Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Развитие творческих способностей учащихся начальных классов на уроках математики.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава 1. Теоретическая основа развития творческих
способностей учащихся начальных классов на уроках математики. 4
1.1 Творческие способности и их природа, структура и
условия формирования 4
1.2 Социально-психологические особенности детей начальных
классов и их способности. 14
1.3 Обзор практики развития математических способностей в
начальной школе в образовательном учреждении. 24
Выводы по 1 главе. 31
Глава 2. Организация деятельности обучающихся по развитию
творческих способностей на уроках математики в начальной школе. 32
2.1 Диагностика уровня творческих способностей на уроках
математики в начальной школе. 32
2.2 Формирование творческих способностей на уроках
математики у обучающихся в начальной школе. 44
2.3 Сравнительный анализ уровня развития математических
способностей у обучающихся начальной школы.. 51
Выводы по 2 главе. 58
Заключение. 59
Список использованных источников и литературы.. 61
Введение:
Актуальность работы. Проблема развития творческих способностей младших
школьников составляет основу процесса обучения, является педагогической
проблемой, которая с течением времени не теряет своей актуальности, требуя
постоянного внимания и дальнейшего развития. Сегодня в обществе особенно остро
ощущается потребность в людях творческих, готовых найти новые подходы к решению
социально-экономических, культурных задач, способных жить в современном
обществе и быть полезными этому обществу. В связи с этим особую актуальность
сегодня приобретает проблема развития творческих способностей детей младшего
школьного возраста.
Сегодня перед образовательным
процессом ставится задача воспитания творческой личности, начиная с начальной
школы. Творческая активность развивается в процессе деятельности, имеющей
творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться,
находить решение в нестандартных ситуациях. Поэтому сегодня в педагогической
науке и практике идет интенсивный поиск новых, нестандартных форм, способов и
приемов обучения.
Актуальность поднятой проблемы вызвана
потребностью педагогов в совершенствующихся методах педагогического воздействия
на формирующуюся личность младших школьников с целью развития творческих
способностей на уроках математики.
Объект нашего исследования: воспитательный процесс,
ориентированный на развитие творческих способностей младших школьников на
уроках математики.
Предмет исследования: педагогические условия
развития творческих способностей младших школьников на уроках математики.
Цель исследования: разработать комплекс заданий
на уроках математики, способствующих развитию творческих способностей младших
школьников и экспериментально проверить их эффективность.
В соответствии с целью решались следующие задачи
исследования:
1. Раскрыть сущность творческих способностей, их
природа, структура и условия формирования.
2. Обозначить
социально-психологические особенностей детей начальных классов.
3. Провести
обзор практики развития математических способностей в начальной школе в
образовательном учреждении.
4.
Продиагностировать уровень творческих способностей на уроках математики в
начальной школе.
5. Провести
работу по формированию творческих способностей на уроках математики у
обучающихся в начальной школе.
6. Сравнить
уровень развития математических способностей у обучающихся начальной школы.
Методы
исследования:
1. Теоретические: анализ
психолого-педагогической, методико-математической и учебной литературы, анализ
и обобщение экспериментальных данных, формулирование выводов.
2. Эмпирические: педагогический
эксперимент, тестирование.
3. Интерпретационные:
количественный и качественный анализ эмпирических данных.
Практическая
значимость исследования заключается в разработке
определенных заданий для уроков математики, содержание которых направлено на
развитие творческих способностей у младших школьников.
Структура работы состоит
из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и списка
использованных источников и литературы.
Заключение:
В
современных социально-экономических условиях наиболее востребована творческая
личность, характеризующаяся гибким продуктивным мышлением, развитым активным
воображением для решения сложных задач, выдвигаемых жизнью. В связи с этим
необходимы выбор и разработка адекватных средств формирования творческого
воображения, т. к. прежние не отвечают образовательной парадигме нового
тысячелетия.
В
научной литературе все чаще появляются статьи, в которых описывается опыт
проведения различных видов работ по развитию воображения и творческого мышления
дошкольников. Наибольший вклад в изучение этой проблемы внесли такие ученые,
как Выготский Л.С., Дьяченко О.М., Лейтес Н.С., Моляков В.А., Рибо Т., Теплов
Н.Б. и др.
Таким образом, в ходе исследования мы пришли к
следующим выводам:
1. Изменение
образовательной парадигмы, которое заключается в переходе к
личностно-ориентированной модели обучения, а также появление новых
образовательных стандартов, предполагает кардинальную перестройку всего
образовательного процесса. Нацеленность на гармоничное личностное развитие
каждого ребенка, и подготовка к быстро изменяющейся жизни в условиях быстрого
развития науки и техники, ставит проблемы развития творческих способностей
детей на важное место при развитии личности.
2. С
формированием общего уровня развития ребенка происходит рост самостоятельных
форм поведения. При этом важно понимать, что творческая переработка ранее
пережитых впечатлений, их комбинирование и построение из них новой
действительности, которая будет отвечать увлечениям самого ребенка, находит
свою реализацию именно в творческой деятельности.
3. Проведя
исследование на определение уровня творческого воображения детей младшего
школьного возраста, было определено, что большинство детей исследуемой группы
характеризуется низким уровнем развития творческих способностей, проявляющихся
как в вербальной, так и в изобразительной деятельности, младшие школьники с
высоким и средним уровнем развития творческих способностей предлагают
разнообразные варианты решений проблемных задач, однако, предлагаемые варианты
решений характеризуются стереотипичностью, неоригинальностью.
4. При целенаправленном и систематическом обучении
детей увеличатся показатели уровня творческого воображения, увлеченности
процессом работы и оригинальностью замысла, улучшится проявление творчества и
воображения. Все это составляет перспективу для дальнейшего исследования.
Таким образом, цель исследования достигнута,
задачи решены.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 1.1 Творческие способности и их природа, структура и условия
формирования Анализ проблемы развития творческого поведения
во многом определяется тем содержанием, которое вкладывается в это понятие.
Зачастую в обыденном понимании творческое поведение отождествляется со
способностями к разным видам художественной деятельности, с умением красиво
рисовать, сочинять стихи, писать музыку и др.
Данное понятие имеет тесную связь с понятием
«творчество», «творческая деятельность». Однако суждения ученых по поводу того,
что считать творческим, достаточно противоречивы.
Так, творчество можно рассматривать в разных
аспектах:
— творчество как продукт, то есть то, что
создано;
— творчество как процесс, то есть как создано;
— творчество как процесс подготовки, то есть
как развивать творчество [21].
При этом продукты творчества представляют собой
не только материальные продукты, но также могут выступать в форме новых мыслей,
идей, решений. Другими словами, творчество представляет собой создание чего-то
нового в различных планах и масштабах.
С
психологической и педагогической точки зрения ценным выступает сам процесс
творческой работы, выявление средств и методов развития творчества, поскольку
оно представляет собой целеустремленный, упорный и напряженный труд, вызывает
необходимость активной мыслительной деятельности, волевые и эмоциональные черты
[15].
Тем самым мы
можем сказать, что творческие способности представляют собой индивидуальную
психологическую особенность личности, проявляющейся в наличии своей точки
зрения на окружающую действительность, направляемой на создание новых и
оригинальных продуктов.
Творчество рассматривается как активность
личности, заключающуюся в возможности выхода за пределы заданного. Оно
предполагает совпадение мотива и цели, т. е. увлеченность самим предметом,
поглощенность деятельностью. В этом случае деятельность не приостанавливается
даже тогда, когда выполнена исходная задача, реализована первоначальная цель.
Можно говорить о том, что имело место развитие деятельности по инициативе самой
личности, а это и есть творчество.
Феноменологию
творчества можно разделить на три основных вида, которым соответствуют типы
творчества:
—
Стимульно-продуктивный — деятельность может иметь продуктивный характер, но эта
деятельность каждый раз определяется действием какого-либо внешнего стимула.
—
Эвристический — деятельность принимает творческий характер. Имея достаточно
надёжный способ решения, человек продолжает анализировать состав, структуру
своей деятельности, сопоставляет между собой отдельные задачи, что приводит его
к открытию новых оригинальных, внешне более остроумных способов решения. Каждая
найденная закономерность переживается как открытие, творческая находка, новый,
«свой» способ, который позволит решить поставленные задачи;
— Креативный
— самостоятельно найденная эмпирическая закономерность не используется как
приём решения, а выступает в качестве новой проблемы. Найденные закономерности
подвергаются доказательству путём анализа их исходного генетического основания.
Здесь действие индивида приобретает порождающий характер и всё более теряет
форму ответа: его результат шире, чем исходная цель. Таким образом, творчество
в узком смысле слова начинается там, где перестаёт быть только ответом, только
решением заранее поставленной задачи. При этом оно остаётся и решением, и
ответом, но вместе с тем в нём есть нечто «сверх того», и этим и определяется
его творческий статус [20].
У одного и
того же человека могут быть разные способности, но одна из них может быть более
значительной, чем другие. С другой стороны, у разных людей наблюдаются одни и
те же способности, но различающиеся между собой по уровню развития.
В результате
экспериментальных исследований среди способностей личности была выделена
способность особого рода — порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от
традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Такая способность была
названа креативностью (творчеством) [3].
Креативные способности не связаны прямо с уровнем
общих и специальных способностей, которые являются реальным средством успешного
осуществления деятельности, но не определяют однозначно творческий потенциал
личности. Их вклад реализуется, лишь преломляясь через мотивационную структуру
личности, её ценностные ориентации, т.е. нет творческих способностей,
существующих параллельно с общими и специальными. Вместе с тем, творческий
потенциал личности не есть результат чисто количественного роста способностей.
То, что принято называть творческими способностями, есть способность к
осуществлению ситуативно-нестимулированной продуктивной деятельности, т.е.
способность к познавательной самодеятельности. Её проявление не ограничено
сферой профессий умственного труда и характеризует творческий характер любого
вида