Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Развитие способностей воображения младших школьников на уроках литературного чтения.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ. 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ.. 8
1.1. Сущность понятий «способности», «воображение». 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших
школьников. Особенности воображения у младших школьников. 19
1.3. Возможности уроков литературного чтения в развитии
способностей воображения младших школьников. 25
Выводы по первой главе. 32
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ
РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО
ЧТЕНИЯ.. 34
2.1. Организация и методика исследования. Результаты
констатирующего этапа исследования. 34
2.2. Формирующий этап исследования. Организация учебной
деятельности по развитию способностей воображения младших школьников на уроках
литературного чтения. 48
2.3. Контрольный этап исследования. Проверка
эффективности проведенной работы 54
Выводы по второй главе. 59
ВЫВОД.. 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ.. 1
Введение:
Актуальность темы
исследования. Одной из важнейших задач школы на
современном этапе является обеспечение гармоничного развития ребенка, что в
свою очередь обязательно предусматривает формирование и развитие различных
видов воображения у учащихся.
Проблемами формирования и
развития воображения младших школьников занимались такие ученые, как Л.С.
Выготский, Р.С. Немов, В.А. Петровский, А.В. Скрипченко, К.Д. Ушинский и
др.
Гуманистический принцип
является одним из основных теоретических положений образования. Эффективным
способом его реализации, по мнению В. А. Сухомлинского, Л.В. Занкова,
Ш. А. Амонашвили является ориентация учебно-воспитательного процесса на
развитие творческих способностей человека. Поэтому, система образования
ориентирована на формирование активной творческой личности.
В развитии младших
школьников воображению отводится важная роль, поскольку человек посредством воображения
способен преобразовать действительность. Кроме этого, воображение участвует в
создании природно-общественных условий жизни, оживляет абстрактные образы. Процесс
познания с помощью воображения углубляется и распространяется. Также, создавая
образы мечты, воображение способно стимулировать деятельность человека.
Одна из самых
перспективных для развития психологии творчества, педагогической и возрастной
психологии исследовательских сфер, которая имеет ярко выраженный проблемный
характер и требует глубоких теоретико-экспериментальных исследований, касается
личности ученика младшего школьного возраста в аспекте его реальных творческих
потенций в сфере ведущей деятельности этого возрастного периода – учебной
деятельности. Ведь успешность усвоения знаний учащимися младшего школьного
возраста определяется их способностью творчески преобразовывать, комбинировать,
поддавать смысловому определению различные компоненты учебного материала. Все
это, в первую очередь, связано с функционированием творческого воображения
младших школьников.
На современном этапе
модернизации школьного образования особое внимание уделяется обеспечению
качества образования в школьном возрасте, что вызывает необходимость поиска
способов и средств развития способностей воображения, учитывая потребности и
интересы школьников.
Практически все
исследования психологов (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.),
которые касаются развития воображения ребёнка, свидетельствуют о том, что
методическое руководство этим процессом является не только возможным, но и
высокоэффективным. Иначе говоря, работа, нацеленная на развитие способностей
воображения, способна значительно повысить результативность процесса. Особенно
важным является развитие способностей воображения младших школьников в силу их
возрастных особенностей. Этим и обусловлена актуальность данного исследования.
Цель исследования состоит
в выявлении особенностей развития способностей воображения младших школьников
на уроках литературного чтения.
Объект исследования –
способности воображения младших школьников.
Предмет исследования –
развитие способностей воображения младших школьников на уроках литературного
чтения.
Гипотеза исследования состоит
в предположении о том, что развитие способностей воображения младших школьников
на уроках литературного чтения будет успешным при условии:
– учета возрастных
особенностей учащихся младшего школьного возраста;
– использования проектной
деятельности младших школьников на уроках литературного чтения;
– использования системы
специальных упражнений творческого характера.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность
понятий «способности», «воображение».
2. Дать
психолого-педагогическую характеристику младших школьников, описать особенности
их воображения.
3. Рассмотреть
возможности уроков литературного чтения в развитии способностей воображения
младших школьников.
4. Провести
экспериментальное исследование специфики развития способностей воображения
младших школьников на уроках литературного чтения.
5. Разработать и
апробировать методику организации учебной деятельности по развитию способностей
воображения младших школьников на уроках литературного чтения.
Методами исследования были
определены следующие: 1) теоретические методы: анализ литературы по теме
исследования; синтез и обобщение; метод теоретического конструирования; 2)
экспериментальные: псхолого-педагогический эксперимент; анализ работ учащихся;
наблюдение; количественный и качественный анализ данных.
Методики исследования: диагностика
уровня развития воображения О.М. Дьяченко; методика для исследования качеств
творческого мышления, предложенная А. Торшиловой и Т. Морозовой; наблюдение
Практическая значимость
исследования состоит в том, что собранный нами
теоретический и фактический материал можно использовать в дальнейших
разработках данного вопроса; в разработанной методике организации учебной
деятельности по развитию способностей воображения младших школьников на уроках
литературного чтения и возможности ее использования в работе учителя начальных
классов в процессе развития способностей воображения младших школьников на
уроках литературного чтения.
Структура работы обусловлена целью и
задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по
главам, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
В результате проведенного
исследования была достигнута цель данного исследования: выявлены особенности
развития способностей воображения младших школьников на уроках литературного
чтения.
Достижению поставленной
цели способствовало решение ряда задач исследования:
1. Раскрыта сущность
понятий «способности», «воображение». В результате проведенного анализа мы
пришли к выводу, что способности представляют собой свойства функциональных
систем, которые реализуют отдельные психические функции. Способности – это
устойчивые индивидуальные психические свойства человека, являющиеся необходимым
внутренним условием его успешной деятельности.
Воображение – это
феномен, благодаря которому индивид может создавать новые чувственные или
мыслительные образы на основании полученных от реальности впечатлений и
активного включения в этот процесс ассоциирования. Воображение – это важный
фактор, способствующий развитию личности.
2. Дана
психолого-педагогическая характеристика младших школьников, описаны особенности
их воображения. Было установлено, что младший школьный возраст является
периодом активного развития личности ребенка. В данный период стремительно
развиваются память, мышление, внимание, восприятие, воображение.
Анализ литературы
относительно особенностей воображения младших школьников позволил сделать
вывод, что характерной особенностью воображения детей данного возраста являются
наглядность и конкретность создаваемых образов. В жизни младших школьников
воображению отводится огромная роль, поскольку оно способствует познанию и
освоению детьми окружающего мира.
3. Рассмотрены возможности
уроков литературного чтения в развитии способностей воображения младших
школьников. Было установлено, что уроки литературного чтения обладают
возможностями в развитии способностей воображения младших школьников.
4. Проведено
экспериментальное исследование специфики развития способностей воображения
младших школьников на уроках литературного чтения. На констатирующем этапе
исследования было установлено, что большинство учащихся младшего школьного
возраста как в экспериментальной, так и в контрольной группах обладают средним
уровнем способностей воображения.
Полученные результаты
исследования послужили основанием для разработки методики организации учебной
деятельности по развитию способностей воображения младших школьников на уроках
литературного чтения.
5. Разработана и
апробирована методика организации учебной деятельности по развитию способностей
воображения младших школьников на уроках литературного чтения. Данная методика
основана на использовании проектной деятельности учащихся на уроках литературного
чтения. В работе были реализованы следующие условия: учтены возрастные
особенности учащихся младшего школьного возраста; использована проектная
деятельность младших школьников на уроках литературного чтения; использована
система специальных упражнений творческого характера. Работа проводилась с
учащимися экспериментальной группы.
Исследование способностей
воображения на контрольном этапе показало положительную динамику в развитии
способностей воображения младших школьников экспериментальной группы. В
контрольной группе динамика отсутствовала.
Полученные результаты
исследования позволили подтвердить гипотезу исследования.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ
ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
1.1. Сущность понятий «способности»,
«воображение» Начало XXI века
характеризуется как период интенсивного развития и качественных преобразований
в сфере образования, самоидентификации современной школы в условиях
формирования единого мирового образовательного пространства. В результате
обостряется потребность воспитания умелой личности, что обусловливает
необходимость переосмысления содержания деятельности всех социальных
институтов, которые отвечают за готовность молодого поколения к жизни и труду и
в частности, начальной школы, в которой закладываются основы для развития
интеллектуального, нравственного и творческого потенциала личности.
Проблема развития умений
детей, мышления, креативных способностей является предметом целенаправленного
научного поиска ученых в различных областях [15; 28]. Так, раскрытию и характеристике
специфических особенностей способностей посвящены исследования Д.Б. Богоявленской,
О.А. Козырева, Дж. Гилфорда, П. Торренса и др. В работах И.Я. Лернера,
Л.В. Занкова, А. М. Матюшкина и др. были разработаны и апробированы
практические методы развития способностей в процессе обучения. Исследованию
детского творчества и определению критериев оценки его результатов посвящены
труды Л. В. Артемовой, Н.В. Гавриш, Т. А. Пироженко, Т.А. Пониманской, А. Я.
Савченко, Г.С. Тарасенко и др.
В исследованиях
российских ученых (Д.Б. Эльконин, Е. С. Ермакова, А.И. Кульчицкая, В.А. Моляко,
Н.С. Лейтес, И.В. Охулкова, Н.Н. Поддьяков, Е.В. Субботский, В.В. Тарасун, У.В.
Ульенкова, А. П. Усова, Е.С. Юркевич и др.) выявлено более значительные и
перспективные возможности развития способностей у учеников начальной школы. При
этом ученые акцентируют внимание на наиболее важном условии когнитивного
развития –