Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Развитие слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха в музыкально-ритмической деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития слухового восприятия у старших дошкольников с нарушением слуха в музыкально-ритмической деятельности 6
1.1. Слуховое восприятие в старшем дошкольном возрасте с нарушениями слуха и его особенности у детей с нарушениями слуха 6
1.2. Музыкально-ритмическая деятельность как средство развития слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха 13
1.3. Слуховое восприятие и его показатели сформированности в старшем дошкольном возрасте 6
1.4. Влияние нарушения слуха в детском возрасте на состояние слухового восприятия 18
1.5. Использование музыкально-ритмической деятельности, как средство развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха в теории и практике сурдопедагогики 21
Выводы по первой главе 23
Глава 2. Экспериментальное исследования слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха 25
2.1. Организация и методика исследования 25
2.2. Результаты констатирующего этапа исследования 27
2.3. Организация работы по развитию слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха в музыкально-ритмической деятельности 32
2.4. Результаты контрольного этапа исследования. Проверка эффективности проведенной работы 45
Выводы по второй главе 51
Заключение 53
Список использованной литературы 55
Приложение 1 61
Введение:
Актуальность темы исследования. Как известно из научных источников, социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности предполагает формирование у них способности к максимально возможной независимой жизни в обществе. Относительно детей с нарушениями слуха особое значение в данном контексте приобретает формирование и развитие их речевой деятельности, поскольку недостаточность слуховой функции влечет задержку речевого развития и, как следствие, нарушение способности к общению (Л.С. Выготский, Н.М. Морозова, Т.В. Розанова, Ж.И. Шиф и др.). Если вовремя не начать с ребенком соответствующую коррекционно-реабилитационную работу, эти нарушения приведут к ограничению его социальных контактов и торможению процесса социальной адаптации.
Проблемам развития нарушенной слуховой функции и ее использованию для формирования устной речи посвящены работы многих отечественных и русских ученых (И.Г. Багрова, В.И. Бельтюков, Р.М. Боскис, А. Гольдберг, С.А. Зыков, Е.П. Кузьмичева, Э. Леонгард, Л.П. Назарова, Л. Нейман, Ф. Рау, М.Ф. Фомичева, М.К. Шеремет и др.). Доказано, что развитие остаточного слуха, формирование и обогащение слуховых представлений способствует обогащению и активизации словарного запаса ребенка, повышению уровня понимания им словесного языка, улучшает произношение, побуждает к расширению речевых контактов. Все это является предпосылкой успешной социализации и интеграции таких детей в общество.
Следовательно, вопрос совершенствования методик развития слухового восприятия актуален для детей с нарушениями слуха. Существует необходимость поиска таких технологий, которые обеспечат творческий подход к данному виду работы и сделают соответствующую деятельность интересной, радостной и желательной для детей, будут способствовать формированию у них познавательных интересов.
Цель исследования состоит в проверке эффективности развития слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха в музыкально-ритмической деятельности.
Объект исследования: слуховое восприятие в старшем дошкольном возрасте с нарушением слуха и его особенности у детей с нарушениями слуха.
Предмет исследования: музыкально-ритмическая деятельность как средство развития слухового восприятия детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы развития слухового восприятия у старших дошкольников с нарушением слуха в музыкально-ритмической деятельности.
2. Провести экспериментальное исследования слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.
3. Провести работу по развитию слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха в музыкально-ритмической деятельности.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования; синтез и обобщение; тестирование; количественный и качественный анализ данных; сравнительный метод.
Выборка исследования: 10 детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха – слабослышащие дети.
Практическая значимость исследования состоит в том, что собранный нами материал и полученные результаты исследования могут быть использованы для дальнейших разработок данной проблемы; описанная нами организация работы по развитию слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха в музыкально-ритмической деятельности может быть использована в работе с детьми данной категории.
Структура работу представлена введением, двумя главами, заключением и списком использованной литературы.
Заключение:
Дети с нарушением слуха составляют разнородную группу, которая характеризуется степенью (глухота или тугоухость); временем, когда возникло поражение; уровнем речевого развития; наличием или отсутствием дополнительных отклонений в развитии. Однако у всех этих детей нарушено слуховое восприятие.
Считаем, что эффективным способом развития слухового восприятия у дошкольников с нарушениями слуха является музыкально-ритмическая деятельность, позволяющей формировать восприятие музыки, голоса, ритма речи и ритмичности движений.
Проведенное экспериментальное исследования слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха показало эффективность музыкально-ритмической деятельности в работе с детьми данной категории по развитию слухового восприятия.
На констатирующем этапе исследования было установлено, что у детей с нарушением слуха, принимавшим участие в исследовании, слуховое восприятие развито недостаточно. Было установлено, что: у 5 дошкольников (50%) отмечается низкий уровень развития слухового восприятия неречевых звуков на примере звучащих игрушек; слухового восприятия речевых звуков; слухового восприятия на этапе звукоподражаний. У 5 дошкольников (50%) отмечается средний уровень развития слухового восприятия неречевых звуков на примере звучащих игрушек; слухового восприятия речевых звуков; слухового восприятия на этапе звукоподражаний.
На формирующем этапе была проведена работа по развитию слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха в музыкально-ритмической деятельности, предполагающей: формирование музыкально-ритмических движений; слушание-восприятие музыки; выполнение песен и вокальных упражнений; игра на несложных музыкальных инструментах; инсценировка музыкальных произведений; работа над выразительной устной речью (с помощью фонетической ритмики).
Эффективность проведенной работы была подтверждена на контрольном этапе исследования, так как по всем используемым методикам 3 детей с низким уровнем перешли на средний уровень, а 3 детей со средним уровнем достигли высокого уровня развития слухового восприятия неречевых звуков на примере звучащих игрушек.
Полученные результаты исследования на контрольном этапе свидетельствуют об эффективности музыкально-ритмической деятельности в процессе развития слухового восприятия дошкольников с нарушениями слуха.
Таким образом, цель исследования была достигнута, задачи решены.
Данная работа перспективой дальнейшего исследования считаем изучение влияния развития слухового восприятия на развитие речевой функции у детей с нарушениями слуха.
Данная работа имеет свою практическую значимость, поскольку собранный нами материал можно использовать для дальнейшего изучения проблемы в данном направлении, а предложенная нами организация работа с дошкольниками с использованием музыкально-ритмической деятельности может быть полезна логопедам, дефектологам, воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические основы развития слухового восприятия у старших дошкольников с нарушением слуха в музыкально-ритмической деятельности
1.1. Слуховое восприятие и его показатели сформированности в старшем дошкольном возрасте
Вокруг ребенка постоянно есть множество различных звуков: разные шумы, щебетание птиц, звуки музыки, речевые звуки и т.д. Именно речевым звукам отводится значительная роль в развитии ребенка, поскольку их восприятие оказывает непосредственное влияние на развитие речи самого ребенка.
Содержание объема воспринимаемой на слух информации обеспечивается развитием акустической памяти [6; 8].
Именно работа педагога, направленная развитие слухового восприятия у дошкольников, готовит детей с нарушениями слуха к различению и выделению на слух языковых единиц: слов, слогов, звуков.
В течение первого года своей жизни ребенок учится различать на слух звуки и вырабатывает на них определенную реакцию. Отметим, что реакция ребенка на звук формируется после рождения. Ее возникновение во многом определяется слуховым восприятием ребенка как врожденной приспособленности его слуха воспринимать речь окружающих людей.
Первой (на первой неделе жизни) появляется реакция ребенка на голос матери, а затем на другие звуки (как речевые, так и неречевые). Затем на второй неделе у ребенка появляется реакция на сильные слуховые раздражители, ребенок начинает прислушиваться к громким звукам окружающей среды. Это свидетельствует о появлении у него слухового сосредоточения. На основе сказанного стоит отметить, что уже в первый месяц слуховое восприятие ребенка активно развивается и выявляется врожденная приспособленность слуха человека к восприятию речи [15].
В возрасте 10-12 недель ребенок начинает слышать более четко и уже поворачивает голову в ту сторону, откуда доносится звук. Обязательным условием возникновения у ребенка данной реакции на звук является появление возможности локализации звука в пространстве, которая появляется в возрасте 3-6 месяцев. Локализация звука позволяет ребенку дифференцировано и избирательно реагировать на звуки окружающей его среды.
В 6-9 месяцев интенсивно развиваются интеграционные и сенсорно-ситуационные связи, в следствии чего ребенок начинает понимать обращенную к нему речь, а к 9 месяцам уже выполняет действия по словесной инструкции взрослого, что свидетельствует и согласованной деятельности слухового анализатора.
К концу второго и началу третьего года ребенок уже обладает способностью различать на слух все звуки речи. В раннем возрасте происходит развитие дифференцированного слухового восприятия звуков речи в тесном содействии с развитием произносительной стороны речи. Восприятие звукового состава речи постепенно уточняется в силу постоянного формирования слухового восприятия. Овладение фонемами, как и другими фонетическими элементами речи, предполагает связанную деятельность слухового и речевого анализаторов. При этом слуховому анализатору принадлежит ведущая роль [38].
В конце четвертого года жизни дошкольники должны уметь различать звуки в словах и понимать смысловое значение слова в зависимости от его звукового состава. Работа по формированию фонематического слуха в этой возрастной группе должна проводиться систематически с постепенным осложнением [38].
Для развития слухового внимания целесообразно использовать самые доступные для детского восприятия звуки: сигналы машин, голоса животных, музыкальные звуки и т.д. На прогулках, во время игр, на отдельных занятиях (смотрах, экскурсиях, музыкальных занятиях) малыши слушают, о чем говорят улица, комната, лес, парк, музыкальная шкатулка, упражнение «Что ты услышал?».
Дети тихо сидят на игровой площадке или в комнате. Воспитатель предлагает закрыть глаза и послушать улицу. Через некоторое время позволяет открыть глаза. Каждый по очереди делится впечатлениями: один услышал гудок машины, другой – смех детей, третий – голос птицы, четвертый – дыхание соседа и т.д.
Можно прибегнуть и к рекомендованным методической литературой упражнениям для проверки слухового восприятия, а также специальным играм: «Солнце или дождик?», «Где позвонили?», «Кто кричит?», «Где играл Миша?».
Названные и подобные им игры и упражнения проводятся во время утреннего приема детей в перерыве между занятиями; они могут быть и частью занятия по ознакомлению с окружающим и речевого общения или музыкального [38].
Приблизительно с середины второго квартала, наряду с такими упражнениями, вводится новая задача – определение произнесенного слова, предложения. Воспитатель неоднократно проводит упражнение «Угадай, что я сказала». Первый вариант: произносит слова и предложения громко и шепотом; дошкольники слушают с закрытыми глазами, а затем воспроизводят услышанное.
Подбор слов к этому упражнению производится заранее с учетом следующих требований: значение слова должно быть уже известно детям.
Необходимо соблюдать принцип от простого к сложному: прежде всего подбирать слова, не похожие по звуковому слогу (Оля, сам, прыгай, веселый, быстро), а затем – близкие по звучанию, но разные по содержанию (Оля, Коля, сам, сом, сын).
В соответствии с вышеупомянутыми рекомендациями детям можно предложить серию вариантов упражнения «Угадай, что я сказала»: 1, 2 – воспроизведение слов (предложений), не похожих по звучанию, воспринимаемых слухом и зрением; 3, 4 – воспроизведение слов (предложений), схожих по звучанию, воспринятых слухом и зрением; 5 – воспроизведение слов (предложений), схожих и непохожих по звучанию, воспринятых слухом и зрением; 6, 7 – воспроизведение слов, предложений, непохожих по звучанию, воспринимаемых только слухом; 8, 9 – воспроизведение слов (предложений), схожих по звучанию, воспринимаемых только слухом; 10- воспроизведение слов, предложений, схожих по звучанию, воспринимаемых только слухом [38].
Воспитатель, проконсультировавшись с логопедом, решает, сколько раз повторять с детьми то или иное упражнение, исходя из качества его выполнения: проводит 2-3 раза в течение недели со всеми детьми или, в случае необходимости, с небольшими подгруппами [3].
Для выработки у дошкольников умение слушать и запоминать услышанную целесообразную игру «Запомни слова» (с картинками или мелкими игрушками). На столе под салфеткой лежат предметные картинки или игрушки. Воспитатель предлагает послушать два-три слова-названия, запомнить их, а затем найти на столе соответствующие картинки (игрушки).