Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Реабилитация детей школьного возраста 13-15 лет со сколиозом II степени в условиях стационара
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Обзор научной и методической литературы по исследуемой проблеме. 5
1.1. Сколиоз.
Причины, механизм развития, клиническая картина. 5
1.2.
Особенности функционального состояния организма при сколиозе II степени 10
1.3.
Организационно-методические особенности использования различных видов гимнастик
при сколиозе. 13
Глава 2.
Методы и организация исследования. 19
2.1. Методы
исследования. 19
2.2. Организация
исследования. 23
Глава 3.
Результаты исследования и их обсуждение. 25
3.1. Оценка
исходного функционального состояния позвоночника и физического состояния детей
13-15 лет. 25
3.2. Методика
калланетики в физической реабилитации детей 13-15 лет в условиях стационара. 27
3.3. Оценка
эффективности методики калланетики в физической реабилитации детей 13-15 лет в
условиях стационара. 42
Заключение. 47
Выводы.. 49
Список
литературы.. 51
Введение:
Актуальность темы.
Сколиоз относится к распространенным заболеваниям и является одной из главных
медико-социальных и экономических проблем общества. Сколиоз сопровождают
тонические реакции мышц разгибателей спины [12], которые существенно ограничивают
подвижность больных, самопроизвольно не устраняются и могут приводить к
хронизации болевого синдрома. В специальной научно-методической литературе
отмечено применение различных лечебных технологий для коррекции и лечения
сколиоза.
По мнению ряда авторов [3, 4, 11], чтобы добиться результатов в улучшении функционального состояния
позвоночника и мышц у детей со сколиозами, требуются принципиально новые
подходы, средства и технологии, которые должны соответствовать индивидуальным
особенностям каждого занимающегося, максимально эффективно реализовать их
интересы, склонности и способности.
Огромный потенциал в этом направлении вызывают вопросы
рационального использования средств оздоровительного фитнеса, в том числе и
калланетики, направленной на укрепление глубоких мышц спины и живота.
Несмотря на имеющиеся наработки в современной медицине по
лечению сколиоза, остаются неразрешенными вопросы по индивидуализации
физической реабилитации детей со сколиозом II степени в условиях стационара,
фрагментарно освещены вопросы предупреждения возможных рецидивов и оптимальных
технологий его устранения, что детерминирует необходимость разработки
концептуальных положений формирования и реализации индивидуально
ориентированного содержания физической реабилитации детей на стационарном этапе
реабилитации, направленного на решение комплекса задач (прежде коррекции
имеющейся деформации, улучшения функций позвоночника, восстановление и
улучшение состояния функционирования систем организма, предупреждения возможных
рецидивов), что и обусловило выбор темы исследования.
Объект
исследования – физическая реабилитация детей со сколиозом.
Предмет
исследования – методика калланетики в физической реабилитации детей 13-15 лет
со сколиозом II степени в условиях стационара.
Гипотеза
исследования: предполагается, что разработанная методика калланетики в
физической реабилитации детей 13-15 лет со сколиозом II степени в условиях
стационара будет способствовать повышению выносливости мышц спины, брюшного
пресса, физического состояния данного контингента.
Цель
исследования – разработать методику калланетики в физической реабилитации детей
13-15 лет со сколиозом II степени в условиях стационара.
Для
достижения цели были поставлены следующие задачи:
1.
Проанализировать современную научно-методическую литературу относительно физической
реабилитации детей со сколиозом.
2.
Оценить особенности физического и функционального состояния позвоночника у
детей 13-15 лет со сколиозом II степени.
3.
Разработать и экспериментально обосновать эффективность методики калланетики в
физической реабилитации детей 13-15 лет со сколиозом II степени в условиях
стационара.
Практическая
значимость исследования заключается в том, что выявлен положительный результат
использования методики калланетики детей 13-15 лет со сколиозом II степени в
условиях стационара. Выявленные в ходе исследования средства реабилитации могут
применяться в реабилитационных центрах, санаториях, поликлиниках, оздоровительных учреждениях для
восстановления функции позвоночника у детей 13-15 лет со сколиозом II степени.
Заключение:
1.
Анализ научно-методической литературы свидетельствует, что вопрос улучшения
здоровья детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и сколиозами в
частности, остается недостаточно изученным и требует комплексного подхода в его
разработке. Особое значение в работе с детьми со сколиозами приобретает
проблема нормализации мышечного тонуса, устранения мышечного дисбаланса, а
также развития силовой выносливости. На современном этапе развития
теоретической и клинической вертебрологии существует комплекс диагностических
мероприятий для раннего выявления и коррекции сколиотической болезни средствами
физических упражнений.
Исследователи
отмечают положительное влияние коррегирующих упражнений, кинезотерапии,
элементов стретчинга, пилатеса, йоги и фитнеса на функциональное состояние
опорно-двигательного аппарата у детей со сколиозом. Однако существует острая
необходимость исследования новых технологий и методик, внедрение которых в
процесс физической реабилитации будет способствовать расширению диапазона
средств двигательной активности и успешной коррекции сколиоза. В связи с этим,
приобретает особенную актуальность исследования, направленные на применение
калланетики как средства улучшения функционального состояния позвоночника и
оздоровления детей 13-15 лет со сколиозом II степени.
2. Результаты констатирующего эксперимента показали,
что у детей экспериментальной и контрольной группы до проведения исследования
наблюдались низкие функциональные
возможности опорно-двигательного аппарата, что выявлялось в критически низких
уровнях статической выносливости мышц спины, живота и ограничение подвижности
позвоночника по всем тестам.
По
средним результатам плечевого индекса можно сделать вывод о том, что у детей отмечалась
сутулость, что требовало разработки специальной методики, направленной на ее
коррекцию.
3. Для направленного воздействия на
показатели функционального состояния опорно-двигательного аппарата разработали
курс на 14 дней для ежедневных занятий во время пребывания в стационаре.
Нарастание нагрузки происходило путем увеличения продолжительности содержания
статических положений (начинающие, как правило, не способны долго удерживать
тело в статике и нужные 1-2 мин, упражнение в них длится не более 10-15 с).
Учитывая показатели первичного обследования детей экспериментальной группы и
начальный уровень их физического состояния, мы разработали упражнения.
Для успешной и эффективной реализации разработанной
методики учитывали задачи, средства и организационно-методические указания к
выполнению упражнений.
После
проведения исследования было показано, что статистически значимые изменения у
детей экспериментальной группы произошли в тесте подвижности позвоночника
вперед, в котором результат улучшился на 2 см (<0,01), подвижности
позвоночника назад – на 2,2 см (p<0,001), силовой выносливости мышц
спины — на 5 с (p<0,05), силовой
выносливости мышц брюшного пресса — 5 с
(p<0,05).
Результаты
педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что применение
разработанной методики калланетики способствовало улучшению плечевого индекса
на 0,7%, в контрольной группе – на 0,1%, однако эти изменения были
недостоверны, что обусловлено коротким периодом занятий физической
реабилитацией.
Сравнение
конечных значений плечевого индекса показало преимущества занятий по авторской
методике. Результаты плечевого индекса у детей экспериментальной группы были
выше на 0,70 % (p>0,05) по сравнению с детьми контрольной группы.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Обзор научной и методической литературы по
исследуемой проблеме 1.1. Сколиоз.
Причины, механизм развития, клиническая картина Под влиянием повседневных условий жизни происходит
постоянное увеличение количества детей со сколиозом позвоночника. Именно
поэтому для каждого человека приобретает немалое значение знание причин
возникновения сколиоза, последствий, которые может вызвать это заболевание, а
также умение противостоять болезни средствами комплексных лечебных и
реабилитационных мероприятий [1].
Сколиоз — генетически обусловленное заболевание
опорно-двигательного аппарата, характеризующееся искривлением позвоночника во
фронтальной плоскости со скручиванием позвонков в процессе их роста, что приводит
к нарушению функции органов грудной клетки, а также косметических дефектов [18]. Это достаточно сложное и
распространенное ортопедическое заболевание.
Сколиоз имеет следующие характерные признаки: боковое
искривление позвоночника, патологическая ротация и торсия (скручивание)
позвонков, клиновидная деформация их тел [28].
В норме позвонки во фронтальной плоскости образуют
ровную линию. При сколиозе линия позвонков напоминает латинскую букву С или S.
Формирование сколиоза вызывает поворот позвонков вокруг вертикальной оси в
направлении выпуклой стороны искривления — патологическую ротацию, которая
наиболее выражена на вершине деформации позвоночника [47].
Сколиоз обычно возникает у детей и подростков, у
которых позвонки имеют зоны роста в области корешков дуг, основ остистого и
поперечных отростков, которые замыкают пластины тел позвонков. Их
патологическая ротация приводит к изменению направления тяги мышц, сухожилий и
связок, что вызывает асимметричное влияние на зоны роста позвонков и ведет к
анатомической деформации — торсии позвонков вокруг вертикальной оси.