Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Развитие творческого воображения слушателей в процессе изучения модуля « Композиция костюма в графике» в системе профессионального обучения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО
ВООБРАЖЕНИЯ В ПРАКТИКЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ДИЗАЙНА.. 7
1.1 Понятие
и психологические особенности творческого воображения. 7
1.2 Основы
развития творческого воображения в процессе изобразительной деятельности. 11
1.3 Значение
творческого воображения в графике костюма. 18
2 ГРАФИКА
КАК САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.. 23
2.1 Исторические
традиции формирования искусства графики. 23
2.2 Основы проектной
графики в искусстве дизайна. 29
3 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ КОМПОЗИЦИИ
КОСТЮМА В ГРАФИКЕ. 33
3.1 Композиция в графике на различных
этапах проектирования одежды.. 33
3.2 Содержание практического модуля
«Композиция костюма в графике». 40
3.4 План-конспект занятия на тему:
«Современные стили в композиции костюма» 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ.. 59
ПРИЛОЖЕНИЕ. 65
Введение:
В процессе реформирования
современной системы образования, в условиях его демократизации и гуманизации важное
значение имеет проблема творческого развития личности. Умение креативно
мыслить, создавать творческие образы, отличающиеся принципиальной новизной,
являются важными качествами в подготовке профессионала на современном этапе
развития общества. Одним из таких качеств личности является творческое
воображение. «Воображение – это
психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи… Физиологическую
основу воображения составляет образование новых сочетаний из тех временных
связей, которые уже сформировались в прошлом опыте. При этом простая
актуализация уже имеющихся временных связей еще не ведет к созданию нового.
Создание нового предполагает такое сочетание, которое образуется из временных
связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом» [27, с. 225]. Благодаря творческому воображению человек
самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие определенную
ценность и воплощающиеся к конкретные продукты творческой деятельности. Воображение
является важным компонентом в деятельности творческой человека и определяет его
как психический процесс появления новых образов, представлений. Отсюда,
творческое воображение является следствием создания новых и выразительных образов
в области искусства и дизайна.
Особое внимание к проблеме
развития творческого воображения уделяется в профессиональной подготовке
художников и дизайнеров, для которых важными являются не только технические
навыки изобразительного искусства, но и способности к творческой деятельности. Развитие
творческого воображения также является важным в подготовке слушателей
дополнительного образования, обучающихся по программам, ориентированным на
дизайн-графику костюма. Активизация творческого воображения необходима в
процессе выполнения композиции костюма в графике. Художественно-творческая
подготовка специалистов в области графического проектирования одежды во многом
определяется действием творческого воображения, дополняющего креативные
качества мышления. Творческое воображение реализуется на основе уже сложившихся
представлений об окружающей действительности, а также, существующего
социального и творческого опыта в области искусства и дизайна. В частности,
творческое воображение позволяет слушателям ориентироваться в профессии,
подводит к осмыслению важности творческих процессов с профессиональной, художественно-эстетической
точки зрения и способствует созданию, отличающихся новизной выразительных
образов швейных изделий.
Развитие творческого
воображения в процессе занятий композицией костюма должно осуществляться на
основе существующей практики композиционного формообразования в дизайн-графике,
когда необходимо творчески решить задачи создания объекта, отличающегося
эстетическим вкусом и новизной художественного решения. Благодаря активизации творческого
воображения дизайнера, спроектированные им изделия могут приобретать
уникальность, неповторимость, отличаться выраженной индивидуальной концепцией
авторского стиля.
Таким образом, творческое
воображение является неотъемлемым компонентом художественных способностей в
процессе реализации формально-выразительных средств в дизайнерском
проектировании. Для развития творческого воображения обучающихся нами был
разработан модуль «Композиция костюма в графике», включающий в себя
последовательный ряд заданий и упражнений, направленных на активизацию качеств творческого
воображения в процессе создания композиции костюма в графике. Мы предполагаем,
что в процессе целенаправленного выполнения постепенно усложняющихся заданий, ориентированных
на реализацию выразительных средств графического формообразования костюма, у слушателей может развиваться способность
творческого воображения. Занятия композицией костюма в проектной графике направлены
на создание целостных и эстетически выразительных образов, с учетом соблюдения
пропорций фигуры человека, разработки общей структуры и стилистики костюма.
Основные аспекты развития
творческого воображения рассматриваются в исследованиях таких авторов как В.П.
Зинченко [19],
В.А. Волобуев [8],
О.М. Дьяченко [17],
В.С. Кузин [26],
Л.С. Выготский [10],
Н.В. Володичева [9]
и других.
Проблемой теории и
методики обучения графики занимались такие художники-педагоги, как Н.Н.
Ростовцев [43,
42],
Е.В. Ивченко [20],
А.Д. Боровский [4].
Цель исследования:
повышение эффективности развития творческого воображения слушателей в процессе
изучения модуля «Композиция костюма в графике» в системе профессионального
обучения.
Объект исследования: учебная
деятельность слушателей в процессе выполнения композиции костюма в графике.
Предмет исследования:
развитие творческого воображения в процессе выполнения проектной графики.
Исходя из поставленной
цели, нами были сформулированы задачи исследования:
— рассмотреть понятие и
психологические особенности творческого воображения;
— изучить основы развития
творческого воображения в процессе изобразительной деятельности и практики
дизайна;
— определить значение
творческого воображения в графике костюма;
— изучить исторические
традиции формирования искусства графики;
— проанализировать основы
проектной графики в искусстве дизайна;
— систематизировать сведения
о композиции костюма в графике на различных этапах проектирования одежды;
— разработать содержание
практического модуля «Композиция костюма в графике»;
— составить план-конспект
занятия на тему: «Современные стили в композиции костюма».
Методы исследования:
-теоретические: анализ
учебно-методических, искусствоведческих и психолого-педагогических исследований
по проблеме развития творческого воображения при изучении графики костюма;
-практические: проектирование
и методическая работа.
Теоретическая значимость
исследования состоит в систематизации научных данных о значении творческого воображения
в решении задач проектной графики, а также в осмыслении комплекса выразительных
средств графики в процессе обучения композиции костюма.
Практическая значимость
исследования заключается в разработке содержания практического модуля
«Композиция костюма в графике» для изучения в системе профессионального
обучения.
Заключение:
В ходе решения
теоретических задач исследования было представлено психолого-педагогические
основы развития творческого воображения в практике изобразительного искусства и
дизайна.
Было выяснено, что под
творческим воображением наиболее оптимально в рамках представленного
исследования понимать самостоятельное создание новых образов, психологическое
действие, которое включается в процесс творческой деятельности, то есть такой
деятельности, которая предоставляет оригинальные и ценные продукты
мыслительного процесса в качестве результата. творческое воображение помогает
раскрываться образам в процессе изобразительного искусства, обогащает их.
Развитие творческого
воображения происходит поэтапно, оно постепенно раскрывается вместе с
креативной творческой мыслью, разворачивается сообразно приобретению жизненного
опыта, который является основной творческого воображения.
В настоящее время, как
замечено, декларируются требования к повышению эффективности и качеству
обучения, воспитанию творческой активности у слушателей на творческих
специальностях. Творческое мышление – это основа художественной профессии,
поэтому развитие воображения требует целенаправленного развития и
стимулирования.
Работа по развитию
воображения помогает применять творческие способности, прививать слушателям высокие
культурные идеалы, эстетический вкус, духовное начало. Важно, что знакомство с
графикой костюма помогает ориентировать слушателей на профессию, реализуя их
дальнейшие возможности, тогда как творческое воображение способствует этому.
Творческое воображение
позволяет генерировать образы, которые, напластовываясь друг на друга в памяти,
образуют хороший багаж опыта и знаний, которыми можно апеллировать в будущем.
На сегодняшний день в
отечественной графике получила развитие тенденция продолжения традиции русского
реализма. Также отмечается динамика и разнообразие графики в современном ее
контексте. Средства графики сегодня достаточно значимы и основаны на традиции
линии и пятна.
Было выяснено еще и то,
что проектная графика имеет в дизайне особый художественный статус,
индивидуальное лицо и играет ведущую роль в образном решении проектного
задания.
Речь о направлениях
освоения проектной графики в профессиональной подготовке слушателей может быть
продолжена в разных плоскостях, что способствует совершенствованию этого
процесса, развитию творческого воображения и проектного мышления.
Рассмотрев различные
этапы проектирования в графике в их последовательности, нами было обращено
внимание на то, что композиция имеет свои особенности на каждом из них. А
именно, речь идет о том, что композиция нацеливается на различные задачи и в
соответствии с ними использует конкретные выразительные средства: линию, пятно,
цвет. На каждом из этапов одни средства превалируют над другими, поскольку в
одной композиции важно передать образ и настроение, в другой – полет творческой
мысли, в третьей – конструкционные элементы.
Основываясь на
психолого-педагогических знаниях и знаниях в сфере дизайн-проектирования нами
был составлен практический модуль, предназначенный для повышения квалификации
слушателей творческих специальностей. Комплексное построение модуля позволяет
погрузиться в тему практически полноценно, тогда как принцип преемственности
сопровождает его. Занятия являются практико-ориентированными
и построены преимущественно на то, чтобы слушатели самостоятельно находили
знания, будучи под контролем педагогов. Также предусмотрена самостоятельная
закрепляющая работа.
При разработке
плана-конспекта занятия за основу были взяты различные упражнения, в частности,
развивающие творческое мышление, активизирующие креативность.
Таким образом,
формирование творческого воображения в процессе создания композиций в графике
костюма оптимальным будет тогда, когда подход будет комплексным и поэтапным, с
учетом методов работы по развитию графических навыков.
Фрагмент текста работы:
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО
ВООБРАЖЕНИЯ В ПРАКТИКЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ДИЗАЙНА
1.1 ПОНЯТИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ
Оптимальной областью
познания мира посредством образов является творчество, поскольку способность
рождать образы, то есть – воображать, принадлежит человеку. Этот процесс
позволяет ему преобразовывать мир, улучшать его. Поэтому можно говорить о том,
что творчество является неотъемлемым компонентом процесса образования на разных
его уровнях, ориентированным на развитие гармоничной и творческой личности.
Репродуктивный подход в
обучении, который весьма актуален в современном образовании, настроен только на
воссоздающее воображение, тогда как непосредственно творческое воображение как
правило, уходит на дальний план. По
мнению психолога В.П. Зинченко, существует явная угроза угасания творческого
воображения у современной молодежи, последствием этого может выступить развитие
негативно-депрессивного мироощущения в обществе. Концепция образования, как
предположил автор, исходит из возможности «бесконечного развития человека» [19,
с. 161]. Это означает, что слушателям важно дать возможность прочувствовать и
идентифицировать свои образы. Причем, эффективность такого действия – возможность
самопознания и самоопределения В.П. Зинченко делал ставки на такое образование,
которое «выйдет за пределы зоны ближайшего развития и обратится к перспективе
бесконечного развития человека, откроет не чем не заменимое место каждого
человека» [19,
с. 161]. Как следствие, организация образовательного процесса должна базироваться
на необходимости своевременного включения творческого воображения. Все
современные вопросы, в частности, их решение на высоком уровне «становятся
возможными в современной действительности именно при наличии творческого
воображения» [37,
с. 72].