Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях изобразительной деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретико-методологические основы развития воображения детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях
изобразительной деятельности. 6
1.1
Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с
задержкой психического развития. 6
1.2 Специфика использования
изобразительной деятельности как следствие развития воображения детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития 16
Глава 2.
Опытно-экспериментальная работа по развитию воображения детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития. 27
2.1
Диагностика особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста
с задержкой психического развития. 27
2.2
Программа коррекционно-педагогической работы по развитию воображения детей
старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. 32
Заключение. 49
Список
используемой литературы.. 50
Приложения. 59
Введение:
Актуальность проблемы
исследования. Государственные
образовательные стандарты определяют одно из ведущих направлений в области
специального образования – развитие и постоянное совершенствование единого образовательного
процесса для категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.
Пристальное внимание уделяется образованию детей с задержкой психического
развития.
Известно что, для успешной социализации
детей, освоения ими новых знаний, умений и навыков необходимо соблюдение ряда
определенных условий. Наиболее важным является своевременное формирование и стимулирование
развития познавательной деятельности, развитие высших психических функций. Именно
с данной категорией детей необходимо проведение коррекционно-педагогической работы
по развитию когнитивных функций. Возраст детей усложняет данную ситуацию, ведь
не успев вовремя провести коррекционно-педагогическую работу, у детей может
возникнуть множество трудностей в усвоении школьного материала.
Особое внимание стоит уделить развитию
воображения у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Анализ научной литературы позволил выявить наличие противоречия между высокими
требованиями программно-методических материалов к развитию воображения у
старших дошкольников с задержкой психического развития и недостатком арсенала
методических средств для решения этой задачи. Данное противоречие порождает проблему, заключающуюся в недостатке
теоретических и практических материалов, обеспечивающих успешность работы по развитию
воображения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического
развития в условиях изобразительной деятельности.
Проблема исследования состоит в теоретическом и экспериментальном обосновании
педагогической модели по развитию воображения у детей старшего дошкольного
возраста с задержкой психического развития в условиях изобразительной
деятельности.
Объект исследования – процесс развития воображения детей старшего дошкольного
возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования – теоретико-методологические основы, особенности и
педагогические условия развития воображения детей старшего дошкольного возраста
с задержкой психического развития посредством изобразительной деятельности.
Гипотеза исследования
Предполагается, что
процесс развития воображения детей старшего дошкольного возраста с задержкой
психического развития будет наиболее эффективным в условиях изобразительной
деятельности, коррекционно-развивающая работа по данному направлению работы
должна иметь системный, комплексный характер, учитывающая возрастные и
индивидуальные особенности дошкольников с задержкой психического развития, при
условии реализации личностно-ориентированного подхода, мотивации детей,
поддержки, помощи и др.
Цель исследования – разработка программы коррекционно-педагогической работы по
развитию воображения детей старшего дошкольного возраста с задержкой
психического развития в условиях изобразительной деятельности.
В соответствии с
гипотезой, целью исследования определены задачи
исследования:
1) дать психолого-педагогическую
характеристику детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического
развития; 2) определить специфику использования
изобразительной деятельности как следствие развития воображения детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития; 3) провести диагностику особенности развития
воображения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического
развития;
4) разработать программу
коррекционно-педагогической работы по развитию воображения детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития. Методами исследования определены: анализ научно-методической литературы; обобщение
педагогического опыта; моделирование; педагогические наблюдение, педагогический
эксперимент; диагностические исследования; методы математической статистики.
Практическая значимость исследования: определены психолого-педагогические
условия развития воображения детей старшего дошкольного возраста с задержкой
психического развития посредством изобразительной деятельности; результаты
проведенного исследования можно будет использовать при организации
образовательного процесса в условиях дошкольного образовательной
организации.
Базой исследования определен Научно-практический центр детской психоневрологии.
Дневной стационар 4.
Структура работы. Структура выпускной квалификационной работы соответствует
целям и задачам исследования и представлена введением, основной частью,
состоящей из двух глав, заключением, списком использованной литературы и
приложениями, содержащими пояснительный материал.
Заключение:
По итогам проведенного исследования
нами сформулированы следующие выводы.
Отмечена специфика высших психических
функций у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
– это выраженное своеобразие и особенности развития, которые проявляются в
отставании в развитии наглядно-образного и понятийного мышления, произвольного
внимания, памяти, а также воображения. Недоразвитостью характеризуются операции
мышления детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста
характеризуются. Таким
дефектом, как задержка психического развития, обусловлен определенный отпечаток
на развитие личности и когнитивных функций ребенка. Детей с задержкой
психического развития отличает
чрезмерная активность, инфантильность. Для таких детей характерны негативизм,
наивность, пугливость. Познавательную сферу характеризует более позднее формирование
всех психических процессов, по сравнению с нормой. У детей задержкой
психического развития отмечается
невнимательность, они испытывают трудности в процессе запоминания и воспроизведения
материала, что обусловлено ограниченностью опыта и бедностью словарного запаса,
такие дети испытывают трудности в построении целостной картины объективного
мира и создании собственной субъективной реальности через образы воображения.
Воображение предлагается рассматривать в качестве
психической основы творческой деятельности, а также универсальной способности
человека к созданию новых образов с помощью преобразования имеющегося
жизненного опыта: практического, чувственного, интеллектуального,
эмоционально-смыслового. Творческая деятельность ‒ это процесс по созданию
качественно новых духовных и материальных продуктов, обладающих ценностью и
уникальностью.
У старших дошкольников с
задержкой психического развития воображение формируется с запаздыванием, поскольку
зависит от качества сформированных основных психических процессов, которыми
создается основа для образных действий. Вместе с тем, такие дети обладают потенциальными
возможностями развития данного психического процесса при условии использования
комплекса методов и приемов, способствующих совершенствованию различных сторон психической
деятельности дошкольников старшего возраста с задержкой психического развития,
а в конечном итоге и воображения. Дошкольников 5-6 лет с задержкой психического
развития отличается пониженная активность воображения, следовательно, такие
дети нуждаются в особенно тщательном его развитии, что требует разработки
комплексной программы развития воображения в условиях изобразительной
деятельности.
Опытно экспериментальная работа по проверке гипотезы, выдвинутой в
начале исследования, проводилась в три этапа:
1. Констатирующий этап – на данном этапе проведена первичная диагностика
уровней развития воображения у старших дошкольников с задержкой
психического развития.
2. Формирующий этап включает в себя разработку и реализацию программы развития воображения у старших дошкольников с задержкой
психического развития посредством
изобразительной деятельности.
3. На третьем этапе – контрольном организована контрольная диагностика
(повторная) – по окончании формирующего эксперимента, диагностика была
направлена на определение эффективности коррекционно-развивающей программы, направленной на развитие
воображения у старших дошкольников с
задержкой психического развития
в условиях изобразительной деятельности.
По
итогам проведенного констатирующего этапа исследования установлено, что уровень развития воображения у старших
дошкольников с задержкой психического развития находится на низком и среднем уровнях,
результаты диагностики подтвердили необходимость разработки и апробации
программы коррекционно-развивающей работы по развитию воображения в условиях
изобразительной деятельности.
Формирующий этап
педагогического эксперимента, его содержание: реализация программы развития воображения у старших дошкольников с задержкой
психического развития в возрасте 5-6 лет в условиях изобразительной деятельности.
Развитие воображения ребенка
с задержкой психического развития в изобразительной деятельности способствует
развитию восприятия, произвольного внимания, развитию речи, развитию мелкой
моторики руки, коммуникации. Коррекционные возможности изобразительной деятельности
связаны, прежде всего, с тем, что творчество является источником новых позитивных
переживаний.
Нами были
выбраны нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального
произведения искусства, в котором гармонирует цвет, линия, и сюжет.
Использование нетрадиционных техник рисования способствует развитию воображения
у детей, открывает перед детьми огромные возможности пробовать, искать,
экспериментировать, нестандартно мыслить, а самое главное, самовыражаться.
Цели нетрадиционной изобразительной деятельности:
1. Развивать художественное творчество, воображение,
фантазию дошкольников.
2. Формировать индивидуальные, интеллектуальные
творческие способности через использование нетрадиционных техник и материалов в
изобразительной деятельности;
3. Развивать умения самостоятельно создавать,
применять, использовать различный нетрадиционный материал и нетрадиционные
техники в художественном творчестве.
Коррекционно-развивающая программа, направленная
на развитие воображения у детей с задержкой психического развития в возрасте
5-6 лет, представлена целевым, содержательным, процессуально-деятельностным и
диагностико-результативным модулями.
Реализация
программы осуществлялась в три этапа:
1. Аналитико-диагностический (анализ литературы,
сбор информации по проблеме, диагностика).
2. Практический (методы и приемы обучения, формы
организации детей, организация изобразительной деятельности).
3. Аналитико-обобщающий (диагностика, подведение
итогов работы с детьми по проблеме, обобщение опыта).
Ожидаемый результат программы – разработка и
внедрение коррекционно-развивающей работы, направленной на развитие воображения
у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Новизна программы: выявление
эффективности применения изобразительной деятельности как средства развития воображения
у детей старшего дошкольного возраста с задержкой
психического развития; популяризация идеи нетрадиционных
техник рисования среди родителей дошкольников.
На контрольном этапе
педагогического эксперимента доказана эффективность апробации программы по
развитию воображения у старших дошкольников с задержкой психического развития в условиях изобразительной деятельности.
В ходе формирующего
эксперимента созданы психолого-педагогические условия для успешного развития посредством изобразительной деятельности,
которые предполагались в гипотезе исследования.
Таким образом, гипотеза,
выдвинутая в начале исследования, нашла подтверждение по итогам педагогического
эксперимента, а именно: процесс развития воображения детей старшего дошкольного
возраста с задержкой психического развития будет наиболее эффективным в
условиях изобразительной деятельности, коррекционно-развивающая работа по
данному направлению работы должна иметь системный, комплексный характер,
учитывающая возрастные и индивидуальные особенности дошкольников с задержкой
психического развития, при условии реализации личностно-ориентированного подхода,
мотивации детей, поддержки, помощи и др.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретико-методологические
основы развития воображения детей старшего дошкольного возраста с задержкой
психического развития в условиях изобразительной деятельности
1.1 Психолого-педагогическая
характеристика детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического
развития Дошкольному возрасту
принадлежит важная роль в общем развитии интеллектуальных способностей
человека. Современный мир требует всесторонне развитых, подкованных,
интеллектуальных людей, от которых будет зависеть дальнейшее развитие нашего
общества. К сожалению, в настоящее время растет число детей, имеющих нарушения
в развитии и нуждающихся в специальной помощи со стороны специалистов
коррекционного образования.
Задержка психического
развития причисляется к «пограничной» конфигурации дизонтогенеза и обусловливает
замедленное развитие основных психических процессов. Задержка психического
развития (ЗПР) – это вид психического нарушения, который на сегодняшний день
остается самым распространенным из всех форм и видов отклонений от нормы. А
также является особым типом психического развития ребенка, который характеризуется
незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом.
Термин «задержка» трактуется как отклоняющееся от нормы психическое развитие,
не соответствующее возрастным особенностям и имеющее временный характер [4, с.
58].
Согласно Федеральному
Государственному Стандарту к группе детей с ЗПР относятся дети, имеющие
недостатки в психологическом развитии, подтвержденные
психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и препятствующие получению
образования без создания специальных условий [35].
М.И. Еникеев под
задержкой психического развития понимает «тип аномалии психического развития
ребенка, проявляющийся в его соответствии более раннему среднестатистическому
уровню развития. У детей с ЗПР затруднено формирование навыков элементарных
мыслительных операций, чтения, письма, счета, имеются легкие нарушения мнемической,
интеллектуальной и речевой деятельности, эмоционально-волевой регуляции поведения
и деятельности. В отличие от олигофрении ЗПР носит временный характер и компенсируется
специальными психолого-педагогическими методами» [12, с. 100].
ЗПР характеризуется
отставанием развития психических процессов, а также недостаточной зрелостью
эмоционально-волевой сферы у детей. В дефектологическом словаре В. Гудониса и
Б.П. Пузанова ЗПР рассматривается как «временное отставание развития психики в
целом или отдельных ее функций; нарушение нормального темпа психического развития,
в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться
в кругу дошкольных, игровых интересов» [9, с. 437].