне понимали, что для существования необходимо самим создавать продукты первой необходимости, строить жилье, что послужило дальнейшему объединению людей по интересам и организации производственный общин, таких как сотни, «черные люди» и т. д.

Такая форма организации деятельности дала возможность взаимодействовать с другими странами в рамках торговых отношений и стала началом производственного общинного самоуправления.

Тем не менее, славяне все равно боялись за свою безопасность, поэтому были созданы городские общины. Данная потребность была также обусловлена развитием разделения труда. Община, с точки зрения управления и власти, представляла единицу самоуправления. Производственные общины в городах были распределены по территории, то есть у каждой производственной общины была своя улица или конец.

Члены общин занимались также управлением делами общественности. Местное самоуправление осуществлялось в вечевой форме. Вече было во главе города, который образуется объединением племен. Городское вече выступает центром, который принимает более масштабные решения по всем направлениям жизнедеятельности, распространяющиеся на весь город. В состав вече входят представители производственных общин. На каждой улице города было также вече, которое выступает местным органом самоуправления. Отношения между этими двумя органами власти основывались на принципе подчиненности, который проявляется в правовой основе деятельности вече улиц .

Таким образом, управление в городе осуществлялось в двух формах:

— непосредственной демократии (население участвовало в вече);

— представительная демократия (в городское вече выбирались представитель производственных общин).

Следующий этап развития местного самоуправления ознаменован крещением Руси, данное событие привело к появлению новых общин, связанных с религией. Появились также другие виды производства, что создало необходимость изменения территориального устройства, появились младшие города, пригороды, селения, волости, погосты, которые являлись основой местного самоуправления. Как и раньше местное вече каждой административной единицы подчинялось вече старшего города.

Произошли изменения в условиях участия в вече, для этого необходимо быть частью производственной общины. Но появились ограничения на право входа в состав общины в виде имущественного ценза.

Местное самоуправление теперь осуществлялось должностными лицами, избираемые на вече на соответствующую территорию. Должностные лица играли роль исполнителей, тогда как вече принимала какие-то более масштабные решения в области местного самоуправления .

Во времена правления Ивана Грозного земские и губные старосты, избираемые населением, имели достаточно широкие полномочия, хотя и выполняли по преимуществу поручения центральных властей. В отличие от губных, земские учреждения не имели всесословного характера: от участия в них были отстранены служилые люди. Помимо этого, остро чувствовалась необходимость укрепления местных органов, наместники и волостели не могли в полной мере осуществить свои функции, т. к. не понимали специфики работы. Крестьянская община наряду с городской являлась равноправной, исходя из этого, все выборные должности считались «государственными». Важно подчеркнуть, что полномочия земских властей распространялись на все ветви управления: полицейское, финансовое, экономическое. Осуществляли они и судебную власть.

Таким образом, середина XVI в. отмечена образованием учреждений сословно-представительного характера, отдаленно напоминающих органы местного самоуправления.

Что касается периода правления Петра I, то в Москве им была учреждена Бурмистерская палата, а в других городах — земские избы и бурмистры. В 1699 г. были изданы указы об учреждении палаты, которая позже стала называться Ратушей. Если изначально ее можно рассматривать как центральный координирующий орган, то бургомистры и ратманы, выбираемые населением городов, выступали в качестве представителей местного самоуправления. Помимо этого, в 1708 г. было создано 8 губерний, а к концу его правления их число достигло 12. Во главе губернии стоял губернатор, однако не вся власть находилась у него в руках, руководили и коренные чиновники. Но после кончины Петра I стала вновь применяться концепция назначения госслужащих .

Таким образом, в ту эпоху основной элемент самоуправления отсутствовал, вследствие чего можно утверждать, что реального самоуправления в тот период не существовало. Основываясь на этом, можно предположить, что, сохранив эту систему управления, можно было бы избежать дальнейших преобразований и изменений в данной отрасли, оставить палату и губернии.

Следующим этапом развития местной власти были губернская и городская реформы Екатерины II. С принятием Грамоты на права и выгоды городов Российской империи появились губернские и уездные дворянские собрания, городские думы, приказы общественного призрения, земские суды. Однако вся система самоуправления, как и прежде, строилась по сословному принципу и функционировала под строгим контролем государственных чиновников: городничих, полицмейстеров и др. После завершения правления Екатерины II процесс снова пошел вспять. Ни одна из реформ не создала системы местного самоуправления в современном смысле этого понятия, но сформировался достаточно действенный механизм с элементами сословного местного представительства.

Значение реформ Петра I и Екатерины II достаточно трудно оценить: если главной задачей Петра I являлись попытки призвать общество к самодержавию и самодеятельности, то издаваемые Екатериной II указы были главным образом направлены на создание местного общественного управления и централизацию власти. На основании этого можно сказать, что именно при Екатерине II начало зарождаться муниципальное право .

Новым этапом в формировании самоуправления в России оказались земская и городская реформы Александра II. На основании Положения о земских учреждениях создавались выборные собрания, которым поручалось общее заведование местными хозяйственными делами, включая школы, больницы, дома призрения. Органами городского управления были назначены дума и управа, но одновременно с ними на местах существовали и органы государственной власти. Свою деятельность земские и городские управы осуществляли под контролем министра внутренних дел, без подчинения местной организации.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы