Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Развитие социально-культурной активности участников конкурсов любительского музыкального творчества
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы развития социально-культурных активностей участников конкурсов творческой направленности 7
1.1. Основные понятия и термины как основа для характеристики социально-культурных активностей 7
1.2 Технологии и методы активизации социально-культурных активностей в социально-культурной сфере 14
1.3 Основные задачи и функции проведения социально-культурной активностей как аспект развития социально-культурной деятельности 23
Глава 2. Стратегический анализ проведения конкурсов творчества как аспект развития музыкального направления в сфере культуры 30
2.1 Процесс организации творческих музыкальных конкурсов для любительского музыкального творчества 30
2.2. Опыт проведения конкурсов любительского музыкального творчества в современной России 40
2.3 Авторская модель организации и проведения конкурса любительского музыкального творчества 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79
Введение:
В современных условиях формированияя правового демократического государства, на первый план выдвигаются проблемы развития социально-культурной активности человека, его сознательного участия в общественных делах и организации собственной жизни. Обществу, нужны образованные, нравственные, социально активные люди, которые готовы действовать в его интересах, могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, которые отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, инициативе, имеют развитое чувство ответственности за судьбу страны.
Большую роль в жизни общества и государства играет подрастающее поколение, поскольку оно представляет собой ту социальную группу, которая несет в себе огромные потенциальные возможности будущего. Развитие социально-культурной активности подрастающего поколения является важной задачей современного общества, что приводит к пониманию необходимости активизации работы различных социальных институтов по созданию условий для развития социально активной личности, формировании у нее готовности и умения участвовать в деятельности, направленной на преобразование социальной действительности.
Демократические преобразования актуализируют проблему формирования социально-культурной активности личности, прежде всего через ее участие в деятельности общественных объединений. Эта проблема особенно важна для процесса духовного становления молодежи.
Особая роль в процессе развития социально-культурной активности личности отводится социально-культурной деятельности, которая органично сочетает в себе возможности участия населения в различных творческих объединениях, в различных конкурсах и фестивалях.
Основная задача подобных мероприятий как раз и заключается в том, что именно через данные виды социально-культурной деятельности развивается не только творчески активная личность, но и создаются условия для полной самореализации личности в сфере занятия любительским творчеством и не формальным общением.
Проблема формирования социально-культурной активности личности всегда находилась в центре внимания исследователей. Попытки ее решения всегда были неразрывно связаны с социальными, политическими, экономическими, педагогическими, культурными и другими переменами в обществе, поскольку она является не только активностью в обществе, а в первую очередь имеет общественно полезную направленность.
Понятие «социально-культурная активность» широко используется в трудах педагогов, психологов, философов и социологов. Различным аспектам ее развития посвящены исследования педагогов Е. Белозерцева, А. Газман, Л. Захарова, Д. Кабалевский, Н. Остапенко и др. В трудах данных ученых делается акцент на условиях развития социально-культурной активности личности через различные виды деятельности.
Вместе с тем, в педагогической теории и практике существует проблема развития социально-культурной активности личности молодежи через участие в конкурсах любительского музыкального творчества.
На основании вышесказанного можно обозначить проблему исследования: каковы особенности развития социально-культурной активности личности молодежи через участие в конкурсах любительского музыкального творчества.
Объект исследования — социально-культурная активность личности молодежи.
Предмет исследования — процесс разработки модели конкурса любительского музыкального творчества, как фактора развития социально-культурной активности личности молодежи.
Цель исследования — разработка модели конкурса любительского музыкального творчества, как фактора развития социально-культурной активности личности молодежи.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие социально-культурной активности личности.
2. Дать характеристику любительскому музыкальному творчеству.
3. Выявить специфику создания и реализации конкурсов любительского музыкального творчества.
4. Проанализировать опыт организации любительских музыкальных конкурсов в России.
5. Разработать модель любительского музыкального конкурса, обеспечивающего высокую степень социально-культурной активности участников.
Метод исследования: анализ и обобщение научной литератур по теме исследования, описание, анализ, систематизации опыта организации любительских музыкальных конкурсов в России, моделирование и прогнозирование.
Методология обеспечивается применением комплекса научных подходов и методов исследования затронутой проблемы: системно-структурного и историко-логического, проблемно-хронологического, ретроспективного (для рассмотрения основных тенденций и алгоритма проведения конкурсов в контексте общего фестивально-конкурсного движения в России, анализа полученного опыта, аргументации его значение в культурномистецькому поле региона и системе культурно-музыкального просвещения студенческой молодежи), аналитического и статистически-обобщающего (для наглядности динамики конкурсного движения и результатов музыкальных соревнований как фактора развития народного инструментализма), компаративистского (для оценки влияния конкурсного движения на пропаганду народноинструментального искусства).
Новизна данного исследования язаключается в том, что на основе систематизации опыта организации любительских музыкальных конкурсов в России, разработана авторская модель любительского музыкального конкурса, обеспечивающего высокую степень социально-культурной активности участников.
Практическая значимость данного исследования язаключается в том, что основные результаты исследования могут быть использованы социально-досуговыми учреждениями при разработке конкурсов любительского музыкального творчества, как фактора развития социально-культурной активности личности молодежи.
Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
Исходя из вышесказанного, мы заключаем, что культурно — досуговая деятельность может быть эффективным средством развития социальной активности молодежи, если:
— во-первых, используемые образовательные технологии реализуют развивающийся и созидающий потенциал досуга;
— во-вторых, будет обеспечено постепенное вовлечение подростков с различными уровнями активности в социально значимую и творческую деятельность;
— в-третьих, участие молодежи в культурно-досуговой деятельности будет основываться на выработке педагогических методов, соответствующих целям и уровню развития социальной деятельности.
Так, развитие социальной и культурной деятельности подрастающего поколения будет способствовать свободе творчества и расширению спектра социальных инициатив молодежи в сфере рационального использования досуга; палитре социальных контактов молодежи, прежде всего в среде сверстников; оснащение учителя или учителя — организатора приемами, позволяющими объединить свою творческую индивидуальность и способность молодежи, раскрыть свое творчество и сформировать моральные, культурные и универсальные ценности личности современного общества.
Итак, исходя из анализа различных научных подходов к организации культурно-досуговой деятельности детей школьного возраста, нами выделены основные характеристики такого досуга, который:
— имеет ярко выраженные физиологические, психологические и социальные аспекты;
— основано на добровольности при выборе занятий и уровня активности; предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;
— формирует и развивает личность; способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;
— стимулирует творческую инициативу;
— является сферой удовлетворения потребностей личности;
— способствует формированию ценностных ориентаций;
— формирует позитивную «Я-концепцию»;
— обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие;
— способствует самовоспитанию личности;
— формирует социально значимые потребности личности и нормы поведения в обществе.
Таким образом, можно констатировать, что сущностью досуга подрастающего поколения является творческое поведение (взаимодействие с окружающей средой) в свободном выборе занятий и уровня активности в просторовочасовому среде, детерминированный внутренне (потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и внешне (факторами, порождающими поведение).
В результате проведенного исследования подведены итоги, что проведение конкурсов для музыкальных исполнителей — любителей служит толчком к раскрытию талантливых исполнителей, предоставляя новых средств музыкальной выразительности для исполнительских форм.
Сосуществование традиционной (классической) и модернистичних тенденций под влиянием общего мирового развития музыкального искусства способствует появлению новых стилистических направлений в музыке, которые начинают влиять на развитие творчества искусства и в целом музыки.
Обращение к традициям мировой и отечественной классики, появление оригинальных произведений актуализируют включения любительского исполнительства в контекст общего культурно-эстетичного воспитания, способствуя развитию социально-культурной активности личности, что в целом сказывается на росте исполнительского мастерства.
Конкурс дает возможность одаренным детям раскрыть свои способности, открыть дорогу в мир искусства и представляет срез современного искусства, наиболее актуальные его проявления и характерные особенности. Музыкально-творческие способности как комплексное образование, развитие которых зависит от уровней сформированности общего интеллекта личности, музыкального мышления, способности к эмоциональному реагированию на музыку, способности к интерпретации и импровизации при минимуме репродуктивной и максимуме продуктивной деятельности.
Подчеркнем, ежегодно в рамках конкурсной программы проходят творческие встречи, мастер-классы, концерты с участием лауреатов конкурса, членов жюри, известных исполнителей, деятелей культуры и искусств, что способствует пропаганде народно-инструментального искусства, ближнем и дальнем зарубежье.
Отметим и существенное влияние конкурса на развитие народно-инструментального искусства в пределах региона, оживление культурной жизни, пропаганду народного исполнительства среди широких кругов общественности, художников, педагогов благодаря интересным и разнообразным мероприятиям, проведение которых предусматривает формат конкурса.
Например, в рамках конкурсных мероприятий может состояться концерт «Вечер баянной музыки» с участием лауреатов международных конкурсов.
Учитывая то, что конкурс был проведен в дистанционном формате, мастер-классы с участием членов жюри состоялись в онлайн-режиме с помощью современных средств видеосвязи. Особо отметим онлайнинтервью с фрагментами мастер-класса, доцента кафедры народных инструментов, декана оркестрово-дирижерского факультета, которое можно посмотреть на YouTube.
Резюмируя обзор конкурсного движения, отметим репертуарне разнообразие программ, в которых были представлены лучшие образцы народно-инструментального искусства — от обработок народных песен до классики, адаптированной для исполнения на народных инструментах и авангардной музыки XX-XXI веков.
В целом анализ научных источников, материалов периодической прессы, концертно-конкурсных программ, интернет-источников обеспечил объективную оценку опыта проведения конкурса и позволил прийти к таким выводам:
‒ музыкально-исполнительский конкурсный движение является существенным фактором развития народно-инструментального искусства в России, пропаганде его лучших достижений в мире, которая имеет многолетнюю историю и является важным компонентом национальной музыкальной культуры, фактором инкультурации молодого поколения, одним из существенных механизмов распространения идеи консолидации всего народа на почве национальной идеи;
‒ разработанная модель конкурса является современным конкурсной площадкой для распространения лучших практик народно-инструментального исполнительства среди молодежи, где создаются условия для ее самореализации, обмена творческим опытом, раскрытия талантов, что имеет определяющее значение для поддержания духовной безопасности общества как на уровне региона, так и всей страны, поскольку обеспечивает повышение уровня культуры и гармонии в обществе, детерминирует преемственность в сохранении бесценного музыкального наследия, усиление консолидирующей функции творческой интеллигенции;
‒ опыт проведения конкурса является важным культурным ресурсом для поддержания имиджа России как центра развития народно-инструментального искусства, источником культурно-творческого роста его обитателей; многолетние наработки и творческие связи, начатые в результате проведения конкурса, формируют основу для интеграции его лучших достижений в академический процесс многочисленных учреждений образования, действующих в регионе, создание условий для культурно-духовного развития молодого поколения.
Учитывая высочайшую популярность творческих фестивалей в социально-культурной сфере, необходимо внедрение руководителями основ и технологий для успешной организации, управления и проведения конкурсов, а также обобщение и расширение теоретической базы в этой сфере, построение наиболее оптимальной и успешной модели для создания и управления творческим проектом и, как следствие, повышение уровня и качества в развитии социально-культурной активности участников конкурсов любительского музыкального творчества.
Разработанная (и в дальнейшем реализованная) модель музыкального конкурса может быть использована как пример структурированной последовательности действий по созданию музыкального продукта в рамках социально-культурной деятельности в городах и селах России.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы развития социально-культурных активностей участников конкурсов творческой направленности
1.1. Основные понятия и термины как основа для характеристики социально-культурных активностей
«Социально-культурная активность личности» — понятие межпредметное и в одинаковой степени используется философией, социологией, психологией, педагогикой.
В философии изучением содержания этого понятия занимались Е. Ануфриев, В. Афанасьев, В. Беленький и другие.
В данном направлении социально-культурная активность личности рассматривается как особый тип отношения социального субъекта к природной и социально-культурной среде в процессе деятельности, то есть как творчески-преобразовательное отношение.
Например, с точки зрения М.А. Фадеевой, социально-культурная активность личности — это особый тип отношений между личностью и социальной средой, реализуемых в процессе социальной деятельности, в которой личность на основе общественно сложившихся способностей преобразует эту социальную среду [55].
Ю. Воробьев также убежден, что социально-культурная активность личности не может быть раскрыта иначе, как через деятельность, ее формы и виды. Ученый отмечает, что социально-культурная активность личности выражает «не любую, а определенную деятельность: во-первых, обусловленную внутренними причинами; во-вторых, направленную не только на сохранение системы, но и на ее дальнейшее развитие; в-третьих, творческую; вчетвертых, ту, которая носит степенно избирательный характер и включает в себя оценочный момент». Также Ю. Воробьев утверждает, что социально-культурная активность личности преобразует не только окружающий мир человека, но и самого человека [8, с. 231].
Представители второго направления (Л. Архангельский, Л. Буева, В. Мордкович, Г. Малинин, Н. Сужиков и другие) социально-культурную активность личности считают внутренним свойством, состоянием, качеством социального субъекта. Так, В. Мордкович отмечает, что социально-культурная активность личности является существенным общественным качеством человека, проявляющимся в способности субъекта к целенаправленному взаимодействию со средой, в способности, которая базируется на ее потребностях и интересах, существует как внутренняя готовность к действию и проявляется как осознанная и энергичная деятельность, направленная на преобразование различных сфер действительности и самих социальных субъектов [35, с. 15].
В социологии понятие социально-культурная активность личности рассматривается учеными со стороны деятельностного и личностного подходов. Представители первого направления (Э. Бабосов, г. Зборовский, С. Фролов и другие) понимают социально-культурную активность личности как меру (степень), характеристику целенаправленной деятельности человека, связанную с преобразованием общественной среды и формированием социальных качеств личности [3 с. 131].
Социологи второго направления (А. Якуба и А. Кратко) считают, что социально-культурная активность личности — это системное социальное качество личности, в котором выражается и реализуется уровень ее социальности, то есть глубина и полнота связей с социумом, уровень превращения личности в субъект общественных отношений»[6, c.20].
На наш взгляд, эти подходы не противоречат, а дополняют друг друга, исходя из существующих в науке представлений о становлении индивида как личности общества в процессе социальной деятельности (А. Леонтьев, А. Петровский, С. Рубинштейн, И. Смирнов, Д. Фельдштейн, В. Ядов и др.). В психологическом плане рассматривается и характеризуется социально-культурная активность личности как личностное качество, которое базируется на потребностях и интересах личности и существует как внутренняя готовность к действию, которая обеспечивает жизнедеятельность человека в социуме. Так, В. Коган считает, что «социально-культурная активность личности» — это сознательная и целенаправленная деятельность личности и ее целостно-социально-психологическое качество, которые, будучи диалектически взаимообусловленными, определяют и характеризуют степень или меру персонального воздействия субъекта на предмет, процессы и явления окружающей действительности. Деятельность выступает как способ существования социального субъекта и является реальным проявлением его социальной активности [27].
К. Абульханова-Славская, Ю. Гиппенрейтер, В. Крутецкий, Н. Лейтес, А. Петровский, С. Рубинштейн, Д. Фельдштейн утверждают, что источником социально-культурной активности личности являются ее органические и духовные потребности. По мере того, как развивается человек, его социально-культурная активность как природная способность превращается в социальную систему наставлений, интересов, потребностей и во взаимодействие личности с окружающей средой. Этот процесс, по мнению Д. Фельдштейна, включает осознание человеком общественных явлений, предметных составляющих социальных отношений, развитие социальных потребностей, имеющих гражданскую направленность, прежде всего потребности в коллективном взаимодействии и соответствующих мотивах, побуждающих к сотрудничеству, участие в практической деятельности, имеющей социально ценностную направленность [56, с. 80].
В педагогике к проблеме социально-культурной активности личности обращено внимание многих исследователей (Л. Архангельского, Б. Вульфова, В. Бехтерева, А. Макаренко, В. Сухомлинского, К. Ушинского, С. Шацкого и др.). И это понятие рассматривается с позиции деятельностного подхода. Так, С.С. Керкис считает, что социально-культурная активность личности — это степень проявления сил, возможностей и способностей личности как члена коллектива, члена общества [22, с. 132]. Как сложное интегрированное качество личности, проявляющееся в инициативной, направленной, социально значимой деятельности и готовности действовать в интересах социальной общности, рассматривает социальную активность Н. Пилипчевска [43, с. 15]. Ученые -педагоги утверждают, что это качество не является врожденным, на его формирование направлены усилия родителей, педагогов, местного сообщества.
По мнению К. Абульхановой-Славской, Т. Борисовой, в основе социально-культурной активности лежат качества личности: инициативность, исполнительность, социальная ответственность, требовательность к себе и т.п., что позволяет говорить о социальной активности как интегрированную качество. Под инициативностью понимают свойство, которое тесно связано с хорошо развитой социально-культурной активностью. В. Селиванов определяет инициативность как способность и умение человека по собственному почину совершать действия и поступки [12, c.15]. Инициативность как составляющая социальной активности является основой усердия, которая проявляется в способности индивида выполнять поставленные задачи на высоком уровне в соответствии с предложенными требованиями, общественными правилами и нормами [11, с. 367].
Ученые рассматривают социальную ответственность как внутреннюю готовность индивида добровольно взять на себя обязательства за судьбы своих близких и общества в целом. Д. Фельдштейн считает, что как личностное качество социальная ответственность формируется через общественно значимую деятельность [56, с. 136]. Масштаб человеческой личности и ее нравственная сила определяются, в первую очередь, чувством требовательности к себе и к другим. Высокий уровень требовательности к себе характеризует личность с точки зрения ее готовности к выполнению социальных норм [4, c.239].
Обобщая взгляды ученых, социально-культурная активность личности может рассматриваться как актуальная социальная потребность, как преобразующая способность (свойство) и как устойчивая интегративная качество личности, формируется в социальной деятельности.