Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Методика

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Развитие умений говорения на основе дидактических игр на начальном и среднем этапах обучения английскому языку в общеобразовательной школе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ УМЕНИЙ ГОВОРЕНИЯ НА ОСНОВЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА НАЧАЛЬНОМ И СРЕДНЕМ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ 7

1.1 Говорение как вид иноязычной речевой деятельности 7

1.2 Дидактические игры как средство развития умений говорения на начальном и среднем этапах обучения английскому языку 13

1.3 Психолого-педагогическая характеристика учащихся начального этапа обучения 20

1.4. Психолого-педагогическая характеристика учащихся среднего этапа обучения 26

Выводы по Главе 1 31

ГЛАВА II ОПЫТНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАЗВИТИИ УМЕНИЙ ГОВОРЕНИЯ НА НАЧАЛЬНОМ И СРЕДНЕМ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ 32

2.1 Методика развития умений говорения на английском языке на основе дидактических игр 32

2.2 Результаты исследования опытной работы 47

Выводы по Главе 2 57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63

ПРИЛОЖЕНИЕ А 68

ПРИЛОЖЕНИЕ Б 71

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Среди перспективных направлений развития современного образования важное место занимает овладение подрастающим поколением иностранным языком на таком уровне, чтобы на нем можно было не только общаться на бытовом и образовательном уровне, но и уметь выступать перед другими людьми, иметь навыки для ведения дискуссии, участия в выступлениях, презентациях. Ведущей целью изучения иностранного языка считается формирование у школьников коммуникативной компетенции, собственно, что означает овладение языком как средством межкультурного общения, становления умений применять иностранный язык как инструмент в диалоге культур и цивилизаций современного мира. Коммуникативный подход в обучении английскому языку очень актуален, поскольку способствует развитию практических умений говорения.

Овладение умениями говорения осуществляется путем реализации всех видов речевой деятельности (аудирование, чтение, письмо) в процессе обучения в условиях, моделирующих ситуации реального общения. Специфическими признаками говорения как вида речевой деятельности является мотивированность (внутренняя потребность в общении), активность (на двух уровнях: внутреннем и внешнем), целеустремленность (наличие практической цели общения), ситуативность (зависимость содержания речи от условий и ситуации общения), связь с действительностью (подчиненность говорение реалиям жизни на определенном этапе), связь с личностью (учет индивидуальных качеств учащегося, его потребностей, интересов, и т. п), эвристичность (спонтанность, непредсказуемость общения) и темп. В связи с этим учебная деятельность учащихся должна организовываться таким образом, чтобы они выполняли мотивированные действия с речевым материалом для решения коммуникативных задач, направленных на достижение целей и намерений говорения.

Именно поэтому вопрос развития умений говорения учащихся на уроках английского языка является актуальным как никогда. К сожалению, достаточно распространенным является явление, когда ученики обладают достаточным количеством лексических единиц, знают различные грамматические конструкции, но не могут применить эти знания на практике. Неудивительно, что в такой ситуации наблюдается отсутствие какого-либо прогресса в изучении английского языка, а сам процесс обучения превращается в бесперспективное механическое тренировки. Именно поэтому, в методике обучения и педагогике происходит активный поиск средств, направленных на поддержку интереса учащихся, повышение мотивации к изучению английского языка, использование иноязычных знаний, умений, навыков на практике, а также овладение умений говорения. Одним из таких средств работы на уроке английского языка являются дидактические игры.

Систематическое проведение дидактических игр на уроках иностранного языка активизируют умственную и речевую деятельность, усиливают речевую инициативу учащихся, помогает преодолеть скованность в говорении, создать дружественную атмосферу, а также формирует позитивное отношение к процессу изучения английского языка.

По нашему мнению, такой вид деятельности на уроке является одним из ключевых для эффективного процесса формирования и развития навыков говорения учащихся начальной и средней школы.

Теоретические основы формирования навыков монологической речи и умении говорений учащихся на уроках иностранного языка, раскрываются в исследованиях таких методистов, лингвистов и языковедов, как И.Л. Бим, М.Л. Вайсбурд, Б.И. Рубинской, Е.П. Кирилловой, Б.Т. Лазаревой, Н.Д. Гальсковой, Н.И. Гез, Р.П. Мильруд, И.Р. Максимовой. Потенциал дидактических игр в процессе обучения, в том числе и на уроках иностранного языка были рассмотрен в трудах Л.Н. Артамоновой, Н.Д. Гальсковой, Н.И. Гез, Д.Б. Эльконина и др.

Однако, несмотря на широкое освещение методик преподавания иностранного языка, в том числе и с помощью дидактических игр, развитие умений говорения на начальном и среднем этапе обучения с их помощью остается мало исследованным.

Недостаточная разработанность темы предопределяет актуальность темы нашего исследования и позволило определить ее тему: «Развитие умений говорения на основе дидактических игр на начальном и среднем этапах обучения английскому языку в общеобразовательной школе».

Объект исследования – говорение как вид речевой деятельности на уроках английского языка.

Предмет исследования – процесс развития умений говорения посредством дидактических игр на начальном и среднем этапах обучения английскому языку в общеобразовательной школе.

Цель исследования – обосновать эффективность использования дидактических игр на начальном и среднем этапах обучения английскому языку в общеобразовательной школе в развитии умений говорения.

Гипотеза исследования – развитие умений говорения учащихся на уроках английского языка будет наиболее эффективным при следующих условиях:

1. если целенаправленно в развитии данного умения будут использоваться дидактические игры,

2. если дидактические игры по содержанию и наполнению будут интересны ученикам различных этапов обучения и включать в себя элементы интерактивности.

Задачами исследования мы определили:

1. Изучить особенности говорения, как вид иноязычной речевой деятельности в научной литературе.

2. Определить важность использования дидактических игр как средства развития умений говорения на начальном и среднем этапах обучения английскому языку.

3. Дать психолого-педагогическую характеристику учащихся начального и среднего этапа обучения,

4. Разработать методику развития умений говорения на английском языке на основе дидактических игр,

5. Опытным путем доказать эффективность использования дидактических игр в развитии умений говорения на начальном и среднем этапах обучения английскому языку.

Новизна исследования заключается в том, что представлена система работы по развитию умений говорения с помощью дидактических игр, которые были разработаны для учащихся различных этапов обучения английскому языку. Так же элемент новизны содержится и в том, что разработанные дидактические игры включают в себя элементы интерактивности, которые смогут замотивировать, активизировать учебную умственную и речевую деятельность, внимание, сосредоточенность, а также позитивное отношение к процессу изучения английского языка.

Методы исследования. Исследование практического материала проводилось на основе методов научного описания, опытной работы и структурного анализа собранного материала.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в курсе теории и методики обучения английскому языку, при проведении курсов повышения квалификации, на уроках английского языка в общеобразовательной школе.

Поставленные цель и задачи определили структуру и объём работы, которая состоит из Введения, двух Глав и выводов по каждой из них, Заключения, Списка использованных источников и Приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ научной литературы позволил нам сделать следующие выводы:

1. Устная речь представляет собой процесс «говорения». Другими словами, говорение — это акт или речевые акты, которые являются результатом коммуникативной деятельности индивидуума. Устная речь представляет собой очень удобный и мгновенный способ коммуникации, который тут же воспринимается адресатом, имеет соответствующую мелодику, интонацию, ритмику. Именно устной речи свойственны эмоциональность и экспрессивность, с помощью которых передаются тончайшие оттенки семантики слова, его стилистической окраски.

2. Важное место в системе способов речевого развития учащихся занимает дидактическая игра. Ценность использования дидактических игр определяется тем, что знание лишь слов и грамматических конструкций английского языка не решает проблемы восприятия, понимания и репродуцирования речи. Для того, чтобы воспроизвести в речи языковой материал необходима практика оперирования им, т. е. овладение способами грамматических преобразований, сочетание слов в словосочетание, предложение и тому подобное. Все дидактические игры в процессе обучения взаимосвязаны между собой и взаимозависимы одна от другой, направлены на выполнение отдельной мыслительной или речевой операции. Это означает, что только выполнение предыдущей дидактической игры и получение определенного результата предопределяет выполнение следующей и предусматривает получение необходимого результата.

3. В современной отечественной возрастной психологии младшим школьным возрастом считают период детства с 6-7 до 9-10 лет, то есть данный возрастной этап приходится на обучение с 1 по 4 класс. Познавательное развитие характеризуется ростом произвольности и целеустремленности восприятия, памяти. Активно формируются пространственные и временные представления, ощутимо возрастает устойчивость внимания, появляется целенаправленное планирование собственной деятельности

К среднему школьному возрасту относятся школьники в возрасте 11-15 лет, то есть данный возрастной этап приходится на обучение с 5 по 9 класс. Психологические новообразования этого возраста — возникновение чувства взрослости, формирование самооценки и появление стремления к самовоспитанию.

4. Особенностью разработки методики стало то, что дидактические игры по формированию умений говорения сведены в группы. Последние, в свою очередь, складываются в подсистемы согласно определенным учебным целям и компонентам содержания обучения и образуют систему. Предложенная система дидактических игр на каждом этапе реализуется поэтапно и предполагает пошаговое усвоение всех необходимых для общения компонентов (знаний, навыков, умений). Наличие игрового компонента мы выделяем как одно из основных требований, предъявляемых к процессу развития умений говорения на английском языке. Определяя важную роль игры, акцентируют внимание на том факте, что главными условиями эффективности применения дидактической игры является ее гармоничное включение в учебный процесс, захватывающие названия, наличие игровых компонентов, наличие образца, эмоциональное отношение воспитателя к игровых действий и его непосредственное участие в игре.

5. Целью опытной работы стало определить эффективность использования дидактических игр в развитии умения говорения на уроках иностранного языка. Исходя из задач исследования, оно было организовано и проведено в тир этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Для оценки были разработаны дидактические игры, а так же предложены различные формы работы, позволяющие выявить наличие или отсутствие тех или иных критериев: критерий инициативности, критерий интерактивности, критерий содержательности и связности, критерий языковой правильности высказывания применяется для проверки фонетической, лексической и грамматической правильности. Для оценки говорения на уроках иностранного языка в соответствии с описанными выше критериями мы использовали трехуровневую систему: высокий уровень, средний уровень, низкий уровень.

На первом этапе опытного обучения был проведен экспериментальный срез и по его результатам можем определить примерно одинаковый исходный уровень говорения на уроках иностранного языка. Все учащиеся в основном получили низкий уровень.

На формирующем этапе были использованы дидактические игры, которые использовались с учетом этапов обучения.

По результатам контрольного этапа исследования, все учащиеся в основном получили высокий и средний уровень.

Итак, благодаря опытной проверке, мы доказали, что дидактические игры эффективны в обучении говорению.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ УМЕНИЙ ГОВОРЕНИЯ НА ОСНОВЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА НАЧАЛЬНОМ И СРЕДНЕМ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

1.1 Говорение как вид иноязычной речевой деятельности

Реализация говорения как вида речевой деятельности требует учета теоретических положений философии, социолингвистики, психологии, психолингвистики, лингвистики, помогают в условиях решения коммуникативных задач обосновать и объективно оценить коммуникативные навыки.

В рамках изучения философии, говорение — средство достижения человеком определенной цели [4].

В психологии, говорение понимается как процесс создания высказываний в когнитивном (передача знаний), побудительном (побуждение к интеллектуальному или духовному действию) и экспрессивном (выражение определенного внутреннего состояния участника коммуникации, эмоциональной оценки) измерениях. В том числе под говорением понимается процесс формирования и формулирования мысли в момент высказывания, ―переход внутренней речи в акустическую, перекодирование мысли в звуковые сигналы [8].

В психолингвистике, под говорением понимается не только передача информации, но и показ говорящего в отношении говорения своего отношения, при этом говорящий программирует и прогнозирует речевые действия слушателя, обеспечивая обратную связь.

В социологии, под говорением понимается социально обусловленный вид деятельности человека, процесс передачи информации в условиях общения с помощью коммуникативных средств, как потребность человека (духовную, социальную, ментальную, коммуникативную) для полноценной жизни с целью взаимодействия и общения, социальных преобразований [9].

В рамках лингвистики, говорение понимается продукт речевого акта и относится к языку и речи, которые тесно связаны между собой и взаимодополняют друг друга: язык служит средством формирования и формулирования мыслей, обмена информацией, передачи чувств, а речь – воплощение, реализация языка, который обнаруживает себя только в речи и через него выполняет свое коммуникативное назначение [8].

В Большом толковом словаре говорение рассматривается как умение устно выражать мысли, взгляды, рассказывать о чем-либо. Вызвать какие-либо мысли, чувства. Подсказывать, предвещать что-либо, а также «умение вести беседу, разговаривать» [36].

Итак, говорение – продуктивный вид речевой деятельности – осуществляется в форме диалога или монолога. Для говорения, прежде всего, необходимо наличие стимула, побуждения; далее – знание темы говорения, склонность чувствовать и мыслить, цель говорения, средства речи, для высказывания чувств и мыслей [3].

Говорение представляет собой двусторонний процесс, складывающийся из умения говорить на английском языке (экспрессивная сторона речи) и умения понимать речь других людей (рецептивная устная речь).

Характерными признаками говорения являются качества речи:

1. Точность речи. Точным можно назвать такую речь, когда употребленные слова полностью соответствуют их языковым значениям − значениям, установившимся в речи в данный период ее развития. Точность предопределяется, во-первых, знанием объективной действительности, наблюдательностью говорящего, во-вторых, его умением соотнести свои знания языка с этой наблюдаемой объективной действительностью. Таким образом, точность достигается: 1) знанием предмета речи (ведь вначале мы познаем реальный мир, а потом высказываемся о результатах своего познания: познавательная способность человека зависит и от его опыта, и от приобретенных знаний в соответствующей области и в языке); 2) знанием языка, языковой системы всех ее уровней, овладением стилистическими ресурсами, языковыми средствами выражения эмоциональности и др.; 3) умением согласовать знания о предмете со знанием языка (то есть умением выбрать самую точную для конкретной ситуации общения название предмета, явления, процесса и т. д.) [6]

2. Логичность речи. Логичность речи связана с содержательной и синтаксической организацией как высказывания, так и текста. Логическое речь формируется на основе: 1) навыков (умелого их применения) логического мышления, направленного и на накопление новых знаний (логики познания), и на передачу этих знаний собеседнику; 2) знание языковых средств, которыми можно оформить мысль; 3) владение техникой смысловой связности, то есть логике изложения, при которой не возникает разногласий в рамках целого текста [5]

3. Богатство речи. Богатство речи − коммуникативная признак, который возникает на основе соотношения «речь и язык». Конечно, богатство и разнообразие речи имеет особенности в зависимости от таких факторов: 1) является ли оно речью народа — или одного лица; 2) речью разговорно-бытовым или художественного произведения; 3) речью общенародным или отдельных социальных слоев населения; 4) речью ребенка или взрослого человека; 5) просторечным или репрезентирует определенный функциональный стиль литературного языка [10]. Различают некоторые разновидности речевого богатства. Среди них: лексическое, семантическое, синтаксическое и интонационное.

4. Уместность речи. Уместность речи — коммуникативный признак, возникавший на основе соотношения «язык − условия общения». Уместность речи — необходимое качество хорошей речи, которая заключается в подборе такой организации средств речи, делающих речь соответствующей цели и условиям общения.

5. Выразительность речи. Выразительность — коммуникативный признак речи, возникающий на основе соотношения «речь – познание». Понятие «выразительность» ученые трактуют в широком и узком значениях. Выразительность в широком понимании — это все те средства и приемы, с помощью которых у читателя возникает особый интерес и внимание к содержанию и форме речи [40].

В узком значении выразительность речи это — наиболее точное его соответствие содержанию, задачам и обстоятельствам речи. Выразительность речи обеспечивается, прежде всего, его логической точностью, правильным обозначением необходимого оттенка мысли. Кроме логической точности, как отметила ученая, необходима еще и точность эмоциональная, правильное выражение наших чувств, отношение к содержанию мысли или собеседника [12]. По определению ученых важными средствами выразительности речи являются интонация, фразовые и логические ударения, темп речи, его тон, движение голоса по высоте, силе, тембру [26].

6. Правильность речи. Правильность — обязательное, хотя и элементарное требование речевой культуры. Высшей ее степенью является богатая, точная, выразительная речь -иными словами, хорошая речь, а основным критерием – коммуникативная целесообразность, то есть уместное употребление языковых средств в соответствии с задачами и условиями общения [11, с. 4].

Правильность речи — это четкое соответствие речи человека действующим нормам литературного языка, которые воспринимаются говорящими как образец (поэтому этот признак называют нормативностью). И в устной речи, и на письме обязательным является соблюдение лексических, грамматических и стилистических норм. Кроме того, для устного высказывания актуальным является соблюдение орфоэпических норм, а для письменного способа изложения – соблюдение норм орфографических и пунктуационных. Охватывая все структурные уровни литературного языка, правильность лежит в основе других коммуникативных свойств речи: прежде чем овладеть тонкостями, особенностями культуры речи, необходимо усвоить общепринятые литературные нормы и правила, научиться пользоваться ими.

Правильность, чистота, содержательность, точность, логичность, богатство, разнообразие, уместность, выразительность – все это свойства (качества, признаки) высокого уровня речевой культуры, а по школьной традиции – требования к культуре речи.

Условно говорение можно разделить на: монолог и диалог.

Диалогическая речь – это разговор двух или нескольких лиц, высказывание каждого из которых, как правило, характеризуется краткостью [4]. С лингвистической точки зрения, диалог – это связный текст, который состоит из автономных пар реплик – диалогических единств.

Понятие «диалогическое общение» и «диалогическая речь» имеют тождественное значение, поскольку представляют собой коммуникативный акт, в котором происходит смена ролей слушающего и говорящего. Однако говорящие обмениваются высказываниями так, что с помощью их последовательно-временного ряда реплик создаются диалогические тексты (диалоги) для достижения определенной речевой цели.

Монологическая речь непосредственно направлено к собеседнику или аудитории; предполагает высказывание одного лица; выполняет следующие коммуникативные функции: информативную, влиятельную, экспрессивную, развлекательную, ритуально-культовую; имеет однонаправленность (не рассчитано на непосредственную ответную реакцию), связное (связность мысли, что выражается в композиционно-смысловой единства текста и связность речи – владение языковыми средствами связи) [12]; типы монологов зависят от коммуникативной функции и характера логико-синтаксических связей между предложениями: описание, рассказ, сообщение, рассуждение, убеждение, размышление [12]. В современной лингвистике сформировалось определенное представление о монологической речи как о речевом потоке, неоднородном по своему составу, реализуемом в типизированных разновидностях (рассказ, описание, рассуждение), и в большей или меньшей степени присущем тем или иным литературным жанрам [1].

Таким образом, говорение – это продуктивный вид речевой деятельности, в результате которого человек выражает собственные мысли или ретранслирует чужие в устной форме.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы