Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Развитие творческих способностей в самодеятельном эстрадном коллективе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты
изучения развития творческих способностей в
самодеятельном эстрадном коллективе. 6
1.1. Содержание понятия «творчество»
и «творческие способности» в научной литературе. 6
1.2. Самодеятельный эстрадный
коллектив как среда для развития творческих способностей. 13
Глава 2. Опытно-экспериментальная
работа по развитию творческих способностей в самодеятельном эстрадном
коллективе. 20
2.1. Диагностика уровня развития
развитию творческих способностей у учащихся 20
2.2. Программа развития творческих
способностей в самодеятельном. 25
эстрадном коллективе. 25
2.3. Обсуждение результатов
опытно-экспериментальной работы.. 27
Заключение. 36
Список использованной литературы.. 38
Приложение………………………………………………………………………41
Введение:
Актуальность исследования. Популярность эстрады в современном мире обусловлена тем фактом,
что являясь компонентом массовой музыкальной культуры, эстрадное искусство
получает всемерную поддержку, как со стороны средств массовой информации, так и
со стороны производителей музыкальных носителей. При этом такая популярность
налагает на эстраду повышенную ответственность перед слушателем, т.к. именно
эстрадное искусство формирует музыкальные вкусы большинства, обеспечивает своих
поклонников эстетическими ориентирами и критериями. Однако, к сожалению, далеко
не всегда уровень эстрадных исполнителей и их профессионализм отвечают
требованиям специальной подготовки. Нередко благодаря мастерски проведенной
пиар программе популярность обретает эстрадный исполнитель, не имеющий должного
уровня профессиональной подготовки. В связи с этим важно отметить, что
методические аспекты совершенствования процесса подготовки эстрадных
исполнителей обладают высоким уровнем актуальности.
Одной из
основных целей обучения эстрадному вокалу выступает формирование творческой
индивидуальности исполнителя, которое возможно лишь в том случае, если на
протяжении всего образовательного процесса стимулировать потенциал творческой
личности певца. Творческая индивидуальность исполнителя состоит из целостности,
неповторимости, активности в утверждении своей мировоззренческой, эстетической
позиции и ценностных установок. Развитие творческой личности исполнителя при
этом обеспечит обретение им личностной самобытности и творческого лица.
Изученность темы исследования. Потенциал творческой личности как проблема исследования
рассматривался в исследованиях Ю.Д. Бабаевой, Д.Б. Богоявленкой, Е.В.
Бондаревской, Е.Л. Григоренко, Э.В. Ильенкова, В.Н. Дружинина, М.С. Кагана,
Н.С. Лейтеса, Я.А. Пономарева, Дж. Рензулли, Р. Стернберга, Д.М. Ушакова, К.
Хеллера и др.
Проблеме
музыкальной эстрады как особого направления искусства и специфике обучения
эстрадному мастерству вокалистов посвятили свои труды такие ученые как И.А.
Богданов, Л.Б. Дмитриев, Л.М. Кадцын, В.Г. Кузнецов, Л.Р. Семина, Д.Д.
Семина и пр.
Авторские
методики формирования навыков эстрадного вокала были предложены Е.Ю.
Белобровой, З. Гариной, И.О. Исаевой, В.И. Коробка, С. Риггсом, Л.В.
Романовой, К. Линклэйтером, Э. Ховардом и пр.
Обобщая
вышесказанное, необходимо сформулировать следующее противоречие: между необходимостью развития творческих способностей
в самодеятельном эстрадном коллективе и нехваткой научно-методических
разработок, освещающих в полной мере этот аспект методики преподавания
эстрадного вокала.
Исходя
из выявленного противоречия, можно обозначить следующую проблему исследования: Как в условиях самодеятельного эстрадного
коллектива стимулировать развитие потенциала творческой личности вокалиста?
Тема исследования: «Развитие творческих способностей в самодеятельном эстрадном
коллективе».
Объект исследования: процесс развития потенциала творческой личности.
Предмет исследования: использование эстрадного вокала как фактора развития творческих
способностей личности.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить
результативность программы развития творческих способностей в самодеятельном
эстрадном коллективе.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что развитию творческих
способностей эстрадных вокалистов в самодеятельном коллективе в большей мере
будет способствовать использование нетрадиционной методики развития вокала
«Пение в речевой композиции» (С. Риггс), чем классической системы обучения.
Для
достижения поставленной цели исследования и доказательства выдвинутой гипотезы
исследования необходимо решить следующий комплекс задач:
1. Изучить литературы по проблеме
исследования эстрадного вокала как фактора развития потенциала творческой
личности.
2. Обобщить и систематизировать теоретический и
практический опыт решения проблемы творческого развития на основе эстрадного
вокала.
3. Определить содержание, формы и методы эстрадного
вокала и работы с вокалистами.
4. Разработать и провести педагогический эксперимент.
В
ходе выполнения исследования были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме
исследования; тестирование; формирующий эксперимент; качественный и
количественный анализ эмпирических данных; математико-статистическая обработка
эмпирических данных.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав,
структурированных на параграфы и снабженных выводами, заключения, списка
литературы и приложений.
Заключение:
Современная
жизнь ждет от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности,
гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого
подхода к решению больших и малых проблем. Творческие способности человека
следует необходимо считать самой существенной частью его интеллекта, а задачу
их развития признать одной из важнейших задач в воспитании современного
человека. В связи с этим важнейшей предпосылкой повышения эффективности работы
военно-музыкальных учебных заведений является создание необходимых условий для
творческого овладения каждым курсантом знаниями, формирования его творческого
мышления и самостоятельной деятельности.
В
процессе обучения эстрадному вокалу развитие творческих способностей и
активизация потенциала творческой личности выступают не менее важной задачей,
чем овладение специальными навыками, поскольку без творческого начала
невозможно полноценно самовыражаться в музыке. Потенциал творческой личности в
данном исследовании понимается в качестве динамичного интегративного
личностного свойства, которое является предпосылкой и результатом творческой
деятельности и определяет направленность, готовность, способность личности к
самореализации в творчестве, в частности в эстрадном вокале.
По
итогам выполнения выпускной квалификационной работы нам удалось достичь
поставленной во введении цели работы, что позволило теоретически обосновать и
экспериментально проверить результативность программы развития творческих
способностей в самодеятельном эстрадном коллективе.
Для
достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
— была
изучена литература
по проблеме исследования эстрадного вокала как фактора развития потенциала
творческой личности;
— был обобщен и
систематизирован теоретический и практический опыт решения проблемы
творческого развития на основе эстрадного вокала;
— было определено содержание, формы
и методы эстрадного вокала и работы с вокалистами;
— был разработан и проведен педагогический
эксперимент.
Качественный
и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать гипотезу
исследования о том, что развитию творческих способностей эстрадных вокалистов в
самодеятельном коллективе в большей мере будет способствовать использование
нетрадиционной методики развития вокала «Пение в речевой композиции» (С.
Риггс), чем классической системы обучения.
Таким
образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в
полном объеме.
В
заключении отметим, что выполненная выпускная квалификационная работа имеет как
теоретическую, так и практическую значимость.
Теоретическая
значимость исследования заключается в систематизации и обобщении материала по
проблеме развития творческих способностей в самодеятельном эстрадном
коллективе.
Практическая
значимость исследования состоит в
возможности использования материалов работы следующими категориями лиц:
—
преподавателями эстрадного вокала с целью стимулирования потенциала творческой
личности у своих учеников;
—
студентами по специализации «Вокально-театральное искусство» с целью
самоподготовки к тематическим семинарским и практическим занятиям;
—
учеными, занимающимися разработкой схожей научной проблематики, для обобщения
эмпирических данных и их статистической обработки.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты изучения развития творческих
способностей в самодеятельном эстрадном коллективе 1.1. Содержание понятия «творчество»
и «творческие способности»
в научной литературе Наивысшей
формой самодеятельности и активности человека является творчество. Творческой
активностью не является активность, которая направляется чужой волей. Только в
сочетании с самостоятельностью активность начинает быть основой для развития
творческого подхода к жизни. Творчеством же является самостоятельное избрание
варианта поведения.
Проанализировав
психологическую, педагогическую и философскую научную литературу (Б.Г.
Ананьева, Л.С. Выготского, М.С. Кагана, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна,
Д.И. Фельдштейна, Б.Д. Эльконина и пр.) мы можем прийти к выводу о том, что
творчество – это деятельность, с помощью которой происходит создание новых
ценностей.
С позиции
философской науки (например, Дьюи), творчество – это изобретательство, целью
которого выступает решение задач, которые ставятся определенными ситуациями.
Творчество
– это деятельность, создающая что-то новое, никогда прежде не существовавшее.
По
мнению Шеллинга, под творчеством следует понимать высшую форму деятельности
человека.
Такие
философы, как Г. Гельмгольц, У. Кеннон и А. Пуанкаре, в своих трудах говорили о
наличии целого комплекса стадий творческого процесса, перехода от возникновения
замысла к моменту (который невозможно предугадать), когда в человеческом
сознании происходит зарождение новой идеи [20, c. 30-32].
Обобщая философский взгляд на проблему творчества, мы можем
говорить, что под ним следует понимать деятельность, итог которой – это
сотворение новых, самобытных и совершенных ценностей (духовных и материальных),
которые обладают объективной значимостью.