Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Развитие социально-культурных услуг в сфере досуга населения города Москвы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1.
Теоретические основы организации культурного досуга людей. 7
1.1.
Сущность государственного управления в сфере культурного досуга. 7
1.2.
Содержание социально-культурных услуг в сфере досуга населения. 13
2.
Практика предоставления социально-культурных услуг в сфере досуга населения
города Москвы.. 23
2.1.
Анализ практики культурно-досуговой работы с населением (на примере Московского
многофункционального культурного центра) 23
2.2.
Исследование возможностей по развитию культурного досуга населения города
Москвы.. 33
3.
Пути развития социально-культурных услуг в сфере досуга населения города Москвы.. 44
3.1.
Содержание социально-культурного проекта по организации досуга населения в
административном районе города Москвы.. 44
3.2.
Рекомендации по развитию социально-культурных услуг в сфере досуга населения
города Москвы. 47
Заключение. 56
Список использованных источников и
литературы 67
Введение:
Актуальность темы исследования. Развитие и поддержание культуры
является одной из первостепенных задач государственной политики, поскольку она
играет большую роль как во внутренней политике, воплощая в себе духовный опыт
народа и выполняя функцию скрепы населения страны, так и во внешней политике,
являясь одним из факторов, влияющих на имидж государства. Вследствие этого
внимание к взаимоотношениям государства и культурной сферы всегда остается
актуальным. Культура
имеет сложную структуру, включает в себя много различных элементов, которые
значительно различаются в том числе, степенью экономической самостоятельности:
кинематограф, музеи способны работать на принципах самофинансирования, а
библиотеки могут выжить только за счет государственного финансирования. Вопросы
экономических взаимоотношений учреждений культуры и государства приобретают
особую значимость в период кризисных ситуаций, подобно той, что возникла в
результате пандемии коронавирусной инфекции.
В новой поправке в Конституции записано: что культура
должна быть доступной всем. И это право тоже обязывает государство к ее защите
и поддержке. «Культура в Российской Федерации является уникальным наследием ее
многонационального народа. Культура поддерживается и охраняется государством.
Культура – генетический код нации и символ страны». Основной целью органов
местного самоуправления в сфере культуры признается развитие и реализация
культурного и духовного потенциала общества в целом и каждой личности.
Актуальность исследования заключается в
том, чтобы изучить проблемы и предложить пути достижения поставленной цели
путем взаимодействия органов власти и местного сообщества как инструмента
развития культуры и, в частности, творческой среды для улучшения качества жизни
граждан, проживающих на территории муниципалитета.
В современном
обществе смысл и содержание образа жизни людей соотносимы с балансом работы и
отдыха. Именно в пространстве досуга человек обретает возможность для
самореализации и личностного развития. Досуговая деятельность не контролируется
нормами производства, но определяется социальными, культурными и экономическими
условиями жизни. Она определена уровнем культурного развития личности,
проявляющимся в ее запросах и целевых установках, однако реализуется в
соответствии с теми возможностями, которые предоставляет государство. Возможности раскрываются в системе
организационных форм, которые обеспечивают осуществление различных типов
досуга.
В настоящее время в сфере культуры
созданы предпосылки для возникновения и внедрения новых подходов, одним из
которых становится проектный подход, который успешно закрепляет сотрудничество
между государственными структурами и неправительственными организациями, а
также способствует увеличению ресурсов в сфере культуры. Внедрение принципов
управления, маркетинга, эффективности действий в совокупности, направленных на
получение прибыли, добавит культурным проектам качественно новый статус
востребованности и экономической эффективности, что особенно необходимо в
условиях современного рынка. Кроме того, эпидемия
коронавируса существенно ускорила процесс цифровизации и «онлаизации»
деятельности учреждений культуры и повысила статистику онлайн-посещений их
мероприятий. Описанные тенденции характерны не только для столиц,
городов-миллионников, но и для малых и средних по численности населения
городов.
Следует отметить, что современные
преобразования, происходящие в жизни российского общества, активизируют
развитие досуговой сферы, формируют и развивают новые рынки услуг, влияя тем
самым и на развитие экономики в современном государстве. С каждым днем
потребности граждан в данной сфере возрастают, в итоге усложняется и сам
процесс управления досуговой сферой. В связи с чем, важной задачей государства
становится корректировка существующего законодательства в сфере досуга и
отдыха, а также разработка актуальной нормативно-правовой базы.
На данный момент требуется изменение системы
самого управления в сфере досуга и отдыха, которая должна создавать комфортные
условия для создания новых учреждений досуга и отдыха, формирования различных
комплексов, объединений, культурно-досуговых центров, а также проектирование
новых подходов и методов в деятельности государственных органов.
Цель
работы: на основе анализа теоретические источников и обобщение практического
опыта разработать рекомендации по совершенствованию организации культурного
досуга в городе Москве.
Задачи
исследования:
1.Изучить
теоретические основы культурного досуга деятельности.
2.Провести
анализ практики предоставления социально-культурных услуг в сфере досуга в
городе Москве.
3.Разработать
современный социально-культурный проект досуговой направленности.
4.Разработать
рекомендации по совершенствованию организации культурного досуга в городе
Москве.
Объектом
исследования является сфера досуга населения города Москвы.
Предмет исследования
– социально-культурные услуги досуговой направленности в городе Москве.
Методологическая
основа исследования. В ходе исследования применялись методы анализа, синтеза,
дедукции, а также формально-юридический, сравнительный, статистический и иные методы.
Практическая
значимость исследования обусловлена возможностью использования его результатов
при разработке федеральных, региональных и муниципальных правовых актов в сфере
культуры, а также в практической деятельности органов государственной власти и
местного самоуправления.
Структура
работы включает в себя введение, две главы, разделенные на параграфы,
заключение и список использованных источников и литературы.
Заключение:
По результатам проведенного исследования можно сформулировать
следующие выводы.
Экономические взаимоотношения государства и культуры
подразумевают прежде всего ответ на вопрос, нужно ли финансово поддерживать
учреждение культуры и в каком объеме. Сторонники поддержки культурной сферы в
качестве аргументов выделяются две причины. Во-первых, расходы на культуру
никогда не будут покрываться доходами, поэтому эта сфера вынуждена рассчитывать
на материальную поддержку властных структур. Во-вторых, поддержка необходима и
для стимулирования инновационной деятельности художника, потому что в этом
случае его творчество будет в незначительной степени зависеть от рыночных
законов.
Изучение теоретических аспектов организации
управления сферой досуга и отдыха подразумевает необходимость анализа
категориального аппарата исследования. Первостепенным является констатирующее
определение самой сферы досуга и отдыха.
В нормативно-правовой базе Российской
Федерации, как и в международных правовых документах, отсутствует фиксированное
понятие «культурной-досуговой сферы». Стоит отметить, что это направление
является собирательным, т.е. многофункциональным.
Досуг играет важную роль во многих сферах
жизнедеятельности населения. Он является структурным элементом свободного
времени, в его структуре отражается деятельность, которая позволяет как
справляться со стрессом, так и развивать личностные качества, исходя из
социокультурных потребностей личности. Также досуг считается самостоятельной
сферой, так как основным показателем является свобода выбора того или иного
вида деятельности исходя из нравственных потребностей личности. Человек вправе
распоряжаться временем досуга по своему желанию и в соответствии со своими
ценностями и предпочтениями.
Суть
социокультурного управления отражается в принятии и разработке основных
ключевых моментов, методов и принципов работы, которые позволят достигнуть
поставленных целей и показателей. Формы государственного управления
определяются нормативно-правовой базой, благодаря которой государство
анализирует, контролирует деятельность региональных органов власти.
Один из методов государственного
регулирования в сфере культуры — социокультурное проектирование. Концепция
социокультурного проектирования определяется социологическими теориями и
подходами, к примеру, социальная инженерия и социальная утопия или антиутопия,
поиском оптимизации социального проектирования. Выделяют
объекто-ориентированный, проблемно-ориентированный и проектный подход.
Социальная инженерия и социальная утопия. Это
прагматическая концепция конкретного свойства объекта, которая опирается на
эмпирическое знание или на эксперимент. Социальная инженерия — это
деятельность, связанная с проектированием, созданием и обновлением социальных
институтов
Потенциальные возможности проектного подхода
в решении социокультурных проблем заключаются в предоставлении идеальной модели
развития того или иного социокультурного объекта, позволяет выявить реальные
задачи исследуемых объектов, определить пути решения социокультурных целей,
выявить их взаимосвязь, сконструировать новую структуру путем реализации
программ, сравнить варианты развития социокультурного объекта исходя из его
форм реального функционирования.
Средства
осуществления культурной политики — это совокупность институтов, методов и
инструментария по реализации этой политики.
Важно, чтобы
культурная политика не шла в разрезе основными направлениями социокультурной
политики государства.
Во всех
регионах страны не только бизнес структуры, но и государственные учреждения
различных сфер деятельности реализуют проекты по внедрению информационных
технологий. Многочисленные организации сферы культуры и досуга одни из первых
стали реализовывать проекты на основе цифровых технологических платформ.
Культурными
центрами Российской Федерации признаны такие города, как Санкт-Петербург,
Казань, Новосибирск, Грозный и другие, но бесспорный лидер — Москва. В столице
сосредоточена масса объектов искусства, культуры, в том числе и мирового
значения. Горожанам и гостям столица предлагает широкий выбор театров, с
уникальными постановками; музеев, с интересными, неординарными выставками;
культурных мероприятий просветительской и досуговой направленности.
Правительство Москвы при
реализации политики в сфере культуры формирует вектор ее в направлении:
− поддержание баланса между
традиционным и современным, так как образ столицы формируется прежде всего
сообразно с историческим наследием, однако вместе с тем важно обеспечить
активное развитие современной культуры;
− сохранение местного
колорита в условиях глобализации;
− развитие инфраструктуры
города с сохранением объектов культурного наследия;
− обеспечение доступности и
вовлечение жителей всех административных округов в культурную жизнь мегаполиса.
Москва уже сейчас
предлагает горожанам огромный выбор возможностей интересно и с удовольствием
провести свободное время и жители активно принимают участие в культурной жизни
столицы. Наибольшей популярностью пользуются театры, музеи и кинотеатры,
которые в среднем каждый житель посещает около 6-7 раз в год.
Следует
отметить, что Москва во многом является городом, задающим тренды в
переосмыслении и перепрограммировании социокультурного пространства.
Безусловно
активное внедрение инновационных технологий в сферу культуры и досуга
обусловлено тем, что для современной аудитории важно наличие интерактивного
подхода в подаче информации. Для молодёжной аудитории особенно значим в
восприятии информации интерактивный персонализированный контент. Воспитание в
молодёжи культуры посещения музеев, театров и т.д. диктует необходимость
трансформации привычных способов представления и подачи информации.
Трансформируются подходы к восприятию произведений искусства, а также способы
их представления музеи активно перестраивают свое взаимодействие с посетителями
используя интерактивные технологии в онлайн- и офлайн-пространстве.
Практически все жители
Москвы, более 90% знают о возможностях виртуальных музеев. Наибольший интерес
представляют виртуальные выставки и интерактивные туры, которые реализуются с
использованием платформы Google Arts and Culture — с панорамами залов и
снимками экспонатов в высоком разрешении. На этой платформе можно найти более
20 коллекций включая, Музей космонавтики и Государственный музей
изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. В общей сложности в проекте Google
участвуют более 2 тысяч музеев и картинных галерей из разных стран мира, что
подчеркивает крупномасштабность этого проекта. Следует отметить, что у
российской технологической платформы Яндекс разработан подобный сервис на
основе функционала Яндекс Карт. На данный момент в нем доступно более 15 музеев
столицы. Лидерами среди московских культурных центров в области виртуальных
экскурсий являются Третьяковская галерея и Пушкинский музей, который уже с 2016
года запустил собственные виртуальные экскурсии. Также в сфере культуры и
досуга популярна такая иммерсивная технология, как дополненная реальность, для
которой достаточно иметь смартфон.
Безусловно, в период
самоизоляции и пандемии коронавируса жители не только Москвы, но и других
городов активно посещали музеи и выставки используя возможности виртуального
посещения экскурсий. Так по данным Государственного музея изобразительных
искусств им. А.С. Пушкина, в первый месяц пандемии интерес к виртуальным
экспозициям и экскурсиям вырос в 15 раз. Поддержать население в трудный период
был призван проект Культура Москвы онлайн, в рамках которого были предусмотрены
видеоверсии спектаклей ведущих московских театров, концертов, лекций и пр.
Продвижение
культуры, поддержание духовного здоровья нации государство поддерживает с
помощью проведения государственной культурной политики. Российская Федерация
(далее — РФ) занимает одно из ведущих мест в мире в сфере международного
туризма. Россия богата культурным наследием и заповедниками – туристическими
объектами, где можно проводить свой досуг.
В
Московской области так же процветает туристическая индустрия. Его основными
направлениями являются: культурно-познавательный, паломнический, событийный,
оздоровительный, научный, экологический, водный и активный туризм, MICE.
Актуальность данной темы не оставляет сомнений, так как культура и досуг
являются неотъемлемой частью жизни человека, а туризм развивает интеллект,
улучшает здоровье и повышает настроение.
Однако необходимо отметить, что в современных
условиях экономического и социально-политического развития нашей страны
постепенно возрастает актуальность поиска новых методов и форм управления
сферой культуры и досуга как одной из ключевых факторов, позволяющих обеспечить
достижение нового качества в развитии данной области. В связи с этим особую
роль приобретает разработка, а также последующее внедрение новой модели
управления культурно-досуговой деятельностью на региональном уровне, так как
именно на уровне региона органы власти близки к меняющимся запросам населения в
рассматриваемой сфере, и они способны оперативно влиять на текущую ситуацию
благодаря принятию конкретных управленческих решений.
Некоторые районы г. Москвы, например, район Ново-Переделкино,
довольно-таки мало славятся деятельностью культуры, поскольку сам по себе в
этой сфере недостаточно развиты.
К
величайшему сожалению, предпочтение в этом районе больше отдано благоустройству
огромных жилых зданий, так как именно сейчас район становится центром
московской комфортной жизни для современной молодежи. Все больше и больше
жителей Москвы переезжают в окрестности Ново-Переделкино, понимая, что здесь
устанавливается новая атмосфера жизни.
Удивительно,
ведь район существует около тридцати лет, и лишь сейчас начал активно
функционировать в системе государственного управления. Совсем недавно открылось
метро.
Район принимает жизнь «нового человека». Но
только одно-единственное, что существенно пока отличает этот район от других –
пассивное участие в воздействии сферой культуры и досуга.
Ново-Переделкино
является одним из самых озелененных районов Москвы. Только сейчас начинается та
самая чудовищная пора, когда озелененность пытаются всячески уничтожить,
ликвидировать. Начинаются стройки домов, вырубки лесов, строительство дорог и
эстакад. Парадоксален тот случай, когда новоиспеченные жители переезжают сюда,
и спустя некоторое время затрагивают вопрос о том, куда отдать ребенка, чем
занять, куда, к примеру, с ним сходить. Ни кино, ни каких-либо других досуговых
развлечений здесь не найдешь поблизости. Сам факт поразителен. Вернемся к
характеристике.
Что касается
культуры и досуга, жители района Ново-Переделкино в этом плане глубоко не
осведомлены. Для многих, например, становится большим потрясением, когда
выясняется, что известный Городок писателей не находится в составе нашего
района. Многие не в курсе того, что на территории района существуют четыре
библиотеки. Также никому не известен тот факт, что в районе функционирует
культурный центр, где проводятся различные мероприятия: театральные постановки,
массовые детские игры, иные перформансы. По поводу организации массовых
мероприятий, на заметочку.
В конце лета, в
августе, планируется построить огромный амфитеатр на территории жилищного
комплекса на улице Лукинской. Никто не был в курсе, кроме властных структур, о
постройке данного проекта. Как отреагирует население на постоянные шумы, никто
не знает. Но об этом чуть позже.
Напоминаем об
этом, если речь идет о культуре и досуге, то на сегодняшний день вместо
постройки муниципального ДК – на открытом воздухе планируется большая сцена,
предназначенная для развлекательных мероприятий.
Современные
процессы, происходящие в социальном пространстве культурно-досуговой сферы
мегаполисов, требуют нового прочтения и интерпретации классических
социологических теорий о социальном пространстве. При этом пространство имеет свои границы,
которые определяются наличием социальных связей и зонами взаимодействия людей.
Под другим углом социальное пространство рассматривал французский социолог Э.
Дюрrгейм. Он исследовал социальное осознание действия во взаимосвязи
физического и социального.
В
социологии существует два подхода, рассматривающих социальное пространство:
субстанциалистский и структуралистско-конструктивистский. Первый подход
рассматривает пространство в виде совокупности субстанций, представленных
взаимодействием индивидов. Одним из сторонников данной трактовки является П.А.
Сорокин. Он считает, что социальное пространство иерархически упорядочено и
закреплено социальной структурой. В этом пространстве происходят горизонтальные
и вертикальные перемещения, а также существуют верхние, средние и нижние
позиции.
Структуралистско-конструктивистской
позиции придерживался П. Бурдье. По его мнению, социальное пространство
представлено агентами, которые имеют неразрывно связанные между собой свойства.
При этом агенты тесно взаимосвязаны с социальными группами, то есть в
социальном пространстве присутствуют также социальные отношения акторов.
Способность доминировать в отведенном пространстве зависит от обладаемого
капитала. Как отмечает П. Бурдье, социальное пространство очень трудно отделимо
от пространства физического, так как при рассмотрении функционирования
социального пространства, все равно используется терминология, отражающая
пространство предметов. При этом социолог отмечает, что при анализе социального
пространства необходимо данное понятие отличать от физического, для определения
взаимосвязи позиции агентов и их локализации.
Проанализировав
теоретические положение П. Бурдье и труды других ученных о социальном пространстве,
можно заключить, что социальное пространство имеет тенденцию преобразовываться
в физическое пространство в форме определенного распределения агентов и
свойств. Это означает, что все различия, предлагаемые в отношении физического
пространства, могут быть найдены в овеществленном социальном пространстве.
Каждый агент может быть охарактеризован по месту, где он находится, более или
менее постоянно, например, по месту жительства.
Анализ
развития социального пространства возможен через изучения развитости культурно-досуговой
сферы города, так как досуговые практики показывают самочувствие населения, при
этом сама индустрия досуга обуславливает данные практики. Культурно-досуговое
пространство является частью пространства социального, и включает как различного
рода учреждения, так и досуговые практики отдельного человека и социальных
групп.
Опираясь
на теоретические разработки П. Бурдье, в октябре 2021 года был проведен
анкетный опрос среди молодежи Москвы (n=100), раскрывающий социальное
пространстве культурно-досуговой сферы. Проведенный анализ исследования
позволяет утверждать, что социальное пространство культурно-досуговой сферы
Москвы имеет положительное развитие, так как молодое поколение в целом
удовлетворено организацией досуга и культурных услуг.
Вместе с тем, были выявлены следующие проблемы в
организации культурно-досуговой сферы Москвы:
— недостаток финансовых средств на получение
некоторых культурно-досуговых услуг;
— неудовлетворенность учетом потребностей населения
в организации культурно-досуговых мероприятий;
— территориальные диспропорции местоположения
различных культурно-досуговых учреждений в Москве.
Было установлено, что поведение молодежи в
культурно-досуговой сфере зависит от культурного, экономического и социального
капитала.
На основе полученных данных были выделены
направления развития социального пространства в культурно-досуговой сфере
Москвы:
— необходима реализация дальнейшего
государственного субсидирования сферы культуры, для обеспечения ценовой
доступности к культурно-досуговым услугам;
— необходима реализация политики культурной
децентрализации на основе внедрения принципа шаговой доступности
культурно-досуговых услуг;
— необходимо увеличение количества дистанционных
мероприятий для преодоления проблем территориальных диспропорций в Москве;
— необходимо уделять внимание развитию творческого
потенциала молодого поколения и приобщать к созидательной деятельности, для стимулирования
активности молодежи;
— необходимо обеспечить переход от удовлетворения
потребностей постоянных пользователей в сфере культуры и досуга к обеспечению запросов
всех категорий населения.
В третьей главе
разработаны рекомендации по совершенствованию развития сферы досуга и отдыха
населения в Москве, а также разработана концепция мобильного приложения «Моя
культура».
Для развития социокультурной
сферы необходимо:
· финансовое привлечение от
платных форм и от спонсоров и меценатов в том числе
· создать действенный
механизм ГЧП в сфере досуга и отдыха, цель которого — улучшение и создание
условий для привлечения денежных средств на безвозмездной или возвратной основе
· проведение аттестации
учреждений культуры, где будут применяться методики оценивания
· создание электронного
каталога, где все объекты будут сгруппированы по различным категориям: возраст,
территория, жанр и другие направления.
· внедрение современных
цифровых технологий;
Нами
даны, которые направлены на:
· популяризацию новых видов
творчества в регионе;
· активизацию деятельности по
расширению социального партнёрства;
· развитие онлайн-мероприятий
и проектов;
· привлечение граждан к
организационному процессу проведения мероприятий.
1. Автор ознакомился с практикой внедрения
мобильных приложений органами государственной власти на территории Российской
Федерации и предложил создание мобильного приложения «Моя культура», а также
предложил внедрение краудфандинговой платформы для сбора средств на реализацию
данного проекта и сделал следующие выводы:
· создание приложения будет
способствовать созданию единого информационного пространства, всестороннему
информационному обеспечению социально-культурной развития Москвы в сфере досуга
и отдыха населения.
· своевременное и достоверное
информирование жителей призвано обеспечить более тесное взаимодействие органов
власти с населением в вопросах развития сферы досуга и отдыха;
· законодательство никак не
ограничивает организации сферы культуры и досуга на использование платформы
краудфандинга при реализации проектов на данном ресурсе, денежные средства
могут привлекаться и оформляться путём договора между сервисом и государственным
органом или иным учреждением культуры.
2. Определены основные опции данного приложения:
· бронирование билетов в
учреждения культуры;
· онлайн-продажа билетов, их
отслеживание пользователями;
· предоставление карты
объектов культурного наследия;
· личный кабинет пользователя
и система бонусов;
· календарь событий;
· обратная связь.
Реализация
данного мобильного приложения позволит активизировать освещение наиболее
значимых мероприятий и повысить качество информационных продуктов и процент
посещения культурно-досуговых мест.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические основы организации культурного
досуга людей
1.1. Сущность государственного управления в сфере культурного
досуга Известно,
что консенсус в определении культуры отсутствует, поэтому уточним, что в рамках
нашего исследования под культурой понимается сфера жизнедеятельности людей, в
которой реализуются культурные ценности и нормы, где функционируют институты
культуры: учреждения культуры, такие как библиотеки, театры, музеи, кинотеатры,
органы управления культурой и т.д.[1]
Экономические
взаимоотношения государства и культуры подразумевают прежде всего ответ на
вопрос, нужно ли финансово поддерживать учреждение культуры и в каком объеме.
Сторонники поддержки культурной сферы в качестве аргументов выделяются две
причины. Во-первых, расходы на культуру никогда не будут покрываться доходами,
поэтому эта сфера вынуждена рассчитывать на материальную поддержку властных
структур. Во-вторых, поддержка необходима и для стимулирования инновационной
деятельности художника, потому что в этом случае его творчество будет в
незначительной степени зависеть от рыночных законов. В целом, необходимость
государственного регулирования культурной деятельности обусловлена, по их
мнению, высокой социальной значимостью культуры, ее возрастающим влиянием на
экономику, образ жизни населения, его способность к трудовой деятельности, на
социальную стабильность общества и в ряде случаев – на здоровье населения.
Противники государственной поддержки убеждены в том, что культурную сферу
следует полностью доверить рынку, который обеспечит выживание исключительно
окупаемых проектов и произведений.
Изучение теоретических аспектов организации
управления сферой досуга и отдыха подразумевает необходимость анализа
категориального аппарата исследования. Первостепенным является констатирующее
определение самой сферы досуга и отдыха.
В нормативно-правовой базе Российской
Федерации, как и в международных правовых документах, отсутствует фиксированное
понятие «культурной-досуговой сферы». Стоит отметить, что это направление
является собирательным, т.е. многофункциональным. [1] Вагнер В.А.,
Баскакова И.В. Особенности государственного регулирования сферы культуры в
период пандемии // В сборнике: Весенние дни науки. сборник докладов.
Министерство науки и высшего образования РФ; Уральский федеральный университет
имени первого Президента России Б. Н. Ельцина; Институт экономики и управления.
2021. С. 626-632.