Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Реализация краеведческого принципа при изучении курса «окружающий мир» как средство формирования познавательного интереса к природе родного края
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей формирования
познавательного интереса к природе родного края в курсе «Окружающий мир». 6
1.1 Сущность реализации краеведческого подхода. 6
1.2 Характеристика познавательного интереса младших
школьников. 10
1.3 Формы и методы, используемые при реализации
краеведческого подхода 16
1.4 Анализ УМК по «Окружающему миру» с точки зрения
возможности реализации краеведческого принципа. 21
Выводы по Главе 1. 26
Глава 2. Экспериментальное изучение формирования
познавательного интереса к природе родного края при использовании
краеведческого принципа на уроках «Окружающего мира». 28
2.1 Констатирующий эксперимент. 28
2.2 Формирующий эксперимент. 41
2.3 Контрольный эксперимент. 46
2.4 Методические рекомендации по использованию
краеведческого принципа при изучении курса "Окружающий мир" для
формирования познавательного интереса младших школьников к природе родного края. 57
Выводы по Главе 2. 58
Заключение. 60
Список литературы.. 62
Приложение………………………………………………………………………………………………………………………67
Введение:
Актуальность
работы. На сегодняшний день начальная школа ощущает на себе серьезные
изменения, которые связаны с новыми целями обучения. Современный подход
обучения младших школьников заключается в переходе к индивидуализации учебного
процесса, при котором будут учитываться навыки и умения каждого обучающегося
при формировании у них умения учится. При этом для формирования такой
деятельности важно побуждать и развивать познавательный интерес каждого ребенка
в ходе учебной деятельности. Данный процесс достаточно сложный, поэтому требует
системного похода для его осуществления. Помимо того, новые образовательные
стандарты второго поколения (ФГОС) определяют важность социальной значимости
процесса формирования у обучающихся познавательного интереса к природе родного
края в рамках дисциплины «Окружающий мир», направленного на разработку моделей
обучения, которые будут гарантировать их достижение в будущем. Такой процесс
может успешно реализоваться при использовании краеведческого принципа, который
характеризует средства и методы достижения поставленных целей в формировании
интереса к познанию природы родного края у младших школьников.
На актуальность
исследования указывает тот факт, что формирование познавательного интереса к
изучению природы родного края и недостаточное использование в учебном процессе краеведческого
принципа для решения этой задачи, не могут полностью и эффективно обеспечивать
познавательную деятельность обучающихся на уроках окружающего мира. При том,
что опыт современных педагогов начальных классов указывает на наличие
определенных трудностей при формировании у младших школьников интереса к
познанию природы родного края.
Федеральный
государственный стандарт начального общего образования определяет основные
цели, среди которых выделяется развитие личности
Заключение:
Итак, познавательный интерес представляет собой
избирательную направленность индивида на определенные предметы или явления из
окружающей действительности, характеризующаяся наличием постоянного стремления
к получению новых знаний.
Познавательный интерес способствует систематическому
укреплению, развитию детей младшего школьного возраста, выступая, как основа
формирования положительного отношения к процессу обучения. Познавательный
интерес имеет поисковый характер. Под его влиянием, у обучающихся появляться
вопросы, ответы на которые он старается получать самостоятельно, проявляя тем
самым познавательную активность.
Такая поисковая деятельность обучающегося протекает с
увлечением и характеризуется эмоциональной насыщенностью, а также радостью от
достижения цели. Тем самым появляется возможность оказывать влияние на процесс
формирования познавательного интереса у детей младшего школьного возраста с
целью развития у них необходимых учебных умений и навыков, которые выдвигаются
государственными образовательными стандартами перед начальным образованием.
Раннее общение детей с
природой помогает выработать и воспитать в их сознании правильные взгляды на
нее, оценивать ее современное экологическое состояние и взаимоотношения
человека с окружающей средой. Но обязательным требованием достижения данной
цели является – исследование взрослыми сущности экологического воспитания,
использование всех аспектов его содержания, следование принципам и правилам.
При
ознакомлении ребенка с природой родного края при реализации краеведческого
принципа необходимо учитывать психолого-педагогические основы экологического
воспитания. Единичные, наиболее простые, зримые связи доступны пониманию детей
данного возраста. Младшие школьники уже способны устанавливать более сложные
связи, цепочки связей, чем дети дошкольного возраста. А понимание различных
связей в природе развивает интеллектуальную сферу ребенка, его способность к
причинному анализу экологических ситуаций.
Формы
работы по формированию познавательного интереса к изучению природы родного края
при реализации краеведческого принципа
должны осуществляться в соответствии возрастных и индивидуальных особенностей
младших школьников. В процессе формирования представлений детей об окружающем
мире, используется широкий спектр методов и приемов краеведения — это наглядные
методы (экскурсии и наблюдение) и практические (трудовая деятельность в
природе, эксперимент и не сложные опыты с объектами природы), игры с природным
материалом, словесные методы и приемы, к которым относятся беседы, рассказы
педагога о природе в процессе занятий по окружающему миру.
На основе
полученных результатов проведенного констатирующего эксперимента были
определены основные задачи системы работы, направленной на компенсацию
имеющихся недостатков в плане уровня сформированности познавательного интереса
у младших школьников. В целях реализации поставленных задач была спроектирована
система работы, направленная на развитие у младших школьников интереса к
природе родного края в специально организованной деятельности, опираясь на
принципы краеведения.
В заключение, можно
сделать вывод об эффективности разработанной системы педагогических
мероприятий, ориентированных на повышение уровня сформированности познавательного
интереса к изучению природы родного края у детей младшего школьного возраста
посредством использования краеведческого принципа на уроках окружающего мира.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей формирования
познавательного интереса к природе родного края в курсе «Окружающий мир» 1.1 Сущность реализации краеведческого подхода Краеведческий подход
предполагает систематическое установление связей между изучением окружающего
мира с теми знаниями, которые получают учащиеся в результате непосредственного
исследования своего края. На основе живого наблюдения объектов и явлений
происходит их восприятие, раскрываются закономерности, проводятся обобщения,
делаются выводы, а как следствие — формируются знания, необходимые для
использования их в практической деятельности.
Под краеведческим принципом
следует понимать установление в процессе обучения ассоциативных связей между
известными детям фактами из окружающей действительности и изучаемым программным
материалом [4]. Реализация краеведческого принципа обучения обуславливает
всестороннее изучение школьниками в учебно-воспитательных целях определенной
территории своего края по разным источникам информации, в том числе на основе
непосредственных наблюдений под руководством педагога.
Естественно, что
краеведческий подход предусматривает реализацию краеведческого принципа,
определение которого, по мнению Н.И. Гайворонской, должно соответствовать
определенным критериям, в настоящее время достаточно обоснованным в
педагогической науке.
Ученый считает, что этот принцип
должен:
1) сформироваться
исторически (принцип абстрагируется на основе практики обучения);
2) иметь единую с
процессом обучения и воспитания научную основу;
3) отвечать задачам
обучения и воспитания, которые поставлены перед школой обществом;
4) определять социальную
направленность образовательного процесса и деятельности учителя в нем;
5) способствовать
продуктивности обучения;
6) учитывать особенности
деятельности учащихся и ее психологическую основу,
7) выявлять внутренние
стороны деятельности учителя и учащихся;
8) отображать целостные
свойства процесса обучения в единстве его функций [10].
Мы разделяем
методологическую позицию Т.А. Бабакова, который считает, что краеведческий
принцип является одним из приоритетных дидактических принципов, который
предусматривает конкретизацию, раскрытие и подтверждение научных понятий
примерами из окружающей среды. Не случайно среди первоочередных задач
организации краеведческой работы в школе становится всестороннее изучение
природы, культуры и традиций родного края в ходе накопления и обобщения
собранного краеведческого материала. Также методология реализации
краеведческого принципа предполагает систематическое установления связей между
изучением учебных предметов и теми знаниями, которые получают учащиеся в
результате непосредственного исследования края [5].
Современная
исследовательница Н.Ю.
Абрамова утверждает, что краеведческий принцип позволяет устанавливать ассоциативные
связи между известными учащимся фактами из окружающей среды и учебным
материалом с целью повышения качества знаний [1]. Мы согласны с утверждением
автора, что