Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Методика преподавания химии(педагогика

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему «Реализация межпредметных связей химии и астрономии в средней школе»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ХИМИИ И АСТРОНОМИИ 5

1.1. Межпредметные связи как педагогическая категория 5

1.2. Межпредметные связи в процессе изучения химии в общеобразовательной школе 9

1.3. Возможности реализации межпредметных связей между химией и астрономией 19

Выводы по 1-й главе 21

ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ С АСТРОНОМИЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ХИМИИ 22

2.1. Реализация межпредметных связей химии и астрономии в процессе изучения химии в 10-м классе 22

2.2. Реализация межпредметных связей химии и астрономии в процессе изучения химии в 11-м классе 33

2.3. Разработка методических рекомендаций для преподавателей с целью реализации межпредметных связей химии и астрономии в процессе изучения химии 46

Выводы по 2-й главе 48

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА И ПРОВЕДЕНИЕ УРОКА, ОСНОВАННОГО НА МЕЖПРЕДМЕТНОМ СВЯЗЫВАНИИ МЕЖДУ ХИМИЕЙ И АСТРОНОМИЕЙ 49

3.1. Оценка ученических компетенций в процессе реализации межпредметных связей между химией и астрономией 49

3.2. Подготовка и проведение педагогического эксперимента с целью реализации межпредметных связей между химией и астрономией 54

3.3. Анализ и оценка результатов эксперимента 59

Выводы по 3-й главе 64

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….64

  

Введение:

 

Актуальность. Предмет «астрономия» в школе был введён ещё в царской России Петром Великим. Тогда наука о небесных телах была обязательной в технических учебных заведениях.

В 19 веке в Российской империи астрономия объединялась с курсом физики в программе среднего школьного образования.

В Советском Союзе астрономия преподавалась по идеологическим соображениям — считалось, что астрономические познания привьют учащимся научное мировоззрение и уменьшат распространение религии. Кроме того, роль играла начавшаяся космическая гонка.

Но уже к концу существования Советского Союза преподавание астрономии в школе сошло на нет — во многом из-за экономического положения в стране и недостатка денежных средств.

В 1993 году в российских школах отменили астрономию, убрав её из списка обязательных предметов. Но наука о небесных телах осталась на уровне факультативных дисциплин — её продолжили изучать в отдельных учреждениях.

В 2017 году Министерство образования вернуло изучение астрономии в школы, но только для выпускных классов. Теперь задания по астрономии входят в ЕГЭ по физике.

Но при этом олимпиады по астрономии проходят для 5–11 классов — всей средней и старшей школы. Как правило, туда приходят дети, которые увлеклись наукой в раннем возрасте.

Безусловно астрономия в школьном курсе занимает определенное междисциплинарное положение в области естественных наук, поскольку и химия и биология, и физика обладают метапредметными связями с астрономической наукой.

Более того, после того как астрономию «вернули» в систему общего образования она является обязательным предметом в старшей школе, тогда как курс химии и биологии не является обязательным, а может быть выбран самостоятельно обучающимся. Посему астрономия позволит устранить и восполнить пробелы в естественнонаучных дисциплинах при их отсутствии в старшей школе (в химии и биологии).

Немаловажным аспектом является формирование естественнонаучной грамотности у обучающихся в процессе изучения курса астрономической науки, что является первоочередной задачей представленной на уровне ФГОС ОО.

Исходя из вышесказанного астрономия помогает формировать правильную и цельную естественнонаучную картину мира. Посему очень важно выявить эту межпредметную связь на уровне астрономии и химии.

Анализ имеющейся научной и научно-методологической литературы показала, что представленная тема недостаточно разработана, а значит нуждается в изучении.

Цель работы: определить возможности для актуализации межпредметных связей химии и астрономии и их практическом применении в процессе обучения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. Провести информационный поиск и анализ научной литературы посвященной проблематике исследования.

2. Оценить возможность установления межпредметных связей путем анализа программ по астрономии и химии.

3. Подготовить практические и методические разработки для проведения урочных и внеурочных мероприятий с использованием метапредметных связей, а также подготовить методические рекомендации для педагогов.

4. Оценить эффективность подготовленных разработок на практике.

Объект исследования: Межпредметные связи

Предмет исследования: Формирование межпредметных связей химии и астрономии.

Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:

— изучение и анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы, а также диссертационных работ по избранной проблеме;

— анализ учебных программ и учебных пособий по физике и химии;

— педагогический эксперимент, анализ и обработка его результатов;

— апробация результатов исследования, их внедрение в практику обучения.

Методология исследования: проблематика вопроса была освящена в некоторых научных трудах, в частности Кособаева Б.А., Елагина В.С., Баранова Н. О., Аршанский Е.Я., Титова И.М., Шаталов М.А. и др.

Научная новизна проведенного исследования состоит в том, что

— разработана методика реализации двусторонних межпредметных связей курсов астрономии и химии X класса, отличительными особенностями которой являются: синхронная реализация внутрипредметных связей и концентрация главного внимания на выделение, формирование и развитие общих понятий астрономии и химии;

— в процессе исследования впервые рассмотрено влияние реализации межпредметных и одновременно внутрипредметных связей астрономии и химии на систематизацию знаний учащихся.

Практическая ценность работы заключается в следующем:

— разработанная методика реализации межпредметных связей курсов астрономии и химии X класса может быть использована во всех средних общеобразовательных школах;

— рекомендованы дополнения к разделу «Межпредметные связи» программ по астрономии и химии для X класса.

Структура работы: дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ХИМИИ И АСТРОНОМИИ

1.1. Межпредметные связи как педагогическая категория

Как показывает практика, межпредметные связи в школьном обучении являются четким отображением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности.

С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.

Сегодня в связи с увеличением объема информации, подлежащей усвоению в период обучения в начальной школе, а также с необходимостью подготовки младших школьников к самообразованию, важное значение приобретает изучение роли межпредметных связей [1].

Проблему межпредметных интеграций, можно отнести к числу традиционных, ставших уже классическими проблемами педагогики. Ее изучению посвящены труды Ж.Ж. Руссо, Песталоцци, Л.Н. Толстого, Дж.Дьюи, П.Р.Атутова, С.Я.Батишева, А.Ф.Федорова, В.А.Кондакова, П.Н. Новикова, И.Д.Зверева, В.Н.Максимовой, Н.А.Сорокина, П.Г.Кулагина, В.Т.Фоменка и других.

Межпредметные связи в обучении отражают комплексный подход к воспитанию и обучению, позволяют вычленить как главные элементы содержания образования. Они формируют конкретные знания учеников, раскрывают гносеологические проблемы, без которых невозможно системное усвоение основ наук [2].

Организация учебно-воспитательного процесса на основе межпредметных связей может касаться отдельных занятий (чаще обобщающих), тем, подлежащих решению межпредметных проблем, нескольких тем различных дисциплин, целого цикла учебных дисциплин или устанавливать взаимосвязь между циклами.

В педагогической литературе имеется более 30 определений категории «межпредметные связи», существуют разные подходы к их педагогической оценке и различные классификации.

Например, Мухамбетов Р. К., Нурлыгаянова М. Н. рассматривали уровневую интеграцию как способ достижения универсальных учебных действий. Интеграция включает в себя три уровня: межпредметные связи, дидактический синтез, целостность образования. «Уровень межпредметных связей характеризуется связью знаний из различных предметов. Сам предмет не перестаёт быть целостной системой. Она сохраняется с помощью акцентирования взаимосвязи на конкретных понятиях, законах, объектах и т.д.» [25]. Таким образом, данный уровень интеграции может осуществляться на уроках. Учителя могут проводить полноценные интегрированные уроки, а также фрагменты уроков.

Так, группа авторов определяет межпредметные связи как дидактическое условие, причем у разных авторов это условие трактуется неодинаково. Например: межпредметные связи выполняют роль дидактической условия повышения эффективности учебного процесса межпредметные связи как дидактическое условие, обеспечивающее последовательное отражение в содержании школьных естественнонаучных дисциплин объективных взаимосвязей, действующих в природе.

Ряд авторов дает такие определения межпредметных связей: «Межпредметные связи является отражением в курсе, построенном с учетом его логической структуры, признаков, понятий, раскрывается на уроках других дисциплин», или так: «Межпредметные связи представляют собой отражение в содержании учебных дисциплин тех диалектических взаимосвязей, которые объективно действуют в природе и познаются современными науками» [22].

Реализации межпредметных связей, а уроках химии в школе посвятили свою работу Кособаева Б., Елисей С., Токомбаева П. Рассмотрели вопросы отражения в учебных программах школьных предметов межпредметных связей для усвоения учащимися учебных теорий, понятий и представлений. Привели примеры работы ведущих исследователей по реализации аспектов (образовательных, воспитывающих, развивающих) и межпредметных связей как в обучающей деятельности учителей, так и в процессе учебной и познавательной деятельности школьников [21].

Реализацией межпредметных связей через интегрированный урок в своей работе занимались Баранова Н. О., Недогреева Н. Г. Наиболее эффективным способом формирования у учащихся целостной картины окружающей действительности, позволяющей воспринимать взаимосвязь различных явлений и жизненных процессов, является интеграция школьных учебных дисциплин [6]. Этому могут способствовать различные типы уроков общей целью, которых является интегративность знаний и учет межпредметных связей.

Межпредметные связи как условие развития универсальных учебных действий в средней школе рассмотрели такие авторы как Журавлева Н. С., Кашлач И. Ф. Межпредметные связи – это дидактическое условие и средство глубокого и всестороннего овладения науками. Реализация междисциплинарных связей создает благоприятные условия для формирования общеобразовательных навыков учащихся, повышает эффективность практической ориентации образования [17].

Все вышеперечисленные определения конечно логичны, однако их нельзя считать полными. Для того, чтобы вывести наиболее информативно определение понятию «межпредметные связи», надо подвести его под другое, более широкое. Таким более широким, родовым понятием по отношению к категории «межпредметные связи» является понятие «межнаучная связь», но и первое и второе являются производными от общего родового понятия «связь» как философской категории. Межпредметные связи являются педагогической категорией для обозначения интеграционных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитательную функции [3].

Разнообразие высказываний о педагогические функции межпредметных связей объясняется многогранностью их проявления в реальном учебном процессе.

Для повышения качества образования и оптимизации процесса обучения через осуществление содержательной и деятельностной интеграции учебных дисциплин необходимо решение следующих задач:

1) согласование в рамках различных предметов возможных тем или вопросов для их совместного изучения;

2) внесение изменений в тематическое и поурочное планирование;

3) изучение интересов учащихся к предмету, повышение их активности в познавательной деятельности;

4) пополнение педагогического опыта различными технологиями, методиками, формами и методами организации познавательной деятельности на уроках.

Важно понимать, что межпредметные связи можно использовать на разных этапах урока: актуализации знаний, изучение нового материала, проверки и закрепления изученного материала, домашнего задания и даже при контроле знаний.

При разработке и организации учебного процесса необходимо соблюдать принципы:

— свободы выбора;

— открытости;

— деятельности;

— обратной связи [4].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы