Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Речевое и психомоторное развитие дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 2

Глава 1. Теоретический обзор моторного и речевого развития
детей дошкольного возраста. 5

1.1. Понятие и основные характеристики моторного развития
детей дошкольного возраста. 5

1.2. Речевое развитие детей в дошкольном возрасте как
объект психологического исследования. 12

Выводы по главе 1. 25

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей речевого и
моторного развития дошкольников. 26

2.1. Методы и организация экспериментального исследования. 26

2.2. Анализ результатов исследования. 28

2.3. Обсуждение результатов. 35

Выводы по главе 2. 47

Заключение. 48

Список литературы.. 50

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Развитие ребенка обуславливается
процессом воспитания и обучения, которые будут учитывать сенситивные периоды
при построении эффективной системы воспитательной работы, позволяющие
максимально достигать поставленных целей.

При этом в каждый период формирования ребенка происходит
определенное воздействие со стороны окружающего мира на его психическое
развитие. Тем самым существует необходимость в создании благоприятных условий
для развития ребенка, приводящих к успешному умственному развитию и правильному
восприятию мира, которые опираются на речевое и психомоторное развитие.
Поскольку недостаточное речевое и психомоторное развитие детей вызывает ряд
трудностей, связанных с дальнейшим обучением детей в школе, актуальность и
важность рассмотрения данной темы работы не вызывает сомнений.

Степень изученности темы. Проблема психомоторного
развития в педагогике и психологии разрабатывалась преимущественно такими
педагогами как А. П. Усова, А. В. Запорожец, Н. Н, Поддьяков, Н. Н. Манасеина.
Заметный вклад в исследование этой проблемы внёс профессор Л. А. Венгер и его
ученики и последователи.

Особенности становления и развития
речи детей в дошкольном возрасте раскрываются в трудах таких исследователей как
А.М. Бородич, Л.С. Выготский, Н.Ф. Виноградова, М.М. Конина, С.Л. Рубинштейна,
Ф.А. Сохина и многих других. Исследователи в своих трудах отмечают,
что в период дошкольного детства происходят значительные изменения, в
частности, расширяется кругозор ребенка, совершенствуются его мыслительные
операции, появляются новые знания и умения, а, следовательно, расширяется
словарный запас.

Выдающие зарубежные учёные в области дошкольной
педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декорли), а также известные
представители отечественной дошкольной психологии и педагогики (Е.И. Тихеева,
А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и другие) справедливо считали, что речевое
и психомоторное воспитание, направленное на обеспечение полноценного развития,
являются основными сторонами дошкольного воспитания. Объектом исследования является процесс
моторного и речевого развития детей дошкольного возраста.

Предметом
исследования выступают особенности моторного и
речевого развития дошкольников.

Цель
исследования – изучение проблемы моторного и речевого
развития дошкольников.

Гипотеза
исследования: предполагается,
что современные дошкольники требует дополнительной работы со стороны педагога,
направленной на повышение уровня развития речи и моторного развития.

Поставленная
цель и выдвинутая гипотеза предполагают необходимость решить следующие задачи
исследования:

1. Определить
понятие и
основные характеристики моторного развития детей дошкольного возраста

2. Охарактеризовать
особенности речевого развития детей в дошкольном возрасте как объект
психологического исследования.

3. Организовать
экспериментальное исследование.

4. Проанализировать
результаты исследования.

5. Провести обсуждение
результатов.

Методы исследования:


теоретически анализ литературы по теме исследования,


эмпирическое исследование анализа речевой деятельности дошкольников,

— метод
качественного и количественного анализа результатов исследования.

Методики исследования:

— Моторное развитие:
Коробка форм, тест Лоретты Бендер

— Речевое развитие –
диагностические задания, разработанные В.П. Глуховым.

Теоретическая
значимость исследования: состоит в обзоре литературы по
проблеме онтогенеза речевого развития, уточнении понятия и видов психомоторного
развития и его значения в речевом развитии дошкольников.

Практическая
значимость исследования: заключается в исследовании проблем в формировании
речи и моторики дошкольников. Материалы дипломной
работы могут быть использованы воспитателями, работающими в дошкольных
образовательных организациях, студентами, обучающимися по данному направлению,
а также молодыми учеными, занимающимися разработкой схожей научной
проблематики.

База исследования: Нейрологопедический центр «Успех» Московская область, Мытищи.
В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста, в возрасте
6-7 лет, в количестве 20 человек (10 детей с задержкой психического развития и
10 человек с общим недоразвитием речи).

Структура
работы определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, двух
глав (теоретической и практической), заключения и библиографического списка.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким
образом, эффективное и полноценное психомоторное развитие ребенка протекает в
процессе психомоторного воспитания, при целенаправленном формировании эталонных
представлений о цвете, форме, величине, различных признаках и свойствах
предметов или материалов, их положении в пространстве и т.п. При психомоторном
воспитании происходит развитие всех видов восприятия, памяти и мышления, что в
свою очередь дает основу для развития умственной деятельности ребенка, в
частности речевого развития.

Современные психологические и психолингвистические
исследования говорят о том, что предпосылками развития речи выступают два
процесса, среди которых неречевая предметная деятельность самого ребенка,
которая заключается в расширении связей с окружающим миром посредством
чувственного его восприятия.

Вторым процессом является речевая деятельность взрослых и их
общение с ребенком, которое выступает как важная функция обогащения словаря.
Отметим, что изначально общение взрослого и ребенка происходит в одностороннем
порядке и носит эмоциональный характер, вызывая желание ребенка вступить в
контакт и выразить свои потребности. После общение взрослых переходит на
приобщение ребенка к знаковой системе языка при помощи звуковой символики. При
этом ребенок подключается к речевой деятельности сознательно, приобщаясь к
общению посредством языка.

Основная
задача любого воспитателя – речевое развитие дошкольников. Благодаря которому происходит
первоначальное становление коммуникативных умений ребенка. Полноценная реализация
данной цели – формирование к завершению дошкольного возраста универсального общения
малыша с людьми, которые его окружают.

В
первую очередь важность речевого воспитания обуславливается социальной значимостью
и ролью в формировании личности. Так, именно в процессе связной речи происходит
реализация основной, коммуникативной, функции языка и речи. В рамках социализации
приоритетным направлением выступает познавательное и речевое развитие дошкольников,
которое является важным условием для вхождения ребенка в социум. Отметим, что речевое
развитие является одним из средств формирования личности ребенка.

Также определено,
что психомоторное воспитание, которое направляется на обеспечение полноценного
сенсомоторного развития, выступает основной стороной дошкольного воспитания
детей. При этом важно учитывать фактор планирования занятий по ознакомлению
детей с цветом, формой и величиной предметов, выявляя их взаимосвязь с другими
видами деятельности. Так же необходимо учитывать принцип последовательности,
систематичности и вариативности.

Развитие
речи и психомоторное развитие является целенаправленной педагогической работой,
которая предполагает использование множества специальных педагогических методов
и собственных речевых упражнений ребенка. Отметим, что при работе с дошкольниками
необходимо использовать все средства развития, в частности, общение взрослого с
ребенком, культурную языковую среду, обучение родной речи и языку на занятиях и
в процессе игровой деятельности.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР МОТОРНОГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Понятие и основные характеристики моторного развития
детей дошкольного возраста

Период дошкольного возраста приходится на время
от трех до 6-7 лет и считается одним из совершенно особенных в развитии детей.
В это время у индивида начинает появляться внутренняя психическая жизнь и
формируется внутренняя регуляция поведения. Дошкольный возраст — это период
интенсивного умственного и физического развития ребенка, а также чувствительный
период психомоторного развития. Именно в дошкольном детстве у ребенка
развиваются двигательные качества, навыки, способности, которые в дальнейшем
служат основой для нормального физического и умственного развития.

В первые пять лет дети быстро растут и развиваются
по четырем основным направлениям развития. Это моторные (физические),
коммуникативные и языковые, когнитивные, социальные и эмоциональные области.

Двигательное развитие означает физический рост
и укрепление костей и мышц ребенка, а также способность двигаться и взаимодействовать
с окружающей средой. Двигательное развитие ребенка делится на две категории:
мелкая моторика и общая (крупная) моторика [9].

 Под
мелкой моторикой понимаются небольшие движения руками, запястьями, пальцами,
ступнями, пальцами ног, губами и языком. Общая моторика включает развитие
моторики мышц, которые позволяют младенцам держать голову, сидеть и ползать и,
в конечном итоге, ходить, бегать, прыгать и прыгать.

Типичное развитие моторных навыков следует
предсказуемой последовательности. Оно начинается с головы, шеи, рук и ног, а
затем к развитию ступней, пальцев рук и ног. Двигательное развитие важно на
протяжении всей ранней жизни ребенка, потому что физическое развитие связано с
другими областями развития. Например, если ребенок может ползать или ходить (общая
моторика), ему будет легче исследовать свою физическую среду, что в свою
очередь позитивно влияет на когнитивное развитие. Социальное и эмоциональное
развитие прогрессирует, когда ребенок может говорить, есть и пить (мелкая
моторика) [2].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы