Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Сурдопедагогика

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Развитие устной речи слабослышащих школьников на уроках русского языка

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 


ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 5

1.1. Нарушения слуха и характеристика слабослышащих младших школьников 5

1.2. Устная речь как вид речевой деятельности 11

1.3. Задачи и содержание работы по развитию устной речи у слабослышащих младших школьников на уроках русского языка 21

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ УСТНОЙ РЕЧИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 26

2.1. Организация и ход опытно-экспериментальной работы 26

2.2. Комплекс мероприятий по развитию устной речи у слабослышащих младших школьников на уроках русского языка 36

2.3. Описание результатов опытно-экспериментальной работы 43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………………………………..54


  

Введение:

 


Актуальность исследования обусловлена тем фактом, что одной из основных, наиболее специальных задач обучения детей с нарушениями слуха является формирование словесной речи как средства общения. При этом используются различные формы речи: устная, письменная, дактильная (своеобразная форма речи, которая воспроизводит орфографическую форму слова речи посредством пальцев рук). Устной речи глухих и слабослышащих детей придается особое значение как наиболее употребительному средству общения со слышащими.

Развитие у слабослышащих младших школьников устной речи одновременно предполагает овладение ими восприятием и воспроизведением (произношением). Овладение слабослышащими младшими школьниками устной речью как средством общения возможно только при условии ежедневной, в течение всего дня, целенаправленной работы с детьми всех сотрудников образовательного учреждения, родителей и всех членов семьи.

Объект исследования – речевая деятельность слабослышащих школьников.

Предмет исследования – развитие устной речи слабослышащих школьников на уроках русского языка.

Цель исследования – теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить результативность комплекса мероприятий по развитию устной речи у слабослышащих младших школьников на уроках русского языка.

Гипотеза исследования – Мы предполагаем, что развитию устной речи у слабослышащих школьников будет способствовать:

— учет психолого-педагогических особенностей слабослышащих младших школьников;

— систематичность и целенаправленность деятельности по развитию устной речи на уроках русского языка;

— использование потенциала игровых заданий и упражнений.

Для реализации поставленной цели и доказательства выдвинутой гипотезы исследования необходимо решить следующий комплекс задач:

1. Изучить нарушения слуха и дать характеристику слабослышащим школьникам.

2. Рассмотреть устную речь как вид речевой деятельности.

3. Проанализировать задачи и содержание работы по развитию устной речи у слабослышащих младших школьников на уроках русского языка.

4. Определить уровень развития устной речи у слабослышащих младших школьников.

5. Составить и реализовать на практике комплекс мероприятий по развитию устной речи у слабослышащих младших школьников на уроках русского языка.

6. Выполнить описание результатов опытно-экспериментальной работы.

Методы исследования:

— анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

— формирующий эксперимент;

— анализ эмпирических данных.

Структура работы. Данная работа состоит из введения, основной части, представленной двумя главами (структурированными на параграфы), заключения, списка литературы и приложения.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По итогам выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить результативность комплекса мероприятий по развитию устной речи у слабослышащих младших школьников на уроках русского языка.

Для достижения указанной цели были решены следующие задачи:

— были изучены нарушения слуха и дана характеристика слабослышащим школьникам;

— была рассмотрена устная речь как вид речевой деятельности;

— были проанализированы задачи и содержание работы по развитию устной речи у слабослышащих младших школьников на уроках русского языка;

— был определен уровень развития устной речи у слабослышащих младших школьников;

— был составлен и реализован на практике комплекс мероприятий по развитию устной речи у слабослышащих младших школьников на уроках русского языка;

— было выполнено описание результатов опытно-экспериментальной работы.

Проведенное экспериментальное исследование содержало констатирующий, формирующий и итоговый этапы. На констатирующем этапе эксперимента был определен имеющийся уровень развития речевой деятельности и уровень связной устной речи детей экспериментальной группы. В ходе констатирующего эксперимента было определено, что в практике педагогическое воздействие на мотивационную сторону речи детей в обучении осуществляется фрагментарно, однообразно. Выявлено негативное влияние такого подхода на эффективность обучения устной речи и качество речевых высказываний слабослышащих младших школьников.

Целью формирующего этапа экспериментальной работы выступила разработка и апробация комплекса мероприятий по развитию устной речи у слабослышащих младших школьников на уроках русского языка. Для того чтобы определить, насколько эффективен был описанный комплекс, нами был проведен контрольный этап экспериментальной работы. Контрольный этап экспериментальной работы проводился по тем же методикам, что и констатирующий.

Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать гипотезу исследования о том, что развитию устной речи у слабослышащих школьников будет способствовать:

— учет психолого-педагогических особенностей слабослышащих младших школьников;

— систематичность и целенаправленность деятельности по развитию устной речи на уроках русского языка;

— использование потенциала игровых заданий и упражнений.

Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полной мере.


 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

1.1. Нарушения слуха и характеристика слабослышащих младших школьников

Группа детей с нарушениями слуха достаточно разнородна по своему составу, поскольку в нее входят дети, имеющие разную степень нарушения слуха, степень готовности к обучению в школе, различные семейные условия воспитания, дополнительные дефекты развития и пр.

Информация об отсутствии сколько-нибудь существенных отличий в степени сформированности вербального интеллекта у детей с нарушениями слуха, которые не имеют дополнительных нарушений, и слышащими детьми была выявлена А.Ю. Хохловой [55], а также в ходе рассмотрения Кауфманом результатов, полученных в ходе исследования по невербальной шкале теста. Основываясь на данной информации, мы можем утверждать, что ребенок, страдающий нарушениями слуха, в случае отсутствия у него каких-либо еще дополнительных нарушений, обладает сходными с их слышащими ровесниками предпосылками к формированию невербального мышления, тем не менее, для них свойственны значимые трудности при практическом претворении данных возможностей в ходе образовательного процесса.

Для развития детей, страдающих нарушениями слуха, значимое место отводится статусу членов их семьи. Например, у детей с нарушениями слуха родители с сохранным слухом обладают большим потенциалом для выстраивания для своих детей подготовки, могут участвовать в тренингах для родителей. Данная закономерность объясняется тем, что они, как правило, имеют более высокий социальный и образовательный статус, у них есть расширенный доступ к получению информации.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы