Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Развитие творческих способностей младших школьников культурно досуговом учреждении ( на материалах МБУ Дц « Мир»)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей детей
младшего школьного возраста в культурно-досуговом учреждении. 5
1.1.Сущность понятия «творчество» и «творческие способности». 5
1.2.Возрастные особенности детей младшего школьного возраста в контексте
развития творческих способностей. 14
Выводы по первой главе. 25
Глава 2. Проектное
обоснование программы развития творческих способностей у детей младшего
школьного возраста в культурно-досуговом учреждении. 27
2.1. Анализ
деятельности МБУ Дц «Мир» по развитию творческих способностей младших
школьников. 27
2.2. Программа
развития творческих способностей младших школьников в досуговом центре «Мир». 37
Выводы по второй
главе. 43
Заключение. 44
Список литературы. 47
Приложение. 50
Введение:
Актуальность исследования. В наши дни личность с такими чертами
характера, как: активная, инициативная, самостоятельная, творческая –
максимально задействована в современном обществе. На эти качества человека стали
обращать больше внимания, чем на знание и умение.
Необходимость
в творческих, самостоятельно мыслящих личностях, умеющих креативно и оперативно
решать проблемные вопросы, особенно ощущается в обществе в сложные критические
периоды его жизни. Актуальность исследования обусловливается и подтверждается
потребностью воспитания именно творческой личности, развитие которой не
возможно без использования эффективных средств воспитания, приобщения к
общечеловеческим духовным ценностям и формирования творческого отношения к
действительности, развития самопознания, а также самореализации.
На фоне устойчивого падения интереса школьников к творчеству, не
востребованными до сих пор остаются огромные потенциальные возможности
досуговых учреждений, которые в недостаточной мере используют творческие
способности и возможности школьников. Этим, отчасти и объясняются проблемы в
системе младшего школьного образования. К
сожалению, еще часть культурно-досуговых учреждений не осознают своей
значимости в вопросах воспитания подрастающего поколения. Зачастую, им не присуще комплексное развитие
ребенка. Ощущается их деятельность узкопрофильной направленности, отсутствие
условий для творческого развития и
недостаточное использование современных методик формирования и развития
творческих способностей.
Вместе с
тем, стоит отметить тенденцию переосмысления большинством учреждений культуры
своей миссии. Они все активнее направляют свою деятельность на развитие
творческих способностей подрастающего поколения, предпринимая более твердые
шаги, ориентируясь на принципы
развивающего, творческого досуга школьников. С этой точки зрения актуальны
культурно-досуговые учреждения, способные плодотворно функционировать в
направлении развития творческих начал. Работники культурно-досуговых учреждений
все больше осознают, что только при условии активного подключения всех
участников процесса в творчество, усовершенствуется результат их действий.
Творчество
вызывает сегодня активный интерес у детей. Именно досуговые учреждения способны предоставить
абсолютно каждому ребенку возможность обучаться и развиваться. Причем эти
услуги доступны абсолютно всем без исключения: талантливым и обычным, активным
и с ограниченными физическими возможностями, из различных социальных слоев
общества. Все наконец-то должны понять,
что недостаток внимания к вопросам творческого развития, нравственно-эстетического
воспитания впоследствии оборачивается бездуховностью, безнравственностью
подрастающего поколения.
Проблема исследования заключается в противоречии между большим
потенциалом культурно-досуговых учреждений в развитии творческих способностей
детей младшего школьного возраста и слабой реализацией данного потенциала на
практике.
Цель исследования: рассмотреть основы развития творческих
способностей детей младшего школьного возраста в культурно-досуговом
учреждении, и разработать программу развития творческих способностей учащихся
младшего школьного в культурно-досуговом учреждении.
Задачи исследования:
— рассмотреть
сущность понятия «творчество» и «творческие способности»;
— проанализировать
возрастные особенности детей младшего школьного возраста в контексте развития
творческих способностей;
— проанализировать
деятельность МБУ Дц «Мир» по развитию творческих способностей младших
школьников;
— разработать
программу развития творческих способностей младших школьников в досуговом
центре «Мир».
Объектом исследования является культурно-досуговое учреждение как
среда развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Предметом исследования: дети младшего школьного возраста как носители
творческих способностей.
Основные методы исследования: включенное наблюдение; тестирование,
анкетирование, социально-культурное проектирование.
Заключение:
Итак,
творчество – это деятельность, заключающаяся в производстве существенно нового:
предметов, способов деятельности, как материальных, так и духовных общественных
ценностей, а одаренность – комплекс задатков и способностей, благоприятных
условий позволяют потенциально достичь значительных успехов в определенном виде
деятельности (или деятельности) по сравнению с другими людьми.
Особенностью
современного понимания творчества является то, что это процесс человеческого
деятельности, результатом которой являются качественно новые уникальные
материальные и духовные ценности или решения. А также то, что важным условием
творчества является восприимчивость к новым идеям, внимание к нарушениям
проблем. Творческие люди характеризуются независимостью поведения и
рассуждений, и одновременно умением отказываться от своих предыдущих мыслей,
критичности, смелости и терпимостью.
Творческие
способности представляют собой сложное синтетическое понятие. Уровень их
развития необходимо определять общими критериями направленности на творчество,
чувством новизны, критичности и гибкости мышления, способностью преобразовывать
структуру объекта, способностью фантазировать, генерировать идеи,
анализировать, сравнивать. Уровень творческой личности младшего школьника
характеризуется: самостоятельностью, гибкостью, изобретательностью, глубиной
мысли, остроумием, сообразительностью. Главным признаком творческой личности
считаются индивидуально-психологические особенности, отвечающие требованиям
творческой деятельности и является условием ее успешного исполнения.
Важнейшими
проявлениями творческих способностей являются такие факторы, как раннее
проявление высокой познавательной активности и любознательности, скорость и
точность выполнения умственной деятельности, устойчивость внимания и
оперативная память; сформированность навыков логического мышления; богатый
словарный запас и грамотная речь; быстрота и оригинальность вербальных
ассоциаций; выраженная установка на творческое выполнение заданий; владение
основными компонентами умения учиться.
Среди
специфических особенностей творческих способностей младших школьников – высокая познавательная активность;
любознательность, стремление к созданию нового; самостоятельность и
оригинальность в решении неизвестных до этого задач; скорость усвоения новой
информации и течения мыслительных процессов; быстрое овладение умениями,
навыками, приемами; фантазирование, склонность к творческому переосмыслению.
Чем
активнее ребенок проявляет интерес к
какой-либо творческой деятельности, тем легче и чаще проявляются его творческие способности. Определить их вид
и соответственно развивать креативность можно,
привлекая ребенка по возможности с раннего детства к разным видов
деятельности, побуждая его к самостоятельному мышлению и радости собственных
открытий, а далее – к постановке проблем, комбинации приобретенных знаний.
В целях
развития творческих способностей необходимо научить детей воспринимать,
«видеть» мир, ориентировать их на активное, мыслящее восприятие, что помогало
бы актуализации полученных знаний при решении конкретных проблем.
Естественно
разные люди наделены способностями к творчеству неодинаково. В зависимости от
генетического наследия одни больше, другие меньше. Творческие способности
проявляются в разных областях деятельности человека: в науке, музыке,
литературе и т.п., а, соответственно, и творческий результат неодинаков и
неоднозначен, что дает основание утверждать о существовании разных уровней
творчества. Творческие способности развиваются еще и в зависимости от среды,
окружения человека: кому повезло попасть в благоприятную творческую среду, а
кому нет, поэтому в зависимости от обстоятельств один человек смог развить и
реализовать свой творческий потенциал, а другой – не повезло.
Обязательным
условием для формирования творческих способностей учащихся является накопление
опыта и знаний Важным условием является также наличие доступных для ребенка
техник исполнения, материалов. При этом не имеет существенного значение, каким
образом ребенок будет их использовать. Творческие способности будут развиваться
эффективно только в том случае, когда процесс творения будет в полной мере
направлен на достижение поставленных целей. Важное значение для формирования
творческих способностей имеет также систематичность и последовательность
работы.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей детей
младшего школьного возраста в культурно-досуговом учреждении
1.1.Сущность понятия «творчество» и «творческие
способности»
Любому
человеку присущи творческие способности, необходимо лишь суметь вовремя их
распознать и раскрыть, поскольку процесс познания сути творчества сложен и
многогранен. Сущность творческого процесса заключается в том, что, будучи
одинаковой для всех, все же бывают исключения по конкретному материалу
творчества, масштабам достижений и их общественной значимости. Для того, чтобы
понять его суть, совсем не обязательно исследовать гениев. Творчество способно
проявляться в повседневной жизни, например, в обычном школьном учебном
процессе.
Основные
теоретические аспекты творческого процесса изучались различными науками:
философией, психологией, педагогикой.
Так, философы Н. А. Бердяев, В.
Гумбольдт, Э. Кассирер, М. К. Мамардашвили, Э. Фромм исследовали процесс
формирования и развития творческих способностей. В трудах отечественных и
зарубежных психологов: Б. Г. Ананьева, Д. Б. Богоявленской, Л. С. Выготского,
В. Н. Дружинина, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Гилфорда, Э. П.
Торранса рассматривались творческие процессы с точки зрения психологических
аспектов.
В педагогике и психологии разрабатывался целый
ряд научных направлений, посвященных
проблеме формирования творческих способностей:
Ø развивающее обучение (В. В. Давыдов, Л. В.
Занков, Д. Б. Эльконин);
Ø проблемное обучение (А. М. Матюшкин, М. И.
Махмутов);
Ø теории развития и решения изобретательских
задач в творческой педагогике (Г. С. Альтшуллер, И. Верткин);
Ø вопросы воспитания творческих способностей
учителя (С. А. Архангельский, М. Ф. Гоноболин, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин
и др.).
Творчество
– это процесс создания субъективно нового, основанный на способности создавать
качественно новые оригинальные, не ведомые ранее идеи, материальные или
духовные ценности, используя нестандартные способы деятельности.
По сути
дела, творчество – это специфическая форма деятельности человека, умение
мыслить нестандартно, способность создавать любую принципиально новую
возможность. Отличительный признак интеллектуального творчества заключается в
усовершенствовании способов решения уже существующих проблем.
А. Г.
Виноградов исследовал раскрытие возможности способности отыскивать (открывать)
способы собственной деятельности в различных проблемных ситуациях. Это
следствие организации индивидуального понятийного знания, как одного из
источников индивидуальных различий в способности к процедурному творчеству
[31].
Кроме
того, творчество – это мышление в его высшей форме, а также деятельность,
порождающая качественно новое. Оно может проявляться в любой сфере деятельности
человека: научной, производственно-технической, художественной, политической, а
также связано с конкретным субъектом и особенностями человеческой психики и
умственного труда. [8].
Это процесс мыслительный процесс, способный
свободно реализоваться в окружающем мире
с помощью инструментов, внутренних ощущений человека, которые представляют
интерес для него самого или окружающих и имеют эстетическую ценность для
создателя [28].