Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Развитие зрительно-образной памяти младших школьников с задержкой психического развития средствами игровых технологий
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 7
1 Теоретические основы развития зрительно-образной памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 10
1.1. Характеристика памяти как познавательного процесса 10
1.2 Психологические особенности детей с задержкой психического развития 15
1.3 Психолого-педагогические основы развития памяти у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 19
2 Опытно-экспериментальная работа по развитию зрительно-образной памяти младших школьников с задержкой психического развития средствами игровых технологий 25
2.1 Организация и результаты исследования уровня развития зрительно-образной памяти у младших школьников с задержкой психического развития…………………………………………………………………………..25
2.2 Организация и содержание работы по развитию зрительно-образной памяти младших школьников с задержкой психического развития средствами игровых технологий 39
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы по развитию зрительно-образной памяти младших школьников с задержкой психического развития средствами игровых технологий 51
Заключение 58
Список использованных источников 60
Приложение А «Коррекционно-развивающая программа «Развитие зрительно-образной памяти младших школьников с задержкой психического развития»» 69
Введение:
В настоящее время проблема развития памяти младших школьников является одной из актуальных и социально значимых. Одна из главных психических функций – память. Она является основой формирования индивидуального опыта человека: его речи и мышления, эмоций и двигательных навыков. Накопление знаний, необходимых для успешной и продуктивной работы памяти ‒ это обязательное условие обучения и развития человека, становления его личности. Из-за своей памяти и ее усовершенствования человек выделился из животного мира, достиг высоты, в которой он сейчас находится. И без постоянного совершенствования этой высшей психической функции дальнейший прогресс человечества немыслим.
Труды и исследования ученых М. А. Власова, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Р. Лурия, М. С. Певзнер, И. М. Сеченова, А. А. Смирнова и многих других посвящены памяти человека. Проблемой развития памяти занимались уже с древности, начиная с великого мыслителя-философа Аристотеля, в ХХ веке большой вклад в изучение этой проблемы внесли отечественные ученые: физиолог И. П. Павлов, психологи Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, и многие другие. И в настоящий момент проблема памяти продолжает волновать умы известнейших психологов мира.
В последние годы отмечается значительный рост школьников, у которых выявляются трудности в обучении и поведении, вызванные теми или иными отклонениями в развитии. Нередко это и является причиной неуспеваемости таких обучающихся в школе. Наиболее многочисленной категорией таких обучающихся являются младшие школьники с задержкой психического развития (ЗПР).
Как отмечает А. В. Гвоздев, ЗПР – это психолого-педагогическое определение отклонений в психофизическом развитии, которое выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций. По разным данным, школьники с ЗПР различного генеза составляют от 6 до 11 % от числа всех обучающихся. Невысокая успеваемость детей младшего школьного возраста всегда огорчительна и для родителей и для учителей. Не менее досадны затруднения в усвоении большого объема информации. Жалобы на плохую память стали часто слышаться со всех сторон.
Несформированность познавательных процессов, как отмечают Т. В. Егорова и Н. Г. Поддубная, зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у младших школьников с ЗПР при обучении в школе. Это связано с тем, что с возрастом происходит неуклонное повышение требований, предъявляемых к эффективности запоминания, а когда учебная деятельность становится ведущей в жизни школьника, полноценность мнемической функции приобретает первостепенное значение.
Понимание природы отклонения у младшего школьника с ЗПР дает возможность психологу найти наиболее правильные пути психологического воздействия. Если педагог и психолог вместе и систематически будут использовать правильно подобранные приемы и методы, как отмечают Н. Г. Лутонян, В. Л. Подобед, а также дидактические игры с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, то повысится уровень развития психических процессов и активизируется побуждение к более активной деятельности младших школьников с ЗПР.
Следовательно, необходимо своевременно выявлять нарушения в психическом развитии и проводить коррекционно-развивающую работу, которая может привести к положительной динамике в развитии памяти.
Актуальность выбранной темы обусловлена исследованием развития памяти у детей младшего школьного возраста с ЗПР в процессе учебной деятельности.
Объект исследования: особенности памяти детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Предмет исследования: развитие зрительно-образной памяти детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Цель исследования: разработка и апробация программы по развитию зрительно-образной памяти младших школьников с ЗПР средствами игровых технологий.
Задачи исследования:
1) проанализировать специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2) выявить уровень развития зрительно-образной памяти у младших школьников с ЗПР;
3) разработать и апробировать программу коррекционно-развивающей работы по развитию зрительно-образной памяти младших школьников с ЗПР средствами игровых технологий;
4) оценить эффективность реализации экспериментальной работы по развитию зрительно-образной памяти у младших школьников с ЗПР средствами игровых технологий.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), качественная и количественная обработка экспериментальных данных.
Практическая значимость исследования заключается в том что, предложенная в работе программа коррекционно-развивающей работы по развитию зрительно-образной памяти младших школьников с ЗПР средствами игровых технологий может быть использована в работе педагогов-психологов и дефектологов как общеобразовательных, так и специальных образовательных организаций.
Заключение:
По результатам изучения психолого-педагогических публикаций по теме исследования представляется необходимым указать, что память есть процесс, обеспечивающий возможность повторного воспроизведения выученного на основе сохранения предшествующего опыта. Способности человека основываются на памяти. Память является когнитивным процессом, составляющим основу выработки навыков, умений, приобретения знаний, научения в целом. Данный процесс обеспечивает единство, индивидуальность психики, связь между прошлым человека, его настающим и будущим. В процессе осуществления той или иной деятельности человек основывается на опыте как собственном, так и историческом. Данный процесс реализуется на каждом уровне деятельности, в каждом ее виде.
Причины нарушений у младших школьников с ЗПР обусловлены различными клиническими, а также психологическими и педагогическими факторами. У младших школьников с ЗПР наблюдаются различные нарушения памяти, в частности, снижение объема и точности произвольного запоминания по сравнению с нормой. Из-за отсутствия произвольного контроля над процессом запоминания при выполнении поставленной задачи младшие школьники с ЗПР тратят больше времени, чем нормально развивающиеся дети. Наблюдаются отклонения в зрительной и слуховой памяти. Однако зрительная память не так сильно страдает.
Одной из причин снижения эффективности мнемической деятельности у младших школьников с ЗПР является их неспособность рационально организовывать и контролировать свою работу и использовать приемы запоминания.
При целенаправленной коррекционно-развивающей работе детям младшего школьного возраста с ЗПР можно научить необходимым мнемическим навыкам. Это может существенно компенсировать отсутствие процессов памяти, поскольку ни одна психическая функция невозможна без памяти, а сама память не мыслима без какой-либо другой психической функции.
При проведении опытно-экспериментальной работы нами был использован пакет диагностических методик для изучения и описания недостатков в развитии памяти у детей с ЗПР. В ходе анализа результатов констатирующего эксперимента мы установили у детей с ЗПР недостаточное развитие зрительной, кратковременной, долговременной памяти и опосредованного запоминания.
Формирующий эксперимент проводился с обучающимися экспериментальной группы и был направлен на развитие зрительно-образной памяти. С обучающимися проводились как индивидуальные, так и фронтальные занятия с использованием развивающих игр и упражнений. Игры и упражнения, используемые в экспериментальной работе, были направлены на развитие зрительной памяти с опорой на образную сферу.
В заключении, отметим, что проблема развития памяти у младших школьников с ЗПР является важной и актуальной. Проведенное исследование позволило наметить направления дальнейшей работы в рамках развития памяти младших школьников с ЗПР.
Фрагмент текста работы:
Характеристика памяти как познавательного процесса
Память играет важную роль в жизни человека и его профессиональной деятельности. Она лежит в основе любого психического явления и обеспечивает единство и целостность личности. Память помогает человеку передавать накопленные знания из поколения в поколение. При нарушении памяти нарушается психическое здоровье человека, и личность как целостная система распадается, разрушается.
Л. Д. Столяренко трактует память как форму психического отражения, состоящая в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении в психике, сознании человека прошлого опыта, его отдельных элементов [54].
В. М. Козубовский дает следующее определение памяти – это процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память определяется, как способность воссоздавать прошлый опыт. Это фундаментальное свойство нервной системы, выражающееся в способности хранить информацию о внешних событиях и реакциях организма и многократно переносить ее в сферу сознания и поведения [21].
Другое определение дает Е. Н. Соколов: «Память есть отражение того, что было в прошлом опыте. Основано это отражение на образовании достаточно прочных связей на их актуализации и на функционировании в дальнейшем» [53, с. 45].
Внешние тела, действуя на органы чувств, вызывают психические изменения, которые могут не исчезнуть, даже когда уже нет налицо вызвавших эти изменения тел. Остается «как бы отпечаток», «как бы картина». Но нарисованное животное может быть рассматриваемо и как животное, и как изображение, подобие, копия. Так и образы в нас могут быть рассматриваемы и безотносительно, сами по себе (тогда они – предмет непосредственного созерцания или воображения), и по отношению к другому как подобие его, и тогда они – объекты памяти. Вот почему память не простое обладание образом, но такое, когда этот образ сознается как подобие, копия того, что воспринималось раньше» [12].
Деятельностная теория памяти опирается на теорию фактов, представители которой рассматривают память как историческую форму деятельности, высшее проявление которой – произвольная память. Они считают произвольную память биологической функцией, в связи с чем отрицают наличие памяти у животных, а также у детей до 3‒4 лет.
Принцип единства психики и деятельности, сформулированный Л. С. Выготским [11], А. Н. Леонтьевым [24], С. Л. Рубинштейном [44], стал основополагающим в проведенных на основе этой теории исследованиях памяти. Л. С. Выготский исследовал память в плане «культурно-исторической концепции» [11].