Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Реализация интерактивных технологий при обучении математике и информатике в основной школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ И ИНФОРМАТИКЕ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ 6
1.1. Понятие и особенности интерактивных технологий 6
1.2. Психолого-педагогические особенности учащихся основной школы 11
1.3. Виды интерактивных технологий в обучении 19
II. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ И ИНФОРМАТИКЕ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ 26
2.1. Опыт учителей по применению интерактивных технологий на уроках математики и информатики 26
2.2. Методические разработки использования интерактивных технологий для уроков информатики 44
2.3. Результаты экспериментальной работы 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 69
Введение:
На современном этапе интерактивные средства, такие как сенсорные экраны и интеллектуальные устройства, системы распознавания лиц и голоса, а также приложения виртуальной и альтернативной реальности (VR/AR), все больше внедряются в нашу повседневную жизнь.
Промышленный дизайн, эстетика и проектирование интерфейса человека и машины, появились вместе с промышленной революцией. Интерес к интерактивному общению вырос с увеличением взаимодействия человека с компьютером. Свою роль интерактивные технологии сыграли и в образовательном процессе.
Интерактивное обучение – это практический способ передачи знаний, а не пассивное прослушивание лекции или чтение заданного материала. Обучающиеся могут воспринимать пассивное обучение как скучное, потому что их возможности для участия в самом процесс обучения минимальны, при этом такой тип образования также имеет ограниченные возможности для оценки понимания учебного материала. С другой стороны, интерактивность привлекает внимание учащихся, вовлекает их в дискуссии и стимулирует критическое мышление.
Современные интерактивные технологии предлагают педагогам большие возможности в развитии умений и навыков учащихся. Благодаря таким технологиям каждый ребенок может не только развивать свой интеллект и мышление, но и совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки межличностного взаимодействия. Использование интерактивных технологий обучения может помочь педагогу не только в самой учебной деятельности, но и может способствовать повышению познавательного интереса учащихся, а соответственно и их учебной мотивации. Для этого каждый педагог должен обладать необходимыми знаниями и умениями по выбору и разработке необходимых для конкретного урока интерактивных технологий.
К настоящему времени в психолого-педагогической литературе представлены различные исследования авторов по специфике интерактивности. Особенности данного понятия и его родственные термины рассматривали И.А. Баландин, А.Н. Панфилов, Т.Г. Мухина, Т.С. Панина, С.Б. Ступина, К.Р. Хачатурова, М. В. Шершнева, Н.Ю. Куликова и многие другие.
Интерактивность в обучении и ее особенности, понятия «интерактивные методы преподавания», «интерактивные формы обучения» раскрыты в исследованиях Т.И. Долгой, С.С. Кашлева, Е.В. Коротаевой, А.А. Бодалева, Е.О. Ивановой, Н.А. Савченко, Г.К. Селевко, М.В. Кларина, Е.В. Андреева, Л.Ф. Вязниковой, и многих других.
Однако, несмотря на большую распространенность современной техники и интерактивных технологий в настоящее время не все педагоги владеют достаточным уровнем подготовки для реализации интерактивных технологий при обучении математике и информатике в основной школе и данный процесс не всегда обеспечен необходимым методическим и дидактическим материалом. Исходя из этого, становится актуальным рассмотреть этот вопрос в рамках данного исследования.
Объект исследования: процесс обучения математике и информатике в основной школе.
Предмет исследования: использование интерактивных технологий при обучении математике и информатике в 7 классе основной школы.
Цель исследования: изучить возможности применения интерактивных технологий при обучении математике и информатике в основной школе и проанализировать их влияние на уровень познавательного интереса и учебной мотивации учащихся 7 класса.
Задачи исследования:
1. Изучить сущность понятия, виды и особенности интерактивных технологий.
2. Рассмотреть психолого-педагогические особенности учащихся основной школы.
3. Проанализировать опыт учителей по использованию интерактивных технологий.
4. Разработать конспекты уроков с использованием интерактивных технологий при обучении математике и информатике в основной школе.
5. Представить результаты эксперимента по влиянию интерактивных технологий на уровень развития познавательного интереса и учебной мотивации учащихся.
Методы исследования: анализ научной и методической литературы по проблеме исследования, изучение различных интернет источников, анализ методических материалов по проблеме, синтез изученного материала, обобщение полученных данных, классификация, обобщение педагогического опыта по проблеме исследования, сравнение.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка литературы.
Заключение:
В результате выполнения работы были получены следующие результаты и сделаны следующие выводы.
Определено, что интерактивные технологии обозначают технологию обучения, которая обеспечивает активное взаимодействие не только между школьниками, но и между обучающимися и педагогом. Понятие интерактивное обучение обозначает такой образовательный процесс, в ходе которого используются конкретные интерактивные технологии. В результате проведенного анализа литературы, стоит отметить, что в различных источниках под интерактивными технологиями можно понимать интерактивные формы обучения, интерактивные методы обучения и интерактивные средства обучения (могут быть технические и программные).
Выявлено, что обучающиеся в основной школе, относятся к подростковому периоду развития. В этот период ребенок развивается как физически, так и умственно. У подростка развиваются навыки логического мышления, улучшаются процессы запоминания, внимание становится избирательным и разделенным, формируются навыки метапознания. Возможно появления низкой мотивации учения. В социальном плане подросток зависим от мнения сверстников, способен к самоанализу и самоконтролю. В этот период развивается «Я-концепция», ребенок находит свое место в обществе, нацелен на мысли о будущем и своей профессии. Психолого-педагогические особенности обучающихся в основной школе, свидетельствуют о том, что данный период является благоприятным периодом для использования интерактивных технологий обучения. Интерактивные медиасистемы и ресурсы окружают сегодняшнего подростка не только в рамках личного пространства, но и активно переносятся в образовательное пространство.
На сегодняшний день существует большое многообразие интерактивных технологий, которые могут использоваться в обучении. В результате проведенного анализа литературы, стоит отметить, что сегодня активно используются интерактивные формы обучения, интерактивные методы обучения и интерактивные средства обучения (технические и программные).
Проанализирован опыт учителей по применению интерактивных технологий на уроках математики и информатики. Было определено, что на сегодняшний день практически каждому педагогу доступны различные средства по созданию интерактивности. В настоящее время педагоги используют программы для разработки интерактивных тестов и тренажеров такие как, Microsoft Power Point. Кроме того, педагогами активно используются различные ресурсы Интернет. Большую базу заданий и возможности по разработке своих заданий предоставляет ресурс learningapps.org.
Были выделены особенности использования интерактивных технологий при обучении математике и информатике в основной школе. В рамках данных рекомендаций разработан конспект урока по использованию интерактивных заданий и упражнений при изучении темы «Системы алгебраических уравнений» для 7 класса по математике. В программе Microsoft Power Point представлена методика по созданию интерактивного теста.
Представлены результаты педагогического эксперимента. После проведенного исследования можно сделать вывод, что по окончанию реализации формирующей работы уровень познавательного интереса и учебной мотивации повысился.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены.
Фрагмент текста работы:
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ И ИНФОРМАТИКЕ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
1.1. Понятие и особенности интерактивных технологий
Понятие «интерактивные технологии» в первую очередь опирается на понятие интерактивности. Данное понятие рассматривается как с социальной точки зрения, так и с позиции образовательной области.
С точки зрения М.В.Пестис, «интерактивный означает содержащий момент взаимодействия или находящийся в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком)» [26].
По мнению П.И. Пидкасистого, «интерактивный (англ. interactive взаимодействующий) – диалоговый, осуществляющий взаимодействие между человеком и средством массовой информации (интерактивное телевидение, интерактивный опрос)» [30].
Понятие «интерактивность» в переводе с латыни обозначает некоторую взаимность в действии. Другими словами, в процессе определенной деятельности совершается определенный обмен информацией.
Э.С. Соколова под интерактивностью понимает «вид информационного обмена обучающихся с окружающей информационной средой» [35].
По мнению С.В. Титовой, «интерактивность проявляется в активном влиянии человека на содержание, внешний вид и тематическую направленность компьютерной программы и электронных ресурсов, а также в наличие взаимодействия между участниками процесса общения, когда каждый человек может выразить свою мысль, узнать мнение своего собеседника» [37].
Аналогичное определение дает М.В. Абрамова: «Под интерактивностью … понимается свойство средства обучения, обеспечивающее и стимулирующее непосредственное или опосредованное