Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Экономические науки Государственное и муниципальное управление

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Реализация государственных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства в Чукотском АО

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

1. Теоретические основы региональной политики поддержки малого предпринимательства и механизмов ее реализации 5

1.1. Понятие, экономическая роль и тенденции развития малого бизнеса 5

1.2. Содержание региональной политики поддержки малого предпринимательства 13

1.3. Формы и методы поддержки малого предпринимательства в регионе 17

2. Анализ политики поддержки малого бизнеса в Чукотском АО 23

2.1. Основные функции и направления деятельности органов, занимающихся поддержкой предпринимательства в Чукотском АО 23

2.2. Меры поддержки малого бизнеса, реализуемые в Чукотском АО 30

2.3. Основные направления развития малого бизнеса в Чукотском АО 41

3. Совершенствование программы поддержки малого бизнеса в Чукотском АО 53

3.1. Основные направления совершенствования форм и методов поддержки малого предпринимательства 53

3.2. Зарубежный опыт государственной поддержки малого предпринимательства 57

3.3. Оценка предложенных мероприятий по совершенствованию поддержки малого предпринимательства 62

Заключение 66

Список использованных источников 69

Приложение 75

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Предпринимательство в России — цивилизованный вид деятельности, которая осуществляется гражданами самостоятельно на свой страх и риск.

Развитие мелкого и среднего бизнеса в современном обществе определяется несколькими факторами: во-первых, это результат технического прогресса, который создал высокопроизводительную технику для индивидуального использования. Во-вторых, это результат существования чрезвычайно-большого количества потребностей, которые не могут быть удовлетворены только крупными производителями.

Целью исследования является совершенствование организации поддержки и развития малого и среднего предпринимательства органов власти в Чукотском автономном округе.

Цель исследования конкретизирована постановкой следующих задач:

1. Рассмотреть понятие, экономическую роль и тенденции развития малого бизнеса.

2. Определить содержание региональной политики поддержки малого предпринимательства.

3. Рассмотреть формы и методы поддержки малого предпринимательства в регионе.

4. Ознакомиться с основными функциями и направлениями деятельности органов, занимающихся поддержкой предпринимательства в Чукотском АО.

5. Рассмотреть меры поддержки малого бизнеса, реализуемые в Чукотском АО.

6. Проанализировать основные направления развития малого бизнеса в Чукотском АО.

7. Рассмотреть основные направления совершенствования форм и методов поддержки малого предпринимательства.

8. Рассмотреть зарубежный опыт государственной поддержки малого предпринимательства для возможности применения его в России.

9. Оценить эффективность предложенных мероприятий.

Объектом исследования является система регионального регулирования поддержки малого и среднего предпринимательства.

Предметом исследования является совершенствование поддержки развития предпринимательства в Чукотском АО.

Вопросам предпринимательства посвящены труды таких ученых, как Т.Е. Абовой, М.М. Агаркова, Л.В., Н.В. Александрова, Л.B. Андреевой, С.И. Аскназия, B.C. Белых, А.Г. Быкова, K.M. Варшавского, В.Г. Вердникова, А. Газье, Е.П. Губина, A.B. Дозорцева, И.В. Ершовой, С. Жамен, З.М. Заменгоф, С.А. Зинченко, В.В. Исаченко, В.Л. Исаченко и других российских и зарубежных ученых.

Информационная база исследования. При написании работы теоретической основой выступили законодательные и инструктивные материалы Правительства РФ и Чукотского АО по вопросам функционирования предпринимательства в России и Чукотского АО, материалы периодической печати и Интернет-ресурсы по исследуемой проблеме.

Методологической базой исследования являются инструменты логического, системного, аналитического методов познания.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По итогам проведенного исследования были сделаны следующие выводы.

Предпринимательская деятельность — эта среда, которая является объединяющим началом всех субъектов предпринимательства, определяющим их совместные позиции, она развивается в экономической среде, которая существует в стране в разные периоды. Эта среда является объединяющим началом всех субъектов предпринимательства, определяющим их позиции не изолированно, а совместно.

Проведенный анализ развития предпринимательства в Чукотском автономном округе показал, что данным направлением занимается Департамент финансов, экономики и имущественных отношений и НО «Фонд развития Чукотки».

Поддержка предпринимателей осуществляется в рамках государственных программ, основной которой является подпрограмма «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства» Государственной программы «Стимулирование экономической активности населения Чукотского автономного округа», утвержденной Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 21 октября 2013 года № 410.

Перспективными направлениями в совместной работе с малым бизнесом являются:

— правовая и аналитическая поддержка (консалтинг, статистический учет – в объеме доступной информации, создание инфраструктуры поддержки бизнеса и др.);

— финансовая поддержка (грантовая поддержка, субсидии);

— имущественная поддержка (передача в пользование или владение муниципальных помещений на льготных условиях);

— информационная поддержка (работа со СМИ, обучение, создание презентаций, буклетов, расширение интернет-пространства для бизнеса – обмен ссылками между партнерами);

— создание положительного имиджа предпринимательства.

Основной проблемой для развития малого бизнеса является:

Во-первых, увеличение размера минимальных фиксированных страховых взносов для предпринимателей.

При снижении размера минимальных фиксированных страховых взносов произойдет резкий скачок в развитие малого бизнеса в Российском секторе экономики.

Во–вторых, недостаточный контроль за соблюдением прав предпринимателей.

При усилении контроля за соблюдением прав потребителей наладится диалог на конструктивном уровне между предпринимателями и Правительством.

В–третьих, снижение развития молодежного предпринимательства.

При необходимом стимулировании молодежного предпринимательства произойдет рост молодых предпринимателей, которые успешно управляют собственными компаниями.

В–четвертых, увеличение налоговой нагрузки для предпринимателей.

При снижении налоговой нагрузки на предпринимателей произойдет увеличение объемов выпускаемой продукции, товаров и услуг, значительный рост новых производственных и других предприятий, и увеличение дополнительных новых рабочих мест для трудоспособного населения.

По результатам исследования зарубежного опыта можно выделить следующие меры государственной поддержки развития МСП, которые могут быть применены в Российской Федерации:

– ослабление налоговой нагрузки, как на существующие малые предприятия, так и на вновь открывающиеся, не только во время кризиса, но и на постоянной основе;

– разработка мер законодательного порядка, стимулирующих кредитование и инвестирование в сфере МСП, например, возмещение процентной ставки по кредитам;

– решение проблемы предоставления малым формам предприятий государственных заказов. Это может быть достигнуто путем разработки жестких требований к доле заказов, приходящихся на МСП, в общей доле заказов. Здесь стоит обратить внимание на практику США;

— оказание информационной поддержки должно обеспечиваться на федеральном уровне, а не разрабатываться субъектами РФ. Поскольку структура, предоставляющая информацию в масштабе всей страны, имеет более сильное политическое влияние на совершенствование законодательства и отстаивание интересов малого предпринимательства. Такая информационная сеть зарекомендовала себя в Китае;

— поддержка непрямыми финансовыми методами через коммерческие банки и лизинговые компании. Совершенствование государственной поддержки с помощью упрощения процедуры доступа к государственному заказу, роста целевых направлений субсидий;

— расширение поддержки экспортно-ориентированных компаний (например, выделять наиболее перспективные направления для экспорта и оказывать им адресную поддержку), а также заменить прямую финансовую поддержку на непрямое, и большее внимание уделять долевому финансированию венчурных фондов.

Можно отметить, что предложенные мероприятия носят как экономическую, так и социальную эффективность.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические основы региональной политики поддержки малого предпринимательства и механизмов ее реализации

1.1. Понятие, экономическая роль и тенденции развития малого бизнеса

Малый бизнес играет очень важную экономическую и социальную роль в жизни среднего класса, который служит базой для стабильного развития экономики, а также обеспечивает занятость большинства населения, около 50% ВВП производится малыми и средними бизнесом [16].

На современном этапе развития экономики России роль малого бизнеса значительно возрастает, что обусловлено тем, что малый бизнес не требует особенно крупных первоначальных инвестиций, однако за счет данного сегмента обеспечивается высокая оборачиваемость ресурсов, помимо этого за счет малого бизнеса производится насыщение рынка потребительскими товарами, услугами. Малый бизнес обеспечивает увеличение конкурентоспособности экономики перед зарубежными производителями, при этом их особенностью является возможность быстрого реагирования на изменения внешней среды, что определяет их гибкость в сравнении с корпоративным бизнесом [26].

Роль малого бизнеса изменяется и в связи с интенсификацией процессов реализации потенциальных возможностей современной научно-технической революции. Возрастающая сложность решаемых научно-технических проблем делает возможным все более глубокое разделение труда.

Помимо этого, можно отметить, что в настоящее время особое значение для конкурентоспособности корпораций является возможность создания сетевых структур, которые осуществляют деятельность на основании принципов ведения малого бизнеса, что обеспечивает высокую оперативность принятия решений и мотивированность персонала.

В качестве ключевой особенности малого бизнеса, функционирующего в официальном секторе экономики высокую степень его экономической не формальности, проявляющуюся в специфическом характере присущих ему экономических категорий, частично отражающих качественную природу семейного товарного хозяйства, а частично — количественную природу корпоративных форм капиталистического тип.

Очень часто малый бизнес определяется через противопоставление крупному бизнесу не только с точки зрения размеров, но и с позиций рыночной власти. Так, Дж. К. Гэлбрейт разграничивал предпринимателей «на тех, кто пользуется полным набором инструментов власти над ценами, издержками, поставщиками, потребителями, обществом и правительством, и тех, которые им не владеют» [11, c. 88]. В.П. Буянов, ссылаясь на доклад Всемирного банка, очень точно описывает роль малого бизнеса в экономике: «если малые предприятия рассматривать как неподвижные объекты, они оказываются ненужным для экономики бременем. При небольшом объеме производимой ими продукции они несут убытки из-за ее высокой себестоимости. Однако если рассматривать их с эволюционной точки зрения, убытки с лихвой окупаются выигрышем в эффективности за счет динамизма» [32, c. 58].

Малый бизнес является важным сектором экономики и фактором экономического роста, инновационного развития. Предприятия малого бизнеса отличаются устойчивостью к рыночным колебаниям, экономическому кризису и являются конкурентоспособными. Важная роль малого бизнеса также заключается в формировании новых рабочих мест. Являясь источником доходов населения, и одновременно способствуя сбору налогов с физических лиц, платя налоги и страховые взносы, малое предпринимательство увеличивает налоговые поступления в бюджеты всех уровней [36].

Таким образом, малое предпринимательство не только решает проблемы в экономике, науке, обществе, но и оказывает значительную помощь государству, которое, в свою очередь, поддерживает малые предприятия налоговыми льготами, ежегодными выплатами, льготным кредитованием и страхованием, обеспечивает субъекты малого предпринимательства современным оборудованием и технологиями, различными объектами инфраструктуры, организует подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров.

Развитие малого предпринимательства – стратегический приоритет современной политики Правительства России на долгосрочную перспективу [8].

В то же время, несмотря на государственную заинтересованность и всестороннюю помощь, развитие малого предпринимательства в России сдерживается и характеризуется низкой динамикой, так на момент августа 2020 года количество субъектов МСП из-за пандемии продолжило сокращение и к 10 августа достигло 5,590 млн. единиц, объем сегмента МСП фактически вернулся к уровню 2017 года; прирост, достигнутый в 2018-2019 годах, обнулился [41, c. 56].

Становление и развитие предпринимательской деятельности в России зависит от проводимых преобразований сложившихся социально-экономических отношений, формирования социального слоя – предпринимателей, грамотных и образованных людей, вооруженных новейшими теоретическими знаниями в области экономического и социального управления предприятием [11].

Малое предпринимательство занимает особое место в экономических отношениях, внедряя в них, прежде всего, нестандартные инновационные подходы и решения. Наряду с этим оно способствует формированию и укреплению среднего класса. Есть особые связи и направления взаимодействия и властных структур.

Малое предпринимательство имеет важнейшее социальное и экономическое значение, т.к. обеспечивает общественно-политическую стабильность; частные предприятия быстрее приспосабливаются к меняющимся условиям рынка, вносят немалый вклад в развитие регионов.

Место малого предпринимательства определяется в экономике следующими факторами: во-первых, численностью предприятий и индивидуальных предпринимателей в общем объеме предприятий; во-вторых, вкладом в производство продукции; в-третьих, вкладом малых предприятий в исполнение бюджетов; в-четвертых, регулированием уровня занятости; и, в — пятых, накоплением компетенций.

Закономерно, что малое предпринимательство выступает базисом мелкотоварного производства. В силу фиксированных качественных характеристик, таких как низкая бюджетоёмкость, стремительная реакция на колебания конъюнктуры, активная окупаемость, сектор малого предпринимательства для предпринимателей представляется наиболее привлекательным сектором, развивать который вполне возможно, имея относительно незначительный начальный капитал, но малые предприятия, демонстрируя гибкость, могут и прекрасно приспосабливаться к трансформации. Это обстоятельство во многом объясняется неусложнённой схемой процесса производства, который, при необходимости, оперативно перестраивается. Не менее важно, что на малых предприятиях корректировка ассортимента продукции или технологического процесса требует гораздо меньших затрат, чем подобные процессы, имеющие место на крупных предприятиях.

В современных экономических условиях гибкость, характеризующая деятельность малых предприятий, обретает некую специфичность по причине быстрой индивидуализации и противопоставления потребительского спроса расширению производимой номенклатуры. Небольшие размеры малых предприятий дают им возможность оперативно реагировать на вариации конъюнктуры рынка, минимизировать издержки на внедрение и апробирование новых технологий, корректировать специализацию производства и ассортимент выпускаемой продукции и т.п. Общеизвестно, что малые предприятия отличаются исключительной мобильностью — они в состоянии передислоцироваться с относительной легкостью без неоправданных издержек. В сущности, разносторонний характер их деятельности даёт возможность повсеместно размещать эти предприятия, что позволяет малому предпринимательству осваивать даже отдалённые регионы и тем самым содействовать равномерному развитию территорий [33].

Согласно ст. 4 закона «О развитии предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, к субъектам малого предпринимательства причисляются различные хозяйственные субъекты, а именно [7]:

 индивидуальные предприниматели;

 крестьянские (фермерские) хозяйства;

 хозяйственные общества;

 хозяйственные партнерства;

 потребительские кооперативы;

 производственные кооперативы.

Все они обязаны соответствовать главным и дополнительным критериям малого предпринимательства, обозначенным в законе 209-ФЗ. К ним имеют отношение основополагающие характеристики хозяйствования любой компании, а именно: численность работников, полученный доход и состав уставного капитала. На их основе определяется, можно ли считать организацию малой или ее необходимо причислить к иным категориям хозяйствующих субъектов.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы