Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Развитие учебной самостоятельности у младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты
изучения развития учебной самостоятельности у младших школьников. 6
1.1 Развитие самостоятельности у
младших школьников как психолого-педагогическая проблема. 6
1.2 Особенности учебной
самостоятельности младших школьников. 10
1.3 Психолого-педагогические условия
развития учебной самостоятельности у младших школьников. 15
Выводы по 1 главе. 21
Глава 2. Эмпирическое исследование по
развитию учебной самостоятельности младших школьников. 23
2.1 Исследование уровней развития
учебной самостоятельности младших школьников. 23
2.2 Разработка и внедрение комплекса
заданий для развития учебной самостоятельности учащихся. 30
2.3 Анализ и обобщение результатов
исследования. 41
Выводы по 2 главе. 44
Заключение. 46
Список литературы.. 48
Введение:
Актуальность
исследования. В условиях реализации ФГОС нового
поколения важнейшей задачей начальной школы становится обучение учащихся умению
учиться самостоятельно, приобретать знания из различных источников информации
без помощи взрослых, овладеть как можно большим разнообразием видов и приемов
самостоятельной работы. Важным является не просто увеличение объема знаний
обучающегося, а приобретение им разностороннего опыта деятельности. Задачей
учителя становится организовать процесс формирования устойчивой мотивации к
обучению и овладения учениками
комплексом учебных действий, составляющих основу умения учиться
самостоятельно.
Самостоятельность как ответственное,
инициативное поведение, независимое от посторонних влияний, совершаемое без
посторонней помощи, собственными силами – это основной вектор взросления. Школа
отвечает за одну, но чрезвычайную существенную грань воспитания детской
самостоятельности: средствами обучения она должна вырастить в школьниках
учебную самостоятельность как умение расширять свои знания, умения и
способности по собственной инициативе. Следовательно, проблему учебной
самостоятельности нельзя рассматривать только в контексте одной ступени образования.
Это проблема всей школы. От того, как будут заложены основы этой
самостоятельности в младшем школьном возрасте, зависит выполнение задачи на
следующих этапах образования.
Младший школьный возраст самый
благоприятный период для формирования основ самостоятельности ввиду его
психологических особенностей, восприимчивости, любознательности, а также
потому, что ведущим видом деятельности
для данного возрастного периода становится учебная. Сформировать и развивать
самостоятельность в учебной деятельности младших школьников — значит решить
одну из важнейших задач школы – научить учится. Задача педагога — развивая
индивидуальные способности ребенка, мотивировать его к самостоятельности. Для
этого необходимо использовать такую педагогическую технологию, чтобы школьник
большую часть времени работал самостоятельно и учился планированию, организации
и самоконтролю своей деятельности.
Процесс развития самостоятельности
учащихся в большой степени зависит от методов обучения, которые использует
учитель на уроках. Новая учебная деятельность подразумевает отработку
теоретических знаний на практике с помощью инновационных активных методов
развивающего обучения, направленных на самостоятельную деятельность учащихся,
например метода проблемного обучения, групповых и парных методов работы на
уроке, применения принципа обучения через игру, метода рефлексии и самооценки,
метода создания индивидуальных проектов.
Несомненно,
проблема формирования самостоятельности у детей младшего школьного возраста
была актуальна во все времена и находила отклик в трудах ученых и педагогов. На
эту тему рассуждали
Заключение:
В процессе исследования проблемы
развития самостоятельности у детей младшего школьного возраста мы убедились в
актуальности данной темы при анализе теоретических материалов и в ходе
практического исследования. Самостоятельность занимала умы великих педагогов-классиков
прошлого поколения, остается она привлекательной и для современных учѐных. В
ходе работы, направленной на изучение развития самостоятельности у детей
младшего школьного возраста, в первой главе были рассмотрены теоретические
основы развития самостоятельности. Безусловно, для того чтобы проводить работу
по улучшению развития данного качества необходимо было чѐтко сформировать
определение самостоятельности. Мы столкнулись с тем, что каждый педагог,
философ и психолог дают свою трактовку данного понятия, но в конечном итоге
приходят к выводу о том, что самостоятельность – это одно из ведущих качеств
личности, проявляющееся в умении ставить перед собой цели и добиваться их
достижения.
Процесс формирования и развития
самостоятельности индивидуален у каждого ребенка, но выделяют общие
особенности, характерные для большинства. Стоит помнить, что разумное поощрение
детской самостоятельности является одним из основополагающих факторов ее
развития, ведь в этом возрасте взрослый является для ребенка примером и
авторитетом, особенно если этот взрослый – учитель. Учитель проводит много
времени с детьми в процессе учебной деятельности, направление которой
корректирует по своему усмотрению. На уроке педагог может использовать
разнообразные методы и приѐмы, способствующие развитию самостоятельности
школьников.
Учебная самостоятельность является
очень важным качеством личности школьника, поэтому учителю важно создать
определенные психолого-педагогические условия: систематическое использование
игровых моментов в образовательном процессе; учёт возрастных и психологических
особенностей детей младшего школьного возраста; включение в структуру учебной
работы системы заданий, требующих самостоятельных действий ученика;
стимулировать учащихся к выбору заданий все более высокого уровня сложности;
использование различных форм группового объединения учащихся.
Полученные знания в ходе
теоретического анализа педагогической и психологической литературы позволили
нам перейти к практическому этапу развития самостоятельности у детей младшего
школьного возраста. На констатирующем этапе у младших школьников выявили, что
преобладает низкий уровень развития самостоятельности. При этом высокий уровень
характерен для 13% учащихся. Средний уровень развития выявлен у 33% младших
школьников, и низкий уровень выявлен у 44% учащихся. Это говорит о том, что для
младших школьников следует разработать и внедрить комплекс уроков, повышающий
уровень самостоятельности младших школьников.
Диагностика развития
самостоятельности показала эффективность создания психолого-педагогических
условий развития самостоятельности младших школьников на уроках математики и
литературного чтения. Так же диагностика выявила, что именно использование
заданий и тестов для самостоятельной работы младших школьников дало положительный
эффект развития самостоятельности и что учитывая все компоненты и особенности
ее развития, можно проводить эффективную работу по совершенствованию комплекса
таких заданий. Таким образом, в ходе работы была достигнута поставленная цель.
Задачи были выполнены, получила подтверждение выдвинутая гипотеза.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты изучения развития
учебной самостоятельности у младших школьников 1.1. Развитие самостоятельности у младших школьников как
психолого-педагогическая проблема Вопросы развития самостоятельности
детей всегда волновали психологов и педагогов. Ведь самостоятельность – одна из
основных характеристик ребенка, развитие которой во многом зависит от
взрослого. Анализ психолого-педагогических исследований показывает разнообразие
подходов к определению понятия «самостоятельность».
М. И. Махмутов определяет
самостоятельность как интеллектуальные способности ученика и его умения,
позволяющие ему самостоятельно учиться[1]. Н.
А. Половникова считает, что готовность учащегося своими силами продвигаться в
овладении знаниями это и есть самостоятельность, кроме того это свойство
личности, проявляется в желании своими силами овладеть знаниями и способами
деятельности[2].
Н. Г. Алексеев считает, что
самостоятельность как свойство личности, характеризуется двумя взаимосвязанными
факторами: совокупностью знаний, умений и навыков, которыми владеет личность, и
ее отношением к процессу деятельности, ее результатам и условиям осуществления[3].
И. С. Кон включает в понятие
«самостоятельность» сразу три взаимосвязанных качества: первое — независимость
как способность самому, без подсказок от окружающих, принимать и реализовывать
свои решения, второе — ответственность, то есть готовность отвечать за
результат своих поступков, и третье – уверенность в реальной социальной
возможности и моральной правильности своего поведения[4].
С. Ю. Головин связывает
самостоятельность с активной работой мысли, чувств, воли учащихся, потому что
считает что самостоятельность- это свойство личности, которое проявляется в
критичности, инициативности, адекватной оценке и чувстве личной ответственности
за свое поведение и осуществляемую деятельность. В таком двухстороннем процессе
развитие мыслительных и эмоционально-волевых процессов становится необходимой
предпосылкой становления самостоятельных суждений и действий обучаемого, а
складывающиеся в ходе самостоятельной деятельности суждения и действия
укрепляют и формируют способность добиваться успешного выполнения принятых
решений несмотря на возникающие трудности[5].
К. К. Платонов считает, что
самостоятельность как волевое свойство личности проявляется в умении
планировать, анализировать и осуществлять свою деятельность без руководства
посторонних и без их помощи[6].
М. В. Гамезо, И. А. Домашенко
считают, что ориентационные и оценочные действия человека, связанные с умением
не поддаваться влияниям посторонних факторов, отвлекающих от достижения цели, а
также критически оценивать советы и предложения других и действовать на основе
своих убеждений являются ведущими качествами, определяющие самостоятельность[7].
И. В.
Гребенников и Л. В. Ковинько определяют самостоятельность, как одно из ведущих
качеств личности, которая проявляется в умении ставить [1] Махмутов, М. И.
Проблемное обучение: основные вопросы теории/ М.И.Махмутов – 2-е изд. исправ. —
М.: Просвещение, 2012.-368 с. [2] Половникова, Н.
А. Система воспитания познавательных сил школьников/ Н.А.Половникова. — Казань:
КГПИ, 2011.-101 с. [3] Алексеев, Н. Г. Философские основания рефлексивного
подхода/ Н.Г.Алексеев // Рефлексивный подход к психологическому обеспечению
образования. — Ярославль, 2016. С. 13-14. [4] Кон, И. С. Ребѐнок и общество / И.С.Кон. — М:
Академия, 2008.-335 с. [5] Головин, С. Ю.
Словарь практического психолога/ С.Ю.Головин-2-е изд. перераб. и доп. – М.:
Просвещение,2013.-240 с. [6] Платонов, К. К.
Занимательная психология/ К.К.Платонов – 5-е изд. исправ. — М.: РИМИС,
2012.-288 с. [7] Гамезо, М. В. Атлас по психологии/ М.В.Гамезо,
И.А.Домашенко.- М.: Просвещение, 2009.-250 с