Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Реализация государственной политики развития туристической отрасли в субъекте Российской Федерации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты и организационные основы государственной политики развития туристической отрасли в Российской Федерации 7
1.1. Сущность государственной политики в сфере туризма: понятие, цели, задачи, принципы 7
1.2. Обусловленность развития государственного управления туристической отраслью в современной России 13
1.3. Субъекты, формы, методы и нормативное регулирование государственной политики России в сфере туризма на федеральном и региональном уровне 19
Глава 2. Анализ реализации государственной политики развития туристической отрасли в Волгоградской области 28
2.1. Историко-культурные, географические и социально-экономические предпосылки туристических поездок в регион / интереса со стороны туристов к региону 28
2.2. Областной опыт государственного регулированияи программы развития туристической отрали 33
2.3. Направления совершенствования государственной политики развития туристической отрасли в Волгоградской области 39
Заключение 54
Библиографический список 57
Введение:
Актуальность темы исследования. В настоящее время туризм является одним из наиболее перспективных направлений развития региона. С одной стороны обеспечивается отдых граждан, приобщение к культуре и истории региона, а с другой развитие экономики: уменьшение безработицы, увеличение прибыли, привлечение дополнительных средств.
Актуальность темы заключается в том, что сфера туризма играет большую роль в экономике региона, она направлена на удовлетворение потребностей людей и повышение качества их жизни, обеспечивает развитие малого и среднего предпринимательства и оказывает влияние на развитие других сфер.
Туризм – это важная часть национальной экономики многих стран. Развитие туризма влияет на формирование целого комплекса взаимосвязанных отраслей, обслуживающих туристов. Туризм формирует целую индустрию, включающую транспортные предприятия, гостиничный и ресторанный бизнес, жилищно-коммунальную сферу, рекреационные объекты, городскую инфраструктуру (дороги, мосты), информационные службы, страховые и банковские организации и др. Туристская отрасль обеспечивает занятость населения и доходы ее работников.
Туризм обеспечивает ставшие в последнее время важными потребности населения в рекреации, отдыхе и развлечениях. По мере развития средств сообщения и появления все большего количества свободного времени туризм становится массовым явлением. С учетом того, что многие территории мира обладают уникальными природными и антропогенными объектами, которые можно использовать для привлечения гостей, роль туризма в создании национального продукта все больше растет.
В этом смысле изучение особенностей и возможностей территорий в плане развития туристской отрасли на основе применения разных инструментов привлечения туристов для повышения благосостояния населения принимающей территории и всей страны в целом является актуальным и интересным. Это и определило выбор темы данной работы.
Обзор литературы. Различным аспектам становления и развития туристической отрасли в России и в зарубежных странах посвящены работы В.А. Ливцова , А.М. Бугаевой , В.Е. Егоровой , А.Ю. Александровой и других. Вопросы понятия, сущности и содержания туризма нашли своё отражение в работах Н.В. Сирик , Е.В. Ахтямовой , А.Е. Толстовой , И.Е. Отческого и других деятелей науки. Актуальные проблемы и тенденции законодательства в сфере туристской деятельности были рассмотрены в работах И.Н. Дегтярёвой , Е.В. Дьяченко , В.С. Горбунова , Ю.Д. Дмитриевского , Е.Л. Писаревского и других.
Цель выпускной квалификационной работы: на основе исследования организационных аспектов и анализа реализации государственной политики развития туристической отрасли в субъекте Российской Федерации разработать направления ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) выявить сущность государственной политики в сфере туризма;
2) рассмотреть обусловленность развития государственного управления туристической отраслью в современной России;
3) охарактеризовать субъекты, формы, методы и нормативное регулирование государственной политики России в сфере туризма на федеральном и региональном уровне;
4) исследовать историко-культурные, географические и социально-экономические предпосылки туристических поездок в регион;
5) проанализировать областной опыт государственного регулирования и программы развития туристической отрасли;
6) определить направления совершенствования государственной политики развития туристической отрасли в Волгоградской области.
Объект исследования – государственная политика Российской Федерации в сфере туризма.
Предмет исследования – современное состояние и перспективы развития туристической отрасли на региональной уровне.
Эмпирический объект – Волгоградская область.
Методология исследования. В ходе исследования использовались такие методы, как: сбор информации, анализ нормативно-правовых источников, публикаций в средствах массовой информации, методы качественного и количественного анализа, метод научного синтеза и обобщения.
Основные источники получения информации. При подготовке выпускной квалификационной работы использовалась информация из различных доступных источников.
Для проведения исследования в рамках первой главы среди них следует отметить Конституцию РФ, указы Президента РФ, федеральные законы, постановления Правительства, научную и учебную литературу, интернет-источники.
Информационной базой исследования во второй главе послужили законы Волгоградской области, регулирующие различные направления развития сферы туризма, материалы органов исполнительной власти Волгоградской области, размещенные на официальных интернет-ресурсах, а именно положения, приказы и программы в сфере туризма.
Структура работы включает в себя введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение и библиографический список.
Заключение:
По результатам проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы.
Многие ученые, специалисты и эксперты, а также туристские организации дают разные определения «туризму». Кроме того, туристская терминология изменяется, так как трансформируется и сама сфера туризма: появляются новые сектора, виды и формы, технологии и инновации.
Определения туризма происходят из различных наук: экономика, география, социология и другие. Например, экономисты рассматривают туризм в качестве занятости населения, спроса и предложения. Культурологи рассматривают туристскую деятельность с точки зрения обычаев и традиций, а социологи изучают стиль жизни и поведение туристов. Географы же рассматривают направления туристских потоков и их распределение на территориях.
Подходящим городом для развития туризма является город-герой Волгоград. Город исторически несёт 3 названия – Царицын, Сталинград, а ныне Волгоград. Самым знаменитым и запоминающим периодом – это время Сталинграда, а также период обороны Царицына.
О туристической привлекательности Волгоградской области среди российских регионов, его туристическом потенциале, а также популярности среди отечественных и иностранных туристов свидетельствует уверенная позиция региона в числе привлекательных направлений для путешествий.
Волгоградская область находится в «серебряной группе» Национального туристического рейтинга – 2021 рейтинге согласно ежегодному исследованию журнала о внутреннем и въездном туризме «Отдых в России» и сохраняет свою позицию уже на протяжении 5 лет.
Основными целями развития туристкой отрасли в Волгоградской области являются:
1) увеличение туристского и экскурсионного потока;
2) увеличение экспорта туристских услуг;
3) переориентация части потребительского спроса россиян с выездного на внутренний туризм и увеличение внутреннего спроса;
4) расширение целевой аудитории российских туристов за счет повышения доступности туризма.
Для выполнения целей по увеличению внутреннего и внешнего туристского потока в Волгоградской области необходимо реализовать комплекс мероприятий по следующим ключевым направлениям (задачам):
1) улучшение качества и увеличение количества туристской инфраструктуры и объектов показа;
2) улучшение качества туристских услуг;
3) технологическое развитие отрасли и внедрение информационных технологий;
4) продвижение турпродукта Волгоградской области на внутреннем и внешнем рынках.
Также предлагается реализовать мероприятия по совершенствованию государственно-частного партнерства в сфере культуры и туризма. Предполагается реализовывать механизм в следующих формах – концессии, концеденте, контракте жизненного цикла. Реализация направлений может обеспечить оптимизацию и модернизацию государственных и муниципальных учреждений культуры, раскрытие творческого потенциала региона.
Выделим 5 причин инвестиций в Волгоградскую область
1) Удобное географическое положение.
2) Богатый научный потенциал.
3) Энергоизбыточность региона.
4) Развитый агропромышленный комплекс.
5) Богатый культурно-туристский потенциал.
Ключевыми причинами низкого инвестиционного рейтинга Волгоградской области являются резкие изменения тарифов на сырье на мировых рынках, отнесение региона к зоне рискованного земледелия, высокий уровень территориальной дифференциации, недостаточно организованные внутренние интеграционные взаимосвязи, недостаточный объем финансовых ресурсов, преобладание сырьевого сектора над обрабатывающим сектором.
Предполагается развивать механизм государственно-частного партнерства в Волгоградской области для активизации инвестиционной деятельности в таких сферах как сельское хозяйство и культурный туризм.
Реализация приоритетных направлений Волгоградской области в сфере культуры и туризма позволит оптимизировать и модернизировать сеть государственных и муниципальных учреждений, создать условия, обеспечивающие равный и свободный доступ населения ко всему спектру культурных благ и услуг, раскрыть творческий потенциал каждого россиянина, активизировать интеграцию России в мировой культурный процесс, укрепить позитивный образ страны за рубежом.
Также в работе было отмечено, что ранее (до 31 декабря 2022 года) полномочия в сфере туризма на территории Волгоградской области осуществлял Комитет по развитию туризма Волгоградской области. Однако, с 01 января 2023 года функции, полномочия комитета по туризму переданы комитету экономической политики и развития Волгоградской области, который стал его правопреемником.
Анализируя произошедшие преобразования, можно предположить, что решение об упразднении Комитета по развитию туризма Волгоградской области, является необоснованным. Волгоградская область является перспективным регионом в сфере развития туризма. Поэтому, как представляется, область нуждается в наличии в структуре исполнительной власти самостоятельного органа, наделенного функциями и полномочиями по развитию туристической отрасли.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты и организационные основы государственной политики развития туристической отрасли в Российской Федерации
1.1. Сущность государственной политики в сфере туризма: понятие, цели, задачи, принципы
С экономической точки зрения, туризм трактуется как система отношений по поводу использования свободного времени людей. Туризм открывает возможность потребления накопленных обществом культурно-исторических ценностей и рекреационных ресурсов в целях развития личности каждого человека. Этим, в том числе, объясняется рост объемов инвестирования в туризм .
Развиваясь под влиянием процессов интернационализации, глобализации и цифровой трансформации туризм превратился в одну из важных отраслей экономики (сформировалась совокупность предприятий и производств, объединенных общностью цели — удовлетворение потребностей людей в рекреации и получении новых знаний и впечатлений и, соответственно, общностью производимой продукции, услуг и применяемых технологий) .
Общепринятое в мире определение туризма трактует его как отрасль, систему, структуру, которая характеризуется следующими признаками: деятельность туристских организаций (туроператоров и турагентов); наличие средств размещения и питания; предоставление разного рода услуг — пассажирского транспорта, рекреационных, культурных, спортивных, развлекательных услуг; а также дополнительных и вспомогательных услуг (услуги гидов, страховых, финансовые, медицинских и других организаций, связанных с туризмом); организация торговли товарами туристского назначения и для использования туристами .
Туристом считается человек — гость, который находится в стране 24 часа, либо проводит 1 ночь в стране пребывания. Туристами не считаются граждане, приезжающие в страну по договору или без в поисках работы; граждане, остающиеся на постоянное место жительства; жители приграничных территорий.
Выделение туристской сферы деятельности в отдельную отрасль экономики объясняется наличием:
— совокупности самостоятельных организаций, располагающих специализированной материально-технической базой и специализирующихся на производстве и реализации туристских товаров и услуг;
— тесных связей организаций туризма со структурами других отраслей национального хозяйства;
— соответствующего органа (органов) управления, координирующего и регулирующего хозяйственную деятельность организаций туристской отрасли.
Туристская отрасль связана со многими отраслями и сферами национальной экономики вследствие межотраслевой производственной кооперации. Смежные отрасли формируют материально–техническую базу туризма, обеспечивают доведение произведенных туристских продуктов до потребителя.
Разные отрасли экономики прямо или косвенно связаны с функционированием туристского комплекса, поэтому вычленить конкретно туристскую составляющую в общем хозяйственном результате бывает сложно
Как любая отрасль туристская имеет свою материально-техническую базу, которая представляет собой совокупность предприятий и учреждений, разделанных на первичные (средства туристского размещения, внутримаршрутный транспорт и др., т.е. те структуры, которые обслуживают только туристов) и вторичные (городской и международный транспорт, предприятия торговли, общественного питания, культурно-зрелищные, коммунально-бытовые и др., которые обслуживают и туристов и проживающее в данной местности население).
Кроме этого, существуют структуры, которые обеспечивают функционирование первичных и вторичных сегментов — производственные, ремонтные, снабженческие, информационные, учебные и т.п. организации и предприятия.
Для ряда стран (например, Венгрия, Швейцария, Франция и др.) международный туризм выступает в качестве стабилизатора платежного баланса. Приобретая разнообразные товары в стране посещения, и оплачивая их в валюте, иностранные туристы вывозят их за пределы таможенных границ государства, т.е. увеличивают объем экспортируемых им товаров. Это является и мощным средством рекламы национального производства за рубежом. Некоторые виды туризма (например, познавательный, деловой, аграрный) способствуют развитию отраслей производства и сферы обслуживания в местах их осуществления, а в отдельных городах и на отдельных территориях туризм становится ведущей отраслью экономики.
Государственная политика в сфере туризма – это направление государственной политики, призванное регулировать организацию и функционирование туристской отрасли, обеспечивать условия для развития туризма и привлечение туристов из других стран.
Туристская политика России выступает в качестве составной части общей социально-экономической политики государства и подразумевает разработку принципиальных основ, целей, норм, задач, приоритетов и методов, которыми руководствуются органы государственного управления при осуществлении деятельности, направленной на развитие туристской индустрии и туризма на территории страны, а также является самой деятельностью органов государственного управления в сфере туристской индустрии и туризма.
Российская государственная политика в сфере туризма направлена на достижение следующей цели: обеспечить свободы и права населения страны в сфере туризма за счет формирования высокоэффективной, конкурентоспособной, современной туристской индустрии, призванной обеспечивать удовлетворение потребностей населения в качественных и разнообразных туристских услугах.
Помимо этого государственная политика в сфере туризма может преследовать следующие дополнительные цели: обеспечение эффективного использования туристского потенциала государства; улучшение технического оснащения объектов туризма; гармонизация развития туристической сферы с учетом природных условий; обеспечение роста рентабельности и надежности туристских сетей и транспортной сферы; работа над оптимальным соотношением цены туристских услуг и достигнутых результатов при потреблении; обеспечение действенного интенсивного развития рекламы туристских услуг; реализация мер, призванных поощрять сотрудничество организации, действующих в сфере туризма; гибкость и адаптация к динамике потребительских вкусов в сфере туризма и так далее.
К задачам туристской политики относят: социальные, экономические, культурно-идеологические и образовательные, организационные, экологические .
В частности, государственная политика в сфере туризма призвана решать следующие задачи:
— формировать благоприятные условия, обеспечивающие рациональное использование свободного времени, доступность туристических услуг для всего населения страны;
— развивать туристскую индустрию и туризм в России за счет обеспечения роста доходов населения, создания рабочих мест, повышения качества и уровня жизни граждан, живущих в местах пребывания туристов;
— рационально использовать туристские ресурсы, включая финансы, которые поступают от использования этих ресурсов для их поддержки, развития и охраны;
— охранять окружающую среду, предотвращая негативное воздействие на нее, обусловленное туристской деятельностью; формировать условия для осуществления деятельности, призванные воспитывать, образовывать и оздоравливать граждан;