Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Методика преподавания русского языка в начальной школе

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Речевые ошибки как дидактический материал на уроках русского языка во 2 классе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава Ⅰ. Лингвистические и психолого-педагогические основы развития речи младших школьников 7

1.1. Культура речи и ее составляющие 7

1.2. Речь и речевая деятельность младших школьников 13

Выводы по главе Ⅰ 19

Глава Ⅱ. Классификация речевых ошибок детей и использование их как дидактический материал 20

2.1 Классификация речевых ошибок и причины их возникновения 20

2.2. Сопоставительный анализ программ и учебников русского языка для начальной школы 27

Выводы по главе Ⅱ 35

Глава Ⅲ. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы 37

3.1. Выявление типичных речевых ошибок в письменной речи учеников 2 класса 37

3.2. Методика работы с речевыми ошибками как дидактический материал на уроках русского языка во 2 классе. 42

3.3. Опытная проверка эффективности разработанного комплекса упражнений по использованию детских ошибок как дидактического материала на уроках русского языка во 2 классе 49

Выводы по главе Ⅲ 53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60

ПРИЛОЖЕНИЕ 66

  

Введение:

 

Актуальность исследования определяется современными концепциями перестройки образования в направлении обеспечения всестороннего развития личности. Особая роль в этом процессе принадлежит начальному звену обучения, где целенаправленно выявляются и развиваются способности ребенка, формируются умения и желание учиться, создаются условия для ее самовыражения в различных видах деятельности.

В условиях национального и социально-культурного возрождения интеллектуального и духовного потенциала, расширения сферы функционирования русского языка как государственного особое значение приобретает культура речи младших школьников – важнейшего средства общения, воспитания и всестороннего развития личности. В российской системе образования принят и функционирует ряд документов, которые определяют пути реализации задач в области языкового образования: ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», действующие программы по русскому языку. В данных нормативных документах отмечено, что среди наиболее актуальных задач современной начальной школы – формирование языковой культуры учащихся [2]. Проблема культуры речи учащихся начальной школы, воспитание их как личностей не может быть решена без учета норм литературного языка, речевого этикета, которые играют значительную роль в оценке ситуаций с вербальной и невербальной коммуникацией. Уровень воспитания, культуры ученика проявляется в манере говорить, умении выражать мысль устно и письменно.

Одно из направлений обучения языку – работа над речевыми ошибками [1].

Анализ научной литературы по исследуемой проблеме дал основания сделать вывод, что предупреждения и исправления ошибок неотделимы от всей системы работы учителя по обучению языку. Такая система разрабатывается на основе дифференциации конкретных типов ошибок и изучения причин возникновение каждого из них.

Опытные учителя-практики настраивают детей на осмысление языковых норм, учат их следить за правильностью, точностью, разнообразием, выразительностью языковых средств. В то же время наблюдение за учебным процессом в начальных классах показали, что предупреждение ошибок, проводится не всегда систематически, чаще фрагментарно. Кроме того, отсутствие единой классификации ошибок в методической литературе затрудняет работу учителя в указанном направлении.

Вопросами речи занимались такие ученые как: В. А. Добромыслов, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А. В. Ястребов, А. И. Кузнецов, Ю. В. Фоменко, П. Г. Черемисин, М. Р. Львов, С. Н. Цейтлин, М. Н. Кожина, А. А. Ховалкина, Л.В. Щерба, Д.Э. Розенталь, Г.О. Винокур, В.В. Виноградов, В.И. Чернышов, А.Р. Лурия и другие.

Вопрос о речевых ошибках был и остается дисскуссионым. Этой проблемой занимались: Т.А. Ладыженская, М. Р. Львов, С. Н. Цейтлин.

Так же, как и вопросы, касающиеся развития речевой культуры младших школьников: М.Р.Львов, Т.А. Ладыженская, Г.И. Сорокина, М.С. Соловейчик, О.М. Казарцева.

Итак, обращение к теме данного исследования обусловлено тем, что с одной стороны, речевые ошибки среди младших школьников – достаточно распространены и не всегда сами дети могут их найти и исправить, с другой стороны – методика работы с речевыми ошибками школьников требует особого подхода, т.к. в связи с их разнообразием, необходимы специальные средства, приемы, методы, которые будут способствовать повышению речевой культуры младших школьников.

На данный момент учеными представлены различные классификации речевых ошибок и недочетов (С.Н. Цейтлин, М.С. Соловейчик, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов), обоснованы методы и приемы, связанные с анализом речевых недочетов (С.Н. Цейтлин, Т.А. Ладыженская). Однако единой классификации детских речевых ошибок пока нет, что осложняет работу учителя в данном направлении.

Систематическая работа по формированию и совершенствованию речевой культуры в процессе работы с ученическими речевыми ошибками остается актуальной и в то же время недостаточно исследованной, что обусловило выбор темы исследования «Речевые ошибки как дидактический материал на уроках русского языка во 2 классе».

Объект данного исследования – процесс речевого развития младших школьников.

Предмет исследования –речевые ошибки младших школьников и их специфика.

Цель исследования – научно обосновать и экспериментально проверить эффективность использования детских речевых ошибок в качестве дидактического материала при формировании грамотности и речевой культуры учеников.

Гипотеза исследования: речевые ошибки младших школьников, могут послужить достаточным и эффективным дидактическим средством в формировании грамотности и повышения речевой культуры при условии:

— систематичности проведения определенного комплекса упражнений;

— учета возрастных особенностей;

— использовании специально отобранных дидактических материалов.

Соответственно цели определены следующие задачи исследования:

— изучить лингвистическую литературы по теме исследования;

— описать сущность понятий «культура речи», «речь», «язык» и «речевая деятельность»;

— охарактеризовать основные виды детских речевых ошибок и причины их появлений;

— изучить программы начальной школы по русскому языку и найти упражнения, связанные с развитием культуры речи и включающие детские речевые ошибки;

— провести экспериментальное исследование уровня речевой культуры младших школьников во 2 классе;

— описать систему работы над повышением уровня культуры речи младших школьников во 2 классе на уроках русского языка через использование детских речевых ошибок;

— сформулировать выводы об особенностях работы на уроках русского языка в начальной школе, связанных со снижением частоты употребления ошибок в речи ребенка.

Основными методами стали:

— теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, изучение материалов учебно-методической литературы, сравнительно-сопоставительных анализ различных историко-педагогических взглядов;

— эмпирические: наблюдение, педагогический эксперимент;

— статические: качественные и количественные методы обработки данных.

Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

База опытно-экспериментальной работы – ГБОУ «Школа №1015», 2 «Е» класс.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ научной литературы, позволил сделать вывод, что проблема культуры речевой деятельности учащихся начальной школы, воспитание их как личностей не может быть решена без учета норм литературного языка, речевого этикета, играющих значительную роль в оценивании ситуаций с вербальной и невербальной коммуникацией. Уровень воспитания, культуры ученика проявляется в манере говорить, умении выражать мнение, внимательно слушать собеседника, обладать силой голоса и интонацией, в богатстве речевого этикета.

Итак, одной из особенностей речевой деятельности является поэтапность: от знаний (осознания нормы) до первичных умений и их автоматизации (перевода в навык) и на этой основе – до формирования вторичных умений в процессе речевого акта – говорения.

Лексические нормы, как и другие виды норм, характеризуются стабильностью и консервативностью, однако им присуща и определенная подвижность. Лексические нормы отражают и кодифицируют прежде словари, которые делают эти нормы доступными для широкого круга говорящих. Однако отклонения от норм словоупотребления в практике широких имеют многочисленные. Это объяснимо несколькими причинами: во-первых, каждый словарь отстает от живой языковой практики минимум на 30 лет, поэтому на момент своего выхода содержит значительную часть устаревшей лексики; во-вторых, сужение сферы использования русского языка в советское время, что привело к массовой русификации населения. Нарушение норм правильного словоупотребления считается речевой ошибкой.

Формирование культуры речевой деятельности младших школьников составляет целостный упорядоченный процесс, который характеризуют содержание, принципы, средства, методы и приемы обучения. Это органическое сочетание системы стилистической работы с изучением лексики, морфологии и синтаксиса, комплексный подход к формированию речевых умений и навыков.

В процессе наблюдения за учебным процессом, было выявлено, что среди речевых ошибок у младших школьников преобладают лексические и стилистические ошибки, что подтвердило наше наблюдение за уроками и позволило составить свой перечень речевых ошибок, которые наиболее свойственны второклассникам: повторы, употребление слова в неточном смысле как следствие неправильного понимания его значения или смысловых оттенков, нарушение общепринятой сочетаемости слов, употребление слов без учета их эмоционально-экспрессивной и оценочной окраски. В том числе и ошибки в построении словосочетаний и предложений.

Анализируя УМК «Школа России» и УМК «Гармония» по русскому языку для 2 класса, было выявлено, что в обоих комплектах учебников есть упражнения на развитие связной речи учащихся. Все упражнения в УМК «Школа России», «Гармония» направлены на решение лексических и грамматических задач. Кроме того, в УМК «Гармония» присутствуют упражнения с использованием детских речевых ошибок как дидактического материала.

Младшие школьники, выполняя упражнения из УМК «Школа России» и УМК «Гармония» приобретают следующие умения и навыки: поддерживать диалог; осознанно читать и передавать доступные тексты; логично и последовательно выражать свои мысли в устной форме; строить и записывать предложения, разные с целью высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и интонацией (восклицательные и невосклицательные); восстанавливать деформированные предложения и тексты; составлять и записывать небольшие по объему (2-3 предложения) тексты на тему.

В целом, рассматривая лингводидактический потенциал использования речевых ошибок, стоит отметить, что вариантов работы с ним много: исправление ошибок, составление словосочетаний, продолжений, написание сочинения по конкретной теме.

После проведенной нами работы в экспериментальном классе, ученикам повторно было предложено выполнить контрольные упражнения. показатели детей из контрольного класса, по-прежнему остались на среднем и низком уровне, зато показатели в экспериментальном классе значительно изменились: 70% учеников показали высокий уровень и 30% – средний уровень сформированности грамотности и речевой культуры.

Проведенное исследование дало возможность сделать следующие выводы: эффективность предотвращения ошибок в письменных работах учащихся начальных классов повысится, если работа будет основываться на достижениях лингвистической науки, а также специфических для уроков языка достижениях психолого-педагогической и методической наук; будет осуществляться целесообразная продуманная система работы, учитывающая возрастные и индивидуальные особенности учащихся, отработка соответствующих текстотворческих умений учащихся начальных классов будет осуществляться на основе целесообразной продуманной системы использования различных методов и приемов обучения, отвечающих современным требованиям.

Итак, говоря о полученных результатах в экспериментальном классе, следует отметить, что речевые ошибки как дидактический материал оказался эффективным средством в формировании и развитии грамотности и речевой культуры школьников.

Учащиеся экспериментальных групп, где велась работа по предлагаемой методике, продемонстрировали более высокий уровень сформированности указанных умений, что свидетельствует об эффективности методики, психолого-педагогического обеспечения и организации формирующего эксперимента. Работа над ошибками, допускаемыми учащимися, улучшает понимание ими текстов разных стилей, способствует формированию текстообразующих умений, навыков анализировать и редактировать собственные и чужие тексты на элементарном уровне. Результаты педагогического эксперимента выявили перспективы дальнейшего научного поиска.

Исследование помогло сделать следующие выводы: эффективность предотвращения ошибок в письменных работах учащихся начальных классов повысится, если будет осуществляться целесообразная продуманная система работы, учитывающая возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Работа над ошибками, допускаемыми учащимися, улучшает понимание различных текстов, способствует формированию текстотворческих умений, навыков редактировать и анализировать собственные и чужие тексты на элементарном уровне.

Результаты исследования дают основания для вывода о том, что сформулированную гипотезу можно считать подтвержденной, а поставленные задачи решенными.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава Ⅰ. Лингвистические и психолого-педагогические основы развития речи младших школьников

1.1. Культура речи и ее составляющие

Культура речи — это умение правильно говорить (и писать), подбирать выразительные средства в соответствии с целью и ситуацией общения, это система требований к использованию языка в речевой деятельности.

Анализ подходов к определению понятия «культура речи» (Л.В. Щерба, Д.Э. Розенталь и др.) свидетельствует о превосходстве нормативного подхода к культуре речи, представления речи в измерениях качественных характеристик, регулируемых социокультурной сферой. Вместе с понятием «культура речи» в теории и практике школьного обучения и воспитания используется термин «речевая культура», которая в психолого-педагогической литературе представлена преимущественно в лингводидактике.

Отметим, что разные ученые выделяют разные признаки речи. Так, некоторые ученые (Т.А. Ладыженская и др.) отмечают важность таких признаков, как: правильность, точность, чистота, уместность и коммуникативная целесообразность. Другие ученые (Б.Н. Головин, Д.Э. Розенталь и др.) выделяют: правильность, точность, богатство (разнообразие), чистота, выразительность, уместность. Считаем необходимым отметить, что нет единства в вопросе о том, какие признаки присущи хорошей речи.

Так, В. А. Белошапкова не выделяет такого признака речи, как логичность. Д.Э. Розенталь, Б.Н. Головин не разделяют это мнение и доказывают, что логичность является одним из признаков, при этом Б.Н. Головин объединяет ее с краткостью, а Т.А. Ладыженская считает, что для развития устной связной речи нужно обучать детей говорить ясно, убедительно, правильно, внятно и свободно [21]. Следовательно, следует согласиться с Д.Э. Розенталем, что «лингвистическая наука еще не обладает стройным, научно обоснованным учением относительно признаков речи» [40], а также и с Б.Н. Головиным, что «наука должна найти достаточно точные и обоснованные описания и определения основных качеств устной речи» [13]. Поэтому не вызывает удивления то, что и в методической литературе требования к речи трактуются по – разному, как и понятие ее нормы.

Норма речи − это проявление в речи «нормы языка» [3], то есть норма − категория языка. Литературная норма − одно из основных понятий культуры речи и стилистики. Соответственно понятие «культура языка» (и речь) норма литературного языка «это реальный, исторически обусловленный и сравнительно стабильный языковой факт, что соответствует системе, норме языка и составляет единственную возможность или лучший для данного конкретного случая вариант, отобранный обществом на определенном этапе его развития с соотносимых фактов общенародной (национальной) языка в процессе общения» [4].

Нормы, в свою очередь, определяются состоянием общества, его историей, традициями, национальным своеобразием, общечеловеческими ценностями. Исследователи подчеркивают, что только знания не обеспечат культуры общения, если ими не воспользоваться, а для этого нужны умения, которые приобретаются с опытом, психологическими средствами, с помощью определенных упражнений. Поэтому, по мнению ученых, культура общения – это приобретенные человеком знания, умения и навыки общаться, которые созданы, приняты и реализуются в конкретном обществе на определенном этапе его развития [20].

О.И. Даниленко констатирует, что на формирование культуры общения существенно влияют «внешние» социокультурные и «внутренние» психологические механизмы регуляции поведения, которые являются производными от требований социальной среды [14].

В структуре культуры речи можно выделить ее основные качества:

1. Точность речи.

Точным можно назвать такую речь, когда употребленные слова полностью соответствуют их языковым значениям − значениям, установившимся в речи в данный период ее развития. «Точность речи, − замечает Б.Н. Головин, — зависит не только от выбора слов, но и от умения или неумения автора строго сопоставить слово и предмет, слово и действие, слово и понятие» [13]. Точность предопределяется, во-первых, знанием объективной действительности, наблюдательностью говорящего, во-вторых, его умением соотнести свои знания языка с этой наблюдаемой объективной действительностью. Таким образом, точность достигается: 1) знанием предмета речи (ведь вначале мы познаем реальный мир, а потом высказываемся о результатах своего познания: познавательная способность человека зависит и от его опыта, и от приобретенных знаний в соответствующей области и в языке); 2) знанием языка, языковой системы всех ее уровней, овладением стилистическими ресурсами, языковыми средствами выражения эмоциональности и др.; 3) умением согласовать знания о предмете со знанием языка (то есть умением выбрать самую точную для конкретной ситуации общения название предмета, явления, процесса и т. д.) [6].

2. Логичность речи.

Логичность речи связана с содержательной и синтаксической организацией как высказывания, так и текста. Плохая речь является прежде всего свидетельством плохого мышления и лишь потом плохих знаний языка. Итак, чтобы научиться хорошо выражать мысли, надо научиться мыслить [49].

3. Богатство речи.

Богатство речи − коммуникативная признак, который возникает на основе соотношения «речь и язык». Язык народа богат и разнообразен, а речь индивидуальна и может быть богатой или бедной, однообразной или разнообразной. Развитие и обогащение языка зависят от языкотворчества народа, а развитие и обогащение индивидуальной речи − от овладения языковым богатством, усвоения его из уст народа, из художественной и публицистической литературы, из нормативной грамматики и тому подобное. Конечно, богатство и разнообразие) речи имеет особенности в зависимости от таких факторов: 1) является ли оно речью народа — или одного лица; 2) речью разговорно-бытовым или художественного произведения; 3) речью общенародным или отдельных социальных слоев населения; 4) речью ребенка или взрослого человека; 5) просторечным или репрезентирует определенный функциональный стиль литературного языка [10]. Различают некоторые разновидности речевого богатства. Среди них: лексическое, семантическое, синтаксическое и интонационное.

4. Уместность речи.

Уместность речи — коммуникативный признак, возникавший на основе соотношения «язык − условия общения». Уместность речи — необходимое качество хорошей речи, которая заключается в подборе такой организации средств речи, делающих речь соответствующей цели и условиям общения.

5. Выразительность речи.

Выразительность — коммуникативный признак речи, возникающий на основе соотношения «речь – познание». Понятие «выразительность» ученые трактуют в широком и узком значениях. По словам В.В. Соколовой, выразительность в широком понимании — это все те средства и приемы, с помощью которых у читателя возникает особый интерес и внимание к содержанию и форме речи [49].

В узком значении выразительность речи это — наиболее точное его соответствие содержанию, задачам и обстоятельствам речи. Выразительность речи обеспечивается, прежде всего, его логической точностью, правильным обозначением необходимого оттенка мысли. Кроме логической точности, как отметила ученая, необходима еще и точность эмоциональная, правильное выражение наших чувств, отношение к содержанию мысли или собеседника [12]. Выразительность речи, считает М.Р. Львов − это умение ярко, убедительно, сжато передавать мысли, это способность воздействовать на людей интонациями, отбором фактов, выбором слов, общим настроением рассказа [26]. По определению ученых важными средствами выразительности речи являются интонация, фразовые и логические ударения, темп речи, его тон, движение голоса по высоте, силе, тембру [25].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы