Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Развитие зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕДИДАКТИЧЕСКИХИГР 8
1.1. Проблема развития памяти у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Особенности развития зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста 14
1.3. Возможности дидактических игр в развитии зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста 19
Выводы по 1 главе 25
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 27
2.1. Изучение уровня развития зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста 27
2.2. Содержание работы по развитию зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр 37
2.3. Анализ результатов развития зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр 44
Выводы по 2 главе 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Примеры дидактических игр и пособий 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Дидактические игры по развитию зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста 63
Введение:
Актуальность данной темы обусловлена тем, что развитие памяти является предпосылкой к успешному и разностороннему познанию мира, усвоению новой информации. Чем больше внимания уделяется развитию различных видов памяти ребенка, тем выше его интеллектуальный потенциал. Особенно сенситивным для развития памяти является старший дошкольный возраст, т.к. именно в этом возрасте память активно развивается и становится одной из центральных когнитивных функций в связи с деятельностью как система, организующая работу других компонентов деятельности: сенсорных, интеллектуальных и моторных.
Существует большое количество разнообразных видов памяти, одна из которых – зрительная. Она характеризуется запоминанием тех впечатлений, которые были получены ребенком при помощи зрения. В старшем дошкольном возрасте память претерпевает значительные динамические изменения, она становится произвольной, те же изменения характерны и для зрительной памяти, которая становится основой для образного мышления, и, становится доминирующей.
Соответственно, развитие зрительной памяти в старшем дошкольном возрасте – одно из условий успешного обучения ребенка в детском саду и подготовки к школе.
Так как именно игра является ведущим видом деятельности, то именно в игровой деятельности развивается зрительная память. В период старшего дошкольного возраста дидактическая игра для детей становится особенно значимым видом деятельности. В игре отображаются особенности и назначения предметов и функций, окружающих людей. Поэтому только в игре можно эффективно помочь ребенку получить представления об окружающем мире, в том числе, развить зрительную память.
Вопросами изучения развития памяти дошкольников, в том числе и зрительной памяти, занимались многие психологи и педагоги: А.Н. Веракса, М.И. Евдокимова, Л.Ф. Жировина, Л.М. Житникова, В.С. Мухина, И.Е. Светлова, К.В. Салдаевы, А.А. Смирнов и др.
Так же в научных исследованиях раскрыт потенциал дидактических игр для развития зрительной памяти дошкольников: Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин.
Однако, в связи с тем, что постоянно возникают новые требования к программам обучения и воспитания дошкольников, к предметно-развивающей среде ДОУ, к использованию современных средств обучения и воспитания, усовершенствованию форм взаимодействия с родителями детей, многие теоретические вопросы и практические аспекты по развитию зрительной памяти посредством дидактических игр изменяются и совершенствуются. В связи с этим возникает противоречие: между потенциалом дидактических игр в развитии зрительной памяти старших дошкольников и отсутствием системной работы по их использованию в модернизированной системе воспитания и обучения старших дошкольников.
В связи с этим обозначим проблему исследования: каковы педагогические условия по развитию зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: определить педагогические условия развития зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх.
Объект исследования: развитие памяти у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс развития зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх.
Гипотеза заключается в том, что дидактические игры будут являться эффективным средством развития зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста при соблюдении следующих педагогических условий:
1. если в процессе организации и проведения дидактических игр воспитатель будет использовать современные средства, позволяющие наиболее наглядно воздействовать на развитие зрительной памяти дошкольников,
2. если дидактические игры будут синтезированы в предметно-пространственную среду ДОУ,
3. если будет проводиться работа с родителями по развитию зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования были разделены на теоретические и практические:
— теоретические: анализ и обобщение научной литературы по развитию зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста,
— практические: наблюдение, педагогический эксперимент, методы качественной, графической и количественной обработки полученных результатов.
Были использованы следующие методики:
Методика 1. Изучение зрительной произвольной памяти «Запомни русунки» (автор Р.С. Немов)
Методика 2. Изучение зрительной произвольной памяти (автор Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина)
Методика 3. «Найди такой же», модификация методики Г.А, Урунтаевой.
Методика 4. Исследование зрительной ретенции (тест А. Л. Бентона)
База исследования: МБДОУ №5 «Радуга». В исследовании приняли участие 24 ребенка старшего дошкольного возраста в возрасте 6 лет.
Практическое значение полученных результатов исследования заключается в том, что: материалы данной работы могут быть учтены при разработке учебных планов и программ по развитию зрительной памяти дошкольников.
Исследование представлено введением, двумя главами, заключением, библиографическим списком и приложениями.
Во введении обоснована актуальность исследования, представлен аппарат исследования и определены педагогические условия, способствующие развитию зрительной памяти дошкольников.
В первой главе представлены теоретические концепции по развитию памяти детей старшего дошкольного возраста, определен педагогический потенциал в использовании дидактических игр по ее развитию.
Во второй главе представлены результаты исследования, а так де представлена апробация педагогических условий по развитию зрительной памяти. Проведена повторная диагностика зрительной памяти дошкольников.
В заключении сделаны основные выводы по проведенной работе.
Библиографический список представлен 47 источниками.
Приложения содержат в себе сводные диагностические таблицы, а так же разработанную картотеку дидактических игр.
Заключение:
Анализ и обобщение научной литературы, позволил сделать следующие выводы:
1. Понятие памяти в психологии подразумевает определение возможностей человека запоминать информацию. В дошкольном возрасте память претерпевает существенные изменения и приобретает ярко выраженный познавательный характер. Память ребенка все больше и больше приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной. Правильно подобранные методы – это ключевой этап интеллектуального развития и его подготовки к школе. Развитие различных видов памяти детей дошкольного возраста – многоэтапный процесс, требующий учета всех особенностей детей.
Память дошкольника становится ведущей функцией, занимая центральное место в психическом развитии ребенка, то есть старший дошкольный возраст является сензитивным для развития памяти. В этом возрасте память становится осознанной, произвольной. Федеральные государственные требования устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями.
Как и все психические процессы, в дошкольном возрасте память претерпевает существенные изменения, обусловленные качественными преобразованиями мышления. Память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной. Это является характерной особенностью ее изменений. Память в этом возрасте становится произвольной.
2. Память в психическом развитии детей дошкольного возраста играет главную роль, в значительной степени она определяет все психические процессы, в том числе и мышление. Основной причиной запоминания является эмоциональная заинтересованность предметом или игрушкой у ребенка, это связано с тем, что ребенок не научился разделять главное и второстепенное.
Способности памяти в этом возрасте практически безграничны: ребенок запоминает почти всю информацию, с которой он пересекается. Отличительной особенностью памяти дошкольника является ее непроизвольность. Сталкиваясь с различными предметами, ребенок легко и быстро запоминает информацию о нем. Память напрямую связана с речью и мышлением. И речь в данном случае выступает важнейшим механизмом успешности памяти: слова, информация, словесное описание предметов, явлений, выступают прочным фундаментом успешного развития памяти.
3. В изученных научных исследованиях подчеркивается необходимость использования дидактических игр как ведущего вида деятельности в дошкольном детстве. В современной психолого-педагогической литературе изучены и систематизированы различные психолого-педагогические условия развития зрительной памяти у старших дошкольников. К ним относят: целенаправленное обучение приемам запоминания, обогащение перцептивного зрительного опыта, повышение интереса с помощью различных современных средств, расширение предметно — пространственной среды за счет создания широкого спектра наглядности, привлечение к развитию зрительной памяти значимых взрослых (родителей).
Таким образом, выделенные условия позволили нам проверить их эффективность путем проведения опытно-экспериментальной работы.
4. Согласно полученным выводам и для доказательства эффективности предложенных педагогических условий, была организована и проведена опытно-экспериментальная работа, которая проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Для определения развития уровня зрительной памяти был подобран диагностический инструментарий и проведено исследование среди детей старшего дошкольного возраста. Для определения развития уровня зрительной памяти был подобран диагностический инструментарий и проведено исследование среди детей старшего дошкольного возраста. Для доказательства эффективности педагогических условии.
Констатирующий этап исследования позволил нам определить, то в целом для детей, показатель уровня развитии зрительной памяти находится на среднем и низком уровне.
Дети в целом не смогли в достаточном количестве запомнить и воспроизвести представленный для исследования диагностический материал.
На формирующем этапе исследования сначала был проведен опрос среди воспитателей. Необходимо было определить, какие средства и методы они используют для развития зрительной памяти дошкольников.
В целом, было определено, что воспитатели проводят занятия и игры по развитию зрительной памяти старших дошкольников. Однако современнее средства и яркую наглядность используют редко. В том числе в предметно-развивающей среде группы не созданы условия, способствующие развитию зрительной памяти дошкольников. В том числе воспитатели не проводят целенаправленной работы с родителями по использованию дидактических игр в развитии зрительной памяти дошкольников.
Таким образом, возникла необходимость реализовать все педагогические условия. Именно: была разработана картотека дидактических игр, которая включала в себя кроме самих игр, яркую наглядность с использованием компьютера: игр, презентации. Далее, мы наполнили предметно-развивающую среду с учетом интересов детей: дидактические, настольно-печатные игры, пазлы, мозаики, авторские настольные игры, которые подбриваю вместе с воспитанниками и их родителями также в соответствии с темой недели. В том числе была организована работа с родителями: собрание, деловые игры, создание дидактических материалов, консультации.
После реализации данных условий, было повторно проведено исследование на определение уровня развития зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста. Было выявлено, что дети показали высокие и средние результаты
Следовательно, можно утверждать, что представленные педагогические условия, оказались эффективными в развитии зрительно памяти детей старшего дошкольного возраста.
А именно:
1. в процессе организации и проведения дидактических игр воспитатель использовал современные средства, позволяющие наиболее наглядно воздействовать на развитие зрительной памяти дошкольников,
2. дидактические игры были синтезированы в предметно-пространственную среду ДОУ,
3. была проведена консультационная работа с родителями по развитию зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, гипотезу исследования полностью доказали и выявили ее эффективность, а использование дидактических игр для развития зрительной памятия детей старшего дошкольного возраста считаем целесообразными.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕДИДАКТИЧЕСКИХИГР
1.1. Проблема развития памяти у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
Рассмотрим различные определения памяти, представленные в научной литературе:
Память-это психическое свойство человека, которое открывает ему возможности для накопления опыта. Благодаря этой психической свойства мы получаем разнообразную информацию, усваивая знания о мире, развиваем наши умения и сноровку. Выяснено, что в самом широком понимании этого слова память – это свойство, которое создает условия для влияния предыдущих событий и переживаний на настоящее [12].
Память- это психический процесс, который заключается в запоминании, сохранении, воспроизведении человеком его опыта, и дает возможность его повторного применения в жизнедеятельности человека[32].
Память-необходимое условие процесса формирования личности, осуществляемого путем усвоения социального опыта в деятельности. Сохраняя приобретенный опыт и обеспечивая возможность его дальнейшего использования, память выполняет продуктивную роль в осуществлении всех других форм психической деятельности человека, ее познавательных, эмоциональных волевых процессов [9].
И. М. Сеченов отмечал, что «без памяти наши ощущения и восприятия, исчезая по мере их возникновения, оставляли бы человека постоянно в состоянии новорожденного» [29]. Интересно то, что по продолжительности сохранения запоминаемого материала различают кратковременную (рабочую, оперативную), сенсорную и долговременную память.
Кратковременная память характеризуется быстрым запоминанием материала и коротким сроком хранения (от нескольких секунд до минут), она имеет ограниченный объем. Определяют возможности кратковременной памяти измерением количества единиц (предметов, картинок, слов, чисел и тому подобное), которые индивид может вспомнить после их однократного восприятия. Это и есть объем кратковременной памяти.
В нейропсихологии различают эти виды памяти, поскольку они возникают в различных нейронных подсистемах внутри префронтальной коры. Рабочая память является краткосрочным буфером памяти, который позволяет манипуляции и хранение, а кратковременная память – только хранение информации. Рабочая память развивается позже, медленнее, чем кратковременная, она более длительна, что обеспечивает процесс рассуждений, руководства в принятии решений и соответствие поведения, поскольку служит местом пересечения «собственно памяти и познавательных процессов.
Оперативная память (по П. И. Зинченко и Г. В. Репкиной) – это разновидность кратковременной памяти, связывающая определенные промежуточные операции, которые осуществляет человек за короткий промежуток времени (решение математических уравнений).
Сенсорная память длится 0.2-0.5 с, она дает возможность человеку ориентироваться в окружающей среде, связана с функционированием органов чувств. Она чрезвычайно коротка, и если нет нужды запоминать информацию, то она быстро замещается новой[31].
Долговременная память характеризуется тем, что материал запоминается на длительное время (дни, месяцы, годы и даже навсегда). В долговременной памяти выделяют декларативную (эксплицитную) память, которая актуализируется произвольно и сознательно на объекты, события, эпизоды (эпизодическая, семантическая, автобиографическая) и процедурную – память на действия и причинно-следственные связи между событиями. Также существует разделение видов памяти по содержанию деятельности.
Двигательная память (моторная, действующая) – запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их комплексов. Она является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, привычек навыки хождения, езды на велосипеде, плавания, письма и тому подобное. Большинство практических навыков доведены до автоматизма. Приобретая определенную профессию, человек усваивает определенные навыки благодаря двигательной памяти. Двигательная память самая старая в филогенетическом аспекте, поэтому наиболее долговременная. Двигательная память связана с работой анализаторов (слуховых, зрительных, тактильных) и двигательными ощущениями [3]. Благодаря индивидуальным особенностям каждый человек имеет свой стиль движения при хождении, письме, игре на музыкальном инструменте, в спорте.
Эмоциональная память характеризуется памятью на чувства. Памятью и эмоциями управляют участки головного мозга – миндалевидное тело и гипоталамус. Этим объясняется, почему мы легче воспроизводим эмоционально окрашенную информацию (Б. Миллер, С. Коркин, г. Тойбер). Достаточно устойчивое событие, предмет, мысль, которые эмоционально надолго могут остаться в памяти. Особенно развита эмоциональная память у детей. Приятную информацию мы запоминаем лучше. Пережитые и сохраненные в памяти чувства – побудительные силы в деятельности человека [4].
Образная память связана с сохранением и воспроизведением образов ранее воспринятых предметов и явлений действительности. Она формируется при взаимодействии с образами, активнее всего в детском возрасте и сохраняется всю жизнь. Образная память бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной и вкусовой.
Запоминание, сохранение и воспроизведение мыслей, понятий, словесных формулировок – это все словесно-логическая память, которая тесно связана с образной. Мысли не существуют без языка, поэтому такую память называют не только логической, но и словесной. Она является специфически человеческой, в отличие от двигательной, эмоциональной и образной. Этот вид памяти ставит человека на более высокую ступень по сравнению с представителями животного мира и обеспечивает работу другого психического процесса – мышления, связанного с интеллектом.
Словесно-логической памяти принадлежит ведущая роль в усвоении знаний в процессе обучения. По характеру цели деятельности память подразделяют на непроизвольную (осуществляется без специальной цели, без волевых усилий) и произвольную (предполагает наличие специальной цели что-то запомнить, воспроизвести).
Итак, память как один из уровней отражения окружающей действительности представляет собой совокупность процессов, способствующих организации и сохранению прошлого опыта. Уже у новорожденного память выступает в своей элементарной форме – фиксирование и последующее определение жизненно важных для ребенка воздействий.
Память начинает свое развитие еще в младенческом возрасте. Яркие предметы, знакомые лица и голос начинают фиксироваться в клетках мозга. У ребенка начинают накапливаться представления об окружающем мире, предметах и людях. В первые годы своей жизни ребенок начинает вспоминать различные повторяющиеся действия, предметы и явления. В младшем дошкольном возрасте (2-3 года), память становится самостоятельным когнитивным процессом. В этом возрасте дошкольники начинают пользоваться всеми функциями памяти: запоминание, сохранение, припоминание, узнавание, воспроизведение и забывание.
Одной из отличительных особенностей памяти в младшем дошкольном возрасте становится ее непроизвольность, так же как и воспроизведение.
Активизироваться память у дошкольников начинает под воздействием такого психического процесса, как восприятие, т.к. ребенок начинает воспринимать окружающий мир через рецепторы: зрительные, слуховые, тактильные и вкусовые. Все эти рецепторы помогают в памяти ребенка сложить образ, именно поэтому доминирующей в дошкольном возрасте становится образная.