Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Хореография (педагогика)

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Развитие творческого потенциала младших школьников на занятиях классического танца в детской школе искусств

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ 8

1.1. Сущность и структура понятия «творческий потенциал младших школьников» в свете исследуемой проблемы 8

1.2. Использование классического танца на занятиях хореографии в ДШИ как эффективное средство развития творческого потенциала младших школьников 17

1.3. Педагогические условия развития творческого потенциала младших школьников на занятиях классического танца в ДШИ 21

Выводы по первой главе 29

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ 31

2.1. Критериально-уровневые характеристики и показатели развитости творческого потенциала младших школьников на занятиях классического танца в ДШИ 31

2.2. Реализация опытно-экспериментальной работы и ее результаты 39

2.3. Методические рекомендации по совершенствованию процесса развития творческого потенциала на занятиях классического танца в ДШИ 53

Выводы по второй главе 55

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………………………………63

  

Введение:

 

Актуальность исследования. В современном динамичном мире к деятельности человека в различных сферах общества предъявляются высокие требования. Индивиду необходимо обладать высоким творческим потенциалом для успешного решения нетрадиционных задач в условиях реформирования общества.

Потребность общества в гражданах с высоким творческим потенциалом обуславливает необходимость поиска новых форм и методов для поддержания и развития творческих способностей. Младший школьный возраст является сензитивным для стимулирования творческого начала. Хореография имеет большой потенциал для развития гармонично развитой личности через развитие творческих способностей, обучение и художественное воспитание детей. Средства хореографического искусства формируют не только физические, но и нравственные и творческие качества личности.

Развитие у воспитанников творческих способностей и всемерная поддержка творческого потенциала выступает прямой обязанностью педагогических работников в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 48). В ст. 75 Закона указано, что именно дополнительное образование призвано формировать и развивать творческие способности детей. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) указывает на то, что в организации, реализующей интегрированные образовательные программы в области искусств, при реализации программы начального общего образования обеспечиваются условия для приобретения обучающимися знаний, умений и навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности.

Роль дополнительного образования на современном этапе развития России определяется задачами демократического и правового государства, рыночной экономики. Деятельность учреждений дополнительного образования направлена на сохранение и развитие традиционной культуры, воспитание чувств гражданской ответственности, патриотизма и любви к малой Родине, создание условий для раскрытия творческого потенциала всех возрастных и социальных групп. Оптимальное сочетание в учреждениях дополнительного образования традиционных и новых форм массовой деятельности способствует созданию комплексной системы организации досуга по всем направлениям, что позволяет способствовать развитию творческого потенциала младших школьников.

Степень разработки исследования. Философская концепция творчества и творческого потенциала представлена в трудах Н.А. Бердяева, И. Канта, Д. Локка и др. В рамках педагогической науки проблему развития творческого потенциала младших школьников рассматривали Л.К. Веретенникова, С.Г. Глухова, В.А. Сухомлинский и др. Психологические исследования особенностей творческого потенциала, качества творческой личности освещены в трудах Д.Б. Богоявленской, А.В. Брушлинского, А.Н. Лука и др. В русле социологической науки проблему разрабатывали Я.В. Воронова, П.Ф. Кравчук, В.А. Лысенко и др. Большинство исследований в области хореографии носят, в основном, искусствоведческий характер (В.М. Красовская, Ю.В. Осокин, В.И. Уральская и др.).

Заявленная проблема актуальна на сегодняшний день, однако, она не до конца теоретически разработана, и не получила проверку и подтверждение на эффективность, что и позволяет определить тему выпускной квалификационной работы: «Развитие творческого потенциала младших школьников на занятиях классического танца в детской школе искусств».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий развития творческого потенциала младших школьников на занятиях классического танца в детской школе искусств.

Объект исследования: процесс хореографического образования младших школьников в системе дополнительного образования.

Предмет исследования: педагогические условия развития творческого потенциала младших школьников на занятиях классического танца в детской школе искусств.

Гипотеза исследования: развитие творческого потенциала младших школьников на занятиях классического танца в детской школе искусств будет успешно, если выявить наиболее эффективные педагогические условия реализации исследования:

1. учет психолого-возрастных особенностей младших школьников;

2. ориентация на формирование у воспитанников эстетического отношения к танцу, обеспечивающего активизацию творческого потенциала;

3. соблюдение основных принципов построения целостного урока хореографии.

Задачи исследования:

1. Определить сущность и структуру понятия творческого потенциала младших школьников на основе анализа литературы в системе наук.

2. Выявить и теоретически обосновать педагогические условия развития творческого потенциала младших школьников на занятиях классического танца в ДШИ.

3. Определить критериально-уровневые характеристики и показатели развитости творческого потенциала младших школьников на занятиях классического танца в ДШИ и реализовать опытно-экспериментальную работу.

4. Разработать методические рекомендации для педагогов по совершенствованию процесса развития творческого потенциала на занятиях классического танца в ДШИ.

Методологические основы исследования составили:

— представления о творческом потенциале в русле психологической науки Дж. Гилфорда, С. Медника, Э.П. Торренса

— концепции творчества в рамках педагогической науки И.Я. Лернера, А.Н. Лук

— теории развития творческого потенциала в младшем школьном возрасте В.И. Андреева, Д.Б. Богоявленской, Б.С. Волкова, Л.С. Выготского, Э.Ф. Зеера, В.А. Крутецкого.

Методы исследования:

— теоретические – анализ научно-методической литературы по теме исследования;

— эмпирические – педагогический эксперимент; наблюдение; качественный и количественный анализ эмпирических данных.

Теоретическая значимость исследования состоит:

— в уточнении и систематизации представлений о сущности и структуре понятия «творческий потенциал младших школьников»;

— в обзоре возможностей использования классического танца на занятиях хореографии в ДШИ как эффективного средства развития творческого потенциала младших школьников;

— в выявлении и теоретическом обосновании педагогических условий развития творческого потенциала младших школьников на занятиях классического танца в ДШИ.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

— систематизирована и теоретически обоснована актуальность проблемы развития творческого потенциала младших школьников на занятиях классического танца в детской школе искусств;

— разработаны методические рекомендации по совершенствованию процесса развития творческого потенциала младших школьников на занятиях классического танца в детской школе искусств, которые можно использовать в системе подготовки и повышения квалификации педагога-хореографа, а также в практической деятельности.

База исследования: муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств №3» городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа представлена введением, двумя главами, структурированными на параграфы и снабженными выводами, заключением, списком литературы и приложением.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Поддержка и стимулирование творческого потенциала младших школьников выступает потребностью современного общества, подкрепленной нормативно-правовыми требованиями, предъявляемыми к дополнительной системе образования. Хореографическое направление в рамках дополнительной системы образования обладает существенными ресурсами для обеспечения творческого развития воспитанников. Классический танец, являющийся обязательным компонентом хореографического образования, способствует эстетическому развитию воспитанников, приобщению их к пластическим способам выражения чувств и эмоций, стимулирует фантазию, раскрывает индивидуальность, что влечет за собой рост творческого потенциала личности.

По итогам выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели, что позволило теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий развития творческого потенциала младших школьников на занятиях классического танца в детской школе искусств.

Для достижения указанной цели были решены следующие задачи:

— были определены сущность и структура понятия творческого потенциала младших школьников на основе анализа литературы в системе наук;

— были выявлены и теоретически обоснованы педагогические условия развития творческого потенциала младших школьников на занятиях классического танца в ДШИ;

— были определены критериально-уровневые характеристики и показатели развитости творческого потенциала младших школьников на занятиях классического танца в ДШИ и реализована опытно-экспериментальная работа;

— были разработаны методические рекомендации для педагогов по совершенствованию процесса развития творческого потенциала на занятиях классического танца в ДШИ.

Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать гипотезу исследования о том, что развитие творческого потенциала младших школьников на занятиях классического танца в детской школе искусств будет успешно, если выявить наиболее эффективные педагогические условия реализации исследования:

1. учет психолого-возрастных особенностей младших школьников;

2. ориентация на формирование у воспитанников эстетического отношения к танцу, обеспечивающего активизацию творческого потенциала;

3. соблюдение основных принципов построения целостного урока хореографии.

Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полной мере.

В заключение отметим, что, на наш взгляд, выбранная тема исследования имеет научные перспективы. В частности, полагаем, что занятия классическим танцем способны позитивно влиять не только на творческий потенциал занимающихся, но на их эстетическое развитие, формирование нравственных представлений и общий рост патриотической воспитанности. Последующая разработка темы с учетом указанных направлений позволит внести вклад в научно-методическую изученность проблемы влияния занятий классическим танцем на личность младшего школьника.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ

1.1. Сущность и структура понятия «творческий потенциал младших школьников» в свете исследуемой проблемы

Младший школьный возраст является этапом онтогенеза между 7 и 11 годами. Для младшего школьника свойственен процесс функционального совершенствования мозга, который приобретает форму развития аналитико-синтетической коры головного мозга, что приводит к перестройке соотношения процессов торможения и возбуждения, т.е. возбуждение снижается, что дает возможность торможению гарантировать большую произвольность поведения. Тем не менее, для младшего школьного возраста все же свойственно, что временами возбуждение преобладает, и поэтому ребенок в этом возрасте импульсивен и часто меняет виды своей деятельности [46].

Новый вид деятельности, который занимает ребенка в младшем школьном возрасте, позволяет стимулировать развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Однако восприятие младших школьников еще характеризуется малой дифференцированностью. Также восприятие отличается тесной связью с действиями ребенка и высокой эмоциональностью.

В той же мере у младшего школьника трансформируется и такой познавательный процесс, как внимание. Для него становится свойственно большая управляемость и произвольность. Наряду с этим для стимулирования произвольности внимания младшему школьнику требуется «близкая мотивация», например, оценка учителя, положительная оценка ровесников, гордость за свои собственные успехи.

Возрастные особенности памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения. Так, роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания растет, а возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления еще больше развивается [15].

В младшем школьном возрасте ведущим направлением развития воображения является выработка воссоздающего воображения, которое дает возможность представить, либо создать образ, отвечающий заданному рисунку, схеме или описанию.

В младшем школьном возрасте развитие мотивационно-потребностной сферы обусловлено социальной ситуацией развития, новообразованиями данного возраста, а также ведущей деятельностью. Спектр параметров мотивационной сферы пополняется мотивом социального одобрения за произведенную деятельность, в первую очередь со стороны учителя, т.е. значимого взрослого.

Можно назвать следующие ведущие потребности младшего школьного возраста: потребности в общении с людьми, во взаимопонимании и сопереживании; игровая потребность; познавательная потребность; потребность в движениях, активности.

Направление формирования потребностей в младшем школьном возрасте определяется превалированием потребностей социальных над личными, духовных над материальными.

Для младшего школьника свойственно поэтапное развитие рефлексии, т.е. способности личности посмотреть на саму себя со стороны, в том числе наблюдение за самим собой, а также сопоставление своих поступков и действий с нормами, которые присущи всему человечеству.

В эмоциональной сфере младшего школьника проявляется тенденция к произвольности. Нарастает осознанность, сдержанность, устойчивость чувств и действий. Но возможности полного осознания еще ограничены. Эмоциональная жизнь усложняется и дифференцируется – появляются сложные высшие чувства: нравственные чувства, включающие в себя любовь к Родине, чувство товарищества, чувство долга; интеллектуальные чувства, выраженные в любознательности, удивлении, сомнении, интеллектуальном удовольствии, разочаровании; эстетические чувства, представленные чувством прекрасного, пониманием красивого и безобразного, чувством гармонии; праксические чувства, т.е. чувства, которые возникают в результаты опыта практической деятельности – в процессе выполнения трудовых поручений, на занятиях физической деятельностью и пр. [5]

Процесс чувственного развития ребенка в младшем школьном возрасте напрямую взаимосвязан с его волевым развитием. Чувства могут его, как стимулировать, так и тормозить. Проявлением воли становится способность сдерживать, либо совершать действия, преодолевать различные внутренние и внешние преграды, а также выработка добавочных стимулов и мотивов к недостаточно замотивированной деятельности. В первом классе волевое поведение ребенка обусловлено контролем со стороны взрослых, их инструкциями. К моменту окончания начальной школы ребенок ориентируется на свои собственные мотивы, интересы и потребности. В процессе учения развиваются такие качества воли как вера в свои силы, выдержка, настойчивость и самостоятельность.

К вопросу изучения творческой деятельности детей младшего школьного возраста обращались такие деятели науки как Л.С. Выготский, А.Н. Лук, А.В. Петровский, В.В. Давыдов и пр.

Как правило, творческую деятельность трактуют как деятельность, итогом которой является создание чего-либо нового – предмета внешнего мира, либо умозрительного построения, которое становится основой для новых знаний, либо эмоции, которая отображает свежее отношение к окружающей действительности [7].

Согласно точке зрения Л.С. Выготского [15], творчество является постоянным нормальным спутником развития ребенка. В первую очередь, детская творческая деятельность – это специфическая деятельность, особенности которой раскрываются в итогах творчества, а также в процессах, которые оказывают содействие порождению продукта творчества [15].

Необходимо подчеркнуть, что потребность в творческой самореализации развивается у младшего школьника не столько стихийно, сколько в ходе обучения в школе и занятий в учреждениях дополнительного образования [17]. Для младшего школьника свойственно развитие его личности в комплексе, сопровождающееся формированием высших психических функций, которое протекает под воздействием учебной деятельности, которая в этом возрасте является ведущей. В ходе учебной деятельности младший школьник шаг за шагом развивает свою познавательную деятельность: от репродуктивной к частично-поисковой, а в случае систематического и планомерного педагогического воздействия, то и к творческой [30].

В этом возрасте направленность на предмет деятельности, а также на способы его трансформации подразумевает потенциал для аккумуляции креативного опыта, как в ходе познания, так и в процессе деятельности (например, в процессе создания или изменения определенных предметов, явлений и ситуаций, творческого использования знаний и умений).

С позиции психолого-педагогической науки, видам творческой деятельности даны следующие определения:

— познание – это вид творческой деятельности младшего школьника, понимаемый как формирование у него знаний в ходе процесса творчества;

— преобразование – это вид творческой деятельности младшего школьника по суммированию базовых знаний, которые становятся основой для приобретения новых знаний, как учебных, так и специальных;

— создание – это вид творческой деятельности младшего школьника, которая подразумевает генерацию им продуктов творчества в рамках изучаемой сферы;

— творческое использование знаний на практике – это вид творческой деятельности младшего школьника по привнесению им личных мыслей в ходе практической реализации полученных ранее сведений [48].

Все вышесказанное дает нам возможность трактовать «творческую деятельность младшего школьника» как продуктивную деятельность ребенка в младшем школьном возрасте, которая ориентирована на освоение творческого опыта познания, создание, трансформацию и применение по-новому объектов, как духовной, так и материальной культуры в ходе деятельности, которая в выстроена при содействии педагога [14].

Е.Б. Евладова высказала мнение, что под творческой деятельностью младшего школьника следует понимать систему тех видов работ, в которых может быть раскрыта его самостоятельность по максимуму [22].

Давая оценку социальной и психологической основе творчества ребенка, Л.Н. Буйлова подчеркивала субъективность новизны, производимого им творческого продукта. Следует отделять в творчестве «общественно-объективное новое» от «индивидуально-субъективного нового». Для младшего школьника свойственно «новое» второго типа, однако, наряду с этим оно напрямую связано с личностью. В младшем школьном возраста, в первую очередь, личность еще только начинает развиваться, она еще не достигла своей зрелости. Однако процесс возникновения и последующего развития личности проходит через деятельность, тем или иным образом связанную с творчеством. Младший школьник способен обнаружить нетиповое и самобытное решение стоящей перед ним задачи в нравственной, познавательной и художественной сфере [10].

Базовые психологические механизмы творческой деятельности проанализировал в своих трудах А.Э. Симановский. Согласно его мнению, можно говорить о следующих этапах ее «протекания»:

— подготовка (1-й этап, сознательная деятельность) – это специфическое активное состояние, которое выступает предпосылкой для проявления новой идеи на уровне интуиции;

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы