Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Развитие творческого потенциала учащейся молодежи в культурно-образовательном пространстве колледжа
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В
КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ 7
1.2. Сущность и
специфика развития творческого потенциала личности 7
1.2. Молодежь как
субъект социально-культурной деятельности 13
1.3. Педагогические
условия развития творческого потенциала личности 16
ГЛАВА 2.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ В КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ КОЛЛЕДЖА 24
2.1. Изучение уровня
творческого потенциала учащейся молодежи 24
2.2. Разработка
экспериментальной модели развития творческого потенциала учащейся молодежи в
культурно-образовательном пространстве колледжа 40
2.3. Динамика
развития творческого потенциала учащейся молодежи 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Вопросная Таблица методики «Список Осборна» 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Методика М. Рокича «Ценностные ориентации» 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Опрос
«Творческий потенциал личности» 68
Введение:
Актуальность темы исследования. Проблемы творческого
потенциала личности, в частности, развития творческого потенциала, во все
времена являлись интересными для исследователей, более того, и сегодня они не
потеряли актуальности, напротив же – приобрели новое звучание, обусловленное
ориентацией на инновационное развитие. Также причиной повышенного интереса к
творческому личностному потенциалу можно считать процесс гуманизации
социокультурной среды.
В настоящее время, в сложившихся социокультурных условиях
высокую степень значимости имеет внутренний мир личности, а также
многогранность его проявлений, развитие творческого личностного потенциала.
Те трансформации, которыми характерно современное общество,
подразумевают, что в любой профессиональной сфере всегда должны выдвигаться
смелые и интересные идеи и решения творческого характера. Можно предположить,
что творчество позиционируется в качестве высшей формы социальной личностной
активности. Кроме того, творческая активность является действительно важным
личностным свойством, в котором можно различить ее уникальность и
неповторимость.
Творчество также является обобщающим критерием личностного
развития, в соответствии с которым можно говорить о реализации сущностных сил
личности, поскольку просматривается отражение меры возможностей актуализации
этих сил в настоящей преобразовательной практике. Сегодня человек может быть
охарактеризован как личность потенциально творческая, поскольку именно в
творчестве происходит раскрытие его сущности как преобразователя окружающей
действительности. И, как важно заметить, актуализируя проблему творчества, не
представляется возможным не упоминать о творческой личности, которая обладает
способностями к самопознанию, видеть проблему, гипотезы, проводить ситуативный
анализ, показывать результативность, критически мыслить и так далее.
Отмечается, что социокультурная динамика в некоторой степени
детерминирует особенности проявления различных форм творческой личностной
активности.
В современной России сложилось, в свою очередь, развитие
негативных социокультурных тенденций: преобладают рекреационные формы
культурной деятельности, осуществляется оскудение культурных потребностей,
досуговая деятельность упрощается, антиинтеллектуализируется [27 с. 18]. Это обуславливает
то, что возникает проблема поверхностного проживания своей жизни, особенно на
фоне активной информатизации общества.
Проблема исследования, соответственно,
заключается в том, что сегодня практически не предается особого значения
развитию творческого потенциала личности, поскольку в массовом сознании
творческий процесс всегда подразумевает единственный взгляд на творчество как
на осуществление прикладной деятельности, что в современном социокультурном
контексте не является верным: многогранность составляющих творческого
потенциала и личности обуславливает данную проблематику.
Объект исследования: творческий
потенциал личности.
Предмет исследования: развитие
творческого потенциала у учащихся колледжа.
Цель исследования: определить
специфику и уровень развития творческого потенциала личности у учащейся
молодежи.
Исходя их поставленной цели исследования
необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть сущность и специфику развития творческого
потенциала личности;
— изучить молодежь как субъект социально-культурной
деятельности;
— определить педагогические условия развития творческого
потенциала личности;
— проанализировать уровень творческого потенциала учащейся
молодежи;
— разработать экспериментальную модель развития творческого
потенциала учащейся молодежи в культурно-образовательном пространстве колледжа;
— выявить динамику развития творческого потенциала учащейся
молодежи.
Степень разработанности проблемы исследования. В настоящее время имеется достаточное
количество работ, которые посвящены развитию творческого потенциала личности и
вопросам, которые связаны с данной темой. Разработаны подходы к развитию
творческой активности и педагогические условия. Однако не имеется исследований,
которые бы изучали влияние социально-культурных практик на развитие творческого
потенциала учащихся.
Гипотеза исследования состоит в том, что развитие
творческого потенциала личности будет эффективным тогда, когда учащиеся
колледжа осознают ценность социокультурной деятельности в рамках
образовательного процесса и повысят уровень своей креативности.
База исследования: ГБ ПОУ «ЛОККиИ».
Методология исследования: в работе были использованы следующие
методы:
— теоретические (анализ, синтез);
— практические (тестирование, опрос, проектирование).
Теоретическую базу исследования. Педагогические условия развития
творческой активности рассматривали Т.Н. Астраханцева, Л.М. Евдокимова, С.Я.
Астрейко, Е. И. Коротеева и другие исследователи. Феномен творческого
потенциала личности изучали З.Ф. Байгильдина, А.В. Сафронов, Т.С. Соловьева и
другие. Креативность исследовали Е.С. Ермакова, А.А. Андрианова, Л.С. Подымова,
Н.Е. Мажар и другие.
В работе были использованы следующие методы исследования:
теоретические (анализ, синтез); практические (проективная диагностика,
тестирование, анкетирование). Методики, используемые в исследовании:
модифицированный вариант методики «Таблица Осборна»; методика М. Рокича
«Ценностные ориентации»; опрос «Творческий потенциал личности».
Организация исследования включала следующие этапы: На первом, аналитическом этапе, был
произведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Данное обстоятельство дало возможность определить
степень научной разработанности проблемы, а также сформулировать цель, задачи и
рабочую гипотезу исследования.
На втором этапе – этапе входного эксперимента, изучался
уровень развития творческого потенциала учащейся молодежи. Недостаточно хороший
результат обусловил проведение формирующего эксперимента.
На третьем этапе – формирующем, на основании обобщения
накопленного опыта и использовании методов социально-культурного проектирования
была разработана модель по развитию творческого потенциала учащихся на базе
колледжа.
На четвертом этапе – этапе контрольного эксперимента,
демонстрировалась динамика результатов уровня развития творческого потенциал
учащихся колледжа после проведения мероприятий в рамках третьего этапа
исследования.
Новизна исследования заключается в определении компонентов
творческого потенциала личности молодежи в культурно-образовательном
пространстве.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе
предложены не только традиционные формы социокультурной работы, но и
инновационные, в частности – онлайн-проекты. Модель может использоваться на
базе учебных заведений с целью развития творческого потенциала учащихся.
Структура исследования. Работа состоит из введения, основной
части, состоящей из двух глав, заключения, списка использованной литературы
приложений.
На защиту выносятся:
— компоненты творческого потенциала учащихся (креативный,
ценностный, деятельностный);
— проект модели развития творческого потенциала учащихся
«Творческий потенциал»;
— итоги обобщения исследования уровня развития творческого
потенциала учащихся в культурно-образовательном пространстве учебного
заведения.
Заключение:
В
ходе проведенного исследования было выяснено, что творческий потенциал личности
представляет собой интегративное качество, включающее в себя большое количество
различных практик, которые имеют культурно-творческую ориентацию и направлены
на внесение новизны в актуальную проблематику. Творческий потенциал личности
ориентирует человека на достижения, причем, как творческие, так и учебные, если
рассматривать его как актуальный процесс развития учащейся молодежи.
Социокультурный
контекст молодежи в современное время представляется одним из основных
направлений развития личности. Ценности, которые присущи молодым людям,
обусловлены спецификой их социального опыта и их достижениями, в частности,
творческой направленности. Социокультурный феномен современной молодежи
обусловлен планами многогранной личности, целеустремленностью, оригинальностью
мыслительной деятельности, открытостью новому, целостным восприятием,
готовностью к получению новой информации и опыта, интеллектуальной гибкостью,
легкостью генерирования идей, амбициозностью, стремлением к автономности,
креативностью и так далее.
При
изучении условий развития творческого потенциала личности был выделен ряд
педагогических условий, которые систематизированы следующим образом: первая
группа условий соответствует психологическим, интеллектуальным и эстетическим
характеристикам личности; вторая и третья группа обеспечивают атмосферу;
четвертая группа демонстрирует образец творческой личности в лице педагога, что
стимулирует функционирование и развитие творческой активности. Соблюдение
данных условий способствует развитию творческого потенциала и включению
молодежи в процесс творческой деятельности.
В
процессе эксперимента был определен первоначальный уровень творческого
потенциала учащихся колледжа. На основании методик, ориентированных на три
компонента культурно-образовательной практики (креативность, ценности,
деятельность) было выяснено, что уровень творческого потенциала учащихся
колледжа является недостаточным для полноценного творческого развития личности.
В частности, были выявлены низкие показатели по креативному мышлению,
отсутствие заинтересованности в участии в творческих объединениях колледжа,
незаинтересованность вовлечения в процессы с активной деятельностью.
Для
повышения творческого потенциала учащихся колледжа нами была разработана
четырехкомпонентная модель развития творческого потенциала учащейся молодежи
под названием «Творческий потенциал», куда входили следующие мероприятия: вводная лекция «творческий потенциал.
Теория», тренинг
«Творческий потенциал. Практика», мастер-класс по рисунку, заключительная
беседа со студентами о проделанной работе.
После
проведения всего цикла мероприятий была проведена повторная диагностика уровня
творческого потенциала личности учащейся молодежи колледжа. По всем компонентам
творческой деятельности и активности произошел рост показателей. Учащиеся стали
не только лучше относится к творческим процессам в целом, им стало интересно
принимать в них участие, а их мышление стало более гибким.
Полученные
результаты позволяют говорить о повышении уровня творческого потенциала
личности и, соответственно, об эффективности предложенной модели по развитию
творческого потенциала учащейся молодежи колледжа.
Гипотеза
исследования, которая заключалась в том, что развитие творческого потенциала
личности будет эффективным тогда, когда учащиеся колледжа осознают ценность
социокультурной деятельности в рамках образовательного процесса и повысят
уровень своей креативности, подтверждена.
Задачи
исследования решены. Цель достигнута.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В
КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ 1.2. Сущность и
специфика развития творческого потенциала личности Творческий потенциал личности является важной составляющей
для любого человека, поскольку он позволяет разносторонне и многогранно
развиваться. Молодежь, что обусловлено возрастными характеристиками, как
правило готова к активному развитию творческого личностного потенциала тогда,
когда образовательный процесс, в который молодые люди вовлечены, организован
свободно и многопланово. В соответствии с имеющейся педагогический практикой
процесс обучения должен быть выстроен максимально интересно и увлекательно, что
очень важно для всестороннего развития. Для этого педагоги часто ориентируются
на любознательность учащихся, что не является верным, поскольку в этом случае
речь идет о поверхностных знаниях [23, с. 697].
В
культурно-образовательной среде для развития творческого потенциала необходимо
обращать внимание на следующие его компоненты:
—
креативный;
—
ценностный;
—
деятельностный.
Представленные
компоненты заключают свою направленность творческой деятельности и ориентируют
личность на проявление полного комплекса творческого личностного потенциала.
Творческий потенциал личности можно рассматривать с разных мировоззренческих
позиций, что обусловлено неоднозначностью понятия и его творческой
направленностью, которую нельзя категоризировать.
В рамках рассмотрения творческого потенциала необходимо
рассмотреть данный феномен с различных точек зрения. В частности, определяются следующие подходы:
аксиологический, онтологический, развивающий, деятельностно-организационный, способностный,
энергетический. Рассмотрим их более подробно.
Сторонники аксиологического
подхода рассматривают творческий потенциал в качестве определенного репертуара
полученных и самостоятельно выработанных умений и навыков, а также в качестве
способности к действию и как значимая мера, способствующая