Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством СЮЖЕТНО РОЛЕВОЙ игры
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ 7
1.1 Связная речь и ее особенности у детей старшего дошкольного возраста 7
1.2 Понятие сюжетно-ролевой игры, ее виды и особенности 14
1.3 Значение сюжетно-ролевой игры в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста 22
Выводы по главе 28
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 31
2.1 Организация эксперимента 31
2.2 Констатирующий этап эксперимента 35
2.3 Формирующий этап эксперимента 49
2.4 Контрольный этап эксперимента 53
Выводы по главе 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 78
ПРИЛОЖЕНИЕ А Список групп 83
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Диагностический материал для проведения методик 84
ПРИЛОЖЕНИЕ В Сюжетно-ролевые игры 87
Введение:
Актуальность исследования. В настоящее время особое место уделяется развитию речи детей дошкольного возраста. Многие педагоги указывают на то, что для будущего развития дошкольников особое значение имеет развитие связности речи. Поэтому в области речевого развития детей дошкольного воз-раста так важно уделять особое внимание развитию связной речи, ее содержа-тельности и логичности.
В Федеральном законе «Об образовании» сказано о том, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие лич-ностных качеств, формирование предпосылок к учебной деятельности [19, с. 13]. Одной из предпосылок к успешной учебной деятельности является разви-тие связной речи.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошколь-ного образования (ФГОС ДО) [31, с. 24] речевое развитие включает в себя: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и моно-логической речи.
Развитие речи оказывает влияние и на развитие детей, и на их личностное становление. В ходе речевого развития дети осваивают все необходимые рече-вые функции. Рассматривая развитие детей дошкольного возраста важно опи-раться на развитие познавательных процессов, а также развитие речи. Именно благодаря этому ребенок сможет быть частью социального общества.
Важным моментом является то, что проблема речевого развития детей дошкольного возраста достаточно актуальна. Общая тенденция на усложнение структуры речевых отклонений в развитии у детей нацеливает педагогов до-школьной организации на овладение более широким арсеналом методических средств. В дошкольный период развития детей ведущим видом деятельности является игра, которая также может быть использована в развитии связной ре-чи детей.
Одним из видов игр для развития связной речи детей дошкольного воз-раста может выступать сюжетно-ролевая игра. Игра занимает важное место в жизни дошкольника и является преобладающим видом самостоятельной дет-ской деятельности. В сюжетно-ролевой игре ребенок может ориентироваться в реальной жизни и узнавать мир взрослых, правила общения и нормы поведе-ния в обществе; вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремлен-ность в достижении поставленной цели.
В процессе организации сюжетно-ролевых игр у детей старшего до-школьного возраста формируется умение устанавливать последовательные со-бытия, закономерности, ориентируясь при этом на партнера-сверстника. Таким образом, организация сюжетно-ролевых игр с детьми старшего дошкольного возраста представляет собой творческий перспективный этап развития игры, направленный на достижение высокого уровня развития связной речи до-школьников.
Сюжетно-ролевая игра помогает выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко осваивать грамматические нормы, дает детям определенный объем знаний и учит детей владеть этими знаниями, развивает творческую активность, самостоятельность мышления, помогает в игровой форме решать умственные задачи, преодолевая при этом определен-ные трудности речевого развития, такого как связная речь.
Таким образом, можно констатировать следующее противоречие: в научных исследованиях убедительно доказана необходимость развития связ-ной речи детей дошкольного возраста, однако в настоящее время до сих пор не определена роль сюжетно-ролевой игры в развитии связной речи старших до-школьников.
Цель исследования – изучение влияния сюжетно-ролевых игр на разви-тие связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – развитие связной речи детей старшего до-школьного возраста посредством сюжетно-ролевых игр.
Задачи исследования:
1) рассмотреть особенности связной речи у детей старшего дошколь-ного возраста;
2) рассмотреть понятие сюжетно-ролевой игры, ее виды и особенно-сти;
3) раскрыть значение сюжетно-ролевой игры в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста;
4) подобрать диагностические методики для определения уровня раз-вития связной речи детей старшего дошкольного возраста;
5) определить уровень развития связной речи детей старшего до-школьного возраста на констатирующем этапе эксперимента;
6) разработать и апробировать систему непосредственной образова-тельной деятельности, направленную на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием сюжетно-ролевой игры;
7) провести повторную диагностику уровня развития связной речи де-тей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе эксперимента.
Гипотеза исследования: предполагаем, что если проводить НОД, направленную, на развитие связной речи детей старшего дошкольного возрас-та с использованием сюжетно-ролевой игры, то это будет способствовать по-вышению уровня развития связной речи детей.
Методы исследования:
анализ научно-методической и психолого-педагогической литера-туры по теме исследования;
беседа;
наблюдение;
метод эксперимента.
Методологические основы исследования составляют концепция речево-го развития детей дошкольного возраста (М. Я. Алексеева [1], О. С. Ушакова [41]), концепция игровой деятельности и использования сюжетно-ролевой игры (Н. В. Краснощекова [23], Д. В. Менджерицкая [28]).
Особенностями развития речи занимались и занимаются многие извест-ные ученые, например, Л. Н. Ефименкова [17], Н. С. Жукова [18], Е. М. Мастюкова [27], Т. Б. Филичева [42], Г. В. Чиркина [45] и др.
Вопросы развития связной речи изучали А. М. Бородич [5], Л. С. Выгот-ский [9], А.А. Леонтьев [24], Ф. А. Сохин [33], Е. И. Тихеева [37] и др. Авторы, рассматривали понятие связной речи и особенности ее развития в онтогенезе у детей.
Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста была раскрыта в работах Л. А. Венгера [6], Л. С. Выготского [10], С. Л. Новосело-вой [29], Н. Н. Подъякова [30], С. Л. Рубинштейн [32], А. П. Усовой [40], Д. Б. Эльконина [49] и др.
Авторы рассматривали особенности и виды игр, которые могут приме-няться с детьми дошкольного возраста. Особенности использования сюжетно-ролевых игр в развитии детей дошкольного возраста изучали Н. В. Вялова [11], Ю. Р. Емельяненко [16], Ю. Ю. Казанкова [21], О. А. Кипка [22], Н. В. Краснощекова [23], И. В. Тумакова [39] и многие другие.
Экспериментальной базой исследования стало муниципальное авто-номное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Центр обра-зования № 165 имени Героя Советского Союза В. А. Бердышева» (МАОУ ЦО №165 СП «Капитошка»). В исследовании приняли участие дошкольники стар-шего возраста (5–6 лет) в количестве 20 человек – 10 человек эксперименталь-ная группа и 10 человек контрольная группа.
Практическая значимость исследования заключается в том, представ-ленная специально разработанная система непосредственной образовательной деятельности на основе использования сюжетно-ролевых игр может быть по-лезна педагогам дошкольного образования.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заклю-чения, библиографического списка, включающего 50 источников.
Заключение:
Нами были рассмотрены следующие теоретические вопросы: сущность понятия «связной речи» и понятия сюжетно-ролевой игры, определено значе-ние сюжетно-ролевой игры в развитии связной речи детей старшего дошколь-ного возраста. Сделаны выводы:
Связная речь – это развернутое, законченное, композиционно и грамма-тически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений. По мнению М. М. Алексеевой, под связной речью будем понимать некоторое смысловое развернутое высказыва-ние (несколько логически сочетающихся предложений), обеспечивающее обще-ние и взаимопонимание Основными видами, в которых осуществляется моно-логическая речь, являются описание, повествование и элементарные рассужде-ния. Связная речь старших дошкольников включает в себя различные кон-струкции и сложные предложения с указанием причинно-следственных свя-зей. Детям к концу дошкольного возраста становятся доступны многие виды связных высказываний: пересказ, составление рассказа по картинке, на основе личного опыта.
Старший дошкольный возраст – это возраст детей 5-6 лет, который соот-ветствует возрасту стремительного развития и совершенствования речи. Глав-ной задачей развития связной речи детей старшего дошкольного возраста яв-ляется совершенствование связной речи. Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, овладение грамматическим строем, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать со-держание готового текста или самостоятельно составить связный рассказ. Сю-жетно-ролевая игра – это игра детей дошкольного возраста, представляющая собой деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях и воспроиз-водят деятельность взрослых и отношения между ними». Существует 5 основ-ных видов сюжетно-ролевых игр: игры на бытовые сюжеты, игры связанные с трудом людей, игры на героико-патриотические темы, игры на темы литера-турных произведений, кино, теле- и радиопередач, «режиссерские» игры с кук-лами. Различные особенности сюжетно-ролевой игры основаны на ее структу-ре.
Развивающее значение оказывает сюжетно-ролевая игра на развитие речи детей старшего дошкольного возраста. В процессе сюжетно-ролевых игр до-школьники не только действуют с игрушками, но они еще всегда объясняют, что именно они делают. С помощью диалога в сюжетно-ролевой игре ребенок обучается слышать и понимать собеседника, формулировать свои вопросы или задавать вопрос в соответствии с услышанным. Сюжетно-ролевые игры помо-гают развить чувство родного языка, умение правильно произносить слова и легко понимать его грамматические нормы. Они имеют большие возможности, дают детям определенный объём знаний и учат их владеть этими знаниями.
Экспериментальное исследование проводилось на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения города Новосибирска «Центр образования № 165 имени Героя Советского Союза В. А. Бердышева» (МАОУ ЦО №165 СП «Капитошка»). Для определения уровня развития связной речи были использованы методики В.П. Глухова: «Составление предложений по от-дельным ситуационным картинкам», «Составление предложения по трем кар-тинкам, связанным тематически», «Пересказ текста», «Сочинение рассказа», «Составление рассказа-описания», «Составить рассказ».
Констатирующий эксперимент показал, что уровень развития связной речи в экспериментальной и контрольной группе примерно одинаковый. Так в каждой группе список детей составил по десять человек. Результаты, получен-ные в ходе первого этапа экспериментального исследования, доказывают, что у детей недостаточно развита связная речь.
Формирующий этап экспериментальной работы заключался в том, чтобы апробировать систему непосредственно образовательной деятельности, вклю-чающую сюжетно-ролевую игру и направленную на развитие связной речи де-тей старшего дошкольного возраста. По окончанию проведения формирующе-го эксперимента была организована повторная диагностика, направленная на выявление динамики уровня сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Для повторного исследования мы использовали те же шесть методик, что и на констатирующем этапе. В итоге было установлено, что в эксперименталь-ной группе дети имеют результаты с более высоким показателем развития связной речи на контрольном этапе по сравнению с результатами, имеющимися у них до формирующего этапа.
Следовательно, можно утверждать, что в процессе целенаправленного использования разработанной системы НОД с использованием сюжетно-ролевой игры, направленной на развитие связной речи детей старшего до-школьного возраста, уровень развития связной речи детей – повышается.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены. Гипотеза исследования подтвердилась.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕД-СТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
1.1 Связная речь и ее особенности у детей старшего дошкольного возраста
Средством коммуникации между людьми является речь. В период до-школьного периода развития актуальным становится вопрос развития связной речи.
По мнению Д. Б. Эльконина: «Речь является не функцией, а особым предметом, которым ребёнок овладевает, также как и другими предметами. А развитие речи является одним из составляющих развития самостоятельной предметной деятельности» [49, c. 224].
Связность является определенной характеристикой речи. С.Л. Рубин-штейн отмечал, что связность является адекватностью речевого оформления мысли говорящего либо пишущего с позиции ее понятности для слушателей или читателей [32, c. 35]. В соответствии с этим определением, основной харак-теристикой связной речи является ее ясность для собеседника.
Далее рассмотрим понятие связной речи.
По мнению М. М. Алексеевой, под связной речью можно понимать неко-торое смысловое развернутое высказывание (несколько логически сочетаю-щихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание [1, c. 56].
Определение связной речи у А. М. Бородич аналогично определению М. М. Алексеевой. А. М. Бородич указывает, что осознание языковой реально-сти выступает, как выделение, вычленение новой для ребенка области объек-тивных явлений, являясь значимым фактором обогащения его умственного воспитания и развития, имеет решающее значение для дальнейшего освоения родного языка на ступени начального образования [5, c. 124].
Н. В. Вялова указывает, что в условиях психолингвистического подхода связная речь может рассматриваться в качестве сложной, иерархически орга-низованной речемыслительной деятельности, продуктом которой может яв-ляться текст, выступающий в диалектическом единстве нескольких планов: внутреннего, предметно-смыслового, и внешнего, формально-языкового [11, c. 6]. Исходя из этого, связная речь может быть как внутренней, так и внешней.
Ф. А. Сохин указывал, что связная речь является развернутым изложени-ем с определенным содержанием, которое воспроизводится логично, последо-вательно и точно, грамматически правильно и образно [33, c. 123]. Исходя из этого автор выделил характеристики связной речи.
С точки зрения, А. В. Текучева связная речь в широком смысле слова яв-ляется определенной единицей речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) являются организован-ным по законам логики и грамматического строя данного языка единым це-лым. В соответствии с этим и любое независимое отдельное предложение мож-но также рассматривать в качестве одного из видов связной речи [35, c. 12].
Е.И. Тихеева считает: «В связной речи отражается логика мышления ре-бенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития» [37, c. 112]. Автор определила структуру связной речи – начало, середина и конец.
По мнению О. С. Ушаковой, связная речь является речью, которая нуж-дается в обязательном развитии таких качеств, как связность, целостность, тес-но связанных между собой и характеризующихся коммуникативной направ-ленностью, логикой изложения, структурой, а также некоторой организацией языковых средств [41, c. 78]. Автор выделила характеристики связной речи. Автор отмечала, основные критерии развития связной речи.
Обобщая взгляды учёных по рассматриваемой проблеме, отметим, что связная речь дошкольников – это целостное высказывание, грамматически и лексически правильно оформленное, имеющее определённую структуру (нача-ло, середину и конец) и выражающееся в умении строить высказывания повест-вовательного, описательного характера, а также, отчасти в старшем дошколь-ном возрасте, рассуждения.
К критериям связности речевого высказывания относятся: смысловые связи между частями рассказа, логические и грамматические связи между предложениями, связь между частями предложениями, законченность выраже-ния мысли говорящего [7, c. 47].
Признаками связной речи являются:
содержательность (хорошее знание предмета, о котором говорится);
точность (подлинное описание окружающего мира, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к этому содержанию);
ясность (четкое следование замыслу без отступлений к другим во-просам, лексика, позволяющая наименьшими усилиями донести смысл выска-зывания);
правильность (соответствие структуре текста, подбор наиболее со-ответствующей характеру высказывания лексики, соблюдение грамматических норм языка);
логичность (последовательность в изложении материала, связь между смысловыми звеньями, установление причинно-следственных связей в развитии повествования);
богатство (разнообразие лексики, использование ресурсов родного языка для максимально образной передачи содержания высказывания) [16, c. 53].
Понятие «связная речь» может относиться как к диалогической, так и к монологической формам речи.
Первичная по происхождению форма речи – это диалогическая речь. Для диалога характерно социальное направление и он служит для того, чтобы об-щаться с другими людьми. Динамика диалога представлена в виде реплик, а также последовательности речевых реакций. В процессе диалога можно услы-шать различные обращения, ответы или вопросы, а также беседы двух или не-скольких участников речевой коммуникации [26, c. 34].
Особое значение при диалоговом общении имеет не только языковые средства речи, но и другие компоненты речевой деятельности: мимика жесты и интонации. Характер речевых конструкций определяется приведенными осо-бенностями диалога. Структура диалога допускает использование грамматиче-ской неточности, например изменение отдельных элементов, грамматически развернутого высказывания (эллипсы или элизии), наличие повтора лексиче-ских элементов в смежных репликах, употребление нестандартных конструк-ций разговорного стиля (речевые штампы). При простейших конфигурациях диалога не нужно создавать программу высказывания [34, c. 296].
Под критериями связности диалогической речи понимается достаточно полное раскрытие темы беседы, смысловая законченность и структурная це-лостность, которые определяются употреблением языковых и внеязыковых средств, в конкретной ситуации речевого общения. Монологическая речь или монолог – это связная речь одного лица, цель которой заключается в рассказе о каких-либо фактах, явлениях и т. д. Он представляет собой сложную форму речи, которая предназначена для передачи сообщения [34, c. 297].
А. А. Леонтьев, сопоставляя разговорную речь с монологической, выде-лял такие качества монологической речи: безусловное развернутое и програм-мированное изложение мыслей. А.А. Леонтьев так описывал монолог: «гово-рящий планирует или программирует не только каждое свое отдельное выска-зывание, но и весь монолог как целое» [24, c. 116].
А. Р. Лурия выделил ключевые свойства монологического высказывания: непрерывность, развернутость и логическая последовательность изложения. Содержание речи направлено на слушателя; ограничено использование невер-бальных средств передачи информации в процессе общения с собеседником. Основная особенность монологической речи состоит в том, что ее содержание заранее известно и предварительно планируется [26, c. 54].
Существуют такие типы монологической речи, как описание, повествова-ние, элементарные рассуждения. Для детей дошкольного возраста, более до-ступными являются два вида монолога – пересказ и самостоятельный рассказ [50, c. 67].
Также существуют ситуации, в которых речь может быть контекстной или ситуативной. Ситуативная речь связана с конкретной наглядной ситуацией и не отражает целиком содержания мысли в речевых формах. При этом она не мо-жет быть понята без учета тех обстоятельств, о которых говорится. Она не яв-ляется случайной, а всегда понятна из самого контекста. Важной сложностью контекстной речи является то, что в данном случае необходимо сложить выска-зывание без учета конкретной ситуации, опираясь только на вербальные сред-ства. Стоит отметить, что чаще всего, ситуативная речь – это диалог, а кон-текстная – монолог [36, c. 57].