Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Педагогика

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Развитие у третьеклассников представлений об экологической безопасности в процессе моделирования

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 4

Глава 1. Теоретико-методические основы развития у
третьеклассников представлений об экологической безопасности в процессе
моделирования. 8

1.1.   Экологическая
безопасность: понятие, значение в экологическом образовании младших школьников. 8

1.2 Моделирование как метод обучения младших школьников. 22

Выводы по первой главе. 35

Глава 2. Экспериментальное исследование по развитию у
третьеклассников представлений об экологической безопасности в процессе
моделирования. 38

2.1. Выявление у третьеклассников уровня развития
представлений об экологической безопасности. 39

2.2. Педагогические условия развития у третьеклассников
представлений об экологической безопасности в процессе моделирования. 44

Виды отходов. 45

Пластиковые
стаканчики. 45

2.3. Динамика развитие у третьеклассников представлений об
экологической безопасности в процессе моделирования. 59

Выводы по второй главе. 62

Заключение. 64

Библиографический список. 66

Приложение А. Тесты для учащихся 3-го класса для выявления
представления детей об экологической безопасности. 75

Приложение Б. Результаты диагностики в экспериментальном и
контрольном классах на этапе констатирующего эксперимента. 79

Приложение В. Календарно-тематическое планирование
внеурочных занятий с использованием метода моделирования. 81

Приложение Г. Содержание учебного материала по
экологической безопасности в программах по предмету «Окружающий мир». 86

Приложение Д. Результаты диагностики в экспериментальном и
контрольном классах на этапе контрольного эксперимента. 91

  

Введение:

 

Еще в 1987 году по
причине все нарастающей угрозой экологического кризиса международная комиссия
ООН по окружающей среде и развитию ввела такое понятие, как «развитие,
поддерживающее жизнь», постепенно трансформировавшееся в концепцию «Sustainable
development» [44, с. 62], которая сегодня рассматривается как модель развития
цивилизации, имеющий в своей основе принцип сохранения окружающей среды и
развития социально-экономического общества в целом. Кроме этого принципа, в
основу концепции был положен принцип «устойчивого развития» общества, при этом
учитывалось как сохранение окружающей среды, так и сохранение экологически
направленного воспитания подрастающего поколения. По причине того, что сегодня
социум активно и быстро развивается, постоянно увеличивается объем информации,
внедряются наукоемкие и информационные технологии, способные существенно
повлиять на мышление и жизнь человека, основная задачей, преследуемая данной
концепцией, заключается в сохранении всей планеты Земля. Именно из-за такой
потребности общества требует развития и образовательная система, нахождения
новых средств и методов обучения, изменения цели образования для будущих
поколений [21].

В Федеральном
государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС
НОО) (2011) [55] отмечена необходимость формирования
у детей младшего школьного возраста в процессе изучения предмета «Окружающий
мир» экологической грамотности, являющейся одним из показателей
сформированности представлений об экологической безопасности [55]. С.В. Деир [15, с.5], рассматривая результаты
обучения в школе (не только начальной, но также средней и старшей), отмечает
недостаточный уровень сформированности у учащихся представлений об
экологической безопасности. Для этого существует множество причин. Но для
решения данной проблемы важно понимание того, в какие направления педагоги
должны развивать, чтобы получит нужный результат. И.В. Москвитина [34] предлагает рассматривать три
связанных между собой характеристики полноценного экологического образования:
позиция учителей, мнение родителей и уровень сформированности экологической
грамотности у младших школьников.

Однако, к сожалению, в
России сегодня вопросами, связанными с развитием у учащихся представлений об
экологической безопасности, уделяется мало внимания. Воспитание у подрастающего
поколения экологической культуры, экологической грамотности нужно начинать еще
в детском саду, начальной школе и продолжать в высших учебных заведениях.
Только в этом случае современное образование будет являться базой воспитания
личности не только с общей, но и экологической культурой [3;
8; 12; 14; 19 и др.]. Этим и обусловлена
актуальность темы данного исследования.

Основы экологического
воспитания и образования формировались под влиянием гуманистических идей
мыслителей разных эпох: Й.Г. Песталоцци, Я.А. Коменского, ЖЖ. Руссо и др. Эти
проблемы были также отражены в научных трудах и практике работы в сфере
образования многих ученых и педагогов-практиков К.Д. Ушинского, В.А.
Сухомлинского, С.Ф. Руссовой и других. Сегодня данным вопросом занимаются такие
исследователи, как А.А. Абрамова, Л.Л. Багова, Г.Е. Григорьева, О.М.
Леднева, Л.П. Симонова и др.

Актуальность
темы исследования связана с неразработанностью проблемы развития у
третьеклассников представлений об экологической безопасности в процессе
моделирования

Проблема исследования:
каковы педагогические условия развития у третьеклассников представлений об
экологической безопасности в процессе моделирования.

Цель исследования
– теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия
развития у третьеклассников представлений об экологической безопасности в
процессе моделирования.

Объект исследования
– процесс развития у третьеклассников представлений об экологической
безопасности.

Предмет исследования–педагогические
условия развития у третьеклассников представлений об экологической безопасности
в процессе моделирования.

Гипотеза исследования
состоит в предположении о том, что моделирование будет способствовать развитию
у третьеклассников представлений об экологической безопасности, если:

1) будут применяться как
предметные, так и знаковые модели для развития представлений об экологической
безопасности;

2) если при работе с
моделями на занятиях будут соблюдаться этапы моделирования, предложенные З.А.
Клепининой, Г.Н. Аквилевой.

Задачи исследования:

1. Охарактеризовать
понятие «Экологическая безопасность», его значение в экологическом образовании
младших школьников

2. Дать характеристику
моделированию как методу обучения младших школьников.

3. Разработать и
апробировать занятия с учетом педагогических условий развития у
третьеклассников представлений об экологической безопасности в процессе
моделирования.

Теоретико-методологические
основы исследования представлены трудами таких
исследователей, как Ю.Б. Даутова, В.В. Иохвидов, Е.А. Менчиинская (о
современных технологиях в образовании), А.А. Абрамов, Е.П. Богданова,
С.В. Деир, И.Д. Зверев (о методологических основа принципов и условий
реализации экологического образования), С.М. Заикин, Ю.А. Ивлиева (об
особенностях экологического воспитания), Т.Н. Гильгенберг, Н.С. Дуреева,
(об использовании моделирования в образовательном процессе, в частности, и в
экологическом воспитании) и др.

Методы (эмпирические
основы) исследования: анализ литературы по теме исследования;
синтез и обобщение; наблюдение; тестирование; педагогический эксперимент;
математические методы обработки полученных данных (количественный и
качественный анализ).

Теоретическая значимость
исследования состоит в выявлении возможностей метода
моделирования в процессе формирования у третьеклассников представлений об
экологической безопасности.

Практическая значимость
исследования состоит в том, что разработаны и
апробированы занятия с учетом педагогических условий развития у третьеклассников
представлений об экологической безопасности в процессе моделирования.

Апробация
исследования:

Проведено выступление на
методическом объединении учителей начальных классов МАОУ «Первомайская средняя
школа» с результатами педагогического эксперимента по теме исследовательской
работы (25.09.2020).

База исследования: МАОУ
«Первомайская средняя школа» с. Кичменгский Городок. Вологодской области.

Структура работы
обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух
глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В главе 1
нашей исследовательской работы в процессе изучения теоретических и методических
основ проблемы развития экологической безопасности в процессе моделирования у
третьеклассников, мы определили, что::

1. Правильно подобранные
педагогом формы, приемы и методы экологического воспитания третьеклассников
будут способствовать: во-первых, непосредственному общению ребенка с объектами
природы, со сверстниками и со взрослыми, во время которого у нее будут воспитываться
сочувствие, сопереживание, чувство любви к природе и к красивым поступкам в
ней; во-вторых, познанию младшим школьником явлений и закономерностей жизни
природы через конкретные примеры роста и развития представителей растительного
и животного мира; в-третьих развитию у детей представлений об экологической
безопасности, как элемента экологической культуры.

2. Использование
заместителей, символов, моделей в разных видах деятельности – источник развития
умственных способностей и творчества, развития личности младших школьников в
целом. Кроме этого, как показало проведенное исследование, моделирование
является эффективным методом развития у третьеклассников представлений об
экологической безопасности. Поскольку в данном возрасте развитие мышления – главное
направление умственного развития, то использование моделирования в данном
процессе позволяет учителю эффективно управлять процессом экологического
воспитания учащихся начальной школы.

Во 2 главе нашей
исследовательской работы описана экспериментальная работа по развитию у
третьеклассников представлений об экологической безопасности в процессе
моделирования.

С учётом педагогических
условий формирования представлений об экологической безопасности в процессе
моделирования была разработана и апробирована серия занятий. Было проведено 8
занятий по темам «Меньше мусора — меньше
проблем», «Воздух, которым мы дышим», «Вода – наш друг», «По лесным
тропинкам», «Край наш Вологодский», «Экологическое ассорти»
с использованием моделирования.

Результаты оценки развития
у третьеклассников представлений об экологической безопасности на этапе контрольного эксперимента позволяют
говорить о результативности проведенной работы.

Таким образом, гипотеза
нашего исследования доказана – если:

1) предметное и знаковое
моделирование будет способствовать развитию у третьеклассников представлений об
экологической безопасности,

2) если в моделировании
будут соблюдаться этапы, предложенные З.А. Клепининой, Г.Н. Аквилевой.

Цель нашего исследования
– теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия
развития у третьеклассников представлений об экологической безопасности в
процессе моделирования– достигнута.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1.
Теоретико-методические основы развития у третьеклассников представлений об
экологической безопасности в процессе моделирования

1.1. Экологическая
безопасность: понятие, значение в экологическом образовании младших школьников Экологические проблемы
мирового масштаба обусловили необходимость кардинальных изменений в отношении
человека к природе, и к самому себе. Человек находится в диалектически
противоречивой зависимости от природы и в случае нарушения человеком принципа
природосообразности вред наносится не только и не столько природе, но, прежде всего,
и самому человеку. В условиях развития современной человеческой цивилизации
техногенное вмешательство в природу угрожает всему существованию человечества.
Учитывая это, приоритетное значение приобретает проблема раннего экологического
воспитания и формирования экосознания, представлений об экологической
безопасности в период детства, в частности, в младшем школьном возрасте.
Считаем, что организованным и системным этот процесс может стать именно в
начальной школе.

Итак, сегодня перед
обществом остро стоят проблемы экологического характера: загрязнение воздуха,
почв, водоемов, вымирание различных видов животных и растений, сохранения
генофонда, озоновые дыры и пр. Главная причина всех бед природы – человек и его
деятельность. Не осознавая себя в окружающей среде, он вредит прежде всего
своим детям.

Из-за этого перед
учителями стоит задача экологического образования и воспитания молодежи,
формирования у детей эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, а
начинать следует еще с младшего школьного возраста, учитывая
морально-психологические особенности детей данного возраста. Дети этого
возраста воспринимают на веру все, что говорит педагог, для них его мнение
более весомо, чем мнения других взрослых и сверстников. Подростки являются
более эмоциональными, сильно сопереживают проблемам других, близко воспринимают
все к сердцу. По этой причине именно в детском саду и в начальной школе есть
возможность успешно сформировать у детей познавательный потенциал, воспитывать
личность, которая осознает, какое место человек занимает в окружающей среде,
посредством ознакомления с животным и растительным миром, понимает взаимосвязи
в природе.

В Конституции Российской
Федерации (глава 2, ст. 42) закреплены права граждан на благоприятную
окружающую среду. В то же время в современном мире растет число катастроф,
чрезвычайных ситуаций, приводящих к ухудшению состояния окружающей среды,
глобальным изменениям на планете, к снижению комфортности и безопасности
окружающей среды. В декабре 2013 года президентом Российской Федерации на
основе «Стратегии национальной безопасности» (2009 г.) утверждена «Концепция
общественной безопасности в РФ». Ее реализация должна способствовать повышению
защищенности населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера, а также от последствий проявления терроризма и экстремизма,
обеспечению экологической безопасности [Цит. по: 7].

Экологическая
безопасность – это состояние защищенности природной среды и жизненно важных
интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной
деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их
последствий [1]. Е.П. Богданова отмечает, что ее
успешная реализация возможна не только посредством политического аппарата
страны, но и при активном участии системы образования, а также через
просвещение граждан. Чем более компетентными будут граждане страны в области
охраны окружающей среды, предупреждения чрезвычайных ситуаций и возникновения
экологической опасности, тем более безопасной будет социоприродная среда [7].

В соответствии с приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 г. №
2357 в ФГОС начального общего образования внесены изменения, касающиеся
содержания программы формирования культуры здорового и безопасного образа
жизни, включающие и усвоение таких базовых качеств, как любовь к Родине.
Обеспечение безопасности социоприродной среды, как среды жизни человека
важнейшая задача общества и каждого человека, понимающего и осознающего
последствия своей деятельности и поведения. С раннего возраста необходимо
формировать основы грамотного, гуманного отношения к окружающей среде и к жизни
в целом. Поэтому развитие представлений у учащихся об экологической
безопасности предполагает создание системы ценностей сохранения жизни и
здоровья, ответственное отношение к самому себе и к окружающим [7].

В словаре-справочнике
«Экология человека» под редакцией академика РАН Н.А. Агаджаняна экологическая
безопасность раскрывается в трех смыслах, объединяемых идеей сохранения
человека, а именно: 1) как степени соответствия существующих или предполагаемых
экологических условий задачам сохранения здоровья населения; 2) как комплекс
состояний, явлений и действий, обеспечивающий экологический баланс на Земле на
том уровне, к которому без серьезного ущерба может адаптироваться человечество;
3) как результат обеспечивающих ее действий, социальной активности, обращенной
на решение задачи выживания человечества в процессе его взаимодействия с
природной средой [Цит. по: 72].

Анализ литературы
позволяет сделать вывод, что представления об экологической безопасности являются
существенным элементом экологической культуры учащихся.

Согласно «Большому
толковому словарю», экологическая культура занимает одно из весомых мест среди
различных форм культуры. Первоначально термин «культура» (от латинского слова
«cultura»), означал «возделывание», «уход» почвы, эффективную
сельскохозяйственную деятельность, а впоследствии получил значение воспитания,
обучения. Словари и энциклопедии, как правило, приводят несколько значений
этого слова. В Большом толковом словаре современного культура это: 1. Совокупность
материальных и духовных ценностей, созданных человечеством на протяжении его
истории. 2. Образованность, воспитанность. 3. Уровень, степень совершенства
какой-либо отрасли хозяйственной или умственной деятельности. 4. Разведение,
выращивание какого-либо растения или животного. 5. Микроорганизмы, выращенные в
лабораторных условиях в питательной среде» [10, с. 596].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы